Jump to content
О фейках и дезинформации Read more... ×
Sign in to follow this  
Ауу

Говори со мной не по-русски. О фильме-сказке «Белый пароход» из Республики Саха

Recommended Posts

https://snob.ru/kino/govori-so-mnoi-ne-po-russki-o-filme-skazke-belyi-parokhod-iz-respubliki-sakha/

Говори со мной не по-русски. О фильме-сказке «Белый пароход» из Республики Саха

19 июня вышла сказка-драма «Белый пароход», снятая режиссером из Республики Саха Ингой Шепелевой. Кино Шепелевой основано на одноименной повести автора и обращается к малоисследованной и почти не описанной в российском кино теме советской и российской колонизации восточных регионов страны. О том, почему режиссер для разговора о столь сложном конфликте выбрала любовную историю, — в материале «Сноба»

c1958905-9655-486a-bf46-cd083e69f183.jpg

Одним абзацем

В сказке «Белый пароход» Инга Шепелева обращается к типичной истории любви белого «пришельца» и коренной жительницы, переписывая ее на свой манер. В интерпретации Шепелевой нет бравого белого красавца, приезжающего на неизведанную территорию, и юной местной жительницы, завораживающей своей духовностью, — вместо них лысеющий управленец из Москвы и взрослая женщина, которую уже обманули приезжие с Запада. Через рассказ об их непростых отношениях Инга Шепелева говорит о травме колонизации, как она будто останавливает время и не дает никому двигаться вперед.

Подробно

Из столицы в школу искусств Республики Саха присылают нового управляющего Олега (Александр Кошкидько) с двумя наказами: не повторять советских ошибок и взять работу предприятия под свой четкий контроль. Сразу по приезде мужчине сообщают об учительнице-хоровике Марте (Элла Соколова), разучивающей с детьми песню «Белый пароход». На попытки Олега что-либо изменить Марта отвечает своим отказом изъясняться с ним на русском языке и работать. Вскоре она понимает, что из-за ее решения никак не сотрудничать с Олегом могут пострадать дети, а потому все же пробует договориться с директором и, неожиданно для себя, влюбляется в него.

Фильм Инги Шепелевой «Белый пароход» может показаться очень осторожным высказыванием о колонизации Республики Саха на фоне других, более острых высказываний. За последние годы две картины, посвященные теме и межнациональной розни, подверглись цензуре: драму «Нууча» (2021) Владимира Мункуева не выпустили в прокат и отменили спецпоказы, а у триллера «Айта» (2022) Степана Бурнашева (он является одним из продюсеров «Белого парохода») отобрали уже выданное прокатное удостоверение. Любовная линия в «Белом пароходе» никак не умаляет значимость конфронтации между русским мужчиной и женщиной саха — это лишь иная форма разговора о важном.

 9d79c5d7-1719-448e-91e1-cba934ed7340.jpg

В «Белом пароходе» центральное место занимает языковой конфликт. Во-первых, он описывает процесс колонизации в стране, где русский язык выступает в качестве доминирующего. При встрече с Мартой присланный из Москвы Олег сразу хочет показать свою силу, и женщина просто и легко ему отвечает — переходит в диалоге на язык саха, который мужчина не понимает. Он приехал в регион, тут не все согласны играть по его правилам. Во-вторых, язык выражает стиль мышления. Олег общается с людьми короткими и отрывистыми фразами, почти всегда приказывает, говорит по-советски. 

Действие «Белого парохода» происходит будто бы в 90-х, но временные рамки условны — важно лишь, что уже произошел развал Советского Союза. О мертвом Левиафане-государстве в картине напоминают не только старые, ржавые корабли, укрытые кристально-белым снегом, но и школа искусств, на стенах которой видна лепнина в стиле соцреализма. Прошлое никуда не ушло, оно не только живет в умах людей, но его обломки невидимой радиацией влияют на окружающих. 

