Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Скальпель

Школьное сочинение. Подвиг железнодорожников в обороне Ленинграда.

Recommended Posts

Работа

на конкурс среди школьников на лучшее сочинение,

посвященное 160-летию со дня образования

Петербурго-Московской железной дороги

 

Сочинение

Подвиг железнодорожников в обороне Ленинграда.

Выполнил ученик 9 "А" класса

ГОУ СОШ № 491 с углубленным

изучением математики

Красногвардейского

района Санкт-Петербурга

Белов Илья.

Санкт - Петербург

2011 год

Подвиг железнодорожников в обороне Ленинграда.

 

Я очень люблю путешествовать на поезде: заберешься на верхнюю полку, под мерный стук колес смотришь на пролетающие за окном станции, луга, поля, реки и мечтаешь о чем-то своем. Но на станции Тосно все мои мысли сводятся к одному: я хочу увидеть дом, в котором жили мои прабабушка и прадедушка, выглядываю из окна, пытаюсь представить, каким он мог быть и где находился. Но его нет, нет даже на чудом сохранившихся довоенных фотографиях моей семьи. Когда фашисты приближались к Ленинграду, во время одной из бомбежек он был разрушен. Хорошо, что прабабушку с двумя дочерьми успели в товарных вагонах вывезти в Ярославль в августе 1941 года, еще до блокады Ленинграда. О прадеде с тех пор ничего неизвестно, а его жена и дочери выжили, поэтому сегодня живу я.

И сегодня мне бы хотелось вспомнить людей, благодаря самоотверженному труду которых остались в живых тысячи жителей блокадного Ленинграда: кого-то, несмотря на бомбежки, эвакуировали в безопасные районы страны, для кого-то в невыносимых условиях блокады подвозили продовольствие и топливо. Принято говорить о подвиге солдат, с оружием в руках защищавших Ленинград. А сколько их, подчас безвестных гражданских тружеников, пало от вражеских пуль и снарядов, выполняя свой служебный долг? Сегодня я расскажу лишь о немногих из них.

Когда над Ленинградом возникла угроза блокады, железнодорожники работали день и ночь, эвакуируя из города людей и оборудование. Когда же кольцо блокады замкнулось, тысячи вагонов с заводским оборудованием, предназначенным для эвакуации, остались на путях станций Ленинградского узла.

Железнодорожники разбросали их как можно дальше друг от друга, чтобы они не слишком страдали от немецких воздушных нападений. Ночами служащие и рабочие защищали станции от зажигательных бомб.

Самыми тяжелыми для ленинградцев стали последние месяцы 1941 года. Все знают о Дороге жизни, спасшей жизни тысячам горожан. Но мало было провезти продукты в город и вывезти людей через Ладожское озеро, надо было подвезти эти продукты к озеру и вывезти людей в безопасные районы. Поэтому, как только был очищен от противника восточный берег реки Волхов и стало возможным доставлять грузы по железной дороге до станций Войбокало и Жихарево (это 15-20 километров до восточного берега Ладоги), всего за четыре дня дорожные войска проложили по снежной целине в дремучих лесах две новые кольцевые трассы Жихарево - Ладожское озеро и обратно (87 километров) и Войбокало - Ладожское озеро и обратно (111 километров). Провозная способность трасс повысилась до 2500 тонн в сутки, увеличился объем перевозок грузов в блокадный Ленинград.

Хотя ледовая трасса была прикрыта зенитными орудиями и истребительной авиацией, она подвергалась налетам фашистских самолетов, а отдельные ее участки находились в зоне артиллерийского обстрела. Каждый рейс для шоферов был сопряжен со смертельной опасностью. Перевалочные базы в Кобоне, Войбокало, Гостинополье и Жихарево также обстреливались противником из орудий и минометов и часто подвергались воздушным налетам. Под огнем противника шли поезда и по железнодорожной ветке Войбокало —Коса. Однако транспортники, пренебрегая опасностью, мужественно выполняли свой долг. За время действия ледовой дороги—с 24 ноября 1941 г. по 21 апреля 1942 г. —на западный берег через Ладогу было перевезено свыше 360 тыс. т грузов; фронт и флот получили 32 тыс. т боеприпасов и 35 тыс. т горючего и смазочных материалов. По ледовой дороге в Ленинград были переброшены даже поврежденные танки с других фронтов, и ленинградские рабочие отремонтировали эти боевые машины. По Дороге жизни эвакуировались в тыл более полумиллиона ленинградцев, было вывезено также много дефицитного промышленного оборудования и материалов.

