Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Скальпель

Золотая пряжка стального пояса России или что забыл Лоренцо Феррари на Байкале

Recommended Posts

Имею обыкновение сопровождать ужин каким-нибудь документальным или познавательным фильмом. Тематика может быть самой широкой, однако сегодня руки набрали в твойтруба магическую комбинацию "железная дорога" (кто бы мог подумать?). Третьей ссылкой был вот такой, по сути, рекламный ролик. Без особого шика, однако тема этого ролика всегда звучала недостижимо и волнующе. Или, точнее - волнующе недостижимо. Ибо это - Кругобайкалка. Ибо для каждого русского человека в слове "Байкал" уже сокрыта бездна сакрального смысла, а уж что говорить о помешанных на чугунке? Сакрум в квадрате, если бы так можно было бы выразиться.

Вот в чем польза таких, казалось бы, незначительных вещей? Эка невидаль - туристическая реклама. Оно так, если сиравно. А если нет, то в ход идут справочники, энциклопии, учебники и прочий доступный материал. Собственно, фильм невелик, качество - тут уж кому как, информационная составляющая достаточно велика, чтобы заинтриговать, но не удовлетворить. В общем, ужин закончился с легким чувством голода. Информационного. Который, как и любой голод, кроме оздоровительного, следует немедленно удалять. Итак, приглашаю потрапезничать...

Для возбуждения аппетита сам фильм можно посмотреть прямо здесь, ибо технологии, йо...

 

][/url]

 

Теперь попробуем осветить то, о чем умолчали, с умыслом уж или без оного, авторы фильма.

Кто такой был этот Лоренцо Феррари? Википедия про него ничего не знает, но наверняка он не родственник Энцо Феррари. Про него знает только итальянская подпорная стенка на КБЖД. Упд: что уже, само по себе - нехилый памятник.

0_18547_e497581a_L.jpg

 

О ком или о чем умолчали или забыли сказать авторы фильма? (вместо исторической справки)

Мушкетов И.В. - руководитель изыскательских работ КБЖД, профессор СПбИИПС

Вяземский О.П. - руководитель изыскательской экспедиции южного варианта обхода Байкала (ибо был еще и северный)

Савримович Б.У. - руководитель строительства Порт Байкал-Слюдянка

Пушечников А.Н. - руководитель строительства Иркутск-Байкал

 

На участке между станциями Байкал и Слюдянка, построены следующие искусственные сооружения во время строительства первого пути:

Тоннели - 38 шт. (7300 метров)

Галереи - 14 шт.

Каменные трубы - 6 шт.

Каменные лотки - 3 шт.

Каменные виадуки - 6 шт.

Мосты с железным пролетным строением - 226 шт.

Подпорных стенок - 229 шт. (14 км)

ВСЕГО - 522 шт.

 

Во время строительства второго пути были сооружены следующие искусственные сооружения (без подпорных стенок):

Тоннели - 2 шт.

Галереи - 5 шт.

Виадуки железобетонные - 13 шт.

Мосты и трубы железобетонные - 208 шт.

ВСЕГО - 228 шт.

 

Полный итог - 780 искусственных сооружений на 260 км пути, то есть - одно сооружение на 300 метров пути.

Выемки скальной породы составили 63% от общего объема работ. В среднем на 1 км пути вынималось 70 000 кубометров скальной породы.

При проходке одного из участков (увы, какого, не упоминается) было пробурено 750 км скважин и использовано 2400 тонн взрывчатки.

Несмотря на открытие движения в 1905 году по КБЖД, железнодорожная паромная переправа Порт Байкал - Мысовая проработала еще 20 лет.

 

Упд: и это все было сделано руками, киркой и лопатой. На строительстве Транссиба было задействовано несколько паровых экскаваторов, однако, по понятным причинам, в горных условиях их применить не удалось.

 

Пока ковырялся в теме, набрел на отличный набор фотографий с места. Согласно требованию - клячу ссылку на сырец.

Попернуто отсюда. Фото: Степанов Слава. Текст оттуда же.

 

0_bdeab_ec82fb74_orig.jpg

Кругобайкальская железная дорога — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато. После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.

 

Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут которого должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая (ныне город Бабушкин) на восточном берегу Байкала.

0_bdeac_5c0a5d12_orig.jpg

Первоначальные изыскательские работы были проведены с участием А. И. Штукенберга в 1836—1840 годах.

Окончательный этап работ по определению маршрута первого участка Кругобайкалки, от Иркутска до озера Байкал, был проведён в 1894 году.

0_bdead_453cf71e_orig.jpg

Окончательное решение о прохождении маршрута было принято комитетом по сооружению Сибирской железной дороги 9 июня 1901 года.

Сметная стоимость строительства данного отрезка Кругобайкальской дороги составила 52,52 млн руб.

Начальником строительства был назначен инженер путей сообщения Б. У. Савримович.

0_bdeae_c2404dd0_orig.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Берега, представляют собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270—400 м.

0_bdeaf_ce8bc2d2_orig.jpg

По первоначальному плану, на участке от Слюдянки до П.Байкала было необходимо соорудить 33 тоннеля.

