Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Panzerbatalion

НА МУЖИЦКИЙ РАЗУМ

Recommended Posts

НА МУЖИЦКИЙ РАЗУМ

 

скаут duh, переводчик tash

 

logo.png

 

Cтрана: Украина

Издание Украiнский Тиждень

Автор:Юрий Силецкий

Дата опубликования статьи: 27 июня 2010 года

 

Поляки это соседний с украинским этнос, и в течение нескольких сотен лет они были если не самым многочисленным, то, по крайней мере, одним из самых влиятельных национальных меньшинств, часто выступая хозяевами на украинской земле, ее собственниками.

"Что лях, то вояка!"

 

Отношения украинцев и поляков обусловлены спецификой социальных и религиозных взаимоотношений между ними. Поляки часто считали украинцев в лучшем случае такими же поляками лишь с определенными этнографическими особенностями (например, кашубов), а в худшем - относились к ним как к темной массе "людей, лишенных собственного национального лица". В частности в произведениях польских писателей и мемуарах встречаем образ украинского села как оседлого места "людей примитивных, вежливых, склонных к уступчивости перед всевозможными происками, идущими с востока, а также со стороны евреев". Благодаря такому положению вещей любые стремления украинцев к национальному, религиозному или социальному самоутверждению воспринимались как нечто неестественное, им несвойственное. Тезис о культурной зависимости Украины от Польши до середины XIX века был господствующим в польской литературе, а после активизации украинского национально-освободительного движения в ХХ в. превратился в ненависть. Такая трансформация обусловлена характером польско-украинских взаимоотношений в предыдущих веках: поляк - образованный человек (господин), украинец - неграмотный крестьянин, который на него работает и ищет барской ласки. А поскольку стереотип "почтительного Русина" не предусматривал его попыток получить собственную государственную независимость, такой поворот событий, соответственно, не был предусмотрен поляками.

22973.gif

 

Поскольку чаще всего украинцы сталкивались именно с польскими "господами", больше стереотипных суждений бытовало именно о них. Сюжетом одной из распространенных легенд служит шуточное повествование о том, откуда взялись поляки и как возникли характерные благородные фамилии: "Когда Господь создавал разные народы, то Он сделал из глины "москалей", французов, татар, ногайцев. Надо было сделать еще и поляка; огляделся, а глины и нет. Вот он взял и слепил поляка из теста и поставил всех рядком сохнуть, а Сам ушел. Вдруг бежит собака. Понюхала одного - глина, понюхала другого - глина, понюхала поляка – вроде хлеб, она его и съела. Вернулся Господь. Дунул - пошел "москаль", дунул - пошел француз ... так все народы ушли, а поляка нет! Где поляк? Собака съела! Пошел Господь и на мосту и догнал ее ... Как схватил ее за уши, как ударил об мост - выскочил пан Мостовицький; как ударил оземь - пан Земнацький; как дал [...] по брюху - пан Брюховецкий”.

 

Часто встречаются легенды и предания, связанные с объяснением некоторых черт характера или занятий разных народов. В частности, в одной из них говорится о воинственности поляков (очевидно - польской шляхты, одной из главных обязанностей которой была военная служба): когда Иисуса Христа арестовали в Гефсиманском саду, то "ляхи" захотели его отбить у "жидов", за что Спаситель обрек их всю свою жизнь быть воинами: "И впрямь – что "лях", то и воин". Этот стереотип сформировался под влиянием того, что, как уже упоминалось, украинцы контактировали преимущественно с представителями польской шляхты, которые в прошлом имели право на ношение оружия. Кроме того, одним из возможных источников формирования такого мнения является то, что охранниками правопорядка - жандармами - часто были поляки, которые тоже имели оружие.

 

Паны и холопы

 

В украинской фольклорной прозе довольно часто появляется сюжет, согласно которому простой украинский крестьянин благодаря своей изобретательности находит выход из затруднительной ситуации и побеждает в споре с поляком. Согласно преданию Русин и Мазур (так украинцы называли польских крестьян-колонистов) нашли на дороге мешок ячменя. Они заспорили, кому принадлежит тот мешок, и Русин предложил, что он достанется тому, кто сможет произнести "ячмень" и "мех" одним словом. Пока Мазур мучился, пытаясь придумать новое слово, Русин сказал: "Видишь, по нашему то: ячмих!" И забрал ячмень себе".

