Jump to content
Sign in to follow this  
boitsov

«Космонавт Юрий Гагарин» – флагман космического флота СССР

Recommended Posts

«Космонавт Юрий Гагарин» – крупное научно-исследовательское судно, являвшееся флагманом судов Службы космических исследований СССР. Корабль был построен на Балтийском судостроительном заводе в городе Ленинграде в 1971 году.

 

 

29281021.jpg

Максимальная длина одиннадцатипалубного теплохода составляла 231,6 метров, ширина – 32 метра, мощность главной энергетической установки 14 000 кВт. Водоизмещение корабля составляло 45 000 тонн, максимальная скорость хода – 18 узлов, экипаж – 136 человек, состав экспедиции – 212 человек. Всего на борту корабля находилось 1 250 различных помещений, в том числе 86 лабораторий. Корабль был предназначен для решения задач связи и управления одновременно с несколькими космическими аппаратами, а также Центром управления полетами. Для этих целей на борту корабля находилось 75 антенн, в том числе и 2-е больших антенны с параболическими отражателями диаметром по 25 метров. Районом действия корабля был Атлантический океан, он мог находиться в автономном плавании на протяжении 130 суток.

 

Научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Юрий Гагарин» (проект 1909) было создано на базе танкера пр. 1552 и являлось самым крупным и наиболее совершенным по техническому оснащению экспедиционным кораблем в мире. При этом в СССР суда, которые принимали участие в исследовании космоса, составляли особый класс океанских кораблей. Данные суда имели достаточно необычный внешний вид, отличаяь от остальных кораблей своим оборудование, архитектурным обликом, особыми условиями плавания.

 

Пожалуй, наиболее характерной внешней чертой всех судов космической службы были достаточно мощные конструкции радиотехнического оборудования и антенных систем. Именно эти объекты приковывали к себе основное внимание. На корабле находилось 2 антенны диаметром 25 метров, их вес достигал 240 тонн, а также 2 антенны диаметром 12 метров, их вес составлял 180 тонн. Всего на корабле было около 75 различных антенн. С корабля можно было самостоятельно управлять полетами космических объектов.

 

 

46603376.jpg

Для улучшения мореходных свойств корабля на нем был установлен пассивный успокоитель, благодаря применению которого амплитуда при бортовой качке в условиях семибального волнения моря снижалась с 10 до 3 градусов. Для облегчения управления кораблем во время швартовки или дрейфа (не прерывая сеанса связи) на нем были установлены подруливающие устройства – крыльчатые движители: 2 в носу и 1 в корме. Данные устройства находились внутри корпуса в поперечных сквозных каналах, находящихся ниже уровня ватерлинии. Подруливающие устройств приводились в действие при помощи электродвигателей.

 

Корпус корабля по длине был разбит на 8 отсеков, которые разделялись водонепроницаемыми переборками, а по высоте на 11 ярусов, которые образовывались палубами и платформами. В самом низу располагалось двойное дно, после которого шли нижняя, средняя и верхняя платформы. На этих 4-х ярусах были предусмотрены танки котельного и дизельного топлива, кладовые, балластные цистерны, танки пресной воды, ряд лабораторий. Во втором отсеке (считая с носа корабля) 2 яруса были отведены под размещение спортивного зала, выше него на верхней платформе располагался кинолекционный зал. В седьмом отсеке находилась корабельная электростанция, а в восьмом располагалось машинно-котельное отделение. Верхняя платформа корабля и все последующие ярусы располагались выше ватерлинии. Корпус судна оснащался специальными ледовыми подкреплениями.

 

На верхней палубе корабля находились каюты экипажа и членов научных экспедиций, лаборатории, столовые. Часть верхней палубы вдоль обоих бортов была открытой. Еще выше находились 2 яруса надстройки – палуба первого яруса и открытая палуба, которые протянулись на большую часть длины корабля. Ярусы судна были включены в общую систему прочности корпуса и вместе с тремя платформами, верхней палубой, поперечными и продольными переборками увеличивали его жесткость и снижали возможность деформации корпуса. На первом ярусе находились 2 салона отдыха, лаборатории и кают-компания экипажа и экспедиции. Палуба первого яруса вдоль всего периметра корабля имела открытую галерею.

 

 

49479698.jpg

На открытой палубе находились барбеты 2-х параболических антенн с зеркалами диаметрами по 25 метров, они располагались ближе к корме судна. К барбетам монтировались конструкции антенн, распределяющие их вес на поперечные и продольные переборки корпуса судна. Выше открытой палубы надстройка корабля делилась на 2 части, носовую и кормовую. В носовой надстройке располагался нижний мостик, также здесь находился барбет одной из двух 12-метровых параболических антенн. На среднем мостике располагалась радиорубка, выше нее, на навигационном мостике, находились рулевая и штурманская рубки, и, наконец, на площадке верхнего мостика была расположена вторая 12-метровая параболическая антенна. Верхний мостик находился на высоте в 25 метров над уровнем моря. Все ярусы НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было соединены между собой с помощью трапов, 2-х грузовых и 8-и пассажирских лифтов.

