Jump to content
О фейках и дезинформации Read more... ×
boitsov

Русский роман спас мой разум (UnHerd Великобритания)

Recommended Posts

Негр-писатель? Читал я когда-то одного, Меджа Мванги, ну так себе...

  • Thanks (+1) 1
  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
teilnehmen сказал(а) 1 час назад:

Он еще видать Обломова не читал:cleaning-glasses:

 

А не заставить ли его прочитать сначала "Что делать?" от Чернышевского, а потом одноимённое произведение от Ленина?

 

Edited by MYK
  • Thanks (+1) 4
  • Haha 7

Share this post


Link to post
Share on other sites
MYK сказал(а) 10 минут назад:

 

А не заставить ли его прочитать сначала "Что делать?" от Чернышевского, а подом одноимённое произведение от Ленина?

 

   Вы садист?

  • Haha 8

Share this post


Link to post
Share on other sites
alcapitan сказал(а) 1 минуту назад:

   Вы садист?

 

А я первый еще в школе изучал, а второй - на первом курсе. И до сих пор жив. Так что и он если и помрёт, то не от этого.

 

  • Thanks (+1) 7
  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
okinalex сказал(а) 13 минут назад:

Меня в таких откровениях всегда интересует одно: ЗАЧЕМ ты сюда припёрся и ЧЕГО ты не уехал? Что за за мазохизм? Ну не для тебя северный город, езжай в свою деревню и пей там пиво! Чего ты тут с ума то сходишь?

Так это он не для нас пишет,а для своих.Это примерно как ты бы приехал в амазонию и писал бы своим собутыльникам:я бродил по страшной сельве,где не ступала нога человека,меня поедом жрали полчища москитов,чуть не сожрали крокодилы,я убегал от ягуара и меня провожала голодным взглядом десятиметровая анаконда.

Прочитал бы какой нить аравак твой опус и сказал бы:и чего этот бледнолицый забыл в нашей милой сельве,пил бы пиво в своем Череповце.

Edited by Крестовник
  • Thanks (+1) 7
  • Haha 8

Share this post


Link to post
Share on other sites
teilnehmen сказал(а) 2 часа назад:

Он еще видать Обломова не читал:cleaning-glasses:

а еслиб колобка прочитал бы то аж страшно становится что моглоб с ним быть:D

  • Thanks (+1) 2
  • Haha 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
Крестовник сказал(а) 5 минут назад:

Так это он не для нас пишет,а для своих.Это примерно как ты бы приехал в амазонию и писал бы своим собутыльникам:я бродил по страшной сельве,где не ступала нога человека,меня поедом жрали полчища москитов,чуть не сожрали крокодилы,я убегал от ягуара и меня провожала голодным взглядом десятиметровая анаконда.

Прочитал бы какой нить аравак твой опус и сказал бы:и чего этот бледнолицый забыл в нашей милой сельве,пил бы пиво в своем Череповце.

 

Это вы верно говорите, что он пишет для своих. Но вот сравнение вы подбираете, по-моему, неудачное. Не про природу разговор-то, а про людей. И вот тут самые главные нюансы.

 

Я лично считаю, что русские литераторы 19 века пытались отчаянно найти красоту (причем каждый ее видел, конечно, по-разному), и одновременно найти способ из обнаруженной красоты сделать моралитэ, другими словами - рецепт справедливости.

Не сказать, что это только русский литературный забобон - в других странах и у других народов тоже такое имеется. Но есть отличия.

Кратко.

