Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Скальпель

Предания старины суровой №2. Русские в Персии

Recommended Posts

The New York Times, 6 августа 1916 года

Русские железные дороги в Персии. Начало новой эры

 

ПЕТРОГРАД, 29 мая 1916 года — Генри Д. Бейкер, Атташе по экономическим вопросам американского Посольства в Петрограде, возвратился из краткого визита в Персию, где от имени Министерства торговли он проводил исследование состояния американских торговых отношений с той страной. Хотя условия путешествия в Персию, в настоящее время, чрезвычайно трудны, вследствие широко идущих по всей стране военных операций, большого количества разрешений, необходимых путешественникам для пересечения границы из России, посещению г-на Бейкера особенно помогли Русские военные власти, которые продемонстрировали исключительную любезность в этой ситуации.

В распоряжение нашего Атташе был предоставлен специальный автомобиль, который был перевезен на первом военном эшелоне, входящем в город Тебриз со стороны российской границы. Сам же г-н Атташе, таким образом, стал первым невоенным пассажиром первой железной дороги в Персии, железной дороги, которая, может быть со временем соединиться, через Белуджистан, с железнодорожной системой британской Индии в Пешаваре. Эта дорога к Тебризу является первым важным шагом в модернизации этой древней земли, которая в течение многих столетий, после славы Кира, Дария и Александра Великого, мало известна миру чем-либо, кроме ковров, садов и Омара Хайяма.

 

Они первый раз видят поезд

 

Когда первый поезд вошел в город Тебриз со стороны российской границы, из Джульфы, что на реке Аракс, тысячи людей, большинство из которых, очевидно, никогда в жизни не видело поезд прежде, приехали, чтобы посмотреть на это экстраординарное зрелище. Поезд был празднично украшен флагами России и Персии, и на локомотиве была установлена огромная эмблема со львом, смотрящим на солнце, и держащим в лапах меч (стилизация герба Персидского царства – прим.перев.). Поезд прошел маршрут от российского Закавказья до Тебриза, длиной в девяносто две мили, приблизительно за десять часов, в то время как обычный способ, которым можно попасть в Тебриз, через горы, занимает три дня. Поезд состоял только из грузовых вагонов, поскольку железная дорога в настоящее время пока не предназначена для пассажирского или коммерческого движения, а эксплуатируется только в военных целях. Один из грузовых вагонов был специально приспособлен для личного пользования г-на Бейкера.

Город Джульфа, на реке Аракс, (расположенный и на персидской, и на российской стороне) находится в центре места, известного по библейской истории. Это - место, где Каин, как предполагается, убил своего брата Абеля, и где Абрам был готов пожертвовать своим сыном Исааком. Местность, лежащая между этим районом и Тебризом, является отчасти пустыней, а отчасти - хорошо орошаемыми равнинами и долинами; но вообще говоря, это - приблизительно 4,000-футовая возвышенность и здесь много холмов. Тебриз - главный коммерческий город современной Персии, он является самым большим рынком ковров в мире, после Константинополя. Его известные базары занимают длинные улиц с аркадами. Помимо ковров, значительный объем торговли приходится на хлопок, сухофрукты и резину.

 

Когда поезд ехал по этой местности, между Джульфой и Тебризом, в деревнях наблюдалось большое волнение среди сельского населения, крыши различных зданий изобиловали людьми, жаждущими увидеть проходящий поезд. Множество лошадей, идущих вдоль шоссе, параллельно железной дороге, были так испуганы, что понесли и могли опрокинуть свои повозки, также, как все овцы и рогатый скот. которые казались абсолютно перепуганными.

Железнодорожный мост через реку Аракс, в Джульфе, соединяет эту персидскую железную дорогу с Тифлисом и Кавказом, а оттуда – и со всеми другими частям России. Колея железной дороги в Персии совпадает с колеей российской железнодорожной системы; таким образом, нет таких причин, которые бы помешали будущим поездам отправляться из Петрограда непосредственно в Тебриз. Возможно, со временем, железная дорога может быть продолжена до Тегерана, оттуда на юго-восток к Исфагани, что в Центральной Персии, и затем в Белуджистан, где она могла бы соединиться, в Нашки, с железнодорожной системой Британской Индии. Таким образом, возможно, что из различных столиц Европы, со временем можно будет достичь Бомбея, Дели, Калькутты и других городов Индии исключительно по железной дороге.

Из города Софьян, что лежит приблизительно в двадцати пяти милях от Тебриза, ветка железной дороги уже проложена до озера Урумьях, большого зеркало сильносоленой воды, простирающегося с севера на юг в Северо-западной Персии приблизительно на десять миль. Вокруг берегов этого озера, в течение всего прошлого года, шла потрясающая борьба между русскими и турками, но теперь турки ушли на запад, к озеру Ван, другому большому водоему, который лежит прямо через границу, в азиатской Турции.

