Jump to content
О фейках и дезинформации Read more... ×
Sign in to follow this  
Улитка

«У вас в руках — душа человека». А. Пахмутовой исполняется 85 лет

Recommended Posts

«У вас в руках — душа человека»

 

06.11.2014

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

 

1-TASS_1013649.jpg

 

9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом появилась на свет девочка, которой суждено было стать величайшим песенным композитором России. В паре с верным соавтором и мужем, поэтом Николаем Добронравовым она создала шедевры, которые год от года только ближе нашему сердцу. Сегодня песни Пахмутовой — как целебный бальзам для страны, как бинт на открытую рану. В них надежда и вера — исцелимся обязательно.

 

На текущей неделе в квартире Пахмутовой — Добронравова солируют специфические инструменты — три телефона, не умолкающие ни днем, ни ночью. Под их аккомпанемент великолепная пара побеседовала с главным редактором газеты «Культура» Еленой ЯМПОЛЬСКОЙ.

 

Детство, Волгоград, таланты

культура: Плотный у вас график: 3 ноября прошел юбилейный вечер в Государственном Кремлевском дворце, на следующий день — встреча с президентом, а еще телеканалы выстроились в очередь...

Пахмутова: Были на съемках «Ледникового периода», вернулись совершенно потрясенные. Они сделали целую передачу на наших песнях. Причем не на тех, которые вроде «Птицы счастья» лежат на поверхности — бери и пой. А они взяли другое. Например, «Памяти подольских курсантов» в исполнении светлановского оркестра. Или — у нас есть акапельная песня, которую записала когда-то Нонна Мордюкова...

культура: Что это за песня?

Пахмутова: Времен первой чеченской войны. Там такие слова: «Сколько лет уже нет войны...»

Добронравов: Нынче бомбы не в моде вроде...

Пахмутова: Но уходят от нас сыны...

Добронравов: Без войны на войну уходят.

Ах, печаль ты моя, печаль,

ты скажи, за грехи какие

нам своих никогда не жаль,

нам не жаль сыновей России...

Пахмутова: Ее Зыкина хотела спеть, но не сложилось, а Нонна записала замечательно. Великая была актриса.

 

3-TASS_129952.jpg

 

культура: Вас буквально рвут на части, повсюду приглашают, везде ждут. Это лучше, чем глухое молчание начала 90-х? Или все-таки чересчур утомительно?

Добронравов: Знаете, юбилейный ажиотаж — это ведь не показатель любви. Для нас другое дорого — знаки внимания от обычных людей. Пришли на съемки «Романтики романса», подходит женщина с мальчиком, у мальчика в руках мой сборник: «Подпишите, пожалуйста...» Или — едем на дачу, там по дороге три магазина: продуктовый, хозяйственный и цветочный. Мы зашли в хозяйственный, а когда выходим — нас ждут двое молодых ребят с букетом цветов для Али. Просто увидели, купили цветы и ждут. Аля говорит: спасибо, ребята, а вы кто? Они отвечают: да мы просто здесь живем, работаем, детей растим... Вот это самое главное.

культура: Писем много получаете?

Пахмутова: Ну, сейчас уже меньше.

культура: А раньше — мешками?

Пахмутова: Да.

Добронравов: Теперь же интернет — у Александры Николаевны есть своя страничка, там много откликов. Самые интересные нам приносят.

культура: Украшением и изумлением юбилейного концерта стали волгоградские дети. Честно говоря, мы уже отвыкли от здорового детства на эстраде — у нас теперь с младенчества лепят жеманных «звезд», какой-то кадровый резерв для стрип-клубов. А тут — чистые голоса, ясные лица.

Пахмутова: Гимн Бекетовки пела девочка, Саша Головченко, которая родом оттуда, как и я. Там она училась в музыкальной школе, там и живет.

Добронравов: Хочу рассказать историю этой песни. Лет 20–30 назад Аля получила письмо от незнакомого человека из Киева: «Я воевал под Сталинградом, в Бекетовке, был тяжело ранен, меня отправили в госпиталь... Прошли годы, и нас, фронтовиков, стали вывозить к тем местам, где мы когда-то воевали. Я приехал в Бекетовку и увидел на братской могиле свое имя: Киреев Георгий Александрович. Они думали, что я погиб, а меня просто увезли в тыл... Вот такая история. Поэтому я написал стихи о Бекетовке и посылаю Вам...»

Пахмутова: Ему в этом году 90 лет исполнилось, мы его поздравляли.