Американские творцы 19-го века. Дж. Ф. Купер - писал про индейцев и колонизаторов. Колонизаторы - это в основном очень хорошие, умелые и красивые люди. Есть нехорошие, но все остальные за них не отвечают. Описываемые хорошие индейцы - это исчезающие индейцы и это вроде как печально, но что поделаешь. Остальные так себе или нехорошие. Они, ожидаемо тоже исчезнут, но сами виноваты, как и хорошие. А мы плохого не делаем. Майн Рид - описываемые единичные индейцы хорошие, их намерения по защите свободы - справедливые. Но то, что мы с ними сделали - оценка и отношение к этому событию - полный молчок. Марк Твен - очень осторожная самокритика и богатое описание местных манер, самое что запоминающееся - как же там зациклены на лицемерии и мистицизме. Что делается с неграми и индейцами - довольно скупо или молчок. Гарриет Бичер-Стоу - попытка публично рассказать о местных манерах, от описания которых всех там настолько подорвало, что кучу всего написали в опровержение этой наглой, мерзкой и отвратительно лживой, преступной курвы. Генри Лонгфелло - индейцы хорошие и у них есть очень красивый эпос, не уступающий остальным народам, но как-то при всех этих своих хороших ценностях они отчего-то легко приветствуют пришельцев и переобуваются на чужие ценности - и это типа нормально. Прикольный парадокс, однако.

Русские творцы 19-го века. Они все писали про русскую культуру, историю, общество намного более подробно. Главные их мысли: мы все - очень грешны. У нас есть кое-что доброе и даже красивое, но мы все равно страшно грешны, все. Мы настолько грешны, что я презираю вот это все наше грешное, настолько мне противно, что даже наше доброе и красивое не может меня успокоить. Нужно стремиться к лучшему, используя все добрые побуждения, в этом красота, в этом спасение. При этом собственном несовершенстве, мучительных недостатках, страшно неприятно это обсуждать с иностранцем, который радостно готов потыкать в мои и наши грехи - он-то себя, скот, грешником не считает в упор, хотя за ним жуть что имеется. У него нет истинного чувства сопереживания, он его имитирует. А русский на эту имитацию не только ловится, он ее поначалу за истину и нечто общее считает, и носится с этой навязанной иллюзией, с этим самообманом, как дурак с писаной торбой. И только со временем приходит чувство осознания истинных ценностей и истинной красоты, только вот случается это зачастую слишком поздно.

 

И вот теперь сами посмотрите - есть ли у этого американского рецензента понимание вот этого, что он - грешен? В чем его чувство красоты, как он ее понял? Единственное небезнадежное, что в нем есть - он что-то почуял, но именно почуял - и не смог объяснить. Это известная особенность западных контактёров-самодеятельных этнопсихологов. Они отличаются чуйкой, у некоторых экземпляров наблюдательность бывает просто зашкаливающая по четкости и полноте образов, но сделать элементарные выводы у них не получается. Потому что они себя безгрешными считают.

  • Thanks (+1) 8

Share this post


Link to post
Share on other sites
MYK сказал(а) 3 часа назад:

 

А я первый еще в школе изучал, а второй - на первом курсе. И до сих пор жив. Так что и он если и помрёт, то не от этого.

 

Что русскому хорошо, то немцу смерть. ©

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
посторонний в сказал(а) 1 минуту назад:

Что русскому хорошо, то немцу смерть. ©

 

Дыг он вроде как брит.

 

  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Гы...

Что у них за фенечка, чтобы выглядеть высококультурной личностью, надо обязательно всем показать, что ПОНЯЛ всю глубину русской классики.

Хе...

Перечисляя имена русских классиков, которых он прочитал и прочувствовал, он на самом деле ставит себя в разряд "элиты" общества.

 

Ляпис-Трубецкой западного разлива.

 

 

 

Edited by Nekto Neznamo!
  • Thanks (+1) 6

Share this post


Link to post
Share on other sites
Untoilerant сказал(а) 5 часов назад:

Да в школьной программе в качестве героев постоянно какие-то фрики были: Чацкий, Дубровский, Печорин, Раскольников, Базаров, Рахметов...

Единственный приличный был Жилин из "Кавказского пленника".

Для объективности:

аналогичные персонажи (молодые и гениальные, но непонятые и непринятые Обществом), появились в Европе раньше:

- Страдания молодого Вертера,

- Паломничество Чайльд-Гарольда 

- и т.п.

 

И ещё:  этот типаж вне времён, наций и общественных формаций.

Честно , мы тоже были такими, считавшими , как сейчас говорят "все старшие АтЦой, а мы-то, молодые, жизнь уже поняли".

Большинство , правда , потом взрослеет, но есть инфантилы,  кототорые до седых волос или отсутствия таковых доживя, уверенные в своей супер-супер гениальности, но непонятые отсталым миром , а значит им всё обязанны.