В «Белом пароходе» мир будто бы застыл, и это отражают не только зимние пейзажи, холодные цвета декораций, малоэмоциональные диалоги и актерская игра (дебютантка Элла Соколова невероятна в своей роли), но и зацикленность Марты на ее песне. Повторяемость — основной мотив фильма «Белый пароход», выполненного в форме современной и вечной сказки, которую детям из поколения в поколение рассказывают родители. Марта влюбилась в белого капитана, он провел с ней всю зиму, обещал вернуться и на прощание подарил виниловую пластинку с песней «Белый пароход». Мужчина не приехал обратно, и с тех пор песня так и не оставила женщину, везде ее сопровождает. Марта живет вне времени — она будто бы бестелесна, едина с духами и древней культурной традицией народа саха, и также испытала на себе счастье человеческой любви и навечно привязана к миру земному. Травма личная и общенациональная остановила время, и кажется, что Инга Шепелева предлагает свое решение проблемы.

f55c6b02-edaa-4ebb-bab0-3c969182b24e.jpg

Истории о любви «пришельца» и коренной жительницы (можно вспомнить «Покахонтас» и «Аватар») почти всегда создают романтизированный образ «экзотической» девушки, чистой и духовно глубокой по сравнению с европейками. В этом контексте Шепелева занимается активистской практикой реклейминга, то есть берет агрессивный материал (в ее случае расистские клише) и переписывает на свой лад. Ее Марта уже встречалась с белыми людьми, уже успела влюбиться и обжечься, она знает обо всех опасностях. Поэтому любовь Марты к Олегу — не метафорическое прощение колонизатора за насилие, а осторожная попытка отпустить боль и попробовать заговорить с тем самым «другим».

 

Дмитрий Елагин

d29e2e78-7991-4de9-a11c-df619758314e.jpg

меня зовут Дима Елагин (он/она), я трачу жизнь на кино и рассказываю о нем

https://t.me/s/diepuppe

Спойлер

image.thumb.png.8441b1459e8e869c1ea590ad329c489d.png

 

  • Thanks (+1) 5
  • Sad 3
  • Confused 2
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодой сотник Ёроол-Гуй, получил внеочередное звание илбэча. Но радости ему это не принесло: генерал- полковник 12 гвардейского Рязанского тумена, барон Чейтосын, отправил молодого офицера к дальней границе империи, в земли нищих, диких варваров. Давным-давно их скудные земли осветил свет цивилизации, принеся немало полезных вещей прозябающим в лесах людям. Непобедимые тумены прекратили распри меж племенами, стали железной стеной на границах, оберегая туземцев, а мудрый правитель орды- самолично назначал наиболее достойных из нихпрвителями варваров, а иногда и оказывал им великую честь, женя на своих дочерях. Ну и дальше- депрессивные регионы, лес, уродливые аборигены: круглоглазые, белокожие, ленивые. Кругом лес, странные дома из бревен, всегда стоящие на месте- все не по людски..

 

А побежденным горе– нечего было на печи сидеть, или на чем там сидели древние якуты..  Против огнестрела- холодное оружие не играет. Понятно, что отсталых в социальном развити-колонизировали более развитые соседи.

 

Edited by exe081
  • Thanks (+1) 5
  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дейрут сказал(а) 30 минут назад:

Так вот и надо снимать такие фильмы. И показывать, что пока не пришли русские, была резня

Да фиг его знает, что лучше. Может и не лучше совсем. Такие моменты прошлого вообще нежелательно выносить на обозрение широкой публики, ибо вызывают нездоровый ажиотаж. Если речь о внешних силах, еще куда ни шло, и то там власти всегда стараются учитывать текущую внешнеполитическую конъюнктуру и палку не перегибать, а уж если идет речь о своих этносах. Гасить надо такие поползновения, однозначно. А о прошлом снимать не художественные фильмы, бьющие по эмоциям, а документальные с привлечением фактического материала. Хотя и это не панацея. Я к тому, что дурной пример заразителен, и прочие местные народы тоже могут начать лепить что-то подобное, но уже против соседей. Те же чукчи, например. У них своя автономия и на мнение Якутска им наплевать по большому счету. Или эвенки Красноярского края. Возмут да и тоже снимут чего героического ,как их пращуры храбро побивали якутских интервентов или типа того. В Якутии первыми же взвоют "а нас-то за шо?!".

