Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Скальпель

Предания старины суровой №5. Новые железные дороги России

Recommended Posts

Нью-Йорк Таймс. 16 февраля 1902 года

 

Новые железные дороги России

Около 7000 миль тонких стальных линий во всех направлениях.

Сообщение получено от «Лондон Кроникл», из Берлина.

Скорость, с которой Россия строит новые железные дороги не только коммерческого, но и стратегического значения, привлекает здесь к себе значительное внимание. Два направления, на которых строительство шло особенно поразительными темпами в прошлом году – это направления в Центральную Азию и в сторону Прусской и Австрийской границ.

Не меньший прогресс достигнут на укладке 1200 мильной дороги, которая соединит Оренбург с Ташкентом.

Svarichevskii_Vokzal_01.jpg

И хотя первый ком земли на ее строительстве буквально на днях только был перевернут лопатой в руках Военного Министра (А.Н.Куропаткин – прим.перев.), им было заявлено, что движение на этой дороге будет открыто уже в 1905 году (На самом деле частично строительство началось еще в 1874 году. Сквозное движение открыто в январе 1906 года – прим.перев.). Сейчас в Оренбурге наблюдается большое скопление материалов для железнодорожного строительства.

Один из недавних авторов «Кельнише Фольксцайтунг» отметил, что после постройки Трансаральской линии, за относительно короткое время большие массы войск могут быть переброшены в Ташкент. В тоже время, Транскаспийская линия, соединяющая Ташкент с персидской и афганской границами - уже и так находится в хорошем эксплуатационном состоянии.

Вскоре после ташкентской церемонии, Министр Витте, уже в Санкт-Петербурге, объявил об открытии движения по Южно-Манчжурской железной дороге. Как и Оренбурго-Ташкенсткая, эта линия, в первую очередь, так же имеет военно-стратегическое значение.

На западной границе (России – прим.пер.) так же появляются подобные сигналы – построены три важных расширения существующей железнодорожной сети. Самым значительным из них, после завершения строительства, станет прямая линия, которая соединит Варшаву с Калишем (Kalisz), расположенным вблизи границы с Германией. Русское правительство максимально форсирует темпы ее строительства, так что можно ожидать, что линия будет окончена раньше законтрактованного 1903 года. Русские военные власти придают существенное значение тому факту, что эта линия от Варшавы до германской границы имеет русскую колею (Не удалось найти этому подтверждения – прим.перев.), в то время как линия из Варшавы в Вену – европейскую.

Другая важная линия, которая значительно упростит концентрацию русских войск на границах, которая должна быть закончена в 1903 году, соединит Киев и Азов. Она позволит осуществить переброску огромных масс войск, расквартированных к северу от Азова, в том числе, полки донских казаков, к австрийской границе, в течение трех дней. Поскольку линия проходит по малонаселенным территориям, совершенно очевидно, что она строится для военных нужд.

Третья строящаяся линия – 700-мильное расширение железной дороги Кострома-Рыбинск-Белое в направлении германской границы. Эта линия, в случае конфликта с Германией, нужна для разгрузки гигантского объема перевозок, который возникнет на направлениях Петербург-Варшава и Москва-Варшава. Она строится на французские деньги и согласно с неотложным желанием французского генерального штаба.

В настоящий момент в России строится около 7000 миль новых железных дорог.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Третья строящаяся линия – 700-мильное расширение железной дороги Кострома-Рыбинск-Белое в направлении германской границы. ... Она строится на французские деньги и согласно с неотложным желанием французского генерального штаба.

а потом некоторые еще удивляются: "А чего это РИ в ПМВ ввязалась?"... :secret:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Третья строящаяся линия – 700-мильное расширение железной дороги Кострома-Рыбинск-Белое в направлении германской границы. ... Она строится на французские деньги и согласно с неотложным желанием французского генерального штаба.

а потом некоторые еще удивляются: "А чего это РИ в ПМВ ввязалась?"... :secret:

Вообще, мне многое там удивительно. С одной стороны, кайзер Вильгельм и Николай были "кузенами" - но подрались... С другой стороны, подравшись в 1812 году с французами, мы вдруг стали страшными франкофилами...

Во втором же акте родственнички принялись бить друг другу морды за то, что какой-то сербский студент Гаврила, из Принципа, взял и замочил эрц-герцога Фердинанда. Габсбурга. Который ни тем, ни другим, ни третьим был ваще ни разу не родня.

Share this post


Link to post
Share on other sites

всё у нас родом из XX века

Ну, мне кажется, Вы излишне пессемистичны. Прошло всего 12 лет.

 

В то время как в XX веке за эти 12 лет:

1902 - убили Сипягина (министр ВД)

1905 - убиты Бобриков (губ.Финляндии), Плеве (мин.ВД)

1904-1905 - русско-японская война, Цусима, у нас оттяпали пол-Сахалина

1905-1907 - революция, кровавое воскресенье

1907 - Россия присоединилась к Антанте (зря мы это, ей богу)

1911 - убийство Столыпина

1912 - на носу война...