 

Моторная лодка завоевывает озеро

 

Вокруг озера Урумьях, лежит самая богатая область Персии; огромные количества изюма и других сухофруктов, шерсти и вин, производятся здесь. Ветка железной дороги, проложенная к озеру Урумьях, имеет большую стратегическую ценность для русских, предоставляя им возможность очистить Западную Персию от их врагов и подготовиться к движению в направлении Эрзерума и к Багдаду. Едва ли не самыми первыми грузами, которые были отправлены сюда, по железной дороге, стали огромные моторные лодки, с установленными на них вооружением. Они позволили русским получить контроль над озером и примыкающей к нему местностью, тем же самым путем, которым Коммодор Пери взял под контроль озеро Эри во время нашей войны 1812 года. До прибытия этих лодок, озеро Урумьях, знало только примитивные парусные суда.

Когда железная дорога больше не будет нужна для военных нужд, она будет отдана для коммерческой работы, что, несомненно, вызовет бурное развитие всей северо-западной Персии, открывая новые земли для сельского хозяйства и давая большой стимул для развития горной промышленности, для добычи меди и вольфрама, которыми эта страна очень богата. Железная дорога должна также даст другой важный эффект – она будет стимулировать движение в Тебриз через Тифлис и другие российские города, вместо старого маршрута, из Трапезунда в Турции, по которому шла большая часть импорта и экспорта до войны. Исключение составят лишь те грузы, которые отправлялись через порты на Каспийском море, но которые не столь доступны для Тебриза, хотя и удобны для Тегерана.

Торговое значение Тебриза, в котором, как теперь говорят, живет приблизительно 200,000 жителей, экономически вырастет за счет Тегерана, который, почти полностью, зависит от портов Решта и Энзели на Каспийском море. Они расположены на расстоянии приблизительно в 240 миль от него, и достигаемы только по плохим дорогами, на которые уходит до пятидесяти часов. Эти порты плохо приспособлены к большому грузообороту, поскольку море там мелкое и часто случаются сильные штормы. С тех пор, как началась война, фактически, никакой торговли между Персией и Соединенными Штатами не было, за исключением той малости, которая попадала к нам через Россию. Фактически, Персия, или, по крайней мере, северная часть ее, теперь недоступна для торговых отношений с Соединенными Штатами [из-за сильного влияния русских]. Г-н Бейкер полагает, что заключение трехсторонних соглашений с Персией и с Россией, которые бы разрешали товарам поступать из Соединенных Штатов по почте, могло бы быть разрешением существующих трудностей в торговле. Кажется, что, по крайней мере, половина всего британского импорта в Персию, достигает своих адресатов по почте через Россию. Например, вся ткацкая продукция из Манчестера, идет в этом направлении, упакованная в пакеты, которые могут быть посланы по почте.

 

Пошлины, взымаемые с нас Россией

 

Кроме случая, когда товары пересылаются международной почтой, все иностранные товары, поступающие в Персию через Россию, облагаются российскими пошлинами, так же как и персидскими. Это и было причиной того обстоятельства, что до внезапного начала войны, для внешней торговли, как правило, использовался долгий маршрут из Трапезунда в Турции, поскольку товары, прибывающие из Трапезунда, не облагались дополнительной, российской пошлиной. В случае, если Трапезунд, который был захвачен российской армией, останется за Россией после того, как война будет закончена, то российские пошлины должны будут уплачиваться и в этом случае. И тогда преимущества отгрузки товаров в Персию почтовыми посылками станут еще более очевидными.

Буквально только что, я узнал, из других источников, что между Англией, Россией и Персией было достигнуто соглашение, предусматривающая исчерпывающее исследование персидских финансов трехсторонней комиссией из Англии, России и Персии с целью выяснения, как финансы Персии могут быть, скорейшим и наилучшим образом, восстановлены. Эта комиссия, организованная таким же образом, как это было нами сделано в некоторых вест-индских странах, могла бы быть очень полезной. Полезной и для Англии, и для России, в их будущей коммерческой деятельности, в их соответствующих «сферах влияния» в Персии, как это указано в соглашении от 31 августа 1907 года между Россией и Персией, в котором, как помнится, последняя страна была разделена на три зоны; северная зона признана российской сферой влияния, южная - британской и центральная зона, относительно которой, подписавшие взяли на себя обязательства воздержаться от политического вмешательства, без предварительной договоренности и взаимного согласия.

 

Источник

 

Дополнения:

Дороги из Тифлиса в Турцию (на Карс) и в Персию (на Тавриз) начали проектироваться еще в 1877 году, но деньги на строительство были выделены только в 1895 году. В результате, к 1900 году был построен только головной участок до Александрополя (Гюмри, Армения), где должен был быть построен железнодорожный узел.

В итоге, широкая колея (1520 мм) дошла до Карса, откуда шла узкоколейка до Эрзерума (750 мм), и до Шахтахты, откуда до Каракалиса пошла колея 1067 мм (Капская колея: привет от англичан – это была их «сфера влияния». Такая же была на Сахалине, которую строили японцы, а недавно ее, наконец, перешили на родную, «широкую». И тут «жентельмены» наследили…). Таким образом, к 1916 году, железная дорога, силами российских строителей, военных и политиков, вышла в Месопотамию и истокам реки Евфрат. До Багдада было уже рукой подать…

Share this post


Link to post
Share on other sites

×