Перейти к содержанию

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

С13

Советский Новый 1939-й год

Рекомендуемые сообщения

logotype.png

logotype24.png

 

Рубрика: Россия

Советский Новый 1939-й год

 

("Kurjer Łódzki", Польша)158509817.jpg

31/12/201210:21

 

В канун Нового 2013 года предлагаем вашему вниманию заметку, вышедшую в польской газете Kurjer Łódzki 4 января 1939 года, — о том, как отмечали этот праздник в Советском Союзе.

 

До недавнего времени Новый год в СССР отмечать было запрещено: он считался «буржуазным» праздником. Если кто-нибудь из коммунистов или чиновников, покоряясь традиции, устраивал встречу Нового года в семейном кругу, и об этом позже узнавало начальство, его обычно обвиняли в «буржуазных взглядах» и наказывали.

 

Запрет был отменен лишь в последние годы, когда коммунистической партии захотелось продемонстрировать миру, что цель сталинской экономической политики уже достигнута, а в СССР наступило процветание. Более того, стали поощряться так называемые «коллективные встречи Нового года» в ночь на первое января. Новогодние торжества, по задумке коммунистических вождей, планировалось использовать в целях пропаганды. То есть, с одной стороны, речь шла о том, чтобы произвести впечатление на заграницу и показать ей свой мнимый достаток, а с другой, после периода необычайной нищеты и голода было необходимо дать массам новое развлечение, которое хотя бы раз в году создавало иллюзию «добрых старых времен».

 

Поэтому в новогоднюю ночь во всех коммунистических клубах и даже школах стали устраиваться торжества. В них был включен еще один развлекательный элемент — праздничная елка.

 

В этом году в Москве к празднику начали готовиться заранее. Как сообщали советские газеты, в столицу СССР было привезено около полумиллиона бутылок так называемого «советского шампанского», производящегося на Дону. На московских рынках, по подсчетам «Вечерней Москвы», продано уже примерно 300 тысяч елок. В новогоднюю ночь в Москве пройдет ряд «пролетарских» балов и вечеров. Коммунистический Новый год, однако, сильно отличается от европейского. Руководство страны стремилось придать этому празднику коммунистический характер, поэтому все развлечения будут предваряться агитационными лекциями на тему актуальных проблем советской политики, а публика сможет начать развлекаться лишь после прослушивания этих выступлений и «Интернационала» (в честь Сталина).

 

После возвращения праздника в Советском Союзе была утверждена специальная новогодняя церемония: когда стрелка на часах начинает приближаться к двенадцати, коммунистический оратор выкрикивает здравицу Сталину и коммунизму, а также пожелание, чтобы в наступающем году коммунистическая революция вспыхнула по всему земному шару. Участники празднования красного Нового года, как по команде, подхватывают реплики агитатора, на чем официальная часть праздника заканчивается.

 

Несколько иначе выглядит встреча Нового года в Кремле. Сталин обычно не принимает в ней участия, зато Калинин приглашает других членов правительства на торжественный ужин, который проходит в одном из кремлевских залов при участии самых известных советских актеров. Кульминационным пунктом праздника в Кремле традиционно становится коллективное исполнение песни о Сталине.

 

Советский Новый год в столице доступен лишь привилегированному слою местной бюрократии и коммунистических деятелей. Многомиллионная армия советских граждан проводит эту ночь в печальных размышлениях и воспоминаниях о прошлом, а при этом расплачивается за «коллективные праздники», кремлевские приемы и советские елки.http://inosmi.ru/russia/20121231/203594718.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

После 1917-го

 

Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, принятый в большинстве западных стран. Разница между старым и новым стилями «переместила» новогодний праздник на разгар православного рождественского поста. Это было на руку большевистским богоборцам.

 

Вскоре одним из лозунгов становления социалистической культуры стал клич партии: «Все на борьбу с религиозным дурманом!» Новогодний праздник попадает под молот антирождественской агитации. Вот одна из стихотворных агиток тех лет:

 

«Скоро будет рождество --

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку».

 

 

1928 год

 

Война против праздничной елки продолжается. Поводом для очередной вспышки негодования послужило размещенное в «Правде» объявление Универпочты о рассылке наборов елочных украшений. В редакции рабоче-крестьянских газет посыпались письма возмущенных читателей: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду среди учащихся и рабочих, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что Универпочта предлагает ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ... Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

 

1935 год

 

В середине 30-х годов идеологи сменили тактику и стали трактовать елку как атрибут не рождественского, а новогоднего праздника. Звездным часом зеленой гостьи стал 1935 год, когда, впервые за время большевистского правления, по инициативе члена Президиума ЦИК СССР П. Постышева в Харькове был организован детский новогодний утренник. Спустя 11 месяцев секретариат ВЦСПС вынес решение: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

 

1937 год

 

Новый год отмечается широко и помпезно. В Москве в ЦПКиО имени Горького и на Манежной площади установлены две самые большие елки. Первого января в Доме Союзов состоялся бал-карнавал отличников учебы. С этого времени берет начало традиция специально оформлять детские новогодние праздники в помещении бывшего Дворянского собрания.

 

1938 год

 

Идея подразделения елок на главные и не главные вождю не понравилась. Когда в октябре 1937 года Каганович спросил у Сталина: «Где будем ставить главную елку?», тот ответил: «У нас все елки главные». Эти слова были поняты буквально и расценены как приказ. Из числа парашютистов агитэскадрилий в срочном порядке стали формироваться отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые недоступные уголки страны. Данная акция, по мнению ее организаторов, наглядно пропагандировала возможности советской авиации и парашютистов-десантников. В прочие населенные пункты в канун 1938 года выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели гражданские самолеты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках.

 

Но Елка в Доме Союзов была вне конкуренции. Чудеса ожидали с первого шага. На верхней площадке лестницы, оформленной в виде сказочной горы, стоял краснозвездный самолет. Тогда весь народ следил за покорением Арктики, а имена летчиков-полярников были известны каждому советскому ребенку. Зал Арктики, специально оборудованный в Доме Союзов на время елочных представлений, был постоянно переполнен. Самым привлекательным экспонатом оказалась огромная модель строящегося ледокола. Впрочем, дети не скучали и в других залах: в одном они разглядывали диковинных зверей, привезенных из зоопарка, в другом встречались с героями народных сказок и популярных советских детских книг, в третьем их ожидали аттракционы на любой вкус. Но центром праздника была красавица-елка, на которой сверкали в лучах прожекторов десять тысяч елочных украшений с рабоче-крестьянской и коммунистической символикой.

 

1945 год

 

Радостным и ярким по тем временам выдался новогодний праздник в 1945 году. В центре Колонного зала высилась 26-метровая елка. Роль Деда Мороза исполнял популярный в то время артист Мосэстрады С. Преображенский. Он многие годы бессменно