savl Report post #1 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:10 PM Реактивный "Воробей" для Люфтваффе 1944 год, Вторая Мировая Война уже уверенно движется к концу. В Германии уже забыли, что такое мирное небо - практически каждый день бомбардировки союзников, не хватает ПВО и самолётов, чтобы перехватывать каждую волну. Но на волне создания фольксштурм (народного ополчения), Отто Зауэр, начальник штаба истребительной авиации предложил создать дешёвый в строительстве, лёгкий в управлении и освоении скоростной истребитель. Так начались работы по проекту “Саламандра”. Heinkel He-162 "Spatz" собственной персоной. Фотография в свободном доступе. История создания Итак, в конце лета 1944 года проект был предложен Альберту Шпееру, министру по вооружениям Третьего Рейха - как полагается, с расчётами, пространным объяснением концепции и устройства. По проекту Зауэра было предложено - сделать реактивный самолёт из легкодоступных материалов, для удешевления предлагалось собирать его руками заключённых концлагерей. Причём сам корпус предлагалось сделать из дерева - так дешевле и проще строгать их по две тысячи единиц в месяц. Вооружать самолёт предлагалось 30-мм автоматическими пушками, а запаса топлива должно было хватать примерно на 30-40 минут. Шпеер поразмыслил - а почему бы и нет? Хвататься за соломинку пытается каждый утопающий, поэтому нужно пробовать. В итоге, 8 сентября 1944 года ведущим авиапроизводителям Третьего Рейха было разослано предписание - рассмотреть проект и возможности его реализации силами собственных заводов. Пришлось и конкретизировать требования - в частности, был определён тип двигателя - реактивный BMW-003, масса машины не более двух тонн, вооружением выставлялись одна-две 30-мм авиационные пушки с небольшим боекомплектом, время полёта - около получаса, скорость полёта ограничивали 700-750 км/ч. И уже 30 сентября был определён победитель конкурса - фирма Хейнкель. Как видно на чертеже, самое сложное в самолёте - это его двигатель, реактивный BMW-003. Изображение в свободном доступе. За создание нового истребителя взялись с поистине трудовым размахом - вместо четырёх месяцев на полную разработку, уже в декабре первые “Воробьи” (за свою форму новый истребитель назвали “Spatz”, а не “Саламандра” - это лишь название проекта) начали поступать в Люфтваффе. Однако скорой эффективности сходу продемонстрировать не удалось - истребители строили в спешке, многие системы были отлажены по принципу “летает - и ладно”, недостаток опытных пилотов тоже сказывался - к реактивным самолётам новых пилотов практически не готовили. В итоге He-162 приходилось в буквальном смысле допиливать напильником, а пилотов обучать методом тыка. Тактико-технические характеристики Максимальная скорость полёта - 890 км/ч; Практический потолок - 12000 м; Скорость взлёта - 230 км/ч; Минимальная длина ВПП - 1350 м; Вооружение 2х30 мм пушки MK108; Дальность полёта - 975 км; Боевое применение О боевом применении “Воробьёв” говорить сложно - самолёт, спроектированный в спешке, построенный в спешке, ещё и руками неквалифицированных рабочих (по большей части) получался настолько “сырым”, что из 170 выпущенных единиц до конца войны дожили едва ли не 30-40 машин. Причём большая часть потерянных истребителей - это потери в ходе крушений. Из боевых потерь мне удалось найти данные только о трёх единицах, и то в составе одного подразделения - 1 истребительной эскадрильи Люфтваффе. Несмотря на максимальную простоту органов управления, адекватно управлять истребителем могли только пилоты с большим опытом - а они были в дефиците. Фотография в свободном доступе. Виной тому можно посчитать и чрезмерную сложность в управлении - конструкторам так и не удалось обуздать реактивный двигатель в такой маленькой и лёгкой машине. Из-за этого “Воробей” не прощал ошибок - виражи на высоких скоростях могли разрушить корпус (отрыв крыла - одна из наиболее частых проблем), а виражи на малых могли сорвать машину в штопор. Приходилось ли задумываться неопытным пилотам о маневренных воздушных боях? Лично я так не думаю, да и сведений об этом чрезвычайно мало. Сообщалось и о том, что пилотам запрещали стрелять длинными очередями - во-первых, из-за малого боезапаса (50-70 снарядов на пушку), во-вторых из-за сильной отдачи, сбивающей самолёт с курса. На основе этого была выпущена небольшая партия самолётов, вооружённых двумя 20-мм пушками MG-151/20 c меньшей силой отдачи. 20-мм авиационная автоматическая пушка MG-151/20. Фотография в свободном доступе. Уже после войны несколько He-162 были вывезены в США, Великобританию и СССР, где проходили всестороннее изучение, где и было выяснено - без серьёзных доработок всего самолёта летать на нём нельзя. А переработок было столько, что проще и безопаснее построить с нуля собственную машину. Так и помер Митрич закрылся такой ударно-рабочий, но при этом абсолютно бесполезный проект летательного аппарата. Заключение Не всегда то, что в спешке готовится к использованию - бесполезно. Однако в случае с этим самолётом, скорее всего, случилось наложение одного на другое - явные ошибки в проектировании помножились на скорость производства, а также на низкую квалификацию сборщиков (как я и говорил, большинство из них - узники концентрационных лагерей). И так вышло, что даже при наличии задела (а дать конструкторам побольше времени, вероятнее “Фольксягер” (“Народный охотник”) получился бы намного лучше по техническим и боевым характеристикам) наложение этих факторов сыграли свою роковую роль. Но и так He-162 оставил свой след в истории, хоть и неудачный. https://dzen.ru/a/Y2HvA6Nw92OZoqPW 12 1 Share this post Link to post Share on other sites
