Jump to content
О фейках и дезинформации Read more... ×
Sign in to follow this  
paramparam

Розовые пони об образовании

Recommended Posts

Начну со ссылки: https://aftershock.news/?q=node/1137779

Статья под спойлером:

Спойлер

Идеальная школа: цели и пути
 1.4K 15:40 - 1/Авг/22  Determinant

Почитал предпоследние три статьи (коллег botanica666 и prepod) в разделе «Вопросы образования» и тоже решил написать.

Тема образования и хороша и плоха тем, что здесь можно спекулировать идеями бесконечно. Попытаюсь говорить только о том, что можно воплотить непосредственно и сравнительно быстро.

Об учениках
И авторы статей, и комментаторы обычно относятся к ученикам школ как к объекту приложения сил. Но ученики – это маленькие люди; они в первую очередь живут, как и все мы, и в процессе своей жизни ещё и учатся – как мы работаем. Для некоторых взрослых людей работа является самым главным в жизни. Для некоторых детей, наверное, самым важным является их учёба. Но ведь довольно часто бывает и наоборот. Только кто даёт слово в этом вопросе детям?

Идеальная школа та, в которую дети идут с радостью и не переживают о том, что их «работа» будет мешать жизни. Эта цель довольно легко может быть достигнута в сравнительно изолированной начальной школе, где 95% зависит от одного учителя. Но я предвижу вашу критику к такому подходу в основной ступени (5-9 классы): учителя как бы должны развлекать детей, дети будут пинать балду и ничему не научатся.

Поверьте, «детство-сберегающий» подход себя окупает! Это вы думаете, что если последние три года основной школы ребёнок по полтора часа в день не решал квадратные уравнения, то для математики он потерян. На самом же деле, придя в десятый класс, такой ребёнок с жадностью накинется на гранит науки и компенсирует всё якобы безвозвратно упущенное в считанные месяцы.

 Дети рождаются с встроенными любопытством и жаждой деятельности.

Самая важная задача и начальной, и основной ступени – сохранить это любопытство и эту жажду деятельности.

Если же в 6-9 классе вбивать в ученика знания железной линейкой, к десятому классу это будет овощ, потребитель, который придёт, сядет за парту и уставится на учителя пустыми глазами, за которыми нет ни грамма своей воли: ну, давай, веди среди меня разъяснительную работу! Потом, кстати, с точно таким же потребительским настроем эти инфантильные переростки приходят в вузы, и преподаватели от них плачут.

Разумеется, дети до 9-го класса всё равно должны будут учиться. Как сделать, чтобы эта учёба не была пыткой, вопрос решаемый, если есть добрая воля учительского коллектива: в чём-то за счёт изменения программы (региональный компонент либо полностью свои авторские программы) в сторону физкультуры, музыки и прочего ремесла; в чём-то за счёт изменения методики – не пытаться впихивать в детей знания в той форме, к которой дети ещё не готовы. Главное, это должно быть поставлено перед учителями в виде явной цели.

Об учителях
О, как много можно нафантазировать на эту тему – каким должен быть учитель! Но для меня важно лишь соответствие описанной выше модели: учителя должны организовать школу так, чтобы дети туда шли с радостью. И здесь, по моим наблюдениям, не надо ничего особого придумывать – решающую роль играют анкетные данные. Об этих данных сказал коллега AsIsStuff в комментарии:

Школа мне видится скорее как место, куда можно перенаправлять качественных людей среднего возраста (35+)

для работы учителем установить ценз стажа по любым другим специальностям, лет в 5 […] Основы педагогики же давать перед поступлением на работу в школу спецкурсом

Всё, этого вполне достаточно для начала работы по организации правильной школы. И да, это совершенно необходимо для организации нормальной школы. От себя добавлю ещё один очень желательный «анкетный» параметр: хотя бы четверть педагогов должны быть мужчины.

Для реализации этих несложных требований нужна воля директора и попечительского совета. И деньги.

