Энигма Report post #1 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 07:59 AM Когда была в Торуни, с удивлением обнаружила, что шпили боковых башен ратуши Старого города (пристроены в начале XVII века) венчают полумесяцы. Интересно, как это можно объяснить?... Share this post Link to post Share on other sites
deftones4 Report post #2 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:17 AM И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа. Share this post Link to post Share on other sites
SEY Report post #3 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:28 AM Когда была в Торуни, с удивлением обнаружила, что шпили боковых башен ратуши Старого города (пристроены в начале XVII века) венчают полумесяцы. Интересно, как это можно объяснить?... Вы еще крестов наших, видимо, не видели))) Там и полумесяц можно найти и звезду давида. Хотя один полумесяц - это жестко. Сразу появляется ассоциация с "С мечетью парижской богоматери". Share this post Link to post Share on other sites
Энигма Report post #4 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:29 AM И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа. Это объяснение больше подходит для полумесяцев, изображенных под крестом или как элемент декора креста. В том же случае, когда полумесяц используется один, да еще не на церковном, а на административном задании, возможно, истоки надо искать в Византии, где полумесяц считался знаком царской власти. "Отсюда следует появление его как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века " ©. Но тогда появляется еще больше вопросов)) Share this post Link to post Share on other sites
Genau Report post #5 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:30 AM Когда была в Торуни, с удивлением обнаружила, что шпили боковых башен ратуши Старого города (пристроены в начале XVII века) венчают полумесяцы. Интересно, как это можно объяснить?... В Ярославле Share this post Link to post Share on other sites
abc354 Report post #6 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:30 AM (edited) http://www.pravmir.r...novanii-kresta/ Полумесяц в основании Креста? По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ? Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу. Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим. Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма. Edited May 28, 2013 by abc354 Share this post Link to post Share on other sites
Энигма Report post #7 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:35 AM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. Share this post Link to post Share on other sites
abc354 Report post #8 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:42 AM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? Share this post Link to post Share on other sites
Энигма Report post #9 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 08:51 AM [А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? Честно говоря, там не так просто найти местных - центральная площадь вся запружена туристами, а экскурсовод наш не знала. Она даже фигурки ангелов, которыми в Торуни любят украшать подоконники, называла почему-то гномами )) Share this post Link to post Share on other sites
Макл Report post #10 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 09:17 AM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? А на свастику кто-нибудь обратил внимание? Share this post Link to post Share on other sites
кот_о_фей Report post #11 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 09:42 AM Ратуша в Стокгольме.) Share this post Link to post Share on other sites
moskvitch407 Report post #12 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 10:25 AM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? Крест православный, у основания которого полу-месяц, означает, как мне поп объяснил, победу над "бусурманами"! А вот какими бусурманами он объяснить не смог! Share this post Link to post Share on other sites
rarog76 Report post #13 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 10:29 AM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? А на свастику кто-нибудь обратил внимание? А что вас удивило? В первый раз её видите на православных храмах? Share this post Link to post Share on other sites