Edited by D956NF
  • Thanks (+1) 8

Share this post


Link to post
Share on other sites
D956NF сказал(а) 2 минуты назад:

Для объективности:

аналогичные персонажи (молодые и гениальные, но непонятые и непринятые Обществом), появились в Европе раньше:

- Страдания молодого Вертера,

- Паломничество Чайльд-Гарольда 

- и т.п.

 

И ещё этот типаж вне времён и общественных формаций.

Честно , мы тоже были такими, считавшими , как сейчас говорят "все старшие АтЦой, а мы-то, молодые, жизнь поняли".

Большинство , правда , потом взрослеет, но есть инфантилы,  кототорые до седых волос или отсутствия таковых доживя, уверенные в своей супер-супер гениальности, но непонятые отсталым миром , а значит им всё обязанны.

Но вне школы мы читали про суровых, но романтишных бруталов с отсутствием рефлексий насчёт могу ли я, гав.. ли я магнолия.

  • Thanks (+1) 1
  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
D956NF сказал(а) 4 минуты назад:

"все старшие АтЦой, а мы-то, молодые, жизнь поняли"

"Когда мне было 20 лет, я думал, что мой отец глуп, когда исполнилось сорок, я подумал, как же поумнел этот старик". ©

  • Thanks (+1) 2
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
clon сказал(а) 8 часов назад:

:dry:

Может быть, все-таки по Сенной.

Статусность другая... 

По Сенатской площади бродил Евгений, герой "Медного всадника" Пушкина, а не Родион Раскольников, герой "Преступления и наказания".

 Всё смешалось в доме Облонских ©

  • Thanks (+1) 2
  • Haha 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Untoilerant сказал(а) 6 часов назад:

Да в школьной программе в качестве героев постоянно какие-то фрики были: Чацкий, Дубровский, Печорин, Раскольников, Базаров, Рахметов...

Единственный приличный был Жилин из "Кавказского пленника".

а Онегин? Или Наташа Ростова?

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
clon сказал(а) 8 часов назад:

:dry:

Может быть, все-таки по Сенной.

Статусность другая... 

 

Абсолютно верно. Сенная, конечно же. Этакий питерский Шанхай тех лет. Собственно, такие, как автор ( который описывает свои мытарства во время учёбы), там и были завсегдатаями. Притоны, забегаловки, дешевые доходные дома, квартиранты  без надежд на будущее... 

Edited by Kudim
  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
алька сказал(а) 55 минут назад:

а Онегин? Или Наташа Ростова?

В общем-то тоже не слишком нормальные.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
villimilli сказал(а) 6 часов назад:

Русские творцы 19-го века.

Американцам и европейцам было проще, так как у них агрессия часто переносилась на внешнего врага.

Тех же индейцев, мабуть, и жалко, но они ж чужие и примитивные, ими пожертвовать  ради строительство Нового Града на холме легко. 

 

Российская же империя стояла на рабовладении и угнетении своих своими, плюс с помощью иностранных специалистов и с благословения в сущности не шибко русских-то царей (что вдвойне оскорбительно). При этом также все отлично понимали, что если с мужика три шкуры не драть - то где тогда столоваться элите, разночинцам и бюрократическому аппарату (а писали в 19 веке именно они) ? так как плодородность в России и близко не лежит с европейской или американской, а значит никаких великих русских литератур, архитектуры, музыки и прочих красот. Все будут жить скромненько и бедненько, без имперских размахов. 

 

То есть все лучшее, что создано в России, стоит на крови русских же людей, а не каких-то чунгачкуков и негров. Притом в 19 веке вместе с реформами и началом промышленного переворота происходит зарождение русской политической нации, то есть просто взять и забить на этот вопрос болт, как делали раньше, становиться все сложнее. Отсюда эти сложные щи у всех русских классиков, которые суть русская элита, то есть народные кровосиси. А значит им нужно "платить и каяться" - им, элитам/писателям, потому что они все грешны перед своим народом. то есть перед своей русской сущностью.

