Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

dvu

Партнеров не выбирают?

Recommended Posts

mvm_02.gif

 

27.04.14

 

Сергей Голиков

 

На этой неделе вашингтонская администрация в очередной раз отложила решение об отклонении или поддержке одного из самых масштабных строительных проектов за последнее время – прокладки нового трубопровода из Альберты в Техас, получившего название «Keystone XL». Канада была и остается одним из крупнейших поставщиков энергоносителей в США. В настоящее время из нашей страны к соседям на юге тянутся 2 линии масштабных нефтепроводов, по которым ежедневно перекачивается 2,4 миллиона баррелей «черного золота». Компания «Enbridge», управляющая трубопроводом «Keystone», много лет добивается его расширения. В таком случае объемы нефти, постоянно поступающей в США из Канады для переработки, можно было бы удвоить.

 

Судьба проекта «Keystone XL» плачевна. Казалось бы, он является беспроигрышным для американцев: люди получат десятки тысяч рабочих мест, а правительство сможет снизить свою зависимость от заокеанской нефти, к чему успешно движется с начала десятилетия. Штаты нуждаются в нефти и в дешевом бензине – это мотор их экономики. Получают они этот ресурс в основном из Саудовской Аравии и из Канады. О конкуренции между этими поставщиками речь не идет – и та, и другая нефть одинаково востребована.

 

В последние 3-4 года на канадском телевидении и в газетах была развернута информационная кампания, целью которой являлось противостояние экологам, объявившим канадскую нефть «грязной». Она добывается из нефтеносных песков с большими энергозатратами, а потому, согласно тезисам борцов с загрязнением Земли и атмосферы, приводит к существенному росту вредных выбросов в атмосферу. В Евросоюзе, между прочим, уже который сезон намереваются принять специальную директиву, объявляющую канадскую нефть особо опасной для экологии. Там даже подсчитали, что объем выбросов, попадающих в воздух из-за ее производства, на 22% больше, чем объем выбросов при извлечении саудовской нефти. В перспективе это могло бы привести к штрафным санкциям в отношении канадских компаний. Мы не поставляем нефть в Европу, но с учетом различных геополитических потрясений и очередных возможных экономических «революций» вроде сланцевой, ситуация может измениться. Получается, что определенные круги заранее пытаются ограничить доступ наших энергоресурсов на новые рынки.

 

Лоббисты канадской нефтяной индустрии в ответ на кампанию против «грязной» нефти не нашли ничего лучше, как... ополчиться на Саудовскую Аравию. Их доводы были просты: покупая нефть у репрессивного и мракобесного теократического режима, вы способствуете дискриминации женщин и целому ряду прочих преступлений против человечества. Эта кампания не имела большого резонанса и к настоящему времени заглохла. Какой бы ни была обстановка в Саудовской Аравии, тамошние власти были и останутся крепчайшими партнерами Соединенных Штатов. Еще близки в памяти годы вторжения в Ирак, когда именно саудовская нефть заменила иракскую. Конечно, так поступили не из желания сделать приятное Вашингтону, а исключительно из соображений ненависти правящей семьи в Эр-Рияде к Саддаму Хусейну. По той же причине саудовские монархи сейчас помогают Штатам давить Иран. Такова реальная политика – в ней руководствуются не альтруизмом, а сходством объективных интересов.

 

Кстати, именно объективные интересы США сегодня диктуют снижение зависимости от саудовской нефти. Поэтому же нарастает очередной нефтяной бум в Альберте, и нет ему конца. В первом квартале нынешнего года экспорт нашей нефти в Соединенные Штаты достиг рекордного показателя – 3,4 миллиона баррелей в день. На волне энтузиазма, подкрепленного стабильно высокой ценой на ресурс, Канадская ассоциация производителей нефтепродуктов (Canadian Association of Petroleum Producers) подтвердила свой радужный прогноз удвоения нефтедобычи в Канаде к 2030 году. Он был даже повышен с 6,2 миллиона баррелей до 6,7 миллиона баррелей в год. Причем такого ускорения удастся добиться исключительно за счет Альберты – ее выработка возрастет с 1,8 миллиона баррелей (2012) до 5,2 миллиона баррелей в год.

 

Приведенные выше цифры – всего лишь прогнозы, основывающиеся на хрупкой рыночной динамике. Впрочем, многие признаки говорят о том, что мир вступил в эпоху дорогой нефти и цена ее в ближайшие десятилетия вряд ли опустится ниже 100 долларов за баррель.

