Jump to content
О фейках и дезинформации Read more... ×
Sign in to follow this  
Реникса

Пакистан продаст Азербайджану новых истребителей на $4,6 млрд

Recommended Posts

Пакистан продаст Азербайджану новых истребителей на $4,6 млрд

Азербайджан подписал рекордную сделку на сумму $4,6 млрд на приобретение 40 истребителей JF-17 Thunder, значительно расширив свой предыдущий заказ на 16 самолетов, 8 июня сообщает Тhe Defense News.

Это крупнейший контракт на экспорт вооружения со стороны Пакистана. Азербайджан в свою очередь становится крупнейшим иностранным оператором серии JF-17. Самолет является совместной разработкой пакистанской Pakistan Aeronautical Complex (PAC) и китайской Chengdu Aircraft Corporation, привлек к себе внимание всего мира как высокоэффективный, но экономически эффективный многоцелевой боевой самолет.

Сделка также включает инвестиционный пакет на $2 млрд, что свидетельствует об углублении военного и экономического сотрудничества между Баку и Исламабадом.


Азербайджан получит новейшую версию JF-17 Block III, что является большим скачком в возможностях по сравнению с предшественниками. Вариант Block III отличается передовыми технологиями, такими как радар с активной электронно-сканирующей решеткой (AESA), современная стеклянная кабина, улучшенные системы радиоэлектронной борьбы и совместимость с дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух» PL-15 и PL-10.

ИА Красная Весна
***

результат индо-пакистанского конфликта??? ...

против кого вооружаемся??? ...:girl_shy:

  • Thanks (+1) 8
  • Haha 6

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пусть вооружаются ракетами воздух-воздух.  Мы пока делаем ракеты самолет-мишень. 

  • Thanks (+1) 5
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Реникса сказал(а) 25 минут назад:

Азербайджан подписал рекордную сделку на сумму $4,6 млрд на приобретение 40 истребителей JF-17 Thunder

 

Чудная конструкция. Больно на нашего Буншу МиГ похожий

 

Цитата

JF-17 – пакистанское обозначение самолёта FC-1, разработанного совместно с Китаем, для которого основой стал J-7 – «клон» советского фронтового истребителя МиГ-21

 

Цитата

Первая партия FC-1/JF-17 была изготовлена в Китае, а затем выпуск машины начался в пакистанском городе Камра на заводе совместного предприятия Chengdu Aircraft и компании Pakistan Aeronautical Complex. Грубо говоря, комплектующие для самолета поступали из Китая, России (двигатель РД-33) и нескольких других стран, а в Камра осуществлялась только финальная сборка истребителей. Такой подход устраивал абсолютно всех: Пакистан за относительно небольшие сроки и без серьезных финансовых вложений (чуть более 500 миллионов долларов) превратился в страну, располагающую современным авиапромом и выпускающей вполне конкурентоспособный истребитель. Китайская сторона выгодно продала не только не самые современные технологии, но и исправно снабжала партнеров комплектующими, Россия также не осталась внакладе, найдя стабильный рынок сбыта двигателей РД-33.

 

  • Thanks (+1) 8

Share this post


Link to post
Share on other sites
Реникса сказал(а) 36 минут назад:

против кого вооружаемся??? .

Нихатят они в родную Персидскую гавань.

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
kubunteg сказал(а) 1 час назад:

J-7 – «клон» советского фронтового истребителя МиГ-21

 

МиГ -21 , если вспомнить, что он был  ультрадешевый, аж дешевле танка (советского, а не абрамса) - прекрасный, просто пипец какой прекрасный, беспилотник...   

Edited by Кир
  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Азербайджан закупился истребителями в Пакистане? Так вроде азеры давно под турками...

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

#источники
Курс Азербайджана на показательное дистанцирование от РФ не остался незамеченным в Москве. По данным источников, МВД запустит кампанию по зачистке рынков, где ключевые позиции принадлежат гражданам Азербайджана, что подтверждает нашу информацию. (https://t.me/Taynaya_kantselyariya/12434) Формально речь идёт о незаконной занятости и нарушениях миграционного режима. Но в реальности — это следствие охлаждения между Москвой и Баку на фоне всё более выраженного азербайджанского внешнеполитического дрейфа в сторону Турции и прозападных форматов.

Ведомство инициирует массовые проверки рынков в Москве и Подмосковье, владельцами которых являются носители с азербайджанских паспортов, в том числе знаменитый «Садовод». В фокусе особого интереса будут не столько факт найма иностранных работников, сколько масштабы уклонения от налогов, нарушения санитарных и миграционных норм и, главное, фактическая монополизация целых сегментов потребительского рынка. Внутри системы это трактуется как политико-силовой сигнал: «инфраструктура» азербайджанского бизнеса в России, прежде защищённая неформальными связями, теряет иммунитет.

Особое внимание уделят тем, кто в последние годы использовал российскую юрисдикцию как удобный плацдарм для накопления капитала и сетевой экспансии, но при этом не поддержал ни одну пророссийскую публичную инициативу. Азербайджанская диаспора столкнется с жесткой правовой реальностью, а данный кейс могут впоследствии использовать как дисциплинарный инструмент в отношении других внешне ориентированных групп, чтобы повысить их лояльность России.

***

Цитата

Путин намекнул Алиеву. Первые ласточки «базарно-помидорной войны» с Азербайджаном

 

Более 500 тонн овощей из Азербайджана стали первыми жертвами политики. Обострение политических отношений между Россией и ранее лояльным соседом привело к тому, что Баку и азербайджанские диаспоры могут потерять не менее 100 млн рублей. Это только первые ласточки.

 

Увидите в магазинах томаты из Азербайджана — знайте, что они могут быть заражены вредителями. Южноамериканская томатная моль и восточная плодожорка — это лишь малая часть несчастий. Еще россиянам угрожает картофельная моль, завезенная из того же Азербайджана. По крайней мере, так утверждает Россельхознадзор.

27 мая управление ведомства по республике Дагестан, через которую в Россию импортируют овощи и фрукты из Азербайджана, зафиксировало наличие вышеуказанных вредителей в 400 тоннах плодоовощной продукции. Еще 152 тонны импортных овощей оказались без действительных сертификатов.

https://runews24.ru/articles/31/05/2025/putin-nameknul-alievu-pervyie-lastochki-bazarno-pomidornoj-vojnyi-s-azerbajdzhanom?ysclid=mbq8f19yar642095724 
 

 

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

В полку экспортеров боевых самолётов прибыло, теперь там "отсталый" Пакистан.