Погрузка людей и имущества в Ленинграде шла на Финляндском вокзале. Трамваи не ходили. Люди шли пешком через весь город, зимой с санками, летом с самодельными тачками. Случалось, что истощенные от голода люди умирали, присев отдохнуть на своих узлах. Мертвые матери оставались, а дети с чужими людьми отправлялись дальше. Редкая ночь проходила без тревоги. Заместитель начальника станции П.А.Федоров руководил посадкой. Во время воздушной тревоги пассажиры занимали вагоны в парке. Однажды при составлении поезда разрывом снаряда был убит сцепщик. Федоров стал на его место, чтобы сделать последнюю сцепку и отправить поезд. Буфера раздробили ему правую руку. Но состав надо было сцепить и отправить любой ценой. Федоров накинул стяжку на крюк левой рукой, и, теряя сознание, повис на буферах между вагонами. Очнулся он на платформе в окружении сослуживцев и первые его слова были: "Что поезд?". Через полтора месяца с засунутым в карман шинели пустым рукавом он уже снова

был на своем месте...

Зимой 1942 года 9-ая железнодорожная бригада полковника В.Е.Матишева осуществила реконструкцию Ириновской железнодорожной ветки. До войны на станцию "Ладожское озеро" прибывал один поезд в сутки, на станции отсутствовали устройства водоснабжения и экипировки паровозов топливом, а

теперь станция могла обрабатывать 6-7 пар поездов в сутки, снабжать паровозы водой и дровами. Железнодорожники совершили трудовой подвиг: по почину машиниста И.Ковалева, который провел поезд с продовольствием весом в два раза больше нормы (1300 тонн), паровозные бригады активно включились в борьбу за полное использование пропускной и паровозной способности линии. Бригада машиниста В.М.Елисеева, работая трое суток без перерыва, провела за это время девять составов с торфом. 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Трудная и сложная

переправа через Ладожское озеро стала ненужной. Под огнем врага, который находился в Мге, началась постройка новой железнодорожной линии Ленинград - Шлиссельбург - Волховстрой. Через Неву был построен деревянный, узкий, временный мост, едва поднимавшийся над водой, рядом с которым через два месяца возник и настоящий мост. Строительство было закончено в две недели —неслыханно короткий и невиданно трудный срок. В феврале открылось движение сквозных поездов, и Ленинград соединился прямой связью со всей страной.

Вся линия и особенно участок Шлиссельбург—Волховстрой находились под постоянным обстрелом врага. Этот участок получил у железнодорожников

название "коридора смерти". Поезда продвигались здесь только ночью. На особенно опасном пристрелянном врагом 26-м километре малейший признак

движения —шум, дым, огонь —подвергал смертельному риску машиниста, бригаду, пассажиров. Не каждый поезд пробегал "коридор смерти" благополучно.

Здесь на служебном посту погиб не один ленинградский железнодорожник. Отдали жизнь во славу Родины водители поездов Александр Иванов, Никитин, Матушинец, Чибисов и их помощники—Буянов, Гайдуков, Комаров, главные кондукторы —Румянцев, Ковалёв, Козин, Кириллов, Уралова и многие другие работники паровозных и поездных бригад. На памяти ленинградцев с каждым именем рядом лежит подвиг самоотверженности и отваги, достойный советского народа, стяжавшего себе по праву славу героического народа. Валя Семёнова, кочегар, пала под пулями фашистского лётчика, перебегая с крыши на крышу мчавшегося поезда и сбрасывая с них горящие бомбы. Надя Уралова погибла от осколков бомбы, сопровождая маршрут.

Гибли не только паровозники. Гибли движенцы, осуществляя "живую блокировку", позволявшую отправлять поезда в затылок друг другу. По неподвижности сигнального фонаря у соседа догадывался сигнальщик о случившемся. Его заменял кондуктор с первого подходившего к омертвевшему

сигналу поезда, и движение продолжалось. Когда Александр Иванов отделывался лёгкой контузией или царапиной, он считал поездку благополучной. Однажды разрывом снаряда была разрушена сцепка паровоза. Состав отделился от паровоза и скрылся в ночной темноте. Машинист, оправившись от удара, обнаружил потерю состава и обломанный крюк. Он ловким манёвром принял на себя догнавший его на уклоне состав, накинул резак на согнувшийся железный брус концом с петлёй, другой конец зацепил за железный ящик тендера и с этой сцепкой довёл поезд до места.

Когда цистерна с бензином, следовавшая в поезде главного кондуктора Петра Иванова, была пробита в нескольких местах осколками снаряда, он заткнул мелкие дыры деревянными пробками, которые всегда имел наготове. Большую же дыру закрыть было нечем, но драгоценный авиационный бензин надо было во что бы то ни стало доставить в Ленинград. Кондуктор дал машинисту сигнал отправления, а сам, взобравшись на раму цистерны, закрыл пробоину своей спиной. В Шлиссельбурге, насквозь промокший, он почти терял сознание, отравленный парами бензина, но дорогое горючее было спасено.