okinalex Report post #14 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 12:32 PM А на свастику кто-нибудь обратил внимание? Это конечно, свастика. Только это не о том свастика. Это солярный знак. Солнцеворот у славян, символ солнца, обходящего небесный свод с востока на запад. Солярные знаки вообще очень распространены в религиозных культах. В европейском раннем христианстве считалась символом Христа, называясь гамма́дион (гаммический крест). Буква "гамма" которая четырежды повторена в кресте означает и число "3", что символизирует святую троицу. В данном случае может означать, что в храме есть погребение или святые мощи. Share this post Link to post Share on other sites
art Report post #15 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 12:44 PM Крест православный, у основания которого полу-месяц, означает, как мне поп объяснил, победу над "бусурманами"! А вот какими бусурманами он объяснить не смог! У батюшек эти вещи спрашивать бессмысленно. Они занимаются практическими вещами, а не богословскими изысканиями. Ранние упоминания идут именно о символе якоря в виде кулончика или татуировки. (тут совместились слова Павла о якоре и то, что многие первые христиане были рыбаками и моряками). В первые десятилетия во времена преследований это использовалось как тайный опознавательный знак. Share this post Link to post Share on other sites
Kpok Report post #16 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 01:50 PM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? Крест православный, у основания которого полу-месяц, означает, как мне поп объяснил, победу над "бусурманами"! А вот какими бусурманами он объяснить не смог! По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами.Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу. Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим. Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма. Share this post Link to post Share on other sites
Genau Report post #17 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 01:59 PM Ещё два значния. - знак Богоматери. - ранняя стилизация якоря под крест. (во времена гонений на христиан часто использовался) Share this post Link to post Share on other sites
Энигма Report post #18 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 03:04 PM Мне кажется, ключ к разгадке должен быть связан с тем, что полумесяц в чистом виде, без креста ставили не над церквями, а над административными зданиями - ратушами. И в Торуни ратуша, и в Стокгольме ратуша, и в Нюрнберге полумесяц тоже был на ратуше. Скорее всего, это был не религиозный, а административный символ, знак власти. Тем более, что в Киевской Руси это был символ великокняжеского достоинства, перенятый из Византии. Но уж больно странным оказывается тогда единство символов власти в столь разных, казалось бы местах, как Стокгольм и Киев... С последующим исчезновением из европейской истории)) Share this post Link to post Share on other sites
Дядя Вова Report post #19 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 04:12 PM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? А на свастику кто-нибудь обратил внимание? А что вас удивило? В первый раз её видите на православных храмах? В Святой Софии, что в Константинополе, свастика внушительных размеров в одном месте на потолке украшает изнутри свод, но она не "ломаная", а "обтекаемая", скругленная. Аналогичные свастики можно видеть не только на наших храмах, но и на старинных иконах с ликами святых. Я видел фотографию одной такой века 13 или 14 в одном журнале: маленькие "округлые" свастики по углам иконы. Share this post Link to post Share on other sites
SEY Report post #20 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 04:29 PM А мне вот интересно про шестигранник (звезду давида) Вот помню, что видел ее на православном кресте. Поэтому и написал выше. А сейчас ползаю по интернету, найти не могу. Может кто знает, вообще то Иешуа был евреем и оттуда такая традиция? Рассудите, не хочется быть звездозвоном))) Share this post Link to post Share on other sites
Энигма Report post #21 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 05:01 PM А мне вот интересно про шестигранник (звезду давида) Вот помню, что видел ее на православном кресте. Поэтому и написал выше. А сейчас ползаю по интернету, найти не могу. Может кто знает, вообще то Иешуа был евреем и оттуда такая традиция? Шестиконечные звезды есть, например, на крестах храма Христа Спасителя в Москве: Вот что нашла по этому поводу: Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Гексаграмма – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. ... В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях. Ссылка на полный ответ: http://www.pravoslav...nswers/6382.htm Share this post Link to post Share on other sites