 

Народные рассказы, в которых Русин брал верх над шляхтичем, также были достаточно распространены и на Гуцульщине. В частности в легенде "Война мужика с Поляком" говорится, что когда однажды польский король захотел воевать с Русином, то он не желал проливать много крови, а договорился с украинцами, что с обеих сторон будут выставлены по одному воину, и чей рыцарь победит, тот и выиграет войну. С польской стороны вышел офицер с саблей, а с украинской - "хлоп" с цепом. Офицер начал смеяться над "мужиком" и даже сначала отрубил ему своей саблей мизинец на пальце. Последнего это только разозлило и он начал бить Поляка цепом: "Поляк лежит, рукой заслонился и кричит мужику: Пардон! - А мужик говорит: перди, не перди (хлоп этого не понимал), я тебе не дарю, я еще таки бью, ты мне пальцы не руби!" Описанное неприятие поляков (в значении чужеземной верхушки) было настолько большим, что в украинской устной традиции можно найти много примеров такого отношения к ним ("Поганое у него имя: Лях", "Ляхов всех бей палкой", "Ляха бей и еще другому давай, ибо он только печеный добрый"). Неравноправные отношения порождали и недоверие, которое отразилось в украинских стереотипах: "Не бери Ляха на телегу" (ибо он еще и тебя скинет с твоей телеги), или "С поляком говори, а камень за пазухой держи" (Он изменник и готов напасть врасплох).

 

Мазуры и русины

 

Кроме шляхтичей украинцы контактировали и с польскими крестьянами ("Мазур") на которых такой преимущественно негативный стереотип не распространялся. Скорее наоборот - отношения между украинскими и польскими крестьянами были, как правило, доброжелательными. В подтверждение преимущественно мирного сосуществования украинских и польских крестьян свидетельствуют также распространенные браки между представителями этих этнических сообществ. Об этом, в частности, говорится в шутливой прибаутке, вложенной украинским народом в уста польской крестьянке: «Ой жур, мать, жур! Лучше Русин, чем Мазур». В интерпретации Ивана Франко это выражение означает, что "Мазурка больше себе хвалит мужа Русина чем Мазура. Она говорит:

 

Нехай буде й пісний жур (польськое первое блюдо – авт.), / Ліпший Русин, як Мазур. ”.

 

«Пусть будет и постный жур (польское первое блюдо - авт.), / Лучше Русин, чем Мазур. / Наверное, потому что Русином может командовать, а Мазур себе этого не даст».

 

Украинский крестьянин пытался объяснить причину господства над ним поляков. Поскольку логического объяснения найти не мог, то такое положение вещей переносилось в иррациональную плоскость. Как правило, это объяснялось тем, что крестьяне оказались в таком незавидном положении через давние грехи, совершенные их предками и ими самими: "Бьют не ляхи, а наши грехи", "За наши грехи поступают Ляхи", "На то и Лях ляхом, чтобы бил, а мужик мужиком, чтобы терпел ".

 

Украинцы заметили также беспечность, беззаботность поляков, которая часто оборачивалась для них большими убытками: "Мудрый Лях по вреду! ... Как лошадь украли, то он тогда конюшню запер". Беспечность и легкомысленное отношение поляков к работе и потерянное время удивляли украинского крестьянина, привыкшего каждую минуту использовать максимально полезно для себя: "Ляше, ты заплутал!" - "Черт его мать бери! Все равно мне целый день ездить, ибо это повинность". Скорее всего, здесь изображен господский помощник или эконом (много помещичьих экономов были этническими поляками, представителями безземельной шляхты), в обязанности которого входил контроль за выполнением работ зависимыми крестьянами. Также украинцы считали, что "ляхи" неспособны к тяжелой физической работе: "Коровами пахать, а ляхами работать - один черт", или "Не дай Бог, быками пахать, а ляхами собирать".

 

Кроме уже приведенных выше черт характера, поляка наделяли еще и такой непривлекательной чертой, как трусость, которая нередко сочеталась с хвастливостью. В частности выражение: "Такой же воин, как и каждый Поляк", согласно комментарию Ивана Франко, употреблялся в адрес "... заносчивого, и не очень отважного человека, который ищет зацепки, надеясь на трусливость противника, но, видя сопротивление, уступает". Близкими по сути являются и следующие примеры народной мудрости украинцев, характеризующих поляков именно с этой стороны: "Поляк и заяц, то все одно" и т. п. По нашему мнению это можно объяснить отголоском национально-освободительной войны украинского народа, гайдамацких движений и неудач польских освободительных восстаний XVIII-XIX веков, воспоминания о которых надолго зафиксировались в сознании украинских крестьян.

 

Украинцы отмечали вспыльчивость поляков, их неприятие мирного решения проблемы. В частности Иван Франко в "Народных верованиях на Подгорье" подает такую, по его мнению характерную, историю, одним из участников которой был Мазур: "Мазур скорый до драки, ссоры длинной не любит. Раз сидит Мазур в корчме, доколе не пришли [украинцы] и начали ссориться между собой. Ругаются, пререкаются. Далее Мазур потерял терпение, вскочил хлоп по морде одного и другого и крикнул: - Ta bijcie sie ju? raz szelmy! Szkodag?by! "(" Да сражайтесь уже шельмы! Жалкие морды!").