Добронравов: Несколько лет назад в Ленинграде, в Петербурге устраивали концерт в честь нобелевского лауреата Жореса Алферова, и он попросил, чтобы это был концерт из произведений Пахмутовой. Мы были тронуты, потому что мало его знали. Он вышел на сцену и сказал: «Александра Николаевна, насколько я знаю, Вы родились в Бекетовке под Сталинградом. А у меня был старший брат, он погиб на фронте, и последнее письмо от него мы получили со штемпелем «Бекетовка»...

 

3-TASS_607666.jpg

 

культура: А детский симфонический оркестр? По всей видимости, это гордость Волгограда?

Пахмутова: Да, это коллектив при Волгоградской филармонии. Дирижер — Юрий Михайлович Ильинов, Юра, он молодой совсем. Хороший оркестр, я их слышала не единожды, мы выступали вместе в прошлом году. Когда отмечалось 70-летие победы под Сталинградом, был солидный концерт в Волгограде, а меня попросили выступить с ребятами в Москве, в Храме Христа Спасителя. Конечно, в храме это звучит особенно торжественно: «На Мамаевом кургане тишина», «Горячий снег», «Поклонимся великим тем годам»... Тем более, что поют правнуки или даже праправнуки героев Сталинградской битвы.

Добронравов: Оркестр уже побывал на гастролях в Англии, в Финляндии. Не знаю, есть ли еще где-нибудь в мире нечто подобное: молодежных оркестров много, но детский...

Пахмутова: В прошлом году я пришла на первую репетицию с ними, и — как принято, по традиции — сначала здороваешься с дирижером, потом с концертмейстером...

культура: Сколько же лет концертмейстеру?

Пахмутова: Лет десять. Очень серьезный человек. Я даже оробела.

культура: На ваш взгляд, существуют сегодня нормальные социальные лифты для одаренных детей?

Добронравов: Есть Молодежная оперная программа Большого театра — но она для тех, кто постарше. Академия хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова. Оттуда, кстати, Василий Ладюк, который пел в концерте «Знаете, каким он парнем был». И на сцену вынес цветы Юра Гуляев — сын Гуляева. Это трогательно очень... Помню один из последних звонков к нам Виктора Сергеевича. Я ему стал рассказывать, что, мол, вчера репетировал с таким-то баритоном, он говорит: «Да что баритон! У меня сейчас в «Ла Скала» такой Васька поет!» И только спустя много лет мы узнали, что «Васька» — это Василий Ладюк.

Во многих российских городах с детьми работают настоящие подвижники. В Екатеринбурге, в Храме на Крови — а так называется и одна из наших последних песен, «Храм на Крови», — есть Архиерейская детская певческая капелла «Октоих». Две монахини, одна из которых — доктор искусствоведения, собирают детей из не очень благополучных семей. Они исполняют в том числе пионерские песни — наряду с церковными песнопениями.

культура: Без сторонней помощи таланту подняться трудно, почти невозможно. Ведь у Вас, Александра Николаевна, папа был уникально одаренным человеком...

Пахмутова: Да! Он сочинял музыку, играл на рояле, на скрипке, да практически на всех инструментах.

 

3-PHP1029429_3120501_2.jpg

 

культура: Но у Вас, в отличие от него, была возможность учиться. Это ведь государственное дело — таланты растить. И Вы, Николай Николаевич, насколько я знаю, учителей своих до сих пор вспоминаете.

Добронравов: Я учился в обыкновенной малаховской школе, но в 1945 году, как только закончилась война, на первую же смену меня послали в «Артек». И два высших образования я, сын репрессированного, получил. Если говорить про Алиного отца, он подрабатывал тапером, фильмы сопровождал, многие ходили в кино специально — «на Пахмутова». И вот, однажды она получила письмо: «Сейчас мы живем в Сибири, но до войны жили в Бекетовке под Сталинградом, и у нас там был наш народный музыкант Николай Пахмутов, которого мы до сих пор с уважением любим. Не родственник ли он Вам?» Аля им ответила.

Когда она уезжала из Сталинграда в Москву, ее собирали всем миром. А ее соученик Эдик Грач, замечательный скрипач — его вообще собирал обком партии, шубу ему справили...

Пахмутова: Ну как же: мальчик приедет в Москву, должен быть нормально одет! У Эдика была скрипка Амати, у Безродного — Страдивари, а у Соболевского — Гварнери. Коллекционные скрипки, цены не имеют, и таким соплячкам маленьким — такие инструменты! Нам давали продовольственные карточки высшей категории, как рабочим оборонных предприятий. Правительство верило, что страна выиграет войну и вот эти детишки должны повести вперед нашу культуру.