А ведь когда Индия была "жемчужиной в короне Британской империи" английские власти проводили там политику запрета развития местной промышленности "Все промышленные товары которыми торгуют в Индии должны завозиться из метрополии, даже гвозди"©.

А вот российский империализм уходя оставил в "колониях" заводы, но "независимые" их просрали.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Помор сказал(а) 15 минут назад:

А вот российский империализм уходя оставил в "колониях" заводы, но "независимые" их просрали.

Заводы включенные в производственно промышленную сеть, отдельно от сети они существовать не могли'c. :kolobok_haveno:

Share this post


Link to post
Share on other sites
VO1 сказал(а) 37 минут назад:
Помор сказал(а) 54 минуты назад:

А вот российский империализм уходя оставил в "колониях" заводы, но "независимые" их просрали.

Заводы включенные в производственно промышленную сеть, отдельно от сети они существовать не могли'c:kolobok_haveno:

А кому понадобилось производственные и сбытовые "оковы" разорвать?:debily:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Помор сказал(а) 1 минуту назад:

А кому понадобилось производственные и сбытовые "оковы" разорвать?:debily:

Великой Энергетической Державе понадобилось! :morning:

Share this post


Link to post
Share on other sites
kubunteg сказал(а) 4 часа назад:

 

Чудная конструкция. Больно на нашего Буншу МиГ похожий

 

 

 

Неплохо бы в этот двигатель чип какой внедрить, что удалённо его можно было выключить...

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кир сказал(а) 4 часа назад:

 

МиГ -21 , если вспомнить, что он был  ультрадешевый, аж дешевле танка (советского, а не абрамса) - прекрасный, просто пипец какой прекрасный, беспилотник...   

Для камикадзе слишком дорогой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
mixali4 сказал(а) 4 часа назад:

Азербайджан закупился истребителями в Пакистане? Так вроде азеры давно под турками...

Айзеры давно под Алиевыми года так с 1993, а те уже решают с кем сейчас дружить. Зря что ле папенька служил в КГБ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Absurdist сказал(а) 17 минут назад:

Для камикадзе слишком дорогой.

 

Зависит от цели, может выйти и дешевым...  Если к примеру двумя такими можно мост завалить... 

 

 

А вот если рассматривать как беспилотный истребитель-бомбардировщик очень даже интересно без всяких камикадзе... 

Edited by Кир
  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кир сказал(а) 32 минуты назад:

 

Зависит от цели, может выйти и дешевым...  Если к примеру двумя такими можно мост завалить... 

 

 

А вот если рассматривать как беспилотный истребитель-бомбардировщик очень даже интересно без всяких камикадзе... 

Баллистика дешевле будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Absurdist сказал(а) 13 минут назад:

Баллистика дешевле будет. 

 

Да? А зачем тогда носители вообще нужны?   Баллистика же дешевле. Все истребители и бомберы под нож :)

  • Sad 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
VO1 сказал(а) 5 часов назад:

Великой Энергетической Державе понадобилось! :morning:

Не надо свистеть.ТАПОиЧ только в попу не целовали лишь бы остались в кооперации.Куда там...

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кир сказал(а) 1 час назад:

 

Да? А зачем тогда носители вообще нужны?   Баллистика же дешевле. Все истребители и бомберы под нож :)

Не путайте носитель и дрон камикадзе. Для камикадзе в этой машине как минимум шасси лишние и тормозной парашют. И она избыточно дорогая по материалам из которых сделана. Движки с избыточным ресурсом и много чего еще лишнего.

 

Если говорить про дрон перехватчик то его надо делась сильно меньше по фюзеляжу, так как не нужно место под человека и катапульту.

 

Edited by Absurdist

Share this post


Link to post
Share on other sites
фидель 12 сказал(а) 21 минуту назад:

Не надо свистеть.ТАПОиЧ только в попу не целовали лишь бы остались в кооперации.Куда там...

Платить не пробовали?

Share this post


Link to post
Share on other sites
VO1 сказал(а) 17 минут назад:

Платить не пробовали?

Платить чтобы были?.Там работать не пробовали.Типа в 90-е денех было просто некуда девать. Выкупили недостроенные корпуса ИЛов,ну наверно Ташкент вздохнул свободно.рад за него.

Edited by фидель 12

Share this post


Link to post
Share on other sites
Реникса сказал(а) 18 часов назад:

Пакистан продаст Азербайджану новых истребителей на $4,6 млрд

Ага. Пакистан сам на импортных истребителях летает.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
фидель 12 сказал(а) 13 часов назад:

Платить чтобы были?.Там работать не пробовали.Типа в 90-е денех было просто некуда девать. Выкупили недостроенные корпуса ИЛов,ну наверно Ташкент вздохнул свободно.рад за него.

Денег значит не платили.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Где-то грустно танцует командование индийских ВВС и поёт песню о несчастной любви к корыстной и обманчивой французской даме. Повторяя в припеве "А тому ли я дала?".

Вот это просто провалище из провалищей. Это просто прыжок в яму с дерьмом с десятиметрового трамплина, с брызгами и оценками "0" от всех судей. 

старательно верчение задницей оставило Индию и без лёгкого истребителя и без нового тяжёлого истребителя. Ни МиГ-35 ни Су-57. только Рафали в час по чайной ложке. Зато эуропэйцй. Диверсифицированные. 

Паки получили конечно не воздушного доминатора, но зато уже пристроили на продажу! А Харирамам, ещё лет 10 танцевать в попытке от французов обещанного дождаться. 

При этом машина по слухам получилась у китайцев и паков недорогой и несложной, вполне производимой в Пакистане. А к ней дальнобойная ракета у китайцев подоспела. Всё её как надо, не французы чай. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спойлер

JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового века

20 апреля 2013

Одной из наиболее интересных новинок среди боевых самолетов, демонстрировавшихся на прошедшем во второй половине июля авиасалоне в Фарнборо, стал легкий многоцелевой истребитель JF-17 (FC-1), разработанный китайской самолетостроительной корпорацией из Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation, CAC) и недавно принятый на вооружение ВВС Пакистана. Серийный выпуск самолетов осуществляется совместными усилиями корпорации в Чэнду и Пакистанского авиастроительного комплекса (Pakistan Aeronautical Complex, РАС), расположенного в Камре. В Фарнборо прибыли сразу два JF-17, собранные в этом году в Пакистане. Это первая публичная презентация нового китайско-пакистанского истребителя на международном авиасалоне: несмотря на то, что прототип самолета поднялся в воздух в Китае еще в 2003 г., "живая" машина пока ни разу не показывалась на авиационных выставках, даже в китайском Чжухае - до сих пор все ограничивалось только демонстрацией моделей и макетов. Легкий истребитель 1О-тонного класса с относительно современным оборудованием и вооружением уже успел получить у журналистов прозвище "МиГ-21 XXI века". Действительно, JF-17 родился в Китае как преемник выпускавшихся здесь долгие годы самолетов J-7 (F-7) - клонов легендарного советского МиГ-21. Однако сможет ли новинка получить такую популярность в мире, какую имел знаменитый отечественный истребитель, - покажет время. Пока JF-17 закупается только пакистанскими ВВС, и даже о намерениях получить его Народно-освободительной армией Китая ничего не известно. Тем не менее, интерес к машине уже проявляют в ряде стран, традиционно приобретавших китайские истребители и чьи возможности не позволяют иметь более дорогие самолеты западного производства. Дебют JF-17 в Фарнборо, тем самым, можно рассматривать как начало активной кампании по продвижению китайско-пакистанского истребителя на мировой рынок.

Как все начиналось

История нового легкого китайско-пакистанского истребителя берет свое начало еще во второй половине 80-х гг., когда в Пакистане начали рассматривать возможность замены устаревших самолетов F-6 (китайский клон советских МиГ-19), а в перспективе - и F-7 (китайская версия МиГ-21, в модификации F-7P в больших количествах поставлявшаяся пакистанским ВВС). В рамках проекта "Сейбр II" (Sabre II) в КНР и Пакистане изучалась возможность радикальной модернизации F-7 с использованием современного западного оборудования. К работам была привлечена американская компания "Грумман", трехсторонний контракт с которой был заключен в январе 1987 г. Результаты, правда, оказались неутешительными: самолет оказывался дороже, чем предлагавшийся Пакистану Соединенными Штатами всего за 13 млн долл. F-16, а его характеристики и эксплуатационные возможности - хуже. К тому же в 1989 г., после событий на пекинской плошади Тяньаньмэнь, правительство США ввело запрет на сотрудничество американских компаний с КНР, и "Грумману" пришлось выйти из программы. Не увенчались успехом и попытки КНР и Пакистана продолжить проект "Сейбр II" без американского партнера: введенные в 1990 г. санкции против Пакистана, отказавшегося присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, не оставили шансов на получение необходимой авионики западного производства.

Первый летный экземпляр FC-1 в
очередном испытательном полете

В Китае, на заводе в Чэнду, тем не менее, работы по созданию преемника F-7 были продолжены в одностороннем порядке. Проект получил название "Супер 7", и в феврале 1992 г. китайская авиационная импортно-экспортная корпорация CATIC предложила его Пакистану на условиях равного финансового участия и разделения рисков. На первом этапе "Супер 7" планировалось комплектовать оборудованием и вооружением китайского производства с возможностью последующей адаптации западных образцов. Сборку серийных самолетов в будущем предполагалось наладить на мощностях Пакистанского авиастроительного комплекса РАС, уже имеющего опыт ремонта китайских истребителей и выпуска запчастей к ним. В начале 1994 г. ВВС Пакистана приняли китайское предложение, и в январе 1995-го стороны подписали соответствующее соглашение о намерениях.

Четвертый прототип PT-4 с бомбовой
нагрузкой и подвесными баками

В 1998 г. между КНР и Пакистаном было заключено межправительственное соглашение о совместной разработке и производстве нового истребителя, получившего в Китае название FC-1 (от Fighter China - первый истребитель оригинальной китайской разработки). В июне 1999 г. стороны подписали твердый контракт, однако уже в октябре программу ожидал очередной удар: введенные в результате Каргильского конфликта санкции против Пакистана не позволили продолжить участие в ней ряду потенциальных европейских поставщиков современной авионики, среди которых французские "Сажем" и "Томсон" и британская "ВАЕ Системз" (предложения зарубежным компаниям на участие в тендере на разработку и поставку оборудования для самолета было разослано пакистанскими ВВС еще в июне 1996 г.).

Как бы там ни было, разработка истребителя в 2000 г. была продолжена: основной упор в сложившихся обстоятельствах был сделан на создание собственно летательного аппарата, испытания которого в любом случае потребуют немало времени. Поэтому простое ожидание, пока удастся решить проблему с комплектацией истребителя требуемым пакистанскими ВВС современным западным оборудованием, могло привести к еще большим задержкам в создании самолета. В январе 2003 г. был подписан контракт на разработку упрощенного комплекса бортового оборудования китайского производства для первых опытных FC-1.

Тем временем на заводе в Чэнду уже полным ходом шла постройка первых прототипов истребителя. В качестве силовой установки для них был выбран российский двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-93, представляющий собой модификацию используемых на истребителях МиГ-29 серийных РД-33, адаптированную для применения на однодвигательном самолете. Разработку модифицированного РД-93, отличавшегося от прототипа использованием нижней коробки приводов, новых узлов крепления к планеру и доработанной системы управления при сохранении основных тяговых, расходных и массогабаритных характеристик, выполнила петербургская фирма "Климов". Она же в 2002 - 2003 гг. поставила в Китай первые опытные двигатели РД-93 для комплектации прототипов FC-1.

В постройку в Чэнду было заложено шесть опытных экземпляров нового истребителя, в т.ч. четыре летных. Первый из них (РТ-1) был готов к лету 2003 г., и 25 августа того же года летчик-испытатель Ван Веньдзянь поднял его в первый полет. В тот же день ВВС Пакистана объявили о присвоении самолету нового названия - JF-17 (JF - от Joint Fighter, т.е. "единый истребитель", что подчеркивало международный, китайско-пакистанский, характер программы, а число "17" символизировало, что самолет станет самым современным истребителем ВВС Пакистана, следующим за наиболее совершенным пакистанским истребителем F-16). Одновременно машине было дано имя собственное - "Тандер" {Thunder - "Гром"). В самом же Китае истребитель сохранил прежнее обозначение - FC-1.

От первого полета - к первым поставкам

Второй прототип FC-1/JF-17 (РТ-2) предназначался для статических испытаний, а третий (РТ-3) стал вторым летным образцом. Постройка его в Чэнду завершилась спустя менее года после первой машины, и 9 апреля 2004 г. он поднялся в воздух. Еще через два года, 28 апреля 2006 г., к полетам присоединился прототип РТ-4, на котором помимо оценки характеристик устойчивости и управляемости, маневренности, взлетно-посадочных характеристик и работы основных бортовых систем, которая проводилась и на первых двух летных машинах, предстояло начать отработку комплекса бортового оборудования китайского производства. Аналогичные задачи стояли и перед шестым опытным экземпляром (РТ-6), совершившим первый полет 10 сентября 2006 г., а пятый образец (РТ-5) предназначался для проведения повторных статических и ресурсных испытаний.