О родителях
Ну, конечно – а откуда ещё, вы думаете, возьмутся деньги? Я настроился не очень сильно здесь фантазировать, поэтому не буду писать лозунги о том, что государство должно увеличить зарплаты учителям вдвое-втрое. Деньги же от родителей вполне реальны.

Вообще, если вы живёте в реальном мире, вы должны понимать, что родители сегодня несут деньги в любую школу – вопрос лишь в том, как эти деньги оформляются и на что тратятся. Ну, и в их количестве, конечно.

Деньги можно, например, перераспределить. Бездонные суммы уходят на репетиторов. Зачем? Если вы сейчас поверите мне, что основная задача школы – сделать ваших детей счастливыми и готовыми к 10-му классу грызть гранит науки – и пойдёте к своим учителям и убедите их в этом, а потом вместе с учителями убедите в этом всех родителей своей школы, то вы сможете повысить благосостояние своих учителей, перенаправив им «репетиторский» денежный поток.

Родители могут платить за обучение в школе и без перераспределения. В нашем городе сейчас лишь две ступени "платности": либо условно бесплатная муниципальная школа, либо частная за 30000 в месяц. Но аккредитованные частные школы не бывают чисто частными – государство их финансирует в соответствии с количеством учеников.

Почему не пойти встречным путём: муниципальная школа становится «получастной» и берёт с родителей посильные взносы – не 30 тысяч, а пять или десять.

***

Как ни странно, вопрос о родительских взносах за обучение всё-таки вторичный. Перед этим родителям придётся разделиться на две группы. Вот вы поднимали вопрос о «сепарировании» детей по способностям и склонностям; а вначале ведь надо решить вопрос сепарации родителей – отделить тех, кому всё равно, как и где учится ребёнок, от тех, кому не всё равно.

Именно с этого сегодня начинается любая нормальная, годная школа – с воли родителей, которым не всё равно. Тут могут быть варианты. Если потенциал большой (или страха нет), родители могут сразу замахнуться на создание собственной отдельной школы. Если потенциал поменьше, родители могут серьёзно влиять на муниципальную школу – через попечительский совет определять образовательную политику. И, например, установить регулярную оплату. Понятно, что в муниципальной школе это не может быть оплата за обучение – это будет оплата за дополнительное образование, для чего понадобятся специальные образовательные программы (прецеденты есть).

То есть группа сильно мотивированных родителей начнёт напрягать директора и учителей. И так будет продолжаться какое-то время, пока не будет сформировано ядро учительского коллектива, которое вместе с родителями выработает общую цель и дальше уже методически, без прямого участия родителей, будет этой цели следовать.

***

Самое важное в намеченных схемах – понимать, что между «частным» и «муниципальным» могут быть оттенки серого (чуть не сказал: «нала»). Это техническая часть. Ещё более важна сущностная часть. Она очень проста, я о ней уже написал, но повторю в более простой форме: если вы родитель, которому не всё равно, – действуйте!

p. s. Если вы не родитель школьника и не учитель, а просто гражданин, которому не всё равно, вы тоже можете помочь школе своей активной позицией. Если у вас высшее образование, пройдя трёхмесячные дистанционные курсы переподготовки, вы станете лицензированным учителем. Поверьте, в школах вас, здравомыслящих людей, не хватает! В школе можно (и бывает очень полезно!) работать по совместительству, чтобы дети и учителя всегда могли иметь «взгляд со стороны».

Радость, дети, школа! Как будто не было 37 лет такой радости!

  • Thanks (+1) 1
  • Sad 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что за идиот это нафантазировал? Дети хотят гулять, играть, страдать в гаджетах и тд, но они не хотят учится!!! Это аксиома.

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
paramparam сказал(а) 2 часа назад:

 

снял премодерацию.  аккуратнее.

Спойлер

Вы под наблюдением.

f2312f253145465a84fcda87ea66f468.jpeg

не надо темы строчить как из брандсбойта. 