Машинист Александр Иванов погиб, совершая двадцать шестой рейс по "коридору смерти". Паровоз был разбит снарядом. Тело героя было найдено в

тендере разбитого паровоза под глубоким слоем угля...

В одной работе невозможно перечислить имена всех железнодорожников, отдавших жизни за свободу Родины, за то, чтобы мы сегодня могли спокойно

мечтать о будущем под мерный стук колес. И пусть напрямую история наших семей не всегда связана с историей железной дороги, но в нашей стране, я уверен, нет семьи, которую бы не затронули страшные события Великой Отечественной войны. Железнодорожники внесли свой, немалый, вклад в победу, а значит, мы не вправе забывать имена тех, кто отдал жизнь за наше будущее. В нашем городе есть памятники судостроителям, подводникам, внесшим свой вклад в освобождение Ленинграда от блокады; на судостроительном объединении "Алмаз" есть музей, в котором на памятном щите выбиты имена всех работников завода, погибших при обороне Ленинграда. Мы, школьники, были в этом музее на экскурсии. А я с таким трудом нашел имена простых железнодорожников, ежедневно совершавших подвиги ради Великой Победы. Может быть, стоит на железнодорожных станциях сделать памятные таблички с именами железнодорожников, героически трудившихся, отдавших свое здоровье или погибших в годы Великой Отечественной войны, или создать единый монумент героям-железнодорожникам блокадного Ленинграда?

Живя в мирное время, наслаждаясь благами цивилизации, мы должны не только знать историю развития железных дорог в России, но и помнить о тех, благодаря кому мы все это сейчас имеем. Ведь без прошлого у нас нет будущего.

 

В работе использованы книги Ковалева И.В. "Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945) - М.: Наука, 1981 (Глава 8 "Пути

сообщения в обороне Ленинграда") и Н. Конарева "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945"

 

PS. Не шибко важна глубина "авторства" текста. Конечно, соблазн передрать из источника близко к тексту есть всегда, но не это главное. Парень вкладывает в тему личное отношение и это есть свидетельство того, что не все можно испоганить модными обучательными методиками. А стало быть - есть надежда. Я бы поставил пятерку. А вы, коллеги?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я бы поставила пятерку не только парню, но и его учителям... и новомодные методики обучения не имеют к этому отношения: если в преподавателях нет патриотизма и желания передать это чувство единства с Родиной - его не будет и у учеников.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я бы поставила пятерку не только парню, но и его учителям... и новомодные методики обучения не имеют к этому отношения: если в преподавателях нет патриотизма и желания передать это чувство единства с Родиной - его не будет и у учеников.

Вы правы. Но Вы и не правы. Когда видите в нравственном наполнении души подростка только функцию обучающего (учителя/родителя/итд). Меня данный труд заинтересовал больше с точки зрения оценки возможности того, что выбор темы и ее раскрытие был осознанным внутренним неким собственным выбором человека. Поясню о чем это: я вырос в семье, где на темы патриотизма не говорилось никогда. Не знаю почему... у меня были старшие родственники, участвовавшие в войне, но как-то эта тема на уровень выше повседневных, бытовых, связей не подымалась. Тема патриотизма же, приходившая из школы, настолько отдавала казенщиной, что это скорее имело негативное воздействие, чем позитивное. Что в остатке? Кино, пожалуй, да книги. Но это был уже личный выбор - что смотреть и что читать: Симонов стоял на полке рядом с Дюма и был востребован. Рядом с Яном, Толстым, Скоттом и Диккенсом и никто мне никогда не говорил - что читать, а что нет.

Вот потому я и думаю - что в данном случае является нравственным основанием для выбора этого молодого человека? Очевидно, что не школьная программа. Да и скорее всего, не старшее поколение - ведь судя по его возрасту, его родителям вполне может быть лет по сорок, то есть они, как бы "вторичные" носители памяти о войне. А скорее и третичные.

Вот коллега Модест указывает, что это ментальность. А в чем ее основа, если о прямом научении речи не идет. Может ли это быть проявлением механизма некоей "наследственной памяти" (к термину не докапываться - специально кавычки ставлю)?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я бы поставила пятерку не только парню, но и его учителям... и новомодные методики обучения не имеют к этому отношения: если в преподавателях нет патриотизма и желания передать это чувство единства с Родиной - его не будет и у учеников.