Первый предсерийный JF-17 (№07-101) в специальной окраске на воздушном параде над Исламабадом

Наземные и летные испытания всех опытных экземпляров FC-1/JF-17 проходили в Китае, на летной базе корпорации САС в Чэнду, в летно-исследовательском центре CFTE в Яньляне и на полигонах ВВС НОАК. При этом уже с весны 2004 г. в них принимали активное участие пакистанские летчики. Свои первые вылеты на третьем прототипе JF-17 пилоты ВВС Пакистана майоры Мохаммад Эхсан уль Хак и Рашид Хабиб выполнили уже 10 апреля 2004 г. Позднее к ним присоединились еще четыре пакистанских летчика, прошедших переподготовку в британской Королевской школе летчиков-испытателей в Боскомб-Дауне и китайском летно-испытательном центре CFTE. Несмотря на то, что изготовление и испытания первых JF-17 велись на территории Китая, пакистанские специалисты принимали в программе самое активное участие - начиная с выработки требований и концепции до непосредственного вовлечения в процесс проектирования, постройки и испытаний. Для координации работ в Пакистане еще в феврале 1995 г. была создана Дирекция проекта "Супер 7", возглавлявшаяся последовательно вице-маршалами авиации Саидом Анваром, Захидом Анисом, Хамидом Хаваджей и Шахидом Латифом, а с октября 2003 г. - Дирекция управления проектом JF-17, которую с апреля 2006 г. возглавлял вице-маршал авиации Фархат Хусейн Хан, а в настоящее время - вице-маршал авиации Мохаммад Ариф.

Первый JF-17 (№09-111), полностью
собранный предприятием PAC в Пакистане, ноябрь 2009 г.

Задумывавшийся изначально в Чэнду как дальнейшее развитие F-7, новый истребитель в итоге приобрел совершенно новый облик. С китайскими клонами МиГ-21 его роднят по сути только близкие размеры (длина самолета - 14 м, размах крыла - 8,5 м, площадь крыла - 24 м2) и массы (пустой самолет весит 6450 кг, нормальная взлетная масса составляет 9100 кг, а максимальная - 12 400 кг), да подфюзеляжная пушечная установка калибра 23 мм. FC-1 получил боковые нерегулируемые воздухозаборники, благодаря чему в носовой части фюзеляжа освободилось достаточно места для современной бортовой РЛС (пока - китайской KLJ-7). Треугольное крыло оснащено довольно развитым наплывом, однако о том, что самолет выполнен по свойственной для большинства истребителей четвертого поколения интегральной компоновке планера, говорить не приходится. Механизация крыла, включающая поворотные носки и закрылки, имеет автоматическое управление в зависимости от скорости и угла атаки для повышения маневренности. По системе управления самолетом выбрано компромиссное решение: электродистанционное управление реализовано только в канале тангажа, а по крену и курсу система управления - традиционная, механическая, с автоматическим обеспечением устойчивости. На JF-17 применяется свойственный для современников довольно экономичный и "тяговитый" ТРДДФ, а приборное оборудование строится по принципу "стеклянной кабины" с тремя большими многофункциональными индикаторами и ИЛС.



Параллельно с летными испытаниями прототипов и с учетом выявленных на них замечаний в Чэнду была заложена установочная партия из восьми предсерий-ных JF-17, которым предстояло пройти войсковые испытания уже в Пакистане. Первые две машины из этой партии были доставлены из КНР в Пакистан в феврале 2007 г. Их окончательная сборка проводилась на площадях РАС в Камре (провинция Пенджаб на северо-востоке Пакистана). Здесь 2 марта 2007 г. они и были облетаны пакистанскими военными летчиками - подполковником Ахсаном Рафиком, назначенным командиром испытательного отряда JF-17 (JF-17 Test and Evaluation Flight) и майором Хакимом Раза. Самолеты получили бортовые номера 07-101 и 07-102 (первые две цифры в номере по имеющейся в ВВС Пакистана традиции означают год выпуска или поставки самолета). Уже три недели спустя, 23 марта 2007 г., оба пилота продемонстрировали новейшие пакистанские истребители на воздушном параде в

Исламабаде в честь очередной годовщины вооруженных сил Пакистана. При этом JF-17 "№"07-101 накануне парада получил особую окраску в цвета пакистанского и китайского государственных флагов.

Спустя год в Камру из КНР поступили шесть оставшихся машин установочной партии: "№"07-103, 07-104 и 07-105 (в феврале 2008 г.) и "№"08-106, 08-107 и 08-108 (в марте). Облет самолетов выполнили подполковники Ахсан, Халид, Заим и Хаким. На очередном параде в Исламабаде 23 марта 2008 г. зрители могли увидеть в небе над пакистанской столицей уже четверку JF-17 в плотном боевом строю.



Made in Pakistan

"Мы не просто собираем эти истребители у себя на РАС, как некоторые заводы, занимающиеся "отверточной сборкой" самолетов. Мы сами активно изготавливаем детали и агрегаты для них", - заявил в Фарнборо один из руководителей пакистанской Дирекции программы JF-17. Он подчеркнул, что сейчас предпринимаются серьезные усилия по расширению производственных мощностей Пакистанского авиастроительного комплекса в Камре для увеличения объемов выпуска, обслуживания и ремонта JF-17: "В настоящее время у нас в Камре уже работает комплекс из четырех заводов, на которых трудится большое число сотрудников, из-за чего мы уже называем это место "Тандер Сити".

Официальный запуск производственно-сборочной линии РАС по постройке JF-17 состоялся 22 января 2008 г., а уже 23 ноября 2009 г. из сборочного цеха предприятия был выкачен первый "сделанный в Пакистане" истребитель, получивший бортовой "№"09-111 и яркую зеленую окраску с символикой государственного флага Пакистана (первые два серийных JF-17, "№"09-109 и 09-110, были собраны еще в Чэнду). К июлю этого года удалось выпустить уже 16 самолетов JF-17, в т.ч. восемь предсерийных и восемь серийных (вплоть до "№"10-116), из них шесть - непосредственно в Пакистане. Два таких истребителя, с бортовыми "№"10-113 и 10-114 (серийные "№"0108 и 0106 соответственно) и стали участниками авиасалона в Фарнборо. К сожалению, демонстрировались они только в статической экспозиции - на выставку они прибыли за несколько дней до ее начала, выполнив две промежуточные посадки для дозаправки в Саудовской Аравии и Турции, а улетели домой спустя два дня после закрытия. Поэтому увидеть их в небе участникам и посетителям авиасалона не удалось, но пакистанские представители пообещали корреспонденту "Взлета", что это можно будет сделать уже нынешней осенью, на выставке в Чжухае. где новинки ВВС Пакистана будут демонстрироваться и в летной программе.