Edited by Дядя Вова
  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дядя Вова сказал(а) 13 минут назад:

Да фиг его знает, что лучше. Может и не лучше совсем. Такие моменты прошлого вообще нежелательно выносить на обозрение широкой публики, ибо вызывают нездоровый ажиотаж. Если речь о внешних силах, еще куда ни шло, и то там власти всегда стараются учитывать текущую внешнеполитическую конъюнктуру и палку не перегибать, а уж если идет речь о своих этносах. Гасить надо такие поползновения, однозначно. А о прошлом снимать не художественные фильмы, бьющие по эмоциям, а документальные с привлечением фактического материала. Хотя и это не панацея. Я к тому, что дурной пример заразителен, и прочие местные народы тоже могут начать лепить что-то подобное, но уже против соседей. Те же чукчи, например. У них своя автономия и на мнение Якутска им наплевать по большому счету. Или эвенки Красноярского края. Возмут да и тоже снимут чего героического ,как их пращуры храбро побивали якутских интервентов или типа того. В Якутии первыми же взвоют "а нас-то за шо?!".

То, что у нас СОВСЕМ не работают с "интеллигенцией" народов, населяющих РФ, очень опасно. Без руководящей и направляющей руки государства, а лучше сержанта НКВД с наганом, стоящего за плечом каждого творческого работника , получатся только центробежные тенденции.

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дядя Вова сказал(а) 53 минуты назад:

Да фиг его знает, что лучше. Может и не лучше совсем. Такие моменты прошлого вообще нежелательно выносить на обозрение широкой публики, ибо вызывают нездоровый ажиотаж.

Про то кто сжигал деревни в Белоруссии вместе с жителями тоже не говорили "во избежании нездорового ажиотажа". Результат вам нравится? Так что если не говорите вы - то говорят другие. Я бы еще про казахов сериал замутил со всей откровенностью.

  • Thanks (+1) 6

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ауу сказал(а) 3 часа назад:

старые, ржавые корабли, укрытые кристально-белым снегом,

Это вроде речные паромы?

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 1 час назад:

Я бы еще про казахов сериал замутил со всей откровенностью.

И какой результат хотите получить?

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евжен 2 сказал(а) 5 минут назад:

Это вроде речные паромы?

да, или сухогрузы-толкачи проекта СК-2000 , корма одинаковая.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евжен 2 сказал(а) 1 час назад:

И какой результат хотите получить?

Не должно быть игры в одни ворота, пока они обливают нас грязью мы молчим. Странно было бы ожидать какого то другого результата от того что мы видим на украине. В любую игру можно играть и вдвоем и втроем. Обменяемся правдами и успокоимся, в противном случае в говне будем только мы а все окружающие в белых одеждах. Мне не нравится быть в положении изгоя, тем более что 90% того в чем обвиняют Россию или прямая ложь или сознательное умолчание деталей некоторых событий, или неверная интерпретация. А вы что предлагаете?

Edited by Sweix
  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 3 минуты назад:

Не должно быть игры в одни ворота, пока они обливают нас грязью мы молчим. Странно было бы ождать какого то другого результата от того что мы видем на украине. В любую игру можно играть и вдвоем и втроем. Обменяемся правдами и успокоимся, в противном случае в говне будем только мы а все окружающие в белых одеждах. Мне не нравится быть в положении изгоя, тем более что 90% того в чем обвиняют Россию или прямая ложь или сознательное умолчание деталей некоторых событий, или неверная интерпретация. 

 А тут всегда проблема. На Украине сейчас внуки повторяют своих дедов бандеровцев - смутила бы их наша правда, не знаю. Рассказывать внукам казахам про их дедов?..    мы вон стесняемся за чеченцев с крымскими татарами говорить, сложно это...  кто отвечать за перегибы будет?