 

Гонор и отчизна

 

Однако было бы ошибкой утверждать о существовании среди украинцев лишь негативного стереотипа поляка. Также существовал ряд положительных черт характера, которыми украинцы наделяли поляков. Прежде всего, среди них были замечены принципиальность и неуступчивость поляков в вопросах, которые затрагивали их достоинство или интересы: "Лях внизу, а "забью!" грозит ". Также украинцы в качестве позитива отмечали присутствие у поляков гордыни, самолюбия, которые были особенно присущи представителям высших слоев общества - шляхте (которая к тому же далеко не всегда была зажиточной): "Голый, как бутылка, а гонор, как у пана ляшка", "С козы скота, а с Ляха слуги никогда не будет". В приведенных выше присказках можем отследить отношение украинцев в обедневшей мелкой шляхте, которая часто владела лишь благородным титулом, а находилась в таких же нищенских условиях, как и простые крестьяне.

 

Довольно важную роль в становлении и функционировании стереотипов относительно поляков сыграл религиозный фактор, который был построен на противостоянии разных христианских конфессий. Одним из ярчайших примеров такого соперничества является следующее шуточное высказывание: "Боже руский, выбери польскому очи!" Также довольно резким является следующее убеждение: "Кз?ндз, Жид и собака - все вера одинакова". Это свидетельствует о далеко не дружеском отношении украинцев к римо-католикам. Существенную роль при этом сыграло привилегированное положение католиков, как носителей государственной религии господ. Именно это стало определяющим фактором формирования негативного стереотипа о католиках.

 

В традиционном мировоззрении украинцев отразились также реальные исторические события, касающихся украинско-польских отношений. В частности пословицу “Ци на воячку, пане Полячку” Иван Франко трактует следующим образом: "Поговорка крестьян с 1864 г., особенно тогда творили сельские караулы и ловили настоящих и мнимых бунтовщиков". Об этом упоминает в своих трудах известный исследователь украинско-польских отношений Даниэль Бовуа, описывающий жестокости украинских крестьян в отношении польских повстанцев. Отзвук польского восстания 1863-1864 годов прослеживается и в следующей присказке: "Какой я поляк? С Москалем не бился! ", которую Иван Франко комментирует так: "После восстания 1863 г. считалось честью для каждого поляка, что он бился с москалями. Не биться с москалями значило не быть польским патриотом.

 

Украинцы и поляки имеют долгую и богатую общую историю. Это обусловило образование устойчивых этнических стереотипов украинцев в отношении соседнего славянского этноса, которые на протяжении нескольких веков активно влияли на украинско-польские отношения. Спецификой данных стереотипов является то, что они были сформированы не в последнюю очередь под влиянием социального и религиозного факторов. Это обусловило их четкую направленность и формирование в сознании украинского понятий-синонимов: "поляк" = "господин" = "католик". А поскольку эмоциональное наполнение этих терминов формировалось в условиях постоянной конфронтации и взаимной борьбы, положительным оно быть не могло.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Первое упоминание о поляках ("ляхах") на территории Украины в Киевской летописи датируется 1030 годом, где указывается, что в этом году князь Ярослав Мудрый, очевидно для укрепления границ государства от нападений кочевых народов, расселил пленных "ляхов" вдоль реки Рось. А уже в ХVI веке, после Люблинской унии, происходит массовое переселение поляков на украинские земли, однако уже не в статусе пленных, подневольных людей, а в роли полноправных хозяев земли, помещиков. Согласно переписи населения в Украине в 2001 году насчитывалось около 145 000 поляков.

 

 

ВЗЯТО НА ХУТОРКЕ

 

 

оригинал статьи

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, Panzerbatalion!

Статья - мнение свидомого ЗапУкра о поляках, которым он в душе всегда завидовал и завидует. Это и из статьи чувствуется...

На Украине присутствуют более адекватные самооценки

Когда советская система рассыпалась на огромное количество составных частей, мгновенно утративших свой смысл и предназначение, Украина осела на мутное историческое дно в виде имперского осколка. Лишённая смыслового контекста, она погрузилась в абсурд, где реальное оказалось нереальным, а нереальное – реальным. В таких условиях идейными лидерами украинского общества не могли не стать индивиды, чья душа зависла в сумрачном пространстве между психической нормой и патологией.

Неожиданный и мгновенный разлом советской системы стал для УССР трагическим вдвойне, так как не просто вырвал её из смыслового контекста, но и запустил квазибольшевистского идеологического дублёра – украинство. Коммунистический режим так выстроил структуру своих фундаментальных смыслов, что его гибель автоматически предполагала для УССР подъём украинского национализма в его самых крайних, деструктивных, патологических, русофобских формах свидомизма.

Клинический случай свидомизма

Share this post


Link to post
Share on other sites

×