Вы правы. Но Вы и не правы. Когда видите в нравственном наполнении души подростка только функцию обучающего (учителя/родителя/итд). Меня данный труд заинтересовал больше с точки зрения оценки возможности того, что выбор темы и ее раскрытие был осознанным внутренним неким собственным выбором человека. Поясню о чем это: я вырос в семье, где на темы патриотизма не говорилось никогда. Не знаю почему... у меня были старшие родственники, участвовавшие в войне, но как-то эта тема на уровень выше повседневных, бытовых, связей не подымалась. Тема патриотизма же, приходившая из школы, настолько отдавала казенщиной, что это скорее имело негативное воздействие, чем позитивное. Что в остатке? Кино, пожалуй, да книги. Но это был уже личный выбор - что смотреть и что читать: Симонов стоял на полке рядом с Дюма и был востребован. Рядом с Яном, Толстым, Скоттом и Диккенсом и никто мне никогда не говорил - что читать, а что нет.

Вот потому я и думаю - что в данном случае является нравственным основанием для выбора этого молодого человека? Очевидно, что не школьная программа. Да и скорее всего, не старшее поколение - ведь судя по его возрасту, его родителям вполне может быть лет по сорок, то есть они, как бы "вторичные" носители памяти о войне. А скорее и третичные.

Вот коллега Модест указывает, что это ментальность. А в чем ее основа, если о прямом научении речи не идет. Может ли это быть проявлением механизма некоей "наследственной памяти" (к термину не докапываться - специально кавычки ставлю)?

Я, скорее, имела в виду не обучающую функцию учителей/родителей, а создание ими определенной информационной-ментальной среды, в которой находятся их воспитанники. "Казенный патриотизм" не дал бы таких результатов - дети и подростки очень тонко чувствуют фальшь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я бы поставила пятерку не только парню, но и его учителям... и новомодные методики обучения не имеют к этому отношения: если в преподавателях нет патриотизма и желания передать это чувство единства с Родиной - его не будет и у учеников.

Вы правы. Но Вы и не правы. Когда видите в нравственном наполнении души подростка только функцию обучающего (учителя/родителя/итд). Меня данный труд заинтересовал больше с точки зрения оценки возможности того, что выбор темы и ее раскрытие был осознанным внутренним неким собственным выбором человека. Поясню о чем это: я вырос в семье, где на темы патриотизма не говорилось никогда. Не знаю почему... у меня были старшие родственники, участвовавшие в войне, но как-то эта тема на уровень выше повседневных, бытовых, связей не подымалась. Тема патриотизма же, приходившая из школы, настолько отдавала казенщиной, что это скорее имело негативное воздействие, чем позитивное. Что в остатке? Кино, пожалуй, да книги. Но это был уже личный выбор - что смотреть и что читать: Симонов стоял на полке рядом с Дюма и был востребован. Рядом с Яном, Толстым, Скоттом и Диккенсом и никто мне никогда не говорил - что читать, а что нет.

Вот потому я и думаю - что в данном случае является нравственным основанием для выбора этого молодого человека? Очевидно, что не школьная программа. Да и скорее всего, не старшее поколение - ведь судя по его возрасту, его родителям вполне может быть лет по сорок, то есть они, как бы "вторичные" носители памяти о войне. А скорее и третичные.

Вот коллега Модест указывает, что это ментальность. А в чем ее основа, если о прямом научении речи не идет. Может ли это быть проявлением механизма некоей "наследственной памяти" (к термину не докапываться - специально кавычки ставлю)?

 

Мой дед...Царствие ему Небесное...На 9 Мая...молча одевал свой костюм с наградами и нашивками за ранения...Шел к Вечному огню...И мы, мальчишки с ним...Потом шли домой...Все за столом...Вроде праздник...А у него слезы...И стакан с водкой...накрытый куском хлеба...И свеча в помин ушедших боевых товарищей...И так было до его смерти.И сейчас...я ...на 9 Мая...Делаю все так, как делал мой дед...И мои взрослые дети делают тоже самое.

Share this post


Link to post
Share on other sites

мы как то не праздновали раньше День Победы (когда дед был жив). День траура, что-ли можно так сказать. Дед водку пил, граненый стакан с водкой и черный хлеб...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мой дед...Царствие ему Небесное...На 9 Мая...молча одевал свой костюм с наградами и нашивками за ранения...Шел к Вечному огню...И мы, мальчишки с ним...Потом шли домой...Все за столом...Вроде праздник...А у него слезы...И стакан с водкой...накрытый куском хлеба...И свеча в помин ушедших боевых товарищей...И так было до его смерти.И сейчас...я ...на 9 Мая...Делаю все так, как делал мой дед...И мои взрослые дети делают тоже самое.

мы как то не праздновали раньше День Победы (когда дед был жив). День траура, что-ли можно так сказать. Дед водку пил, граненый стакан с водкой и черный хлеб...