Производственные мощности РАС сегодня обеспечивают выпуск 15 - 25 самолетов JF-17 ежегодно (по один - два самолета в месяц), причем, как было заявлено в Фарнборо, "участие Пакистана в совместном производстве истребителей превысит 50%". Пока же, по всей видимости, РАС специализируется лишь на изготовлении отдельных деталей и агрегатов JF-17 и их окончательной сборке. В распространявшемся на выставке официальном пресс-релизе Дирекции программы JF-17 сообщалось, что истребители будут выпускаться партиями (блоками) по 50 машин, каждая последующая из которых будет отличаться от предыдущей внедрением ряда усовершенствований. Первые 50 самолетов ВВС Пакистана рассчитывают получить до конца 2012 г. Стартовый контракт на 42 серийные машины (еще восемь, видимо, пришлось на машины установочной партии) был заключен пакистанскими ВВС 7 марта 2009 г. При этом к 2015 г. они должны получить уже 150 таких истребителей, а общие потребности Пакистана в JF-17 оцениваются в 250 самолетов, которые должны полностью заменить имеющиеся сейчас на вооружении истребители F-7 и "Мираж" и истребители-бомбардировщики А-5.

Первым подразделением ВВС Пакистана, эксплуатирующим JF-17, стал сформированный 20 февраля 2007 г. уже упоминавшийся испытательный отряд (Т&Е Flight), приступивший к освоению нового типа самолета личным составом, проведению войсковых испытаний и подготовке инструкций по производству полетов, боевому применению и техническому обслуживанию. На его вооружение поступили восемь самолетов установочной партии. 18 февраля 2010 г. на авиабазе "Минхас" (Minhas) в Камре, вблизи производственного комплекса РАС, была сформирована и первая регулярная строевая часть ВВС Пакистана, вооруженная серийными истребителями JF-17, - 26-я авиаэскадрилья во главе с подполковником Халидом Мехмудом.



Российское "сердце" JF-17

Летающие сегодня опытные, предсерийные и первые серийные истребители JF-17 комплектуются системами, разработанными и изготовленными в КНР (при участии Пакистана). Исключение составляет лишь силовая установка: двигатели для них поставляются из России, что уже не раз являлось причиной серьезной озабоченности со стороны другого крупного партнера нашей страны по военно-техническому сотрудничеству и одновременно "заклятого друга"

Пакистана - Индии. А недавно, когда начавший активно продвигаться в третьи страны FC-1/JF-17, видимо, столкнулся в конкурентной борьбе за потенциальный выгодный контракт с отечественным МиГ-29, вопрос о целесообразности продолжения поставок РД-93 в Китай был поднят и в России. Но обо всем по порядку.

Вслед за поставкой "Климовым" первых опытных двигателей для прототипов FC-1, в целях обеспечения серийного производства этих истребителей в апреле 2005 г. между КНР и Россией был подписан контракт на поставку ста серийных РД-93, оцениваемый в 238 млн долл., с возможностью в дальнейшем расширения заказа до 500 единиц. Первые 15 из них изготовила в 2005-2006 гг. компания "Климов", а производство и поставки остальных осуществляет с 2006 г. Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева. В условиях практического отсутствия гособоронзаказа китайский контракт (наряду с производством РД-ЗЗМК для индийских МиГ-29К/КУБ и ремонтом ранее выпущенных двигателей) стал серьезным подспорьем в непростой ситуации на московском заводе. Поэтому, ожидая скорое завершение первой части сделки, его руководство было заинтересовано в реализации опциона. Второй контракт на поставку в КНР ста следующих РД-93 для пакистанских JF-17 планировалось подписать нынешней весной, однако, судя по всему, сделка пока не состоялась.

Как сообщила в начале июля газета "Коммерсантъ", против продолжения поставок выступил глава РСК "МиГ" и компании "Сухой" Михаил Погосян, направивший соответствующие письма в ФСВТС и "Рособоронэкспорт". Причиной стал тот факт, что китайско-пакистанский истребитель JF-17 начал составлять реальную конкуренцию отечественному МиГ-29 на некоторых зарубежных рынках. По данным газеты, речь идет, в частности, о Египте, которому Пакистан и Китай предложили поставки и совместное производство FC- 1/JF-17. А, как известно, РСК "МиГ" уже довольно давно ведет переговоры о продвижении в эту страну своих МиГ-29. Конечно, боевые возможности "МиГов" заметно выше, но и цена, по которой предлагается китайско-пакистанский истребитель ощутимо ниже: по официальным пакистанским данным, она составляет около 15 млн долл., в то время как новые МиГ-29 последних модификаций продаются за 30-40 млн долл.

Как пояснили "Коммерсанту" в "Рособоронэкспорте", "реэкспорт осуществляется в соответствии с решениями правительства РФ", а разрешение на возможные поставки Китаем двигателей РД-93 в составе самолетов FC-1 в Египет, а также Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир было выдано ФСВТС еще в ноябре 2007 г. Нынешний глава РСК "МиГ" Михаил Погосян в связи с этим заявил, что в целом не против реэкспорта отдельных технологий, "но это должно быть согласовано с производителями финальной продукции, чтобы реэкспорт не наносил им ущерба". Однако до сих пор практики такого согласования у нас, видимо, не существовало. Либо, в данном конкретном случае, выгода от поставки крупной партии двигателей в КНР была признана более существенной.

Как бы там ни было, продолжение производства РД-93 на ММП им. В.В. Чернышева пока, по всей видимости, остается под вопросом. Тем временем, учитывая постоянное давление на Россию по этому поводу со стороны Индии и стремясь избавиться от зависимости в поставках двигателей из нашей страны, Китай уже не первый год ведет работы по собственному аналогу РД-93, получившему название WS-13 "Тайшань". По некоторым данным, стендовые испытания первого образца WS-13 были начаты в Китае еще в 2006 г., и в настоящее время опытный двигатель уже летает на борту одного из прототипов FC-1 в Чэнду. Однако, как заявил в Фарнборо руководитель программы JF-17 от ВВС Пакистана вице-маршал авиации Мохаммад Ариф, "для доводки этого двигателя потребуется еще немало времени, возможно пять лет или больше". В то же время другие пакистанские представители не склонны разделять пессимизм своего босса, считая, что "он озвучил наихудший вариант развития событий, и в действительности двигатель сможет быть готов значительно раньше".

