Vektinion Report post #1 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 02:48 AM В ходе проектирования «воздушной боевой машины пехоты» Ми-24 , М.Л.Миль и его соратники задумали проект специализированного высокоманевренного винтокрылого «воздушного танка», который служил бы «летающей платформой для установки всевозможного вооружения». В этом варианте перевозка десанта уже не предусматривалась. К проработке нового вертолета "изделие 280", позднее переименованного в Ми-28, приступили вскоре после ухода из жизни М.Л. Миля в 1970 г., когда его преемником стал М.Н. Тищенко. Ведущим конструктором на ранних этапах был М.В.Ольшевец. Командование советских ВВС сформировало к этому времени основные требования к перспективной машине. Винтокрыл должен был служить средством поддержки сухопутных сил на поле боя, уничтожения танков и другой бронированной техники, сопровождения вертолетных десантов, борьбы с вертолетами противника. При проектировании "изделия 280" специалисты МВЗ рассмотрели возможность использования не только классической компоновки, но и прорабатывали вариант двухвинтового вертолета поперечной схемы. У последнего под крылом большого размаха можно было разместить практически любые виды вооружения, конечно, в пределах грузоподъемности. Кроме того, подъемная сила крыла облегчала взлет перегруженной машины с разбегом, давая определенные преимущества перед вертолетом классической компоновки. К тому же винтокрылу не нужен автомат перекоса, так по тангажу винтокрыл управляется без участия несущих винтов, а при помощи хвостового оперения и механизации крыла. Поперечной схеме свойственно еще одно достоинство: она позволяет катапультироваться членам экипажа, не попадая в область вращения несущих винтов, на чем настаивали военные. В 1973 г. был выполнен проект такой машины взлетной массой до 11,5 т, оснащенной двумя двигателями ТВЗ-117Ф мощностью 2800 л.с. каждый, двумя несущими винтами диаметром 10,3 м и толкающим пропеллером. Опытное производство построило соответствующий макет, в отделах ОКБ прорабатывались агрегаты и системы. В качестве основного оружия предполагалось использовать управляемые ракеты противотанкового комплекса 9М114 «Штурм» (до 16-й ракет), НУРС на 6 крыльевых узлах и 30-мм подвижную пушку. Общая масса боевой нагрузки оценивалась в 1200 кг. Кабина экипажа, состоящего из летчика и оператора, и основные агрегаты вертолета должны были иметь защиту от поражения оружием калибра 12,7 мм, пилотажно-навигационный комплекс — обеспечивать эксплуатацию в любое время суток и в любых метеоусловиях. Максимальная скорость машины планировалась 380-420 км/ч. В винтокрыле использовались элементы серийного Ми-24. Длина машины была приблизительно 2/3 от Ми-24. Компактность, разнесенные по крылу двигатели и высокая скорость полета, повышали выживаемость машины над полем боя. Поперечная схема гарантировала безопасное катапультирование экипажа вне дисков винтов. Однако с появлением информации об американском АН-64 , военные опять пересмотрели свои требования и ОКБ вернулось к разработке вертолета традиционной схемы. С уважением, Сергей Сыч Рисунок: Сергей Сыч Проекты самолетов СССР. http://alternathistory.org.ua/blogs/serg Share this post Link to post Share on other sites
Vektinion Report post #2 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 03:35 AM хоршо, что в серию не пошёл - некрасивый уж больно Share this post Link to post Share on other sites
Алексей Сергеевич Report post #3 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 04:47 AM хоршо, что в серию не пошёл - некрасивый уж больно За статью спасибо конечно. Не знал что в СССР подобное разробатовалось. По поводу красоты не согласен. Мне нравится (хотя дело вкуса конечно). Share this post Link to post Share on other sites
Алексей Сергеевич Report post #4 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 04:54 AM Обратил внимание что пропеллер на хвосте,- очень необычно для советских конструкторов(нет?), во всяком случае не помню чтобы видел нечто подобное . Share this post Link to post Share on other sites
Михась Report post #5 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 07:45 AM хоршо, что в серию не пошёл - некрасивый уж больно Да у него внешний вид мог ещё несколько раз поменяться, при доводке это обычное дело. Share this post Link to post Share on other sites
Синус Report post #6 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 09:34 AM Обратил внимание что пропеллер на хвосте,- очень необычно для советских конструкторов(нет?), во всяком случае не помню чтобы видел нечто подобное . Нормальное для вертолёта решение. Горизонтальные винты оставить только для подъёмной силы, а вот тяга для горизонтального полёта - уже специализированным для именно ЭТОЙ задачи винтом. И тут уже видны пути подхода к куда большей скорости полёта. А горизонтальное крыло даже и с отключением горизонтальных винтов даст подъёмную силу. То есть = весьма убогий вариант самолёта, в случае невозможности полёта на горизонтальных винтах. На посадку в аварийном режиме - должно хватать. понятно, что полоса для такой процедуры нужна длинная. Но да ведь увеличение возможности спасения экипажа и аппарата - это дорого стоит. Share this post Link to post Share on other sites