Это ментальность

Это наши деды. мы, наши дети и внуки.....

Завидую я вам, коллеги. Мой деда помер, когда мне три года было. А второй пропал без вести под Могилевым в июле 1941 года. На День Победы только на могилу к деде ходили. Бабушка молча плакала... даже и не выпивали обычно потом... как-то у нас в семье к алкоголю полное равнодушие было, независимо от наличия или отсутствия повода.

Я как раз о чем: никто специально ничего не говорил, не учил и не делал... а как 9 мая сажусь парад смотреть - на минуте молчания слезы текут, хоть тресни. Воспитание? Думается мне - нет. Фильмы про войну, книги? Да тоже вроде нет - Штирлица очень люблю, но не за войну, а за само кино. Как и многие другие...

Не знаю. Видятся мне, это что-то другое... но не пойму - что?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мой дед...Царствие ему Небесное...На 9 Мая...молча одевал свой костюм с наградами и нашивками за ранения...Шел к Вечному огню...И мы, мальчишки с ним...Потом шли домой...Все за столом...Вроде праздник...А у него слезы...И стакан с водкой...накрытый куском хлеба...И свеча в помин ушедших боевых товарищей...И так было до его смерти.И сейчас...я ...на 9 Мая...Делаю все так, как делал мой дед...И мои взрослые дети делают тоже самое.

мы как то не праздновали раньше День Победы (когда дед был жив). День траура, что-ли можно так сказать. Дед водку пил, граненый стакан с водкой и черный хлеб...

Это ментальность

Это наши деды. мы, наши дети и внуки.....

Завидую я вам, коллеги. Мой деда помер, когда мне три года было. А второй пропал без вести под Могилевым в июле 1941 года. На День Победы только на могилу к деде ходили. Бабушка молча плакала... даже и не выпивали обычно потом... как-то у нас в семье к алкоголю полное равнодушие было, независимо от наличия или отсутствия повода.

Я как раз о чем: никто специально ничего не говорил, не учил и не делал... а как 9 мая сажусь парад смотреть - на минуте молчания слезы текут, хоть тресни. Воспитание? Думается мне - нет. Фильмы про войну, книги? Да тоже вроде нет - Штирлица очень люблю, но не за войну, а за само кино. Как и многие другие...

Не знаю. Видятся мне, это что-то другое... но не пойму - что?

 

...а вот когда увидишь...как дед...отец...мать...молча!! плачут....и когда они тебе...дураку малолетнему...потом начинают говорить о родственниках, погибших...не надо никаких книг!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю все связанное вместе. Дед говорил, если бы хорошо знал русский, убил бы больше фашистов! Но про то как воевал ничего не говорил. Плохо и страшно. Бабушка золото мыла зимой, не репрессированная, вольнонаемная (для фронта, от этого рано и умерла, с костями проблема, артроз и т.д). Много чего можно сказать: по переписи 1939 г. в Яуктии жило 410 тыс. , на фронт ушло 68 тыс., не вернулось 40 тыс. А потом Украина, визжит про голодомор!!!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мой дед...Царствие ему Небесное...На 9 Мая...молча одевал свой костюм с наградами и нашивками за ранения...Шел к Вечному огню...И мы, мальчишки с ним...Потом шли домой...Все за столом...Вроде праздник...А у него слезы...И стакан с водкой...накрытый куском хлеба...И свеча в помин ушедших боевых товарищей...И так было до его смерти.И сейчас...я ...на 9 Мая...Делаю все так, как делал мой дед...И мои взрослые дети делают тоже самое.

мы как то не праздновали раньше День Победы (когда дед был жив). День траура, что-ли можно так сказать. Дед водку пил, граненый стакан с водкой и черный хлеб...

Это ментальность

Это наши деды. мы, наши дети и внуки.....

Завидую я вам, коллеги. Мой деда помер, когда мне три года было. А второй пропал без вести под Могилевым в июле 1941 года. На День Победы только на могилу к деде ходили. Бабушка молча плакала... даже и не выпивали обычно потом... как-то у нас в семье к алкоголю полное равнодушие было, независимо от наличия или отсутствия повода.

Я как раз о чем: никто специально ничего не говорил, не учил и не делал... а как 9 мая сажусь парад смотреть - на минуте молчания слезы текут, хоть тресни. Воспитание? Думается мне - нет. Фильмы про войну, книги? Да тоже вроде нет - Штирлица очень люблю, но не за войну, а за само кино. Как и многие другие...

Не знаю. Видятся мне, это что-то другое... но не пойму - что?

