Jump to content
О фейках и дезинформации Read more... ×
Sign in to follow this  
savl

Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»(Дзен от ВО)

Recommended Posts

Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»

Сегодня
 
 
Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»
 

Признаемся честно, тема эта весьма странная и на практике вряд ли пригодится, но ради интереса посмотреть можно. Дело в том, что попадание молнии в танк — явление хоть и очень редкое, почти единичное, но опасное. Мощнейшим электрическим зарядом экипаж может не убить, зато, например, радиостанции, чьи антенны принимают на себя удар с небес, вспыхивают порой как спички, приводя к выгоранию всей боевой машины.

 

А что же будет с комплексом активной защиты? Всё-таки сложная электроника, радиолокационные датчики с активным излучением, и всё это снаружи танка. Рассмотрим это на примере советского КАЗ «Дрозд», бывшего когда-то передовым решением по защите танков, но, к сожалению, уже ушедшего в историю. Заодно узнаем, как «Дрозд» поведёт себя в зоне электромагнитного импульса при однофазном замыкании высоковольтных линий электропередач.

Работать должен в любых условиях

Не будет ошибочным утверждение, что про «Дрозда» так или иначе слышали почти все, кто интересуется бронетехникой чуть глубже, чем просмотр «танкового биатлона». Так что в особом представлении он не нуждается. Тем не менее чуть-чуть рассказать о нём всё же стоит. Всё-таки первый в мире серийный танковый комплекс активной защиты, принятый на вооружение в 1983 году в СССР и ставший непременным атрибутом танков Т-55АД.

 
 
Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»
 

Фактически «Дрозд» представляет из себя систему активного противодействия атакующим танк кумулятивным боеприпасам со скоростью полёта от 70 до 700 м/с путём их повреждения или уничтожения. Конструктивно он состоит из двух сдвоенных пусковых установок для 107-мм контрбоеприпасов по бортам башни с установленными там же радиолокационными станциями (РЛС), блока вычислительной аппаратуры в кормовой части башни, а также пульта управления и счётчика работы, находящихся внутри танка на рабочих местах башнёров.

 
 
Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»
 

В ходе боевой работы РЛС непрерывно зондируют пространство около танка и берут на «контроль» потенциально опасные снаряды, оказавшиеся на расстоянии до 330 метров от защищаемой машины. Если снаряд летит в направлении танка, то с дистанции 130 метров вычислительная аппаратура переходит в режим сопровождения, и на расстоянии 6,7 метра производится отстрел и подрыв контрбоеприпаса, чей осколочный поток и энергия взрыва поражают атакующее тело.

 
 
Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»
 

Стоит отметить, что в ходе разработки «Дрозда» пришлось решать задачи не только по обеспечению работоспособности комплекса и его правильного и длительного функционирования в сложных условиях. В приоритете также была повышенная помехозащищённость этого изделия, дабы избежать ложных срабатываний и «глушения» РЛС, если танки с КАЗ действуют на небольшом расстоянии друг от друга.

 

В итоге инженерам удалось решить все проблемы. Более того, у «Дрозда» имелась вполне хорошая устойчивость к электромагнитному импульсу от близкого ядерного взрыва, поскольку тактическое ядерное оружие рассматривалось как один из главных факторов возможной войны с НАТО.

 

Но ядерный взрыв — это одно дело, а электромагнитный импульс от замыкания линии электропередач и мощные разряды молнии — это другое. Здесь «Дрозд» не выдержал.

Жизнь «Дрозда» коротка, если молния бьёт свысока

Как ни крути, но советский период всё-таки был золотым временем для конструкторов, испытателей и представителей других профессий, связанных с разработкой военной техники. Бюрократия, негибкая система и прочие неприятные вещи присутствовали, но финансирование было на уровне. Во многом благодаря ему проводились довольно странные эксперименты, и этот исключением не был.

 

Его авторами суть проблемы описывалась следующим образом. Воевать мы планируем в Европе, то есть на Западном театре военных действий, а там инфраструктура и промышленность развиты весьма неплохо. Как следствие — обилие линий электропередач, которые из-за взрывов снарядов или наезда на опоры могут оборваться/замкнуть и повредить системы танка. Да и опасность удара молнии присутствует, поэтому «Дрозда» надо проверить.

 

Разумеется, для таких исследований танк в чистое поле в ожидании удара молнии не выгоняли и под оборванные и замкнувшие линии электропередач не ставили. Прекрасно подходили и специальные имитаторы таких событий.

 

Чтобы проверить, выдержит ли «Дрозд» попадание молнии, был использован генератор импульсного тока и напряжения ГИНТ-4/1. Состоял он из высоковольтного конденсатора, коммутатора, электрода и другой аппаратуры — принципиальная схема прилагается ниже.

 
 
Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»
 

Танк с комплексом активной защиты устанавливался под электродом, висящим над ним на высоте одного метра. Импульс имитационного грозового разряда тока модулировался с длительным затуханием. При этом максимальная амплитуда составляла 80 000 ампер.