 

Схожая, кстати, проблема взаимоисключающих параграфов, часто превращающая все повествование в нечто идейно невнятное, есть и в постсоветском творчестве, если оно не уходит в прямую советофобию или русофобию, а пытается представить историю России как нечто общее. Потому что отменять РИ или СССР, это как человеку отменить своего деда или отца. Кого ни выберешь - по сути, отменишь сам себя (потому что не появился бы на свет и без отца, и без деда). Но при этом отец и дед реально враждовали и имели систему ценностей, порой прямо противоречащую одна другой. Ну и как непротиворечиво скрестить ежа с ужом?  

 

Тут идеальный пример - сериал (именно сериал) "Союз спасения: время гнева" про восстание декабристов, где все стороны типа хорошие, и один из казнимых в предсмертном бреду в последней сцене видит "альтернативное прошлое" - как в Париже 1813 года будущие декабристы (а за ними тянется ниточка ко всем последующим революционерам вплоть до большевиков) выпивают шампанское с царями Александром и Николаем (чего в сериальной реальности не произошло, как не произошло и ожидаемых реформ, т.е. такой символ разочарованности). И эмоционально такое единение и примирение вроде как понятно, тем более история показала революционные перегибы во всей их красе, но если об этом начинаешь думать с точки зрения логики и политики, то в лучшем случае это кино назовешь пропагандой, причем не самой тонкой. 

Edited by Альскандера
  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Nekto Neznamo! сказал(а) 17 часов назад:

 

Гы...

Что у них за фенечка, чтобы выглядеть высококультурной личностью, надо обязательно всем показать, что ПОНЯЛ всю глубину русской классики.

Хе...

Перечисляя имена русских классиков, которых он прочитал и прочувствовал, он на самом деле ставит себя в разряд "элиты" общества.

 

Ляпис-Трубецкой западного разлива.

 

 

 

- Совсем меня с ума свели! И где мой концертный костюм?! ©

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Robognus сказал(а) 13 часов назад:

В общем-то тоже не слишком нормальные.

Страсть – соблазнительная сила,

Она умеет убеждать.

Ростова  юная решила,

Пора к Курагину бежать.

 

Мы все читали эпопею,

Нам всем Наташа дорога,

Хотя Болконскому Андрею

Чуть не наставила рога.

 

Андрей помолвлен был с Ростовой,

Её он просто обожал,

Ему дала Наташа слово,

С ним танцевала первый бал…

:girl_smile:


 
  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
алька сказал(а) 14 часов назад:

а Онегин? Или Наташа Ростова?

Как по мне, Наташа Ростова - это архетип. Девушка, думающая эмоциями и не включающая при этом голову. 

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
MYK сказал(а) В 02.05.2025 в 14:17:

 

А не заставить ли его прочитать сначала "Что делать?" от Чернышевского, а потом одноимённое произведение от Ленина?

 

а потом - "Кто виноват" и "С чего начать":)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Альскандера сказал(а) 19 часов назад:

Американцам и европейцам было проще, так как у них агрессия часто переносилась на внешнего врага.

Тех же индейцев, мабуть, и жалко, но они ж чужие и примитивные, ими пожертвовать  ради строительство Нового Града на холме легко. 

 

Российская же империя стояла на рабовладении и угнетении своих своими,

Да ладно.

Что стоит одно огораживание в Англии. Или Эпоха крестьянских войн в Германии .

Да и французы во времена Карлов и Луи строили своё великолепие вполне себе на крови и поте соотечественников.

Россия просто отставала от Европы.

 

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
посторонний в сказал(а) 18 минут назад:

Россия просто отставала от Европы.

То-то и оно. Наша классическая литература возникает во времена, когда не думать о таких вещах уже нельзя. А французская или английская в куда менее травоядное время. И одно дело писать в 19-м веке об огораживании, которое было 300 лет назад, а другое - о крепостничестве и его последствиях, которые прямо за порогом, здесь и сейчас.  Наша литература во многом заменила публицистику и философию. Поэтому она такая тяжеловесная, сложная и остросоциальная. 