 

...Пример поведения прошедших войну...Молча...Стиснув зубы...Через боль...Дед был трижды контужен...слух потерял...зрение ...Работал до последнего...Глядя на него стыдно было сидеть...Царствие тебе Небесное...дорогой деда и дорогая бабушка...Бабушка...Одна с тремя маленькими детьми...Эвакуация...Всех сохранила...и мою маму...Вечная память бабушке!

ПАМЯТЬ О НАШИХ РОДИТЕЛЯХ!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Завидую я вам, коллеги. Мой деда помер, когда мне три года было. А второй пропал без вести под Могилевым в июле 1941 года. На День Победы только на могилу к деде ходили. Бабушка молча плакала... даже и не выпивали обычно потом... как-то у нас в семье к алкоголю полное равнодушие было, независимо от наличия или отсутствия повода.

Я как раз о чем: никто специально ничего не говорил, не учил и не делал... а как 9 мая сажусь парад смотреть - на минуте молчания слезы текут, хоть тресни. Воспитание? Думается мне - нет. Фильмы про войну, книги? Да тоже вроде нет - Штирлица очень люблю, но не за войну, а за само кино. Как и многие другие...

Не знаю. Видятся мне, это что-то другое... но не пойму - что?

...а вот когда увидишь...как дед...отец...мать...молча!! плачут....и когда они тебе...дураку малолетнему...потом начинают говорить о родственниках, погибших...не надо никаких книг!

В том-то и дело, что деда помер в 1973 уже... просто от старости. Конечно, война ему лет не продлила...

В том и непонятность для меня - примеров особого отношения рядом не было. Вообще о войне мало говорилось. Бабушку особо не разговорить было - могла днями молчать. Отец тоже на слова скуп был... Мама, бывало, через неделю командировки возвращается и (отвыкла от мертвой тишины в доме) вопрос задает: - вы за неделю-то хоть по пять слов друг другу сказали? Отец пожмет плечами только, а бабуля в ответ: - а чего говорить-то? Чай, и так все понятно... Маманя только руками разведет. :)

Нет, мне, все же, удивительно сие...

Share this post


Link to post
Share on other sites

...Пример поведения прошедших войну...Молча...Стиснув зубы...Через боль...Дед был трижды контужен...слух потерял...зрение ...Работал до последнего...Глядя на него стыдно было сидеть...Царствие тебе Небесное...дорогой деда и дорогая бабушка...Бабушка...Одна с тремя маленькими детьми...Эвакуация...Всех сохранила...и мою маму...Вечная память бабушке!

ПАМЯТЬ О НАШИХ РОДИТЕЛЯХ!

Эвакуация... тоже крови и слез пролито морЯ. Моя бабуля младшего Санюшку, полутора лет, где-то под Сегежей на полустанке схоронила. Один за кипятком бежит, другой могилку копает... так и ехали.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Завидую я вам, коллеги. Мой деда помер, когда мне три года было. А второй пропал без вести под Могилевым в июле 1941 года. На День Победы только на могилу к деде ходили. Бабушка молча плакала... даже и не выпивали обычно потом... как-то у нас в семье к алкоголю полное равнодушие было, независимо от наличия или отсутствия повода.

Я как раз о чем: никто специально ничего не говорил, не учил и не делал... а как 9 мая сажусь парад смотреть - на минуте молчания слезы текут, хоть тресни. Воспитание? Думается мне - нет. Фильмы про войну, книги? Да тоже вроде нет - Штирлица очень люблю, но не за войну, а за само кино. Как и многие другие...

Не знаю. Видятся мне, это что-то другое... но не пойму - что?

...а вот когда увидишь...как дед...отец...мать...молча!! плачут....и когда они тебе...дураку малолетнему...потом начинают говорить о родственниках, погибших...не надо никаких книг!

В том-то и дело, что деда помер в 1973 уже... просто от старости. Конечно, война ему лет не продлила...

В том и непонятность для меня - примеров особого отношения рядом не было. Вообще о войне мало говорилось. Бабушку особо не разговорить было - могла днями молчать. Отец тоже на слова скуп был... Мама, бывало, через неделю командировки возвращается и (отвыкла от мертвой тишины в доме) вопрос задает: - вы за неделю-то хоть по пять слов друг другу сказали? Отец пожмет плечами только, а бабуля в ответ: - а чего говорить-то? Чай, и так все понятно... Маманя только руками разведет. :)

Нет, мне, все же, удивительно сие...

 

Правильно молчать - труднее, чем говорить...Это говорит о максимальной духовной близости людей...

Share this post


Link to post
Share on other sites

...Пример поведения прошедших войну...Молча...Стиснув зубы...Через боль...Дед был трижды контужен...слух потерял...зрение ...Работал до последнего...Глядя на него стыдно было сидеть...Царствие тебе Небесное...дорогой деда и дорогая бабушка...Бабушка...Одна с тремя маленькими детьми...Эвакуация...Всех сохранила...и мою маму...Вечная память бабушке!