0_bdeb0_feccc504_orig.jpg

Минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м.

0_bdeb1_13fb41e1_orig.jpg

Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.

0_bdeb2_5bc36e54_orig.jpg

По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду).

На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.

0_bdeb3_9adf878e_orig.jpg

С вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкалку называли «Золотой пряжкой стального пояса России».

0_bdeb4_923f0e6a_orig.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки.

0_bdeb5_2de99e6e_orig.jpg

При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.

0_bdeb6_12b9aa8_orig.jpg

В 1947—1949 годах была построена электрифицированная перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, заметно сократившая путь по сравнению с Кругобайкальской веткой. Основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок.

0_bdeb7_a9ff1309_orig.jpg

В 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС. В связи с этим часть Кругобайкальской дороги от Иркутска до посёлка Байкал, проходившая вдоль Ангары, была разобрана в 1956 году и в этом же году затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.

0_bdeb8_65e22561_orig.jpg

В итоге сформировался современный, «тупиковый» маршрут Кругобайкалки (Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал).

Магистраль потеряла своё стратегическое значение, количество пар поездов на дороге резко уменьшилось, с тоннелей и мостов была снята охрана.

0_bdeb9_23f30368_orig.jpg

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.

0_bdeba_c9b9d78a_orig.jpg

На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км).

0_bdebb_66ffc5a7_orig.jpg

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

0_bdebc_ae14c14c_orig.jpg

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

0_bdebd_7f608e0a_orig.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Одна из основных достопримечательностей - Итальянская стенка

0_bdebe_cb72e0bf_orig.jpg

Отсчёт километров на Кругобайкалке традиционно ведётся от станции Иркутск-сортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог.

0_bdebf_5745b90d_orig.jpg

Станция Байкал при этом расположена на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка-2 — на 161 км.

0_bdec0_8a560c45_orig.jpg

В настоящее время КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.

0_bdec1_887ee8f0_orig.jpg

0_bdec2_5662447e_orig.jpg

В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости. Ещё одно название поезда — «мотаня» (мотается между станциями).

0_bdec3_94977f04_orig.jpg

Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро».

0_bdec4_4b6b8714_orig.jpg

0_bdec5_1a1f4f3c_orig.jpg

Кабина машиниста тепловоза.

0_bdec6_191039d1_orig.jpg

Тоннель №18 "Киринрей 3"

13 сентября 1904 г. здесь была произведена стыковка Великого Сибирского пути.

 

0_bdec7_fcdcea60_orig.jpg

Крупнейшее и глубочайшее озеро планеты Земля.

Байкал неповторим...

0_bdec8_8dd3f1eb_orig.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кайф. Надо ехать...

 

Да, там красиво. Так получилось, что и во время призыва в армию, и при увольнении мне пришлось ехать поездом. Почти через всю страну. На подъезде к Байкалу поезд уходить в длинный тоннель и на приличной скорости выскакивает из него. В этот момент открывается удивительный вид на Байкал. Летом в хорошую погоду он ярко-голубого света.

Уж почти 30 лет прошло, но Байкал отпечатался в памяти навсегда.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А зачем такая Итальянская стенка? :morning:

Это называется подпорная стена - она предохраняет верхнее строение пути от оползания вышерасположенного массива грунта если путь проложен в выемке грунта или от осыпания камней если путь проложен в выемке скального массива. Во втором случае между стенкой и массивом оставляют щель, куда падает осыпь. Иногда, при больших осыпях, эту щель приходится чистить... руками.

Данная стенка имеет такую форму, видимо потому, что стена в "один камень" имела бы недостаточную прочность в поперечном направлении для данного конкретного места, поэтому ее услилили ребрами жесткости, которые и оформили в классическом римском стиле. Это чисто мое предположение но, полагаю, оно вполне логичное.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user219

А зачем такая Итальянская стенка? :morning:

Это называется подпорная стена - она предохраняет верхнее строение пути от оползания вышерасположенного массива грунта если путь проложен в выемке грунта или от осыпания камней если путь проложен в выемке скального массива. Во втором случае между стенкой и массивом оставляют щель, куда падает осыпь. Иногда, при больших осыпях, эту щель приходится чистить... руками.

Данная стенка имеет такую форму, видимо потому, что стена в "один камень" имела бы недостаточную прочность в поперечном направлении для данного конкретного места, поэтому ее услилили ребрами жесткости, которые и оформили в классическом римском стиле. Это чисто мое предположение но, полагаю, оно вполне логичное.

Скорее для экономии материала. Набирается необходимая толщина и проемы позволяют использовать меньше камня.

в прчем возможно были какие либо конкретные задачи. Местные.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надо бы узнать, что за туристские поезда там ходят. :girl_smile:

Спасибо за материал, уважаемый Скальпель!

:hi:

Тогда зайдите сюда, возможно, это пригодится...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно..Особенно если вспомнить построено более 100 лет назад..Нищая лапотная Россия,АГА..

Share this post


Link to post
Share on other sites

×