 

Основную часть оборудования НИС «Космонавт Юрий Гагарин» составляла разнообразная командно-измерительная аппаратура, которая могла работать одновременно с 2-мя космическими объектами. Аппаратура, установленная на корабле, позволяла осуществлять передачу команд, телеметрический контроль, поводить траекторные измерения, двухстороннюю телеграфную и телефонную связь с космонавтами, прием разного рода научной информации. Достижению большой дальности радиосвязи способствовали остронаправленные передающие и приемные антенны, высокочувствительные приемники с входными параметрическими усилителями и мощные передатчики, которые охлаждались с помощью жидкого азота.

 

Для создания хороших условий для ведения плодотворной работы и полноценного отдыха членов команды на борту корабля «Космонавт Юрий Гагарин» имелось большое количество разнообразных лабораторий, кинолекционный зал, командный пункт со всем необходимым оборудованием, несколько столовых. Особенностью научно-исследовательского судна была и его большая автономность. Без посещения портов и пополнения запасов воды, продуктов и топлива он мог находиться в походе 130 суток.

 

К космической командно-измерительной системе относились 3 параболические антенны – вторая от носа судна диметром 12 метров и третья и четвертая диаметром 25 метров. Данные антенны предназначались для приема и передачи радиосигналов на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Кормовая 25-метровая антенна была однозеркальной, остальные – двухзеркальные. Ширина диаграммы направленности 25-метровых антенн в зависимости от длины волны находилась в диапазоне от 10 угловых минут (для сантиметрового диапазона) до 10 градусов (для метрового диапазона). В подзеркальных кабинах были установлены усилители высокой частоты и входные устройства приемников.

 

 

06415961.jpg

Еще одна параболическая антенна имела существенно меньший диаметр – 2,1 метра и была конструктивно объединена с одной из 25-метровых антенн, ее основным предназначением был поиск сигналов. Все антенны могли сопровождать космические аппараты по заранее рассчитанной программе или по приходящим от них радиосигналам. Система управления антеннами нормально функционировала при волнении моря до 7 баллов и скорости ветра до 20 м/с. Управлять полетом космических кораблей и спутников с борта «Юрия Гагарина» можно было самостоятельно, посылая на них временные программы и команды. Возможен был и другой режим работы – ретрансляция команд, поступающих на корабль из ЦУПа. Данные траекторного контроля (радиальная скорость и дальность), а также результаты телеметрии подвергались на корабле машинной обработке, после чего отправлялись в ЦУП.

 

В этом случае, а также для проведения телеграфно-телефонных переговоров между Центром управления полетами и космонавтами применялись спутники-ретрансляторы. Телеметрический контроль и радиопереговоры с космонавтами возможны с помощью отдельных телеметрических и связных станций, то есть помимо основной командно-измерительной системы корабля. В этом случае применялись обособленные антенны связи и телеметрии. Всего на НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было 75 различных антенн.

 

Машинно-котельное отделение было расположено в корме. Здесь было установлено 2 паровых котла, а также паровая турбина. Главная энергетическая установка судна обладала высокой степенью автоматизации. Также на корабле находилось 2 электростанции. Первая электростанция находилась в отдельном помещении трюма и состояла из 4-х дизель-генераторов мощностью по 1500 кВт каждый, она предназначалась для питания научно-технического оборудования экспедиции. Вторая электростанция находилась в машинно-котельном отделении и состояла из 2-х турбогенераторов мощностью по 750 кВт каждый, работающих на ходу судна и 1 дизель-генератора мощностью 300 кВт, работающего в режиме стоянки. Данная электростанция давала ток всем остальным потребителям электроэнергии на корабле. Аварийная электростанция состояла из 2-х дизель-генераторов общей мощностью в 200 кВт. Таким образом, общая мощность всех источников электроэнергии на корабле составляла 8 000 кВт.

 

Система кондиционирования воздуха, имеющаяся на корабле, вне зависимости от температуры за бортом поддерживала во всех служебных, общественных и жилых помещениях температуру 21-25 градусов Цельсия. Для нужд системы вентиляции, кондиционирования и охлаждения применялась мощная холодильная установка. Еще одна холодильная установка поддерживала температурный режим в кладовых, в которых хранились запасы провизии. При этом, при помощи специальной криогенной установки из атмосферного воздуха на корабле получали жидкий азот, применяемый для охлаждения параметрических усилителей.