AlienEs Report post #7 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 12:35 PM На Оспри похож, разве что двигатели с винтами не поворачиваются в полёте. Насколько я в курсе на Ми-24 тоже похожий принцип - маленькие крылышки по бокам у него не только для навески вооружения, они и подъемную силу создают в полете и на взлете. Только заметил - у него еще и в хвосте толкающий пропеллер, забавно выглядит "птичка" Share this post Link to post Share on other sites
Doctor78 Report post #8 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 01:05 PM (edited) ИМХО для штурмового вертолёта лобовая проекция великовата - хрен промажешь. К схеме расположения несущих винтов и двигателей тоже есть вопросы по живучести на поле боя. РЛС-заметность можно не обсуждать. Короче, в фельдъегерской службе ему место или на ВДНХ. Edited February 10, 2014 by Doctor78 Share this post Link to post Share on other sites
AlienEs Report post #9 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 01:16 PM ИМХО для штурмового вертолёта лобовая проекция великовата - хрен промажешь. К схеме расположения несущих винтов и двигателей тоже есть вопросы по живучести на поле боя. РЛС-заметность можно не обсуждать. Короче, в фельдъегерской службе ему место или на ВДНХ. Насчет живучести - если там предусмотрена трансмиссия между двигателями, что-бы при отказе одного всё равно оба винта вращались, тогда с живучестью не так уж плохо, скорее наоборот сильно разнесенные двигатели снизят вероятность повреждения сразу обоих. Share this post Link to post Share on other sites
Doctor78 Report post #10 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 02:00 PM (edited) ИМХО для штурмового вертолёта лобовая проекция великовата - хрен промажешь. К схеме расположения несущих винтов и двигателей тоже есть вопросы по живучести на поле боя. РЛС-заметность можно не обсуждать. Короче, в фельдъегерской службе ему место или на ВДНХ. Насчет живучести - если там предусмотрена трансмиссия между двигателями, что-бы при отказе одного всё равно оба винта вращались, тогда с живучестью не так уж плохо, Трансмиссия - тоже уязвимый элемент, тем более такой протяжённости. Вот второй вариант компоновки "изделия 280" , одновинтовой и без толкающего: Edited February 10, 2014 by Doctor78 Share this post Link to post Share on other sites
AlienEs Report post #11 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 02:11 PM ИМХО для штурмового вертолёта лобовая проекция великовата - хрен промажешь. К схеме расположения несущих винтов и двигателей тоже есть вопросы по живучести на поле боя. РЛС-заметность можно не обсуждать. Короче, в фельдъегерской службе ему место или на ВДНХ. Насчет живучести - если там предусмотрена трансмиссия между двигателями, что-бы при отказе одного всё равно оба винта вращались, тогда с живучестью не так уж плохо, Трансмиссия - тоже уязвимый элемент, тем более такой протяжённости. Вот второй вариант компоновки, одновинтовой и без толкающего:... Да, трансмиссия уязвима, но она всё-таки добавляет живучести. Без неё повреждение любого одного двигателя - и машина падает, с ней машина летит с одним поврежденным двигателем, либо с поврежденной трансмиссией но исправными двигателями.. Кстати в вертолётах с хвостовым винтом тоже используется длинная трансмиссия (привод этого винта), причем её исправность жизненно важна для машины - без неё только аварийно приземляться, других вариантов нет, как-либо там дотянуть до базы не получится. Share this post Link to post Share on other sites
Doctor78 Report post #12 Posted February 10, 2014 | 02/10/2014 03:18 PM (edited) ИМХО для штурмового вертолёта лобовая проекция великовата - хрен промажешь. К схеме расположения несущих винтов и двигателей тоже есть вопросы по живучести на поле боя. РЛС-заметность можно не обсуждать. Короче, в фельдъегерской службе ему место или на ВДНХ. Насчет живучести - если там предусмотрена трансмиссия между двигателями, что-бы при отказе одного всё равно оба винта вращались, тогда с живучестью не так уж плохо, Трансмиссия - тоже уязвимый элемент, тем более такой протяжённости. Вот второй вариант компоновки, одновинтовой и без толкающего:... Кстати в вертолётах с хвостовым винтом тоже используется длинная трансмиссия (привод этого винта), Там она во-первых одна, во-вторых продольная в хвостовой балке и с лобовой проекции малоуязвима. На Ка-50/52 вообще отсутствует за неимением хвостового винта. Вобщем, неглупые люди вовремя отказались от этой двухвинтовой схемы для низколетящего ударного вертолёта непосредственной поддержки. Дальнейшее развитие темы привело к той же концепции, что и весь остальной мировой авиапром. Edited February 10, 2014 by Doctor78 Share this post Link to post Share on other sites