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
SZlobaFM сказал(а) 15 минут назад:

снял премодерацию.  аккуратнее.

  Показать контент

Вы под наблюдением.

f2312f253145465a84fcda87ea66f468.jpeg

не надо темы строчить как из брандсбойта. 

НЕ буду!:hi:

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полистал полистал. Пошел в игровую тему....

Спойлер

Нечего за 20 лет не поменялось :D

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
paramparam сказал(а) 13 часов назад:

Начну со ссылки: https://aftershock.news/?q=node/1137779

Статья под спойлером:

  Показать контент

Идеальная школа: цели и пути
 1.4K 15:40 - 1/Авг/22  Determinant

Почитал предпоследние три статьи (коллег botanica666 и prepod) в разделе «Вопросы образования» и тоже решил написать.

Тема образования и хороша и плоха тем, что здесь можно спекулировать идеями бесконечно. Попытаюсь говорить только о том, что можно воплотить непосредственно и сравнительно быстро.

Об учениках
И авторы статей, и комментаторы обычно относятся к ученикам школ как к объекту приложения сил. Но ученики – это маленькие люди; они в первую очередь живут, как и все мы, и в процессе своей жизни ещё и учатся – как мы работаем. Для некоторых взрослых людей работа является самым главным в жизни. Для некоторых детей, наверное, самым важным является их учёба. Но ведь довольно часто бывает и наоборот. Только кто даёт слово в этом вопросе детям?

Идеальная школа та, в которую дети идут с радостью и не переживают о том, что их «работа» будет мешать жизни. Эта цель довольно легко может быть достигнута в сравнительно изолированной начальной школе, где 95% зависит от одного учителя. Но я предвижу вашу критику к такому подходу в основной ступени (5-9 классы): учителя как бы должны развлекать детей, дети будут пинать балду и ничему не научатся.

Поверьте, «детство-сберегающий» подход себя окупает! Это вы думаете, что если последние три года основной школы ребёнок по полтора часа в день не решал квадратные уравнения, то для математики он потерян. На самом же деле, придя в десятый класс, такой ребёнок с жадностью накинется на гранит науки и компенсирует всё якобы безвозвратно упущенное в считанные месяцы.

 Дети рождаются с встроенными любопытством и жаждой деятельности.

Самая важная задача и начальной, и основной ступени – сохранить это любопытство и эту жажду деятельности.

Если же в 6-9 классе вбивать в ученика знания железной линейкой, к десятому классу это будет овощ, потребитель, который придёт, сядет за парту и уставится на учителя пустыми глазами, за которыми нет ни грамма своей воли: ну, давай, веди среди меня разъяснительную работу! Потом, кстати, с точно таким же потребительским настроем эти инфантильные переростки приходят в вузы, и преподаватели от них плачут.

Разумеется, дети до 9-го класса всё равно должны будут учиться. Как сделать, чтобы эта учёба не была пыткой, вопрос решаемый, если есть добрая воля учительского коллектива: в чём-то за счёт изменения программы (региональный компонент либо полностью свои авторские программы) в сторону физкультуры, музыки и прочего ремесла; в чём-то за счёт изменения методики – не пытаться впихивать в детей знания в той форме, к которой дети ещё не готовы. Главное, это должно быть поставлено перед учителями в виде явной цели.

Об учителях
О, как много можно нафантазировать на эту тему – каким должен быть учитель! Но для меня важно лишь соответствие описанной выше модели: учителя должны организовать школу так, чтобы дети туда шли с радостью. И здесь, по моим наблюдениям, не надо ничего особого придумывать – решающую роль играют анкетные данные. Об этих данных сказал коллега AsIsStuff в комментарии:

Школа мне видится скорее как место, куда можно перенаправлять качественных людей среднего возраста (35+)

для работы учителем установить ценз стажа по любым другим специальностям, лет в 5 […] Основы педагогики же давать перед поступлением на работу в школу спецкурсом

Всё, этого вполне достаточно для начала работы по организации правильной школы. И да, это совершенно необходимо для организации нормальной школы. От себя добавлю ещё один очень желательный «анкетный» параметр: хотя бы четверть педагогов должны быть мужчины.