2056 Report post #2 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:19 PM Швальбе то лучше была? Share this post Link to post Share on other sites
UglyFatMan Report post #3 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:21 PM А нахрена второй реактивный пилить да еще в отсутствии времени и ресурсов? Me-262 вроде как уже был... 2 Share this post Link to post Share on other sites
savl Report post #4 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:30 PM UglyFatMan сказал(а) 8 минут назад: А нахрена второй реактивный пилить да еще в отсутствии времени и ресурсов? Me-262 вроде как уже был... дык это наверное про него и есть Share this post Link to post Share on other sites
FPSOlkor Report post #5 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:30 PM UglyFatMan сказал(а) 8 минут назад: А нахрена второй реактивный пилить да еще в отсутствии времени и ресурсов? Me-262 вроде как уже был... 1 мотор вместо 2… 1 1 Share this post Link to post Share on other sites
Помор Report post #6 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:31 PM (edited) savl сказал(а) 21 минуту назад: . Причём сам корпус предлагалось сделать из дерева - так дешевле и проще На самом деле деревянный самолет сделать дороже и сложнее алюминиевого. Дерево требуется со специальными свойствами, а научить рабочего квлификации краснодеревщика сложнее, чем штамповщика и клепальщика. Дерево использовали только в случае дефицита алюминия, а не потому, что оно дешевле и технологичней в производстве. Edited November 17, 2022 by Помор 7 Share this post Link to post Share on other sites
FPSOlkor Report post #7 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:31 PM 2056 сказал(а) 11 минут назад: Швальбе то лучше была? Лучше. Причём - намного. 2 1 Share this post Link to post Share on other sites
savl Report post #8 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:32 PM FPSOlkor сказал(а) Только что: 2056 сказал(а) 12 минут назад: Швальбе то лучше была? Лучше. Причём - намного. да что за Швальбе? Share this post Link to post Share on other sites
2056 Report post #9 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:32 PM FPSOlkor сказал(а) Только что: Лучше. Причём - намного. Вот-вот......А что в итоге? Share this post Link to post Share on other sites
2056 Report post #10 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:33 PM savl сказал(а) Только что: да что за Швальбе? МЕ-262.......Швальбе.....Ласточка по-русски. 2 Share this post Link to post Share on other sites
FPSOlkor Report post #11 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:34 PM 2056 сказал(а) Только что: Вот-вот......А что в итоге? Дефицит летчиков сводит в ноль преимущества техники. Так же было у японцев. Сверхподготовленные единицы - путь к проигрышу… 3 Share this post Link to post Share on other sites
2056 Report post #12 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:37 PM FPSOlkor сказал(а) 1 минуту назад: Дефицит летчиков сводит в ноль преимущества техники. Так же было у японцев. Сверхподготовленные единицы - путь к проигрышу… Преимущества 262 были номинальные.Движки без ресурса.Горели как бенгальские огни.Да и наши на поршневиках яках их валили не мало.Одно да,вооружение там было мощное.....Запоздала Швальбе. 1 1 Share this post Link to post Share on other sites
FPSOlkor Report post #13 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 12:43 PM (edited) 2056 сказал(а) 7 минут назад: Преимущества 262 были номинальные.Движки без ресурса.Горели как бенгальские огни.Да и наши на поршневиках яках их валили не мало.Одно да,вооружение там было мощное.....Запоздала Швальбе. Наши их почти не валили, потому, что не встречались на нашем ТВД. Основные потери на ЗФ - в основном на взлёте-посадке. В боях на скоростях потерь почти не было. Движки были проще в производстве, чем поршневые. Топливо дешевле. Но! Крыло, посадочная скорость, конструктивные особенности по прочности и аэродинамике, потребность в пилотах уровня испытатель при наличии уровня бомбардировщик… зы. В частях на 262 уровень готовности самолётов на конец 44 был в полтора раза выше, чем в частях на 109, и в 1,3 чем на 190х. Edited November 17, 2022 by FPSOlkor 7 Share this post Link to post Share on other sites