Добронравов: И они действительно повели. Все ее одноклассники — великие скрипачи, великие пианисты.

Пахмутова: Даже фильм есть 1945 года «Юные музыканты», там показывают, как я играю. Стране нужны были операторы, нужна была пленка — но все для нас нашли, потому что считали важным. Это и есть государственная культурная политика.

«Малая земля», комсомол, вера

культура: В чем феномен советской песни? Почему мы так к ней привязаны?

Пахмутова: Потому что песня — это жизнь души. Души человека, который способен стать героем, испытывать высокие чувства, любить. А последние годы людям внушали, что важно приобрести финансовую независимость. Причем ее можно добыть нечестным путем — это не имеет значения. Песня — великий жанр. Достойно ли наше время такого жанра — не знаю. Как стали в 90-е годы воспитывать на том, что Гагарин никуда не летал, Зоя Космодемьянская была маниакальной поджигательницей, песни начали иссякать...

культура: Шесть тысяч человек в зале Кремлевского дворца сидели со слезами на глазах. Мне показалось, что они оплакивали самих себя...

Пахмутова: Помните замечательную песню из фильма «Весна на Заречной улице»: «Я не хочу судьбу иную, мне ни за что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня». Надо, чтобы эти заводские проходные были. И чтобы через них, а не какими-то окольными путями выходили в люди.

Добронравов: Недавно вычитал у Леонида Леонова: если когда-нибудь будет создано справедливое общество, справедливое государство, там самым главным наказанием станет отлучение от труда. Сколько людей у нас отлучено от труда...

 

Pahmutova_Kult_39_04.jpg

 

культура: Значит, пока нет надежды, что появятся новые песни, которые уйдут в народ?

Добронравов: Ну почему? У Игоря Матвиенко очень хорошие песни.

культура: «Любэ» не берем, это исключение.

Добронравов: Есть такие авторы, как Демарин, Лученок, но им заказан путь на телевидение. Не формат, как теперь говорят.

культура: А вот шедевры советской песни никогда не были «не форматом» — даже 90-е прошли на «Старых песнях о главном». И никакая идеология не помешала.

Пахмутова: Тем более, что идеологию зачастую потом вкладывали, досочиняли. Например, песню «Малая земля» мы написали по просьбе ветеранов 18-й армии. Там такие были люди... Один меня встретил и говорит: «Дочка, а я тебя совсем другой представлял». То есть, у него даже телевизора не было...

культура: Почему она не прозвучала в концерте?

Пахмутова: Просто так сложилась программа. Но мы будем исполнять ее — обязательно.

Добронравов: В конце 80-х — начале 90-х годов во всех газетах писали, что Пахмутова — автор одной песни — про Леонида Ильича Брежнева.

Пахмутова: Причем как-то так повернули, что, если на Малой земле был Брежнев, так вроде никакой Малой земли вообще не существовало, надо ее забыть... Мы это пережили, я спокойно к этому отношусь.

Добронравов: Вчерашние члены КПСС сжигали партбилеты, а главными коммунистами страны объявили нас с Алей — хотя мы и в партии-то никогда не состояли.

культура: Да, это факт удивительный. Наверное, вас звали, рекомендовали настойчиво...

Пахмутова: Конечно, рекомендовали. Меня даже вызывали по этому поводу в МК КПСС.

Добронравов: У Али отец — старый большевик. И вот он, сидя на этом диване, где вы сейчас сидите, сказал: «Ни в коем случае! Я вступал в другую партию».

Пахмутова: Для меня коммунисты — это те, кто в плен попадал, им звезды на спинах вырезали, а они терпели. А были люди, которые просто сливки снимали со своего звания «коммунист». Мы же предпочитали жить вне идеологии.

культура: Тем не менее, Вы вели довольно активную общественную жизнь...

Пахмутова: Когда мы съездили в Братск, а потом на Северный флот, меня сделали секретарем Союза композиторов, депутатом Моссовета...

культура: От чего Вы в результате отказались и даже подверглись обструкции со стороны некоторых коллег.

Пахмутова: А вы представьте: какой-нибудь деятель проводит со мной беседу, потом садится в персональный автомобиль и уезжает на дачу отдыхать. А я возвращаюсь домой, где меня ждет больная мама и толпа посетителей с просьбами. Ни секретаря, ни помощника у нас не было. Конечно, это совершенно невозможно. Я сказала: у меня пока есть силы работать, заниматься своим делом, а распределять квартиры и присутствовать при разводах я могу и через тридцать лет.