Нет сомнений, что в основе конструкции китайского WS-13 лежит все тот же РД-93 (подобно тому, как при создании двигателя WS-10 "Тайхан" для истребителей J-10, J-11B и J-15, впервые продемонстрированного на выставке в Чжухае в ноябре 2008 г., широко использовались технические решения, реализованные в поставляемых из России АЛ-31Ф). Однако, как и в случае с "Тайханом", при создании WS-13 китайским специалистам, видимо, вновь пришлось столкнуться с проблемами обеспечения надежности и заданных весовых требований - сказывается отсутствовавший до сих пор в КНР практический опыт разработки и собственного производства (пусть и лицензионного) современных ТРДДФ. Но, как мы знаем, прогресс в китайском машиностроении идет в последние годы семимильными шагами, и, вероятно, недалек тот день, когда КНР и сама откажется от импорта российских авиадвигателей, обеспечив приемлемые характеристики собственных разработок.

Авионика и оружие

Пока самолеты JF-17 комплектуются бортовым радиоэлектронным оборудованием исключительно китайской разработки. Архитектура построения комплекса БРЭО основана на двух мультиплексных каналах информационного обмена, выполненных по стандарту MIL-STD 1553В, с двумя центральными вычислителями.

Основная прицельная система истребителя - многорежимная импульсно-доплеровская РЛС со щелевой антенной решеткой типа KLJ-7 и воздушным охлаждением передатчика, обеспечивающая сопровождение "значительного числа" целей. Для обнаружения и сопровождения наземных целей и применения по ним высокоточного оружия самолет может комплектоваться контейнерной оптико-электронной системой с тепловым и лазерным каналами (на выставке в Фарнборо рядом с JF-17 демонстрировался китайский контейнер целеуказания типа WMD-7). Предусмотрено также использование нашлемной системы целеуказания и индикации.

Ракеты «воздух–воздух», применяемые на самолете JF-17

В основе навигационного комплекса - сопряженная со спутниковой навигацией инерциальная система на кольцевых лазерных гироскопах и стандартное радионавигационное оборудование (ILS, ТАСА1Чидр.).

Информационно-управляющее поле кабины летчика строится с использованием концепции HOTAS и включает три широкоформатных многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора с функцией передачи данных и отображения цифровой карты местности и индикатор на фоне лобового стекла с углом поля зрения не менее 25°. Для регистрации информации служит цветная видеокамера и видеомагнитофон.

Система связи включает две УКВ-радиостанции и систему обмена информацией. Комплекс обороны представлен станциями предупреждения об облучении и о ракетной атаке. В Фарнборо рядом с самолетом демонстрировалась контейнерная система РЭБ типа KG300G разработки Китайской корпорации электронных технологий (СЕТС).

Вооружение, контейнерные системы оборудования и подвесные баки на JF-17 могут размещаться на семи точках подвески, при этом две точки на законцовках крыла служат только для подвески ракет "воздух-воздух" ближнего боя, а внутренние подкрыльевые и подфюзеляжный узлы - в основном только для подвесных баков (одного емкостью 800 л под фюзеляжем и двух по 800 или 1100 л под крылом). Вместо бака под фюзеляжем может подвешиваться одна свободнопадающая или управляемая бомба калибра 2000 фунтов (около 900 кг). Бомбы меньшего калибра, а также управляемые ракеты различных типов и контейнеры РЭБ и целеуказания размешаются на средних подкрыльевых точках подвески. Таким образом боекомплект, поднимаемый истребителем в одном вылете не велик: в варианте "воздух-воздух" он не превышает четырех ракет, а при решении задач "воздух - поверхность" - одной бомбы калибра 900 кг (типа Мк84 или GBU-10), четырех бомб калибра 450 кг (типа Мк82 на сдвоенных держателях), аналогичных контейнерных систем или зажигательных баков, а также одной-двух ракет класса "воздух - корабль" или "воздух - РЛС". Суммарная масса боевой нагрузки (включая подвесные топливные баки) не превышает 3600 кг. В распоряжении летчика имеется также встроенная двухствольная пушка калибра 23 мм.

Оптико-электронныйприцельный контейнер WMD-7

Основным вооружением JF-17 для поражения воздушных целей на первом этапе должны стать китайские ракеты "воздух-воздух" ближнего боя с двухспектральны-ми тепловыми головками самонаведения PL-5EII и ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения SD-10A (экспортный вариант китайских PL-12). Первую из них можно рассматривать как аналог последних версий американской ракеты AIM-9 "Сайдуиндер", но полученную путем собственного развития скопированных в КНР советских Р-ЗС и Р-13М. Вторую можно сопоставить с американской AIM-120 AMRAAM и российской РВВ-АЕ.

Разработка ракеты PL-5 (в версии PL-5A с полуактивной радиолокационной и PL-5B с тепловой ГСН) на базе советских Р-ЗР и Р-ЗС началась в Китае еще в 1966 г., однако на вооружение она смогла поступить только спустя 20 лет, и только в варианте с ТГС. Позднее была разработана усовершенствованная PL-5С и, наконец, в 90-е гг. - существенно модернизированная PL-5E со значительно уменьшенной массой и - впервые - с возможностью всеракурсной атаки цели. Модификацией последней и является ракета PL-5EII, демонстрировавшаяся на подвеске обоих JF-17 в Фарнборо. Она разработана Лоянским научно-производственным центром оптико-электронных технологий (LOEC).

Ракета SD-10A (в ВВС НОАК имеет название PL-12) является оригинальной китайской разработкой, оснащаемой активной радиолокационной головкой самонаведения (на начальном этапе полета наведение - инерциальное, с радиокоррекцией). К ее созданию в Лояне приступили в 1997 г., а в августе 2005 г. после серии успешных пусков с борта истребителей испытания ракеты были завершены. PL-12 находится на вооружении ВВС НОАК с 2005 г. и может применяться с истребителей J-8F, J-10 и J-11B.