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евжен 2 сказал(а) 9 минут назад:

 А тут всегда проблема. На Украине сейчас внуки повторяют своих дедов бандеровцев - смутила бы их наша правда, не знаю. Рассказывать внукам казахам про их дедов?..    мы вон стесняемся за чеченцев с крымскими татарами говорить, сложно это...  кто отвечать за перегибы будет?

В том то и дело что большая часть тех кто воюет против нас это внуки советских воинов, и, если бы вовремя была вся информация, то быть бандеровцем было бы на той территории просто позорно и у канадских последышей бандеры не было бы шансов заморочить людям голову.  Внутри России эти вопросы можно решать по-другому. Если покопаться - можно выяснить - что за режиссер снимает такие фильмы, на какие деньги, связи, явки, пароли. Как он пришел к этому... В общем правду надо говорить.

 

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 5 часов назад:

Про то кто сжигал деревни в Белоруссии вместе с жителями тоже не говорили "во избежании нездорового ажиотажа". Результат вам нравится? Так что если не говорите вы - то говорят другие. Я бы еще про казахов сериал замутил со всей откровенностью.

Я сказал, что не надо превращать эту тему в поле для "блокбастеров". А вот взвешенные документальные фильмы хотя бы в стиле Ромма делать необходимо. Беда лишь в том, что и их делать едва ли будут. Пример постепенного сознательного вымывания их общественной памяти и дискурса темы участи русских в Чечне в 90-е тому наглядное подтверждение. Кстати, может и чеченцы тоже чего-нить такое же снимут однажды. И едва ли им дадут по рукам в этом случае. Ну если только в Кремле будет уже иной постоялец.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дядя Вова сказал(а) 7 часов назад:

Опасную тему на самом деле поднимают господа якутские кинодеятели. Видимо, они не в курсе, что 2/3 территории нынешней "Саха" - вовсе не якутские этнические земли? Когда русские в середине 17 века появились в среднем течении Лены, якуты жили только там. Русские отправились далее на восток и север, и в том же самом веке основали постоянные поселения на севере НЫНЕШНЕЙ Якутии (границы которой весьма произвольно определили большевики). Так вот, на тех же самых северных "якутских" землях сами якуты появились лишь к исходу 19 века, не спеша размножаясь и заселяя новые территории, выживая оттуда прежних автохтонных обитателей. Или ассимилируя их, что немногом лучше прямого изгнания. Эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей... Иными словами, якуты заселили земли своего нынешнего обитания, когда те давно были российскими и с разрешения же русских! Поданными которых в числе прочих народов они и были. А теперь мы видим фильмы, где, ничтоже сумняшеся, местные титульные, набравшись храбрости, начинают рассказывать слезливые истории о "русской оккупации" "священной якутской земли". Не вопрос, если речь об окрестностях какого-нибудь Якутска, якуты там действительно жили до прихода русских туда, но во вот что до остальных территорий , особенно на севере и северо-востоке - извиняйте, русские живут там постоянно среди местных же аборигенов аж с того самого 17 века, когда якутами в тех краях и за сотни верст не пахло еще пару веков после. Поэтому это якуты там в гостях у русских, но никак не наоборот. Так что зря они качают этот вопрос, как бы не сняли потом эвенкийские и юкагирские аналогичные фильмы о якутских незваных пришельцах на исконных землях этих народов, геноциде, оккупации и тому подобном.

Когда русские пришли в Якутию они остановили там войнушку всех против всех и численность якутов за сотню лет выросла в несколько раз.

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 3 часа назад:

Не должно быть игры в одни ворота, пока они обливают нас грязью мы молчим.

Вы можете как-нибудь доехать до форумных посиделок в Козловице, я Вам дам полистать учебник истории, казахский, увидите что на государственном уровне грязью они нас не поливают. 

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Северный ветер сказал(а) 10 минут назад:

Вы можете как-нибудь доехать до форумных посиделок в Козловице, я Вам дам полистать учебник истории, казахский, увидите что на государственном уровне грязью они нас не поливают. 