Добронравов: Вот, посмотрите, свежий журнал вышел. Архивная фотография и подпись: «Делегаты съезда КПСС — Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Александра Пахмутова». А она просто не могла быть делегатом.

 

Pahmutova_Kult_39_03.jpg

 

культура: Наверное, вас приглашали на съезды в качестве гостей?

Пахмутова: Никогда. На съезды комсомола — да, приглашали.

культура: По творчеству чувствуется, что комсомол вам ближе. Хотя и там верхушка успела разложиться, ведь именно из комсомола вышли разнообразные ходорковские. Тем не менее, и зал ГКД 3 ноября с особым чувством пел «Не расстанусь с комсомолом...».

Добронравов: Для нас из комсомольских песен самая дорогая — «Прощание с Братском». Вы видели, братчане были на юбилейном концерте. Мы с ними очень дружили, ездили к ним. Когда заканчивалось строительство Братска, люди говорили: «Для всей страны праздник, а мы плачем, потому что это были наши лучшие годы». Братск строили комсомольцы.

культура: Можно задать вам очень личный вопрос: когда вы ощутили себя верующими людьми?

Пахмутова: Давно... Но не в детстве, уже во взрослом возрасте.

Добронравов: Я всю жизнь был верующим. Крестили меня в младенчестве... Был случай: когда-то на одном из приемов к нам подошел Алексей Николаевич Косыгин и спросил: «Ты откуда?» Я говорю: «Из Ленинграда». «Питерский, значит?» — «Питерский». — «А где ты там жил?» — «На Васильевском острове». — «А ты крещеный?» — «Да». Он помолчал и говорит: «Ну, значит, нас в одной церкви крестили»... На Васильевском острове одна церковь была. Это советское время, и меня спрашивает глава правительства! Никогда не забуду.

Меня, действительно, водили в церковь родители, бабушка с дедушкой. Более того, я недавно узнал, что мой двоюродный дедушка — священномученик, расстрелянный в Бутово... Потом я учился в студии Художественного театра, и тоже мне очень посчастливилось: все «старики», начиная с Качалова, были православными, верующими людьми. И я со своим учителем, Блинниковым Сергеем Капитоновичем, ходил в церковь. Правда, мы и на футбол вместе ездили.

Пахмутова: Между прочим, знаете, чья подпись у Николая Николаевича на дипломе Школы-студии МХАТ? Книппер-Чеховой!

культура: Живая история.

Добронравов: Какие были люди! Раз уж мы заговорили о великих... У нее была дача в Крыму, между Гурзуфом и «Артеком», и она эту дачу бесплатно отдавала на лето молодым артистам.

культура: Ваша семья, насколько я понимаю, тоже никогда деньги в культ не возводила.

Добронравов: Конечно, нет. Мы и сейчас поражаемся, когда артисты нам говорят: «Давайте я заплачу — хотя бы за оркестровку, за партитуру»... Но мы никогда не брали с артистов деньги! Для нас работа с исполнителем — это святое.

Работа, «Марш артиллеристов», газета «Культура»

культура: У вас есть ощущение собственного масштаба? Того, что вы сделали в жизни? Осознаете, что вы — последние из могикан?

Пахмутова: Про последних, конечно, понимаем. А забудем — так заставят вспомнить. К разговорам про масштаб, про значимость я спокойно отношусь. Приятно, конечно, когда поют...

 

Pahmutova_Kult_39_06.jpg

 

культура: Но соблазн высокомерия — не для Вас?

Пахмутова: Нет, что вы! Абсолютно! И не было никогда! Буду ходить вот так, с важным видом — люди скажут: ну и глупо. А еще хуже — не скажут, но подумают. Читаешь в журнале про шоу-бизнес: человек поет, поет зачастую плохо, но ей важно оставаться на плаву, важно, как она будет одеваться, выглядеть, замечают ли ее. Ах, не замечают?! Это уже драма. И она начинает прикладывать усилия, чтобы заметили. Но она не побежит учиться, брать уроки пения — ей даже в голову не придет. Только: как она выглядит, каково ее положение, помнят ли ее. У меня этих забот нет. Поэтому, наверное, и нет высокомерия. Я не то, чтобы такая уж святая, у меня пропасть недостатков, как у всех нормальных людей, но пупом земли себя не считаю. Мне может понравиться что-то из того, что я делаю, и я этому радуюсь. Хотя не всегда так бывает. А кроме того... Заявить, что я люблю музыку, в газете «Культура» — очень смешно. Это и так понятно. Но я скажу: у меня отношение совершенно одинаковое, когда я пишу, скажем, серьезную оркестровую пьесу и когда — песню. И здесь, и там очень много работы, мне это интересно.