Edited by Альскандера
  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Untoilerant сказал(а) В 02.05.2025 в 15:35:

Да в школьной программе в качестве героев постоянно какие-то фрики были: Чацкий, Дубровский, Печорин, Раскольников, Базаров, Рахметов...

Единственный приличный был Жилин из "Кавказского пленника".

На их примерах раскрывалась сущность, несправедливая, мира до ВОСР, и обосновывалась неизбежная гибель старого мироустройства!

  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
VO1 сказал(а) Только что:

На их примерах раскрывалась сущность, несправедливая, мира до ВОСР, и обосновывалась неизбежная гибель старого мироустройства!

То есть Жилин - герой отрицательный и верный слуга царизма, а Костылин - прогрессивный человек будущего, поддержавший борьбу горцев и рост их национального самосознания?

Edited by Untoilerant

Share this post


Link to post
Share on other sites
Untoilerant сказал(а) 1 минуту назад:

То есть Жилин - герой отрицательный и верный слуга царизма, а Костылин - прогрессивный человек будущего, поддержавший борьбу горцев и рост их национального самосознания?

Оба есть соучастники порабощения свободолюбивых горцев царизмом.

  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
VO1 сказал(а) 2 минуты назад:

Оба есть соучастники порабощения свободолюбивых горцев царизмом.

Русские писатели-классики придумали какой-то особый вид романа - без положительных героев вообще. Все герои вызывают отвращение. Во времена попозднее пытались придумать романы без отрицательных героев, получалась такая лабуда, что за чтением засыпал даже автор.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Untoilerant сказал(а) 2 минуты назад:

Русские писатели-классики придумали какой-то особый вид романа - без положительных героев вообще. Все герои вызывают отвращение. Во времена попозднее пытались придумать романы без отрицательных героев, получалась такая лабуда, что за чтением засыпал даже автор.

Они отразили многообразие бытия человеков!

Можно быть отважным воином и одновременно льстивым царедворцем , как Кутузов.

  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
VO1 сказал(а) 35 минут назад:

Можно быть отважным воином и одновременно льстивым царедворцем , как Кутузов.

Но ведь можно же. 

Можно быть и реформатором-просветителем, и хранить отрубленные головы в банках, как Петр 1, и ценным гос.деятелем, и вором, как Меньшиков, и отцом солдатам и крепостником, как Суворов, и Крым присоеденить (дав место жительства для беглых крестьян) и гарем из племянниц устроить, как Потемкин.

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Альскандера сказал(а) 11 часов назад:

Но ведь можно же. 

Можно быть и реформатором-просветителем, и хранить отрубленные головы в банках, как Петр 1, и ценным гос.деятелем, и вором, как Меньшиков, и отцом солдатам и крепостником, как Суворов, и Крым присоеденить (дав место жительства для беглых крестьян) и гарем из племянниц устроить, как Потемкин.

Пикуль описывал героическую сторону персонажа не копаясь в темных закоулках подсознания.

Share this post


Link to post
Share on other sites
VO1 сказал(а) 41 минуту назад:

Пикуль описывал героическую сторону персонажа не копаясь в темных закоулках подсознания.

Если вы про "Фаворит", то эта тема там тоже вполне раскрыта. И сам автор (я его читаю, кстати, прямо сейчас) - мастер по созданию чувства безысходности, бафоса и неприятных отталкивающих образов, как отдельных лиц, так и целых эпох. Он так описывает Россию, что одна мысль иметь с ней что-то общее (одну историю) вызывает физическое отвращение. Сплошная сцена танца опричников из "Ивана Грозного", только в прозе.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Альскандера сказал(а) 1 минуту назад:

Если вы про "Фаворит", то эта тема там тоже вполне раскрыта. И сам автор (я его читаю, кстати, прямо сейчас) - мастер по созданию чувства безысходности, бафоса и неприятных отталкивающих образов, как отдельных лиц, так и целых эпох. Он так описывает Россию, что одна мысль иметь с ней что-то общее (одну историю) вызывает физическое отвращение. Сплошная сцена танца опричников из "Ивана Грозного", только в прозе.

У меня и танцы опричников и Россия Пикуля отвращения не вызывают, только сожеление, что это придумки авторов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

×