 

Во время совершения экспедиционных плаваний НИС «Космонавт Юрий Гагарин» обеспечивал управление такими космическими аппаратами, как «Венера-8» (первая в мире посадка на Венеру и передача информации с ее поверхности), «Луна - 20» (забор лунного грунта и последующая доставка его на Землю), «Салют-7», «Союз». Официально научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» принадлежало АН СССР и находилось на обслуживании Черноморского морского пароходства. Однако с образованием СНГ данные организации остались в разных государствах. Ввиду бюрократической неразберихи начались частые неплатежи с обеих сторон. Черноморское морское пароходство, не смотря на трудные времена, пыталось сохранить данный корабль, но сделать это не удалось.

 

«Юрий Гагарин» и другое научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» оказались на рейде порта Южный без должного присмотра. Постепенно из лабораторий судов начала пропадать аппаратура, все медленно ржавело и приходило в негодное состояние. В 1996 году корабли уже годились для сдачи в металлолом. В итоге Фонд государственного имущества Украины решил продать суда австрийской фирме «Зюйд Меркур» по цене металлолома, австрийцы получили корабли по цене 170 долларов за тонну. На такой грустной ноте закончилась жизнь одного из наиболее знаменитых и совершенных судов советского космического флота.

 

Основные характеристики Водоизмещение 45 000 тонн Длина 231,6 метра Ширина 31 метр Высота 15,4 метра Осадка 8,5 метра Мощность 19 000 лошадиных сил Скорость хода 18 узлов Автономность плавания 20 000 миль Экипаж 140 человек

 

 

 

http://warfiles.ru/show-32542-siriyskie-voyska-unichtozhili-bolee-50-terroristov-pod-gorodom-hama.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

R.I.P. :(

 

l1048755408.jpg

Потому то и разница, что отделили духовное от материального.

А человек (или страна) - это комплекс и того и другого.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А нафиг он нужен ? С земли наводится на спутник намного приятнее, нет ни качки, ни дрейфа. Просто союз никуда не хотели пускать, но теперь-то такой проблемы нет, так что и в этом дорогом и капризном памятнике холодной войне тоже нет надобности.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В конце 80-х готовились вступить в строй суда нового поколения, но известные события и меченый иудушка похоронили наш космический флот. В этой бочке дегтя есть одна ложка меда - последний из построенных КИКов и единственный в строю "Маршал Крылов" недавно прошел капитальный ремонт и, возможно, вскоре вступит в строй по назначению - снимать телеметрию с космических аппаратов.

Edited by Космополит

Share this post


Link to post
Share on other sites

А нафиг он нужен ? С земли наводится на спутник намного приятнее, нет ни качки, ни дрейфа. Просто союз никуда не хотели пускать, но теперь-то такой проблемы нет, так что и в этом дорогом и капризном памятнике холодной войне тоже нет надобности.

Во-первых корабль можно отогнать в любую точку мирового океана. Во-вторых такой антенный комплекс, как на КИКе никто не даст у себя развернуть. В-третьих как пустили, так и попросить обратно могут. В-четвертых есть так называемые аппарты двойного назначения и военные спутники. В-пятых далеко не везде есть возможность развернуть крупный телеметрический комплекс даже у нас в стране: болота, тундра, тайга... В-шестых ремонт и модернизация - судно просто идет на заводские верфи и там ремонтники и монтажники над ним колдуют.

Edited by Космополит

Share this post


Link to post
Share on other sites

А нафиг он нужен ? С земли наводится на спутник намного приятнее, нет ни качки, ни дрейфа. Просто союз никуда не хотели пускать, но теперь-то такой проблемы нет, так что и в этом дорогом и капризном памятнике холодной войне тоже нет надобности.

Во-первых корабль можно отогнать в любую точку мирового океана. Во-вторых такой антенный комплекс, как на КИКе никто не даст у себя развернуть. В-третьих как пустили, так и попросить обратно могут. В-четвертых есть так называемые аппарты двойного назначения и военные спутники. В-пятых далеко не везде есть возможность развернуть крупный телеметрический комплекс даже у нас в стране: болота, тундра, тайга... В-шестых ремонт и модернизация - судно просто идет на заводские верфи и там ремонтники и монтажники над ним колдуют.

...а в седьмых такие корабли сейчас никому не нужны ибо связь с КА идёт через специальные спутники-ретронсляторы серии "Лучь":

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%9A%D0%A1%D0%A0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как же много мы потеряли , просрав лучшую в мире страну...

Потеряли много. Но, лично я, НИЧЕГО не просирал и не собираюсь.

Выскажу свои мысли.

Сперва купились на пустышку о "новом мЫшление" пятнистого комбайнёра.

Ожидали-то чего? Мир, дружба, жвачка + конверсия! Даёшь стиральные машины и холодильники вместо ракет!

А что, хорошая идея. Вот только мы свои ракеты порезали, а Запад разобрал и на склад положил.

Уже осадочек остался.....