культура: Вы каждый день работаете?

Пахмутова: Конечно, нет!

Добронравов: Мы не можем сказать, как Олеша: ни дня без строчки.

Пахмутова: Так можно работать, если на даче запрешься. А иначе — просто не дают.

Добронравов: Когда-то Арам Ильич Хачатурян сказал: Боже, сколько бы я сделал, если бы у меня не было этих общественных нагрузок!

Пахмутова: Если бы не звонили телефоны днем и ночью — так что их приходится просто отключать. Мы не работаем столько, сколько нам бы хотелось, но все равно для нас работа — главное. Я очень люблю оркестр, это целый мир. Для меня каждая встреча с оркестром — как для верующего человека поход в церковь. И они ко мне неплохо относятся. Может, потому что я не боюсь спрашивать. Помню, как-то спросила: «А что такое акустическая гитара?» И мальчик молодой начал мне рассказывать. Никогда не надо стесняться спрашивать.

Добронравов: К тому же они видят, что ты сама написала все эти партитуры...

Пахмутова: Я считаю, что это продолжение работы. Человек сочинил песню и отдает ее аранжировщику — мне это не интересно. Партитуру надо делать от начала до конца, тогда ясно, что ты, собственно, хочешь сказать. В самой простой песне может быть какой-то подтекст, очень неожиданный, интересный. Конечно, из этого правила я исключаю наших великих создателей песни, чьи юность и зрелая пора пришлись на годы войны. Фрадкин, к примеру, композитор от Бога, но он не умел делать аранжировки, ему фронт выпал вместо учебы... Ну и что? Когда мы встречались и он начинал мне играть, я говорила: «Марк Григорьевич, давайте я вам сыграю вашу песню». И играла с огромной любовью к его таланту потрясающему.

культура: Вы никогда не ревновали ни к чьему успеху? Никогда никому не завидовали?

Пахмутова: Нет. Нельзя иметь все, да и не надо. Есть люди, которые прекрасно работают в камерной музыке — я так не умею, даже не пробовала. Ну и замечательно, и хорошо. Единственная песня, которой я всю жизнь завидовала, любя этого замечательного человека, — «Артиллеристы, Сталин дал приказ» Тихона Николаевича Хренникова. Мне бы такую песню! Но это я почти шучу...

культура: Любимая песня нашей редакции. Мы, когда праздники отмечаем, «Артиллеристами» открываем вокальную часть и ими же заканчиваем.

Пахмутова: Правда?! В ней такая энергия, такая сила, и в то же время такая ласковость...

Добронравов: Помните, когда Сталина разоблачили, стали петь: «Артиллеристы, точный дан приказ...»

 

Pahmutova_Kult_39_05.jpg

 

культура: Но потом вернулись к оригиналу. Вот Вы, Александра Николаевна, родом из Сталинграда. Вы, Николай Николаевич, — из Ленинграда. Как для вас привычнее называть эти города?

Пахмутова: Сталинград. Но и к Волгограду привыкла.

культура: А когда говорят, что надо вернуть прежнее название?..

Пахмутова: Думаю, это должны решать люди, которые там живут. Не мы, гости. А я сейчас там гость, и Коля в Ленинграде гость.

Добронравов: Я вам могу сказать точно, что в разговорной речи я использую слово «Ленинград» или «я — ленинградец».

культура: У Александры Николаевны и нашей газеты удивительным образом совпадают даты рождения. И мы очень гордимся тем, что нас читает лучший песенный дуэт страны.

Пахмутова: А мы рады, что есть возможность поздравить вашу газету с 85-летием. «Культура» — в этом слове так много заключено! У вас в руках — душа человека, поэтому вы можете сделать и делаете много хорошего. Продолжайте свое замечательное благородное дело, потому что оно очень нужно. Хочу пожелать вам успехов, здоровья, радости, любви, всего самого-самого доброго. Это обращаюсь к вам я, ваша ровесница!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Одна из тем, наглядно иллюстрирующих идиотизм отмены кнопки "Благодарю"!

Вот что тут обсуждать? Нужно только благодарить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×