Как стало известно на авиасалоне в Фарнборо, испытания ракет PL-5EII и свободнопадающих бомб в составе вооружения самолета JF-17 уже завершены (к первым их испытаниям с борта прототипов FC-1 приступили в Китае в июле 2008 г.), а процесс интеграции ракеты средней дальности SD-10A еще продолжается и может завершиться только к концу этого года. Также ведутся работы по включению в состав вооружения JF-17 некоторых образцов авиационных средств вооружения, уже имеющихся в Пакистане или заказанных им в других странах - в частности бразильской про-тиворадиолокационной ракеты MAR-1. Стоит заметить, что в Фарнборо рядом с самолетами JF-17 демонстрировалась и тяжелая китайская противокорабельная ракета С-802А, которую, вероятно, тоже предлагается интегрировать в систему вооружения истребителя. Здесь же можно было видеть и уже знакомую по выставкам в Чжухае планирующую бомбу LS-6 с инерциально-спутниковым наведением, оснащаемую модулями раскрываемого после сброса крыла и хвостовых рулей. Ее разработка в LOEC была начата в 2003 г. и успешно завершилась в 2006 г. после серии успешных сбросов с истребителя J-8B.

Пока китайские инженеры и испытатели и пакистанские военные ведут освоение и интеграцию в состав самолета систем и оружия так называемого первого этапа (т.е. китайской разработки), продолжаются переговоры по дальнейшему развитию комплекса оборудования и вооружения JF-17 за счет внедрения образцов западного производства. Так, в феврале этого года стало известно, что проявлен интерес к адаптации к самолету французской РЛС типа RC400 фирмы "Талес" и ракеты средней дальности "Мика", а также некоторых других образцов высокоточного оружия. Считается, что давнее желание Пакистана интегрировать на борт JF-17 европейские авионику и оружие сможет быть реализовано уже на второй партии из 50 серийных истребителей, к выпуску которых планируется приступить с 2013 г.

"Первый китайский" не только для Пакистана?

Передав на вооружение первые серийные самолеты и вдохновленные положительными отзывами пакистанских военных, создатели JF-17 не намерены ограничиваться одним лишь рынком Пакистана. Конечно, заказ в 150 истребителей (с перспективой расширения до 250) - весьма неплохой результат. Но ведь в мире есть немало стран, привыкших закупать пусть и далеко не самую передовую, но тем не менее вполне боеспособную, а, главное, дешевую авиатехнику китайской разработки. И конкуренция в классе сверхзвуковых 10-тонных истребителей не такая уж сильная: так, индийский LCA "Теджас" все никак не выйдет из стадии летных испытаний, да и экспортные перспективы его несколько сомнительны, а, например, шведский "Грипен", уже завоевавший ряд стран Европы и ЮАР, находится явно в другой ценовой категории.

В этих условиях, с постепенным уходом со сцены МиГ-21 и F-7, разработчики "первого китайского истребителя" FC-1 (правда так и не вызвавшего пока реального, подкрепленного заказами, интереса у военных в своем отечестве) вполне могут рассчитывать на свой "кусок пирога" на мировом рынке. Вскоре после выставки в Фарнборо в печати появился список стран, проявляющих интерес к новинке. Среди них называются Азербайджан (!), Бангладеш, Венесуэла, Египет, Зимбабве, Индонезия, Иран, Конго, Нигерия, Судан, Турция, Филиппины, Шри-Ланка. Часть из них уже имеют довольно богатый опыт эксплуатации китайских самолетов, что в сочетании с традиционно невысокой ценой техники из Поднебесной может оказаться решающим фактором для предпочтений.

Конечно, в условиях сегодняшних реалий побить "мировой рекорд" легендарного МиГ-21, распространившегося в свое время по полусотне стран со всего света общим "тиражом" почти 15 тыс. экземпляров (вместе с разными версиями F-7), китайско-пакистанскому самолету вряд ли удастся. Но вот завоевать популярность в качестве легкого и дешевого истребителя - вполне реально. Так что может быть правы те, кто с некоторой иронией называли его на Фарнборо не иначе как "МиГ-21 XXI века"?


Серийный истребитель JF-17 Thunder из состава 26-й эскадрильи ВВС Пакистана

ВВС Пакистана: по пути радикальной модернизации

Принятие на вооружение JF-17 - первого боевого самолета, производимого национальной авиапромышленностью Пакистана, -серьезный вклад в стартовавшую недавно программу радикальной модернизации пакистанских ВВС. В конце прошлого года в Пакистан прибыл первый из четырех заказанных на Украине самолетов-заправщиков Ил-78 советского производства, которые будут использоваться для дозаправки в воздухе имеющихся "Миражей", а позднее, после комплектации топливоприемными штангами, - и JF-17. Также в конце прошлого года ВВС Пакистана получили из Швеции первый из четырех заказанных самолетов ДРЛО SAAB 2ООО "Эриай" AEW&C. Второй подобный комплекс прибыл в апреле, а еще два ожидаются до конца года. К 2011 г. планируется поступление из КНР и первого из четырех заказанных самолетов ДРЛО ZDK-03, строящихся на платформе транспортного Y-8 (китайская версия советского Ан-12). Наконец, в июне этого года начались поставки из США 18 новых истребителей F-16C/D "Блок 52" по контракту 2007 г., которые пополнят парк из 40 F-16A/B, эксплуатируемых в Пакистане с 1983-1986 гг. и еще 18 машин, поставленных в 2005-2008 гг. (последние здесь пришлось ждать целых полтора десятилетия: вследствие вступивших в силу в 1990 г. санкций, на поставки 71 заказанного "Файтинг Фолкона", в т.ч. 28 уже оплаченных и построенных машин, было введено эмбарго, снятое только в 2004 г.). Еще одним новым типом боевого самолета в ВВС Пакистана в перспективе должен стать китайский истребитель FC-20 (модернизированный по требованиям Пакистана экспортный вариант J-10) - планируется закупить в КНР 36-40 таких машин в одноместном и двухместном вариантах.

В итоге, к 2015 г. военно-воздушные силы Пакистана будут включать 150 китайско-пакистанских истребителей JF-17, 60 американских F-16, до 40 китайских FC-20 и около полусотни китайских F-7PG, поддерживаемых самолетами ДРЛО SAAB 2ООО "Эриай" и ZDK-03. а также самолетами-заправщиками Ил-78 и, возможно, КС-135. При этом устаревшие типы самолетов (F-7P, А-5 и "Мираж") к тому времени планируется уже полностью вывести из боевого состава.