ПАМЯТЬ О НАШИХ РОДИТЕЛЯХ!

Эвакуация... тоже крови и слез пролито морЯ. Моя бабуля младшего Санюшку, полутора лет, где-то под Сегежей на полустанке схоронила. Один за кипятком бежит, другой могилку копает... так и ехали.

 

...в нашей родне такое же было...дядя машинистом был на паровозе...семью свою посадил в теплушку...хотел вывезти...разбомбили...сын его младший остался жив...контузило...через 35 лет нашел родственников...

Share this post


Link to post
Share on other sites

...Пример поведения прошедших войну...Молча...Стиснув зубы...Через боль...Дед был трижды контужен...слух потерял...зрение ...Работал до последнего...Глядя на него стыдно было сидеть...Царствие тебе Небесное...дорогой деда и дорогая бабушка...Бабушка...Одна с тремя маленькими детьми...Эвакуация...Всех сохранила...и мою маму...Вечная память бабушке!

ПАМЯТЬ О НАШИХ РОДИТЕЛЯХ!

Эвакуация... тоже крови и слез пролито морЯ. Моя бабуля младшего Санюшку, полутора лет, где-то под Сегежей на полустанке схоронила. Один за кипятком бежит, другой могилку копает... так и ехали.

...в нашей родне такое же было...дядя машинистом был на паровозе...семью свою посадил в теплушку...хотел вывезти...разбомбили...сын его младший остался жив...контузило...через 35 лет нашел родственников...

Это здорово, что нашел и нашелся! А я вот пытаюсь по следам пропавшего деда искать - но все безуспешно. Настолько все перепутано, мало документации... по книге памяти нашел две зацепки, но обе непроверяемые... так, на уровне гипотез.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Завидую я вам, коллеги. Мой деда помер, когда мне три года было. А второй пропал без вести под Могилевым в июле 1941 года. На День Победы только на могилу к деде ходили. Бабушка молча плакала... даже и не выпивали обычно потом... как-то у нас в семье к алкоголю полное равнодушие было, независимо от наличия или отсутствия повода.

Я как раз о чем: никто специально ничего не говорил, не учил и не делал... а как 9 мая сажусь парад смотреть - на минуте молчания слезы текут, хоть тресни. Воспитание? Думается мне - нет. Фильмы про войну, книги? Да тоже вроде нет - Штирлица очень люблю, но не за войну, а за само кино. Как и многие другие...

Не знаю. Видятся мне, это что-то другое... но не пойму - что?

...а вот когда увидишь...как дед...отец...мать...молча!! плачут....и когда они тебе...дураку малолетнему...потом начинают говорить о родственниках, погибших...не надо никаких книг!

В том-то и дело, что деда помер в 1973 уже... просто от старости. Конечно, война ему лет не продлила...

В том и непонятность для меня - примеров особого отношения рядом не было. Вообще о войне мало говорилось. Бабушку особо не разговорить было - могла днями молчать. Отец тоже на слова скуп был... Мама, бывало, через неделю командировки возвращается и (отвыкла от мертвой тишины в доме) вопрос задает: - вы за неделю-то хоть по пять слов друг другу сказали? Отец пожмет плечами только, а бабуля в ответ: - а чего говорить-то? Чай, и так все понятно... Маманя только руками разведет. :)

Нет, мне, все же, удивительно сие...

 

...сейчас понимаю, как мне повезло...в силу разных семейных обстоятельств...меня с дедом определили в одну комнату)Правильно говорят - что стар, что млад)Я с ним 2 года жил, пока отец дом расстраивал...Деда помогал, как мог.Но самое главное)я его вечерами все пытался расспрашивать о войне...Редко, когда рассказывал...Все больше о погибших товарищах...Мне бы, дураку, записывать...Эх...

Share this post


Link to post
Share on other sites

...Пример поведения прошедших войну...Молча...Стиснув зубы...Через боль...Дед был трижды контужен...слух потерял...зрение ...Работал до последнего...Глядя на него стыдно было сидеть...Царствие тебе Небесное...дорогой деда и дорогая бабушка...Бабушка...Одна с тремя маленькими детьми...Эвакуация...Всех сохранила...и мою маму...Вечная память бабушке!

ПАМЯТЬ О НАШИХ РОДИТЕЛЯХ!

Эвакуация... тоже крови и слез пролито морЯ. Моя бабуля младшего Санюшку, полутора лет, где-то под Сегежей на полустанке схоронила. Один за кипятком бежит, другой могилку копает... так и ехали.