Ну, а делее, как снежный ком, даже не ком а лавина. Они расширяют НАТО, у нас пьянь на троне гробит ВПК.

Это была и есть настоящая война против нас. Мы теряли территории, население, отступали. Всё как в 41-м, только выстрелов и взрывов чуть поменьше.

Все надежны на дружбу с Западом закончились с первой бомбой упавшей на Югославию.

Всё, точка. Они враги. Как были ими - так и остались.

Слава небесам, Бог пьянь прибрал.

Стали упараться потихоньку и контратаковать (Мюнхинская речь).

Сейчас Сирия. Считайте, что это битва за Москву.

А впереди ещё Сталинград, Курск, форсирование Днепра,операция Багратион......

И до Берлина ещё топать и топать. Но топать нужно.

Это всё конечно аллегория.

Я скажу в чем вижу свою роль. Ростить и воспитывать детей. Так как воспитывали нас.

Учить их, чем больше тем лучше. Пацан - будущий защитник, воин и отец. Девочка - будущая мать и хранительница семьи.

Стоять горой за своих, никогда не трусить, любить свою землю. Школа уже не та, что была в наше время, поэтому кроме меня, моих мелких мало кто научит.

Вот выучу их, они, мои мелкие и корабли построят и страну возродят. Так, что я ничего не просрал.

Мы временно отступили, но подкопим сил и ........

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как же много мы потеряли , просрав лучшую в мире страну...

Потеряли много. Но, лично я, НИЧЕГО не просирал и не собираюсь.

Выскажу свои мысли.

Сперва купились на пустышку о "новом мЫшление" пятнистого комбайнёра.

Ожидали-то чего? Мир, дружба, жвачка + конверсия! Даёшь стиральные машины и холодильники вместо ракет!

А что, хорошая идея. Вот только мы свои ракеты порезали, а Запад разобрал и на склад положил.

Уже осадочек остался.....

Ну, а делее, как снежный ком, даже не ком а лавина. Они расширяют НАТО, у нас пьянь на троне гробит ВПК.

Это была и есть настоящая война против нас. Мы теряли территории, население, отступали. Всё как в 41-м, только выстрелов и взрывов чуть поменьше.

Все надежны на дружбу с Западом закончились с первой бомбой упавшей на Югославию.

Всё, точка. Они враги. Как были ими - так и остались.

Слава небесам, Бог пьянь прибрал.

Стали упараться потихоньку и контратаковать (Мюнхинская речь).

Сейчас Сирия. Считайте, что это битва за Москву.

А впереди ещё Сталинград, Курск, форсирование Днепра,операция Багратион......

И до Берлина ещё топать и топать. Но топать нужно.

Это всё конечно аллегория.

Я скажу в чем вижу свою роль. Ростить и воспитывать детей. Так как воспитывали нас.

Учить их, чем больше тем лучше. Пацан - будущий защитник, воин и отец. Девочка - будущая мать и хранительница семьи.

Стоять горой за своих, никогда не трусить, любить свою землю. Школа уже не та, что была в наше время, поэтому кроме меня, моих мелких мало кто научит.

Вот выучу их, они, мои мелкие и корабли построят и страну возродят. Так, что я ничего не просрал.

Мы временно отступили, но подкопим сил и ........

http://www.youtube.com/watch?v=2BtnEWRkfY8

Спасибо, хорошо сказали.

Не мы, так наши дети всё вернут, с процентами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А нафиг он нужен ? С земли наводится на спутник намного приятнее, нет ни качки, ни дрейфа. Просто союз никуда не хотели пускать, но теперь-то такой проблемы нет, так что и в этом дорогом и капризном памятнике холодной войне тоже нет надобности.

Во-первых корабль можно отогнать в любую точку мирового океана. Во-вторых такой антенный комплекс, как на КИКе никто не даст у себя развернуть. В-третьих как пустили, так и попросить обратно могут. В-четвертых есть так называемые аппарты двойного назначения и военные спутники. В-пятых далеко не везде есть возможность развернуть крупный телеметрический комплекс даже у нас в стране: болота, тундра, тайга... В-шестых ремонт и модернизация - судно просто идет на заводские верфи и там ремонтники и монтажники над ним колдуют.

...а в седьмых такие корабли сейчас никому не нужны ибо связь с КА идёт через специальные спутники-ретронсляторы серии "Лучь":

http://ru.wikipedia....a.org/wiki/МКСР

Ха-ха-ха... без комментариев. Хотелось бы знать как спутник с высокоэллиптической орбитой сможет работать через Луч. Или низкоорбитальный спутник-шпион, пролетающий над территорий США. Фобос-Грунт через Луч тоже не смог бы работать. А еще через Луч не проведешь разностно-дальномерные или лазерные измерения. Википедию не всегда компетентные люди пишут.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×