Дядя Вова Report post #22 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 05:11 PM А мне вот интересно про шестигранник (звезду давида) Вот помню, что видел ее на православном кресте. Поэтому и написал выше. А сейчас ползаю по интернету, найти не могу. Может кто знает, вообще то Иешуа был евреем и оттуда такая традиция? Шестиконечные звезды есть, например, на крестах храма Христа Спасителя в Москве: Вот что нашла по этому поводу: Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Гексаграмма – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. ... В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях. Ссылка на полный ответ: http://www.pravoslav...nswers/6382.htm А крест, в свою очередь, был знаком жителям доколумбовой Амерки, что немало удивляло испанцев. Откуда? Share this post Link to post Share on other sites
para_bellum Report post #23 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 05:36 PM И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа. На все случаи жизни!! Share this post Link to post Share on other sites
Макл Report post #24 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 06:18 PM В Ярославле То-то и оно, что полумесяц в основании креста - это совсем другая смысловая нагрузка, чем один полумесяц. А спросить у местных не пробовали, что означают полумесяцы? А на свастику кто-нибудь обратил внимание? А что вас удивило? В первый раз её видите на православных храмах? Честно говоря , да. Я знаю что означает этот знак, но думал что нужно еще лет 100 что бы забыли о его зловещем, для нашего народа значении. Share this post Link to post Share on other sites
кот_о_фей Report post #25 Posted May 28, 2013 | 05/28/2013 06:20 PM Мне кажется, ключ к разгадке должен быть связан с тем, что полумесяц в чистом виде, без креста ставили не над церквями, а над административными зданиями - ратушами. И в Торуни ратуша, и в Стокгольме ратуша, и в Нюрнберге полумесяц тоже был на ратуше. Скорее всего, это был не религиозный, а административный символ, знак власти. Тем более, что в Киевской Руси это был символ великокняжеского достоинства, перенятый из Византии. Но уж больно странным оказывается тогда единство символов власти в столь разных, казалось бы местах, как Стокгольм и Киев... С последующим исчезновением из европейской истории)) Ну не совсем. Например, в Вене долгое время собор Св. Стефана был увенчан полумесяцем со звездой( до осман). Поменяли его на крест в 1685- кажется году. Он и сейчас хранится в Венском музее( с кукишем выгравированным)), но, если вы с этой историей не знакомы, вы его и не заметите, и ничего про это не узнаете... Вот он. А вот 16 век( говорят): Share this post Link to post Share on other sites
art Report post #26 Posted May 29, 2013 | 05/29/2013 08:55 AM А мне вот интересно про шестигранник (звезду давида) Вот помню, что видел ее на православном кресте. Поэтому и написал выше. А сейчас ползаю по интернету, найти не могу. Может кто знает, вообще то Иешуа был евреем и оттуда такая традиция? Рассудите, не хочется быть звездозвоном))) Шестиконечная звезда как символ иудаизма существует только в масскульте. Когда в Вене в средние века начали притеснять богатых евреев, они обратились к императору Священной Римской империи за защитой. Император пообещал защиту и в подтверждение этого евреи получили право носить "звезду Давида" как символ императорской защиты. Эта звезда была одним из символов христианской империи и лично императора. А со временем многие простые люди, видя звезду на евреях, начали ассоциировать ее с иудаизмом. Естественно. никокой исключительной символики евреи-ортодоксы этому знаку не приписывают. Share this post Link to post Share on other sites
кот_о_фей Report post #27 Posted May 29, 2013 | 05/29/2013 09:33 AM В первый раз её видите на православных храмах? В Святой Софии, что в Константинополе, свастика внушительных размеров в одном месте на потолке украшает изнутри свод, но она не "ломаная", а "обтекаемая", скругленная. Аналогичные свастики можно видеть не только на наших храмах, но и на старинных иконах с ликами святых. Я видел фотографию одной такой века 13 или 14 в одном журнале: маленькие "округлые" свастики по углам иконы. "В Вифлееме на Святой земле в церкви Рождества Христова сохранились участки мозаичного пола, который можно видеть в церкви на более низком уровне, чем деревянный настил пола.Мозаика относится к базилике времен Равноапостольного Императора Константина Великого. " Мозаика на полу храма Церкви Умножения Хлебов и Рыб времен святой Равноапостольной Императрицы Елены И так далее... Share this post Link to post Share on other sites