 

Возникает вопрос: куда же мы будем девать нефть, которая в ближайшие годы польется из Альберты буквально рекой? Понятно, что по большей части она понадобится Штатам, которые собираются приступить к экспорту данного ресурса и даже на днях выдали очередное соответствующее разрешение вышеупомянутой компании «Enbridge». В результате уже в ближайшее время фирма сможет отправить за границу несколько десятков тысяч баррелей канадской нефти. Такой экспорт в принципе остается под запретом с нефтяного кризиса 1970-х годов. Сейчас его начало считают проявлением новой экспансионистской политики США, которые надеются привязывать к себе иностранные государства уже не силой оружия, а исключительно экономическими методами.

 

Канада ожидает увеличения производства нефти и может даже почувствовать себя настоящей энергетической сверхдержавой, а не просто соответствующим придатком Соединенных Штатов. Правда, нынешнее руководство страны не питает на этот счет амбиций. Стивен Харпер и консерваторы мало интересуются внешней политикой и почти не имеют в ней приоритетов. За исключением подписания договоров о свободной торговле с иностранными партнерами, они почти не ведут серьезной международной деятельности. И в ООН, и в НАТО Канада сегодня не является определяющим игроком.

 

Как бы то ни было, если прогнозы сбудутся, то уже в будущем десятилетии мы начнем производить столько же нефти, сколько Ирак или Объединенные Арабские Эмираты. Рассчитывая на это, крупные канадские компании строят планы прокладки все новых и новых трубопроводов, невзирая на затормозившийся процесс согласования «Keystone XL», а также на столь же многострадальную судьбу еще одного проекта – «Northern Gateway». В случае его осуществления нефть из Альберты поступала бы в город Китимат (Kitimat) на побережье Британской Колумбии, откуда затем ее вывозили бы танкерами в Китай. Тихий депрессивный городок, давно лишившийся индустрии, превратился бы в бурно развивающийся центр, откуда ежегодно сотнями уходили бы в океан крупнотоннажные суда.

 

Проект «Northern Gateway» также подвергся острой критике, в основном из-за опасений возможных кораблекрушений. Долгие слушания позволили высказаться всем его противникам. В Китимате совсем недавно прошел консультационный референдум, на котором 60% проголосовавших отвергли идею строительства. Нет особой поддержки у этого трубопровода и на политическом уровне. Власти Альберты и Британской Колумбии не достигли консенсуса относительно его судьбы. Против выступает и Новая демократическая партия, позиции которой традиционно сильны на тихоокеанском побережье. Судьба этого трубопровода весьма туманна.

 

С трудом нефтяники пытались пробивать и идею «разворота» нефтепровода Line 9, в настоящее время доставляющего ближневосточную нефть из Монреаля в Онтарио. Он тоже мог бы быть использован для транспортировки «тяжелой» нефти из Альберты – на сей раз уже к нашим, монреальским нефтеперерабатывающим заводам. Это вызвало опасения экологов, считающих, что новый тип нефти может повредить трубы и привести к разливам.

 

Последний обнародованный проект крупного трубопровода называется «Energy East». Его продвигает компания «TransCanada». Трубопровод тоже доставил бы нефть из Альберты в Квебек и Нью-Брансуик, но для этого частично использовалась бы существующая инфраструктура газового трубопровода. Вдобавок пришлось бы проложить 1400 километров новых труб. Проект «Energy East» пользуется поддержкой новых демократов, поскольку обеспечит создание рабочих мест в Канаде, а не в США, так как вся нефть будет перерабатываться у нас в стране, и наверняка будет благосклонно воспринят новыми властями Квебека. Приход нефти с Запада в нашу провинцию в общих чертах поддерживала и экс-премьер-министр Полин Маруа.

 

Возросшая добыча нефти в США и Канаде, как известно, привела к бурному развитию железнодорожных перевозок, осуществляемых в вагонах старого типа, которые могут взрываться в случае схода с рельсов. Столько нефти по железным дорогам на континенте не транспортировали никогда. Если 5 лет назад каждый день таким образом в нашей стране перевозили всего тысячу баррелей, то сейчас – полмиллиона! Согласно прогнозам, в 2015 году товарные составы будут перевозить уже полтора миллиона баррелей нефти в Канаде. Это вызывает опасения граждан после трагедии, произошедшей минувшим летом в Лак-Мегантик.

 

Если хоть один из вышеупомянутых трубопроводов все же заработает, дав отдохнуть поездам с цистернами, то Канада наконец-то сможет на прочной основе диверсифицировать свои поставки энергоносителей. Маловероятно, что мы получим шанс попутно влиять на европейскую политику. Скорее всего, наша нефть будет предназначена азиатскому региону, где мы станем прямыми конкурентами российских поставщиков.

 

Источник

Share this post


Link to post
Share on other sites

×