Ну, не смешите меня. Там все чуть чуть сложнее, но даже пятикласнику невооруженным взглядом видно  что этим занимаются местные нацики и проплаченые агенты которых власти покрывают. У нас такие фильмы могут снимать режиссеры-«энтузиасты» на добровольных началах и совсем не обязательно раскрывать источники их финансирования. Мы тоже так можем - это не мы, это само насралося.

Edited by Sweix
  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Северный ветер сказал(а) 6 минут назад:

Вы можете как-нибудь доехать до форумных посиделок в Козловице, я Вам дам полистать учебник истории, казахский, увидите что на государственном уровне грязью они нас не поливают. 

А за приглашение спасибо. 

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 11 минут назад:

Там все чуть чуть сложнее, но даже пятикласнику невооруженным взглядом видно  что этим занимаются местные нацики и проплаченые агенты которых власти покрывают.

Нацики конечно занимаются, но власть не сказать что одобряет. Игнорирует - возможно. Ибо других проблем много, помимо этой. 

А так вообще историю ВОВ они категорически как общую историю подают. Старые памятники не ломают, даже вот новые появляются. Это Караганда

 

b77b559bb3e83af3f073fb6707f9e4d4.jpg

 

14ee2bda2738727f787669ce4e4c97ce.jpg

 

 

 

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 22 часа назад:

В том то и дело что большая часть тех кто воюет против нас это внуки советских воинов, и, если бы вовремя была вся информация, то быть бандеровцем было бы на той территории просто позорно и у канадских последышей бандеры не было бы шансов заморочить людям голову.

Что то вы пропустили последние 35 лет, Союз рушили все под лозунгом - коммунисты никогда больше..  а значит те, кто боролся с коммунистами хороший, и те кто сбежал в Канаду хороший.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евжен 2 сказал(а) 42 минуты назад:

Что то вы пропустили последние 35 лет, Союз рушили все под лозунгом - коммунисты никогда больше..  а значит те, кто боролся с коммунистами хороший, и те кто сбежал в Канаду хороший.

Если бы людям вовремя рассказали что эти хорошие люди забивали детям гвозди в головы, жгли деревни в Белоруссии вместе с людьми и делали еще много очень интересного - вряд ли их кто то называл хорошими даже в то безумное время. Есть очень интересная книга на эту тему: "Горькая правда. Преступления ОУН УПА (исповедь украинца)" за авторством некоего Виктора Полищука который в 45-м как раз убежал в Канаду, а под старость, чувствуя приближение Божьего Суда,  написал эту книгу.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 1 минуту назад:

Если бы людям вовремя рассказали что эти хорошие люди забивали детям гвозди в головы, жгли деревни в Белоруссии вместе с людьми и делали еще много очень интересного - вряд ли их кто то называл хорошими даже в то безумное время. Есть очень интересная книга на эту тему: "Горькая правда. Преступления ОУН УПА (исповедь украинца)" за авторством некоего Виктора Полищука который в 45-м как раз убежал в Канаду, а под старость, чувствуя приближение Божьего Суда,  написал эту книгу.

СССР, победив в страшной войне не мог говорить про народы. Говорили про отдельных людей. А после признания не правильными депортации народов, придумать как далее правильно вести себя не смогли. Я их судить не берусь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евжен 2 сказал(а) 30 минут назад:

СССР, победив в страшной войне не мог говорить про народы. Говорили про отдельных людей. А после признания не правильными депортации народов, придумать как далее правильно вести себя не смогли. Я их судить не берусь.

Речь идет не об отдельных людях, а о конкретных организациях таких как ОУН-УПА, Туркестанский легион итд итп.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sweix сказал(а) 22 часа назад:

Речь идет не об отдельных людях, а о конкретных организациях таких как ОУН-УПА, Туркестанский легион итд итп.

И книжки писали и кина снимали...  только все это для молодежи, преданье старины глубокой..

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sign in to follow this  

×