Jump to content
О фейках и дезинформации Read more... ×

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Скальпель

О пальце Императора Николая I

Recommended Posts

Тут недавно в одной из дискуссий мелькнул анекдот про ширину колеи. Когда-то давно, и в другом месте, мне пришло в голову написать заметку, в основе которой лежит история анекдотического характера и все тот же Император Николай I. Пришла пора прибрать в подшивку, видимо.

 

08/06/2009

 

Если посмотреть на карту Севро-Запада России, то можно заметить одно неестественную деталь - прямую линию, соединяющую Москву и Санкт-Петербург. И несмотря на то, что и дорожники, и картографы предпочитают прямые дороги извилистым, действительность оказывается упрямее и посему получается, как правило, прямо - но не совсем. А тут - совсем прямо. Как по линейке. Впрочем, так оно и было - именно по линейке. Линия эта - железная дорога Санкт-Петербург - Москва.

Не смотря на то, что эта дорога стала одним из первых детищ российских путейцев, при ее проектировании были разработаны и использованы передовые, для того времени, инженерные методики. К ним можно отнести работу П.П.Мельникова "Общие теоретические основы выбора предельного уклона", и труд Д.И.Журавского по усовершенствованию методики расчетов напряжений в элементах ферм системы Гау, и многие другие. Это техническое новаторство отечественных инженеров и сделало возможным провести прямую линию не только на карте - но и в жизни.

Предельный уклон дороги составил в сторону Москвы 5 промилле и 2,5 - в сторону Петербурга - за одним исключением. На всю длину трассы в 649,9 километра пришлось лишь 47,6 километров в кривых, или всего 7,5%. Но всегда находится одно "но"...

Еще несколько лет назад на этой геометрической идилии существовал один изъян. Имя ему - Веребьинский обход. А иначе - палец Императора.

В народе ходит легенда, что когда Николай I принимал решение о генеральном направлении строительства (а был конкурирующий вариант трассировки - с заходом в Новгород), то, устав от споров конкурирующих сторон, в сердцах взял линейку и карандаш - и провел прямую между столицами со словами: "Будет так!". Но, держа линейку, император не успел убрать палец и, прямо посреди прямой, появилась кривая загогулина. А чиновники, дескать, убоясь гнева монаршего, исполнили как сказано - с загогулиной. Но байки это.

Загогулина эта появилась лишь в 1877 году и еще пять лет строилась, дорогу же начали эксплуатировать в 1851 году а Император Николай I умер в 1855. Так что не получается - однако байка хороша. Как бы все про нас...

Теперь про загогулину. В первоначальном виде дорога ее не имела, пересекая Веребьинский овраг (то есть долину р.Веребья) по мосту длинной почти 500 метров, состоящему из девяти деревянных пролетов длиной по 49,7 метров и семи каменных арок длиной по 6,4 метра. Высота же от головки рельса до уровня меженных вод составляла 43 метра. (Узелок на память: 1850 год, мост деревянный!). На момент открытия это был самый длинный и высокий мост в России. Но был нюанс... подход к Веребьинскому оврагу и его переход по прямой требовал применения сосредоточенного уклона в 7,8 промилле на перегоне длиной в 17,6 километра. Это оказалось не под силу локомотивам того времени - нередки были случаи, когда поезда, шедшие из Москвы, со свистом нагоняли попутные поезда - так как просто не имели возможности гасить торможением инерцию движения "под горку". Ну и, соответственно, противоположные проблемы возникали при движении к Москве. И эти проблемы иногда имели трагические последствия: 12 февраля 1852 года произошла катастрофа - со станции Веребье самопроизвольно под уклон двинулось несколько товарных вагонов и столкнулись со встречным составом, погибло 5 человек.

Потому-то и было принято решение в 1877 году построить Веребьинский обход, который сделал дорогу между столицами на 5,4 километра длинней - но безопаснее. Так стало. А потом "стало" снова стало "было".

Гудок: "26 октября на станции 198-й километр перегона Бурга-Торбино трассы Санкт-Петербург - Москва прошли торжественные мероприятия, посвященные завершению реконструкции трассы и открытию спрямленного участка в районе Веребьинского обхода." Главной конструкционной особенностью нового участка является металлический мост через Веребьинский овраг. Длина моста - 525 метров, высота - свыше 50 метров, мост состоит из 9 пролетов длиной по 55 метров. В результате ввода моста в эксплуатацию, время следования пассажирских поездов между столицами уменьшилось на 10 минут, а грузовых - на 15-20.

 

Так не стало "пальца императора"...

 

Первый вариант моста. Дорога еще прямая.

000052.jpg

 

 

Второй вариант моста. Обход "имени пальца императора"

ver5.jpg

 

И снова дорога прямая. Вид с нового моста. Видимо, по причине топкости окрестностей и бдительности охраны, лучшего снимка в сети не нашлось.

100996.jpg

 

Эпизод строительства

Big_Foto.jpg

 

Когда-то здесь проносились поезда. Демонтированный Веребьинский обход.

110630647.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

был и более интересный анекдот, про широкую колею.

типа "...нах... шире".

так и сделали.

 

на самом деле :

Ещё с середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи (позже — СССР и Финляндии), а также и впоследствии Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм, так как она обеспечивает перевозку грузов большей массы, чем распространённая в Западной Европе колея шириной 1435 мм. С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм.

Итого разница в колее: 89мм.

Я сомневаюсь что у императора Николая-1 , известного своими амурными похождениями , был такой обрез

Share this post


Link to post
Share on other sites

был и более интересный анекдот, про широкую колею.

типа "...нах... шире".

так и сделали.

 

на самом деле :

Ещё с середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи (позже — СССР и Финляндии), а также и впоследствии Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм, так как она обеспечивает перевозку грузов большей массы, чем распространённая в Западной Европе колея шириной 1435 мм. С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм.

Итого разница в колее: 89мм.

Я сомневаюсь что у императора Николая-1 , известного своими амурными похождениями , был такой обрез

"...это в спокойном состоянии!"© :mocking:

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот здесь еще интереснее: http://maps.yandex.ru/-/CVe0uKIY

 

Яндекс протестуэ

Это он по старости:

© Роскартография, © ЗАО «Резидент», © ЗАО «ТГА», 2006

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подскажите, как тут вставить фото?

Я вот пробую, но никак не выходит :(

А Вы тыкайте в кнопочку и туда в поле URL - ссылку на пикчу. А если оная пикча у Вас локально на винче лежит, тыкайте в кнопочку "мои файлы".

Share this post


Link to post
Share on other sites

×