 

JF-17 китайско-пакистанский МИГ-21 нового века

20 апреля 2013 года

https://topwar.ru/4238-jf-17-kitaysko-pakistanskiy-mig-21-novogo-veka.html?ysclid=mbs3modto2102150652

 

 

Как Китай и Пакистан покоряют небо: неожиданный успех JF-17 Thunder

https://www.techinsider.ru/weapon/491022-kak-kitay-i-pakistan-zavoevyvayut-nebo-uspeh-jf-17-thunder/?ysclid=mbs3mhddj7433064736

...Китайская сторона выгодно продала не только не самые современные технологии, но и исправно снабжала партнеров комплектующими, Россия также не осталась внакладе, найдя стабильный рынок сбыта двигателей РД-33....

Спойлер

Как Китай и Пакистан покоряют небо: неожиданный успех JF-17 Thunder

В 2019 году на авиационной выставке в Париже китайско-пакистанский истребитель JF-17 Thunder вызвал большой интерес у покупателей, и теперь самолет выходит на мировые рынки.

 

Александр Плеханов

 

Первоначально о повышенном интересе со стороны иностранных клиентов к JF-17 Thunder сообщали СМИ Китая и Пакистана, что, в общем-то, понятно: себя не похвалишь, никто не похвалит. Однако истребитель понравился военным из других стран, в частности, Египта. Более того, египетские ВВС готовы сделать JF-17 едва ли не самым массовым своим истребителем, ведь речь идет о закупке как минимум 100 самолетов. Если это произойдет, то китайско-пакистанский истребитель станет вторым по численности в египетских ВВС после американского F-16.

JF-17 Thunder, имеющий в Китае обозначение FC-1, появился на свет в результате тесной китайско-пакистанской кооперации. Китайская авиастроительная компания Chengdu Aircraft Corporation в конце девяностых годов решила провести глубокую модернизацию советского МиГ-21, приблизив его возможности к самолетам 4 поколения. На вооружении ВВС Народно-освободительной армии Китая этот самолет принимать не планировалось, и предлагаться он должен был исключительно зарубежным заказчикам. Интерес к самолету проявил Пакистан, который взял на себя значительную часть финансирования проекта, а взамен получит от китайской стороны технологии, поддержку и право выпускать самолет на своей территории. Также пакистанская сторона получила право экспортировать JF-17.

25 августа 2003 года предсерийный самолет, выпущенный на заводе Chengdu Aircraft, совершил первый полет, а эксплуатация истребителя началась четыре года спустя. Первая партия FC-1/JF-17 была изготовлена в Китае, а затем выпуск машины начался в пакистанском городе Камра на заводе совместного предприятия Chengdu Aircraft и компании Pakistan Aeronautical Complex. Грубо говоря, комплектующие для самолета поступали из Китая, России (двигатель РД-33) и нескольких других стран, а в Камра осуществлялась только финальная сборка истребителей. Такой подход устраивал абсолютно всех: Пакистан за относительно небольшие сроки и без серьезных финансовых вложений (чуть более 500 миллионов долларов) превратился в страну, располагающую современным авиапромом и выпускающей вполне конкурентоспособный истребитель. Китайская сторона выгодно продала не только не самые современные технологии, но и исправно снабжала партнеров комплектующими, Россия также не осталась внакладе, найдя стабильный рынок сбыта двигателей РД-33.

 

Характеристики JF-17 Thunder не поражали воображение в начале нулевых годов, тем более не поражают сейчас. Длина машины составляет 17,97 метра, размах крыльев – 9,46 метра, максимальная взлетная масса – 12 800 кг, масса нагрузки – 3600 кг, радиус действия – 1350 км, максимальная скорость 1910 км/ч, потолок – 15 200 метров. Как видно, эти типичный представитель легких однодвигательных истребителей, единственным по-настоящему сильным козырем которого является его цена: последняя модификация JF-17 стоит чуть более 25 миллионов долларов, что примерно на 40% меньше цены F-16D, состоящих на вооружении ВВС Пакистана. При этом, по уверениям разработчиков, последние модификации JF-17 практически ни в чем не уступают американскому истребителю.

До недавних пор подтвердить или опровергнуть это утверждение было нельзя, но 27 февраля текущего года в небе над Кашмиром сцепились индийские и пакистанские истребители. Индийская сторона утверждает, что их старенький МиГ-21 сумел сбить пакистанский F-16, но сам был сбит своим прямым потомком JF-17. Пакистанская сторона категорически отрицает потерю F-16, и до небес превозносит боевые качества JF-17. Хотя, если честно, сбитие им МиГ-21, поступившего на вооружение ещё в конце пятидесятых годов, сложно назвать выдающимся достижением. Тем не менее, JF-17 открыл боевой счет, что было отмечено многими потенциальными покупателями.

 

К числу клиентов до недавних пор относились Азербайджан и Шри-Ланка, но, судя по всему, вторым, после Пакистана, оператором этого самолета станет Египет. Который может модернизировать свой истребительный авиапарк за относительно небольшие деньги. Пакистанская сторона обещает также недорогое обучение египетских пилотов, также может быть рассмотрен вопрос об открытии в стране пирамид завода по выпуску запчастей для самолета. Не стоит забывать, что Египет традиционно пользуется поддержкой Саудовской Аравии, которая нередко берет на себя часть военных расходов египтян. Например, Саудовская Аравия внесла значительную часть средств за вертолетоносцы «Мистраль» и вполне может оплатить часть контракта с Пакистаном, особенно учитывая тот факт, что самолет выпускается в исламской стране, что будет играть далеко не последнюю роль при заключении контракта. Так что JF-17 могут достаться Египту по очень низкой цене.

Для китайского, не говоря уж про пакистанский авиапром, сделка с Египтом станет выдающимся достижением. Ведь никогда ещё ни один китайский самолет не поставлялся на экспорт в таких количествах. А для всех других стран, включая Россию, это должно стать тревожным сигналом, потому что безвозвратно прошли те времена, когда на мировом авиационном рынке доминировали американские, советские, российские и западноевропейские самолеты. Теперь на этот рынок выходит такой сильный игрок как Китай, и отныне с этим фактом нельзя не считаться. Грядущий контракт с Египтом подтверждает также мнение ряда экспертов, которые давно утверждали, что странам, выпускающим военные самолеты необходимо иметь легкий однодвигательный и недорогой истребитель, ориентированный на экспорт. В мире не так много стран, кто может себе позволить дорогостоящую авиатехнику, однако немало стран, которые готовы купить недорогие новые, а не «бэушные» самолеты.

 

Простой, дешёвый и надёжный самолёт, который не жалко потерять в бою. Возможно - вместе  с пилотом...

Edited by andrey682006

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×