 

Так что будем надеятся, что не все...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Третья строящаяся линия – 700-мильное расширение железной дороги Кострома-Рыбинск-Белое в направлении германской границы. ... Она строится на французские деньги и согласно с неотложным желанием французского генерального штаба.

а потом некоторые еще удивляются: "А чего это РИ в ПМВ ввязалась?"... :secret:

Вообще, мне многое там удивительно. С одной стороны, кайзер Вильгельм и Николай были "кузенами" - но подрались... С другой стороны, подравшись в 1812 году с французами, мы вдруг стали страшными франкофилами...

Во втором же акте родственнички принялись бить друг другу морды за то, что какой-то сербский студент Гаврила, из Принципа, взял и замочил эрц-герцога Фердинанда. Габсбурга. Который ни тем, ни другим, ни третьим был ваще ни разу не родня.

вообще-то франкофилами стали ДО 1812 года, не зря же Вольтер Екатерине писал (а после - уж инерция и пленные гувернантки).

а вот вильгельм и Николай.. тут как раз мною выделенное и проявилось: бабло-то отрабатывать надо.

Если уж иностранный генштаб решает, куда нужно вести наши стратегические ЖД, то вляпывание в дерьмо определяется уже не причиной, а поводом. А чем плох Гаврила в качестве повода?

Share this post


Link to post
Share on other sites

всё у нас родом из XX века

Ну, мне кажется, Вы излишне пессемистичны. Прошло всего 12 лет.

 

В то время как в XX веке за эти 12 лет:

1902 - убили Сипягина (министр ВД)

1905 - убиты Бобриков (губ.Финляндии), Плеве (мин.ВД)

1904-1905 - русско-японская война, Цусима, у нас оттяпали пол-Сахалина

1905-1907 - революция, кровавое воскресенье

1907 - Россия присоединилась к Антанте (зря мы это, ей богу)

1911 - убийство Столыпина

1912 - на носу война...

 

Так что будем надеятся, что не все...

2012 снова на носу война

Share this post


Link to post
Share on other sites

вообще-то франкофилами стали ДО 1812 года, не зря же Вольтер Екатерине писал (а после - уж инерция и пленные гувернантки).

а вот вильгельм и Николай.. тут как раз мною выделенное и проявилось: бабло-то отрабатывать надо.

Если уж иностранный генштаб решает, куда нужно вести наши стратегические ЖД, то вляпывание в дерьмо определяется уже не причиной, а поводом. А чем плох Гаврила в качестве повода?

Насчет французских денег тут надо посмотреть попристальнее... возможно, корреспондент был не чужд писать не то, как есть, а то, как "надо"...

Во-первых, возник вопрос насчет "Белое". Скан газеты не очень хорошего качества, но на "Бологое" вроде не похоже. В справочнике РЖД такой нет, но не факт, что она не была переименована. Впрочем, Рыбинск не узловая станция, так что из Костромы через него все равно, кроме как на Бологое, ехать некуда.

Стало быть, вместо "Белое", читаем "Бологое" и смотрим на карту - куда дальше?

Кстати сказать, сама линия Кострома-Нерехта-Ярославль-Сонково-Бологое была построена еще в 1887 году.

Понятно, что из Бологое в Мск и СПб уже давно ездят и без французского генштаба. Остаются два направления: Дно-Псков (в Эстонию) и Великие Луки (в Латвию).

Однако, дорога Псков-Рига была открыта для движения еще в 1888 году и строилась за казенные деньги. Дорога Бологое-Псков была открыта в 1897 году. Стало быть - не она.

Остается один вариант. Бологое-Полоцкая железная дорога (Бологое — Седлец).

В России военное ведомство тогда курировало строительство всех железных дорог. К началу ХХ века все активнее становилось влияние военных на постройку новых железнодорожных участков. В первую очередь это относится к сооружению двух магистральных линий: Оренбург — Ташкент и Бологое — Седлец.

Россия не имела собственных средств для столь масштабного и дорогостоящего строительства «сверхдальних», как их тогда называли, и при этом сугубо стратегических, а значит — заведомо убыточных дорог. Зато Франция, обеспокоенная соседством с грозным противником в лице кайзера Вильгельма II, настаивала на скорейшем решении вопроса. И он был решен дипломатически: в начале 1901 года, после переговоров на уровне глав государств, России были предоставлены французские займы на сумму 200 миллионов рублей для реализации их в 1902–1904 годах с целью немедленного проектирования и строительства стратегических железных дорог. Сразу скажем, что участок будущей линии от Бологого до Полоцка обошелся в 53 миллиона рублей, или 118131 рубль на версту — гигантские деньги для того времени. Но их не пустили по карманам, не «распылили» и не «отмыли»: дорога была построена.

Впрочем, не сказать, что зря построили: уже неговоря о войне, до конца 70х основным грузом дороги был наливняк на Вентспилский НПЗ и обратно. Ну и местные генерировали более 100 вагонов на отправку в сутки, что совсем немало. Так что, думаю, французам можно сказать спасибо, что деньжат подкинули - дорога в войну действительно пригодилась, хотя построена была еще в 1907 году.

Хорошая статья есть здесь

Share this post


Link to post
Share on other sites

×