Улитка Report post #28 Posted May 29, 2013 | 05/29/2013 09:42 PM Збигви в Салоне24 свой вариант полумесяца над ратушей предлагает, пирожковый http://bezwodkiniera...osz.salon24.pl/ Share this post Link to post Share on other sites
кот_о_фей Report post #29 Posted May 29, 2013 | 05/29/2013 10:19 PM Збигви в Салоне24 свой вариант полумесяца над ратушей предлагает, пирожковый http://bezwodkiniera...osz.salon24.pl/ Что то тут не то) .Во всех легендах о Торуньском булочнике речь идёт о пряниках. Да и сам город столицей пряников называют. Збигви авторство круасанов полякам приписал). Нашёл одну фотку похожих пряников, но , что тут следствие, а что причина... А город красив. Share this post Link to post Share on other sites
Энигма Report post #30 Posted May 29, 2013 | 05/29/2013 11:33 PM (edited) Збигви в Салоне24 свой вариант полумесяца над ратушей предлагает, пирожковый http://bezwodkiniera...osz.salon24.pl/ Спасибо за ссылку)) Я искренне благодарю Zbigwie за очень остроумный и изысканный ответ Кстати, над ратушей в Стокгольме тогда, скорее всего, не полумесяц, а стилизованное изображение селёдки! )) P.S. Торунь - действительно очень красивый город. Мы были там уже дважды и этим летом тоже обязательно съездим Edited May 29, 2013 by Энигма Share this post Link to post Share on other sites
Акский Report post #31 Posted May 31, 2013 | 05/31/2013 12:38 PM Збигви в Салоне24 свой вариант полумесяца над ратушей предлагает, пирожковый http://bezwodkiniera...osz.salon24.pl/ Что то тут не то) .Во всех легендах о Торуньском булочнике речь идёт о пряниках. Да и сам город столицей пряников называют. Збигви авторство круасанов полякам приписал). Нашёл одну фотку похожих пряников, но , что тут следствие, а что причина... А город красив. Достаточно обычное (для пана Збигви) враньё... Я про эти Венские полумесяцы (рогалики) читал раньше - никто их авторство заезжим полякам не приписывал! Share this post Link to post Share on other sites
кот_о_фей Report post #32 Posted June 3, 2013 | 06/03/2013 11:39 AM (edited) Когда была в Торуни, с удивлением обнаружила, что шпили боковых башен ратуши Старого города (пристроены в начале XVII века) венчают полумесяцы. Интересно, как это можно объяснить?... Вот ещё встретилось мне: "памятник, посвященный Польский Татарский солдат, которые защищали польские натиск против большевистской России в 1919-1920 гг." Под Гданьском. Тоже, наверное, пирожки везёт). Edited June 3, 2013 by кот_о_фей Share this post Link to post Share on other sites
Улитка Report post #33 Posted June 3, 2013 | 06/03/2013 12:17 PM я не знаю татарских пирожков такой формы может это отгрызенный бублик или баранка? Share this post Link to post Share on other sites
кот_о_фей Report post #34 Posted June 3, 2013 | 06/03/2013 12:53 PM я не знаю татарских пирожков такой формы может это отгрызенный бублик или баранка? Это он польские пирожки везёт. Круасаны называются). Share this post Link to post Share on other sites
Энигма Report post #35 Posted June 3, 2013 | 06/03/2013 03:49 PM Вот ещё встретилось мне: "памятник, посвященный Польский Татарский солдат, которые защищали польские натиск против большевистской России в 1919-1920 гг." Под Гданьском. У него в руках бунчук - заимствованный Польшей из Турции знак османской власти. Это подтверждает мою гипотезу о том, что полумесяц на ратушах - знак власти, а не религиозный символ)) Во-всяком случае, в России он считался именно главным символом власти Османской империи. Например, на памятнике "Тысячелетие России" он встречается несколько раз: символизирует изгнание татар Дмитрием Донским (который попирает ногой побежденного татарского мурзу, а в левой руке держит отобранный у него бунчук) и основание самодержавного царства Русского (Иван III принимает бунчук - знак власти от коленопреклонённого татарина). Правда, есть разные версии того, какую именно власть символизировал полумесяц. Некоторые ограничиваются Османской империей, другие доказывают, что все пошло из Византии. Ну, и так далее. В общем, темная история... Share this post Link to post Share on other sites
Neonov Report post #36 Posted December 3, 2013 | 12/03/2013 11:18 AM (edited) на самом деле это конечно цапа,но интересно видеть в архитектуре не аутентичные символы. Например, когда я был в Стамбуле, в главной мечети Турции(в Святой Софии ) я заметил отбитые кресты, притом они были совершенно по варварски сколоты. Edited December 3, 2013 by Neonov Share this post Link to post Share on other sites