Айсманн Report post #14 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 01:18 PM (edited) Помор сказал(а) 55 минут назад: На самом деле деревянный самолет сделать дороже и сложнее алюминиевого. Дерево требуется со специальными свойствами, а научить рабочего квлификации краснодеревщика сложнее, чем штамповщика и клепальщика. Дерево использовали только в случае дефицита алюминия, а не потому, что оно дешевле и технологичней в производстве. Это и так и не так одновременно. Конечно алюминиевый самолет технологичней, долговечней и выгоднее в части производительности труда при производстве. Но прежде чем его клепать, нужно наделать тьмочисленное количество штампованных деталей из разного листа, на разных оправках, формах. То есть быстро начать производство не получится - нужно сперва изготовить много всякой оснастки. И главное - во всех воюющих странах всё прессовое оборудование не простаивало и было на вес золота. А вот свободные мощности деревообработки обычно имелись. И главное строить самолет можно начинать сразу. Edited November 17, 2022 by Айсманн 4 Share this post Link to post Share on other sites
Айсманн Report post #15 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 01:26 PM 2056 сказал(а) 42 минуты назад: Преимущества 262 были номинальные.Движки без ресурса.Горели как бенгальские огни.Да и наши на поршневиках яках их валили не мало.Одно да,вооружение там было мощное.....Запоздала Швальбе. Ну и сколько же их немало яками навалили? Ресурс движков и правда был небольшой, но вполне вменяемый. А горели они обычно из-за ошибок летчика. Летуны-истребители тех времен - ребята резкие, а резко газовать на швальбе было нельзя - движок заливало топливом и он загорался. Адольф Галланд запалил швальбу прямо на аэродроме в первом вылете - просто по привычке сунул ручку вперед - и ага. Зато потом восторгался. 3 Share this post Link to post Share on other sites
2056 Report post #16 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 01:29 PM Айсманн сказал(а) 1 минуту назад: Ну и сколько же их немало яками навалили? Ресурс движков и правда был небольшой, но вполне вменяемый. А горели они обычно из-за ошибок летчика. Летуны-истребители тех времен - ребята резкие, а резко газовать на швальбе было нельзя - движок заливало топливом и он загорался. Адольф Галланд запалил швальбу прямо на аэродроме в первом вылете - просто по привычке сунул ручку вперед - и ага. Зато потом восторгался. Это да.......Германия превыше всего.Я вам почесал под ушком,нет? 1 1 Share this post Link to post Share on other sites
Айсманн Report post #17 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 01:31 PM 2056 сказал(а) 1 минуту назад: Это да.......Германия превыше всего.Я вам почесал под ушком,нет? Нет, вы почесали свою извращенную фантазию. 2 1 Share this post Link to post Share on other sites
2056 Report post #18 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 01:33 PM Айсманн сказал(а) Только что: Нет, вы почесали свою извращенную фантазию. Так в чём же дело?Почешите мне.......Я готов заслушать. Share this post Link to post Share on other sites
Айсманн Report post #19 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 01:34 PM Зачем? Мне это неинтересно. Share this post Link to post Share on other sites
Absurdist Report post #20 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 02:35 PM (edited) UglyFatMan сказал(а) 2 часа назад: А нахрена второй реактивный пилить да еще в отсутствии времени и ресурсов? Me-262 вроде как уже был... Ну 262 стоил как чугуниевый мост, а тут типа дешево и быстро savl сказал(а) 2 часа назад: . Причём сам корпус предлагалось сделать из дерева - так дешевле и проще строгать их по две тысячи единиц в месяц. 262 1400 всего построили вроде. Да и болячек у 262 была тоже тележка с горкой. Edited November 17, 2022 by Absurdist 3 Share this post Link to post Share on other sites
Absurdist Report post #21 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 02:38 PM (edited) FPSOlkor сказал(а) 1 час назад: Топливо дешевле Дешевле может быть, а вот насчет доступности не факт, в Рейхе с дизелем или керосином были проблемы, собственно из за них дизельных танков у вермахта не было. Edited November 17, 2022 by Absurdist 2 Share this post Link to post Share on other sites
ЧКБ Report post #22 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 03:49 PM FPSOlkor сказал(а) 3 часа назад: Лучше. Причём - намного. Блин...Напомни!Привезу тебе ксеру отчёта БНТ ЦАГИ.Вот первый раз увидел,как казёнными фразами пишут восторженый отчёт. 1 Share this post Link to post Share on other sites
ЧКБ Report post #23 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 03:52 PM FPSOlkor сказал(а) 3 часа назад: Дефицит летчиков сводит в ноль преимущества техники. Так же было у японцев. Сверхподготовленные единицы - путь к проигрышу… Самолёт был как раз расчитан на новичков.Ему Як-3\9 в подмётки не годился.Притом по всем показателям. Share this post Link to post Share on other sites
ЧКБ Report post #24 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 04:07 PM Как ни странно по данному самолёту нет правдивых отчётов и высказываний.А ведь по отчётам наших лётчиков-испытателей-это был лучший лёгкий истребитель ВМВ. 1 Share this post Link to post Share on other sites
Прохожий Report post #25 Posted November 17, 2022 | 11/17/2022 04:23 PM savl сказал(а) 4 часа назад: Максимальная скорость полёта - 890 км/ч; ... Дальность полёта - 975 км; savl сказал(а) 4 часа назад: а запаса топлива должно было хватать примерно на 30-40 минут Даже на максимальной скорости, получается, что лететь он мог больше часа 1 Share this post Link to post Share on other sites