Танк тестировали с имитацией разных ситуаций, когда двигатель заведён или заглушён, «Дрозд» включён или выключен. В итоге, поскольку других данных не указывается, максимальный урон «Дрозду» был нанесён в том случае, когда он был во включённом состоянии, а двигатель танка был заведён.

 

В первую очередь «вышибло» защитную систему «Дрозда», которая предотвращает случайные ранения членов экипажа. Фактически она состоит из магнитоэлектрических выключателей типа «Гиркон». С этими элементами сталкивался каждый – они используются, например, в сигнализации от воров. У Т-55АД они устанавливаются на крышках люков, и только при их замыкании (когда люки закрыты) «Дрозд» можно включить в работу, дабы экипаж не ранило осколками отстреливаемых контрбоеприпасов и поражаемых ими снарядов на подлёте.

 

Также из строя вышли диод Д223Б и реле РЭС48Б в блоке управления и коммутации комплекса активной защиты. Учитывая, что большая часть аппаратуры «Дрозда» находится вне танка на башне, хорошо, что только этими повреждениями и ограничилось, и обошлось без пожара и других вещей. Тем не менее система была полностью выведена из строя и танк уже не защищала.

 

А что там по электромагнитному импульсу при однофазном замыкании линий электропередач?

Для изучения поведения «Дрозда» в этой ситуации танк был помещён внутрь прямоугольной индуктивной катушки, по которой подавался электрический ток при разряде конденсатора. Напряжённость магнитного поля составляла 3 кА/м.

 
 
Может ли удар молнии сломать комплекс активной защиты танка «Дрозд»
 

Здесь комплекс активной защиты оказался более стойким. Тотальный сбой в работе был зафиксирован при подаче тока на катушку и включении «Дрозда», когда ось башни танка была параллельна направлению вектора напряжённости магнитного поля. То есть ситуация едва ли более частая, чем попадание молнии – тоже с околонулевой вероятностью.

 

Но ситуация значительно более опасная. Дело в том, что на сей раз «Дрозд» всё-таки сработал нештатно. Под воздействием электромагнитного импульса сработали электровоспламенительные устройства ЭКВ-2В, которые поджигают метательные пороховые заряды контрбоеприпасов, в результате чего происходит их отстрел. И ладно, если никого поблизости нет — максимум танк лишится всех восьми контрбоеприпасов, загруженных в пусковые установки «Дрозда». А если есть, то град разлетающихся веером осколков станет весьма неприятным и смертоносным сюрпризом.

 

Помимо этого, наводимые электромагнитным импульсом токи и напряжение в магистральных цепях, соединяющих компоненты активной защиты, превысили безопасные значения. Сломалось ли что-то в итоге — не сообщается. Хотя там нештатного отстрела хватает.

Вывод

Вывод у экспериментаторов был соответствующий: при разработке новых систем электрооборудования боевых машин нужно учитывать безопасность их эксплуатации в условиях удара молнии и коротких замыканий линий электропередач. Однако думается, что этим вряд ли кто-то потом занимался — всё-таки ситуации эти довольно редки.

 

Можно ли перенести результаты этих испытаний «Дрозда» на другие комплексы активной защиты, особенно современные? Наверное, можно, потому что нагрузки от таких электрических и электромагнитных «ударов» для электроники запредельны. Тем не менее заносить этот фактор как минус им не стоит просто по причине того, что случаи уж больно экзотические. В общем, информация исключительно для общего развития.

 

Источники информации:
«Испытания танка с комплексом 1030М на стенде, моделирующем короткое замыкание высоковольтных ЛЭП». Ю. А. Белов, В. Л. Павленко и др.
«Защита танков». В. А. Григорян, Е. Г. Юдин и др.

 

Автор: Эдуард Перов

 

 

https://dzen.ru/a/Y3RMCMYT93qWIhRF

  • Thanks (+1) 9

Share this post


Link to post
Share on other sites

да танки грязи не боятся а вот молния это да её правда найти есчё надо  а если поймать сутки Москву освещать можно

Edited by trayk1
  • Thanks (+1) 1
  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
savl сказал(а) 1 час назад:

Вывод

Вывод у экспериментаторов был соответствующий: при разработке новых систем электрооборудования боевых машин нужно учитывать безопасность их эксплуатации в условиях удара молнии и коротких замыканий линий электропередач. Однако думается, что этим вряд ли кто-то потом занимался — всё-таки ситуации эти довольно редки.

 

Можно ли перенести результаты этих испытаний «Дрозда» на другие комплексы активной защиты, особенно современные? Наверное, можно, потому что нагрузки от таких электрических и электромагнитных «ударов» для электроники запредельны. Тем не менее заносить этот фактор как минус им не стоит просто по причине того, что случаи уж больно экзотические. В общем, информация исключительно для общего развития.

 

я навскидку не помню требования к электронике наземной гусеничной техники.

но для авиации это штатное требование:

* проверка на отказ от рядом ударившей молнии

* проверка на отказ от молнии ударившей на подводимые кабеля.

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×