Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Скальпель

Предания старины суровой №3. Слоны и паровозы

Recommended Posts

Scientific American, 15 August 1885

(Фото из публичных источников – прим.перев.)

 

Composite2.jpg

 

Английская армия преуспела в том, чтобы развернуть «переносную» железную дорогу в нескольких точках перевала Болан (ныне это в Пакистане – прим.перев.). Эта железная дорога системы инженера Дековилье (Decauville. Французский инженер, разработавший систему легко монтируемой узкоколейной железной дороги, которую в России называли «Дековилька» - прим.перев.), строится из маленьких стальных рельсов, которые могут быть уложены или разобраны очень быстро. Эта остроумная железнодорожная система, которая уже использовалась и при постройке Панамского канала, и для транспортировки сахарного тростника в Австралии и на Яве – стала обязательным видом транспорта для многих войн. Это в настоящее время она используется в Тонкине и на Мадагаскаре французской армией, и также используется на Красном море армией Италии.

 

Arkdor.jpg

(Агнеевский рудник В.А.Кузнецова на Сахалине. От рудника к пристани была проложена дековилька длиной 2 ¾ версты. Для перевозки угля имелось 30 вагонеток емкостью в 1 тонну. Тяга их осуществлялась паровозом мощностью в 8 л.с. – прим.перев.)

 

Когда российское правительство начало войну в Туркестане, в 1882 году, она купила сто верст, или приблизительно 66 миль, железной дороги системы Дековилье, которую генерал Скобелев использовал с большим успехом для транспортировки питьевой воды и другого снабжения своей армии. Потом эта железная дорога была разобрана, поскольку армия ушла вперед, и, когда русские недавно появились в Афганистане, она, вдруг, появилась в уже на передовых постах русской армии и была описана английскими военными, которые наблюдали за операции в Афганистане. После этого английское правительство сделало заказ Дековилье на аналогичный «набор», дав указание, что дорога должна иметь тот же самый тип, что и использующийся русскими. Смысл был очевиден – англичане полагали, что если им удастся захватить какие-либо части дороги, использованные русскими – они смогут их использовать вместе со своей дорогой. Но в этом заказе была одна проблема, которую было очень трудно решить: весь материал дороги должны были нести слоны, но также еще нужно было доставить на дорогу локомотив. В результате локомотив сконструировали, собирающийся из двух частей, с наибольшим весом одной части в 3,978 фунтов (около 1600 килограмм – прим.перев.) – то есть, самым большим весом, который может нести слон.»

 

L'Ilustration:

(Комментарий к заметке в Scientific American – прим.перев.)

“Этот эпизод англо-российского конфликта, сокращенно проиллюстрированный выше, является большим завоеванием для нашей национальной промышленности, сделанным в мастерских месье Дековилье, которые расположены в небольшом городке Petit-Bourg (Дословно: маленький город, фр. – прим.перев.), во Франции, всего в часе езды от Парижа. Вся фабрика занимает приблизительно 20 акров на берегу Сены и примыкает к P.L.M. (Железная дорога Париж-Лион-Марсель – прим.перев.). Мастерские размещены в большом зале длиной и шириной в 525 футов. Материал для работ складируется с обоих концов здания (в одном конце сложены рельсы и сталь для дороги, а на другом - листовая сталь и железо для вагонов и паровозов), а произведенная продукция уже вывозится из середины зала, погруженная на вагоны дороги P.L.M Co. В июле 1884 года, работ Мелкого Небольшого города возле замка достигли своего апогея – в них было занято тысяча рабочих и 350 машинам, которые делали работу за еще 3,000 мужчин. Среди них есть четыре машины для окраски, которые выполняют работу шестидесяти маляров. Каждый месяц в мастерских производятся три тысячи вагонов и 93 мили дороги”.

 

decauville_2_5t_loco_2.jpg

(Фото страницы с паровозом из каталога Дековилье. - прим.перев.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо. Очень интересно. Знал что операция по покорению Туркестана стала возможной только после строительства железной дороги, но не знал, что использовалась продукция Дековилье (пресловутые дековильки).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо. Очень интересно. Знал что операция по покорению Туркестана стала возможной только после строительства железной дороги, но не знал, что использовалась продукция Дековилье (пресловутые дековильки).

...все же, мне кажется, что наличие или отсутствие железной дороги - это принципиальный фактор при проведении масштабных войсковых операций, а миссия Скобелева носила, скорее, экспедиционный характер. Но бесспорным является тот факт, что вслед за русскими войсками, первыми, на новые территории приходили путейцы, а не миссионеры - и это очень позитивный довод в оценке роли и Российской Империи, и СССР в создании того, что теперь наши потенциальные друзья называют "тюрьмой народов".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Потом эта железная дорога была разобрана, поскольку армия ушла вперед, и, когда русские недавно появились в Афганистане, она, вдруг, появилась в уже на передовых постах русской армии и была описана английскими военными, которые наблюдали за операции в Афганистане. После этого английское правительство сделало заказ Дековилье на аналогичный «набор», дав указание, что дорога должна иметь тот же самый тип, что и использующийся русскими.

L'Ilustration:

(Комментарий к заметке в Scientific American – прим.перев.)

“Этот эпизод англо-российского конфликта, сокращенно проиллюстрированный выше, является большим завоеванием для нашей национальной промышленности,

Вот истиннодемокраический, европейский подход - продавать снаряжение обеим противоборствуЮЩим сторонам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

×