...в нашей родне такое же было...дядя машинистом был на паровозе...семью свою посадил в теплушку...хотел вывезти...разбомбили...сын его младший остался жив...контузило...через 35 лет нашел родственников...

Это здорово, что нашел и нашелся! А я вот пытаюсь по следам пропавшего деда искать - но все безуспешно. Настолько все перепутано, мало документации... по книге памяти нашел две зацепки, но обе непроверяемые... так, на уровне гипотез.

 

...это да...только он один остался...вся семья погибла...и дядя тоже...сначала в госпиталь попал...потом в детдом...память чудеса творит!приехал в Краснодар...и начал вспоминать!!!Счастье, что на старом месте жили соседи...Спасибо им по жизни!Нашел родню...!

Share this post


Link to post
Share on other sites

В том-то и дело, что деда помер в 1973 уже... просто от старости. Конечно, война ему лет не продлила...

В том и непонятность для меня - примеров особого отношения рядом не было. Вообще о войне мало говорилось. Бабушку особо не разговорить было - могла днями молчать. Отец тоже на слова скуп был... Мама, бывало, через неделю командировки возвращается и (отвыкла от мертвой тишины в доме) вопрос задает: - вы за неделю-то хоть по пять слов друг другу сказали? Отец пожмет плечами только, а бабуля в ответ: - а чего говорить-то? Чай, и так все понятно... Маманя только руками разведет. :)

Нет, мне, все же, удивительно сие...

...сейчас понимаю, как мне повезло...в силу разных семейных обстоятельств...меня с дедом определили в одну комнату)Правильно говорят - что стар, что млад)Я с ним 2 года жил, пока отец дом расстраивал...Деда помогал, как мог.Но самое главное)я его вечерами все пытался расспрашивать о войне...Редко, когда рассказывал...Все больше о погибших товарищах...Мне бы, дураку, записывать...Эх...

Да что говорить... разве в детстве думают о смерти? Особенно, про близких. В голове и места-то для этого не отводилось.

Да и сейчас-то... на похоронах как будто очнешься - вот, позавчерась за столом сидели, праздничали. А сегодня его уж нет...

Share this post


Link to post
Share on other sites

В том-то и дело, что деда помер в 1973 уже... просто от старости. Конечно, война ему лет не продлила...

В том и непонятность для меня - примеров особого отношения рядом не было. Вообще о войне мало говорилось. Бабушку особо не разговорить было - могла днями молчать. Отец тоже на слова скуп был... Мама, бывало, через неделю командировки возвращается и (отвыкла от мертвой тишины в доме) вопрос задает: - вы за неделю-то хоть по пять слов друг другу сказали? Отец пожмет плечами только, а бабуля в ответ: - а чего говорить-то? Чай, и так все понятно... Маманя только руками разведет. :)

Нет, мне, все же, удивительно сие...

...сейчас понимаю, как мне повезло...в силу разных семейных обстоятельств...меня с дедом определили в одну комнату)Правильно говорят - что стар, что млад)Я с ним 2 года жил, пока отец дом расстраивал...Деда помогал, как мог.Но самое главное)я его вечерами все пытался расспрашивать о войне...Редко, когда рассказывал...Все больше о погибших товарищах...Мне бы, дураку, записывать...Эх...

Да что говорить... разве в детстве думают о смерти? Особенно, про близких. В голове и места-то для этого не отводилось.

Да и сейчас-то... на похоронах как будто очнешься - вот, позавчерась за столом сидели, праздничали. А сегодня его уж нет...

 

Слаб человек)Верит в свое бессмертие и непогрешимость...)))Горазд бросаться великими обетами..с испугу)По себе знаю...)Будем жить сколько в Книге Судеб нам отпущено!)Учить детей помнить ушедших родственников...И чтобы память эта передавалась в поколениях...Тогда трагические смерти наших родных будут не забыты...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user219

...Пример поведения прошедших войну...Молча...Стиснув зубы...Через боль...Дед был трижды контужен...слух потерял...зрение ...Работал до последнего...Глядя на него стыдно было сидеть...Царствие тебе Небесное...дорогой деда и дорогая бабушка...Бабушка...Одна с тремя маленькими детьми...Эвакуация...Всех сохранила...и мою маму...Вечная память бабушке!

ПАМЯТЬ О НАШИХ РОДИТЕЛЯХ!

Эвакуация... тоже крови и слез пролито морЯ. Моя бабуля младшего Санюшку, полутора лет, где-то под Сегежей на полустанке схоронила. Один за кипятком бежит, другой могилку копает... так и ехали.

У меня бабушка с троими в эвакуации оказалась, Отцу два года было, остальные постарше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

×