Для реализации этих несложных требований нужна воля директора и попечительского совета. И деньги.

О родителях
Ну, конечно – а откуда ещё, вы думаете, возьмутся деньги? Я настроился не очень сильно здесь фантазировать, поэтому не буду писать лозунги о том, что государство должно увеличить зарплаты учителям вдвое-втрое. Деньги же от родителей вполне реальны.

Вообще, если вы живёте в реальном мире, вы должны понимать, что родители сегодня несут деньги в любую школу – вопрос лишь в том, как эти деньги оформляются и на что тратятся. Ну, и в их количестве, конечно.

Деньги можно, например, перераспределить. Бездонные суммы уходят на репетиторов. Зачем? Если вы сейчас поверите мне, что основная задача школы – сделать ваших детей счастливыми и готовыми к 10-му классу грызть гранит науки – и пойдёте к своим учителям и убедите их в этом, а потом вместе с учителями убедите в этом всех родителей своей школы, то вы сможете повысить благосостояние своих учителей, перенаправив им «репетиторский» денежный поток.

Родители могут платить за обучение в школе и без перераспределения. В нашем городе сейчас лишь две ступени "платности": либо условно бесплатная муниципальная школа, либо частная за 30000 в месяц. Но аккредитованные частные школы не бывают чисто частными – государство их финансирует в соответствии с количеством учеников.

Почему не пойти встречным путём: муниципальная школа становится «получастной» и берёт с родителей посильные взносы – не 30 тысяч, а пять или десять.

***

Как ни странно, вопрос о родительских взносах за обучение всё-таки вторичный. Перед этим родителям придётся разделиться на две группы. Вот вы поднимали вопрос о «сепарировании» детей по способностям и склонностям; а вначале ведь надо решить вопрос сепарации родителей – отделить тех, кому всё равно, как и где учится ребёнок, от тех, кому не всё равно.

Именно с этого сегодня начинается любая нормальная, годная школа – с воли родителей, которым не всё равно. Тут могут быть варианты. Если потенциал большой (или страха нет), родители могут сразу замахнуться на создание собственной отдельной школы. Если потенциал поменьше, родители могут серьёзно влиять на муниципальную школу – через попечительский совет определять образовательную политику. И, например, установить регулярную оплату. Понятно, что в муниципальной школе это не может быть оплата за обучение – это будет оплата за дополнительное образование, для чего понадобятся специальные образовательные программы (прецеденты есть).

То есть группа сильно мотивированных родителей начнёт напрягать директора и учителей. И так будет продолжаться какое-то время, пока не будет сформировано ядро учительского коллектива, которое вместе с родителями выработает общую цель и дальше уже методически, без прямого участия родителей, будет этой цели следовать.

***

Самое важное в намеченных схемах – понимать, что между «частным» и «муниципальным» могут быть оттенки серого (чуть не сказал: «нала»). Это техническая часть. Ещё более важна сущностная часть. Она очень проста, я о ней уже написал, но повторю в более простой форме: если вы родитель, которому не всё равно, – действуйте!

p. s. Если вы не родитель школьника и не учитель, а просто гражданин, которому не всё равно, вы тоже можете помочь школе своей активной позицией. Если у вас высшее образование, пройдя трёхмесячные дистанционные курсы переподготовки, вы станете лицензированным учителем. Поверьте, в школах вас, здравомыслящих людей, не хватает! В школе можно (и бывает очень полезно!) работать по совместительству, чтобы дети и учителя всегда могли иметь «взгляд со стороны».

Радость, дети, школа! Как будто не было 37 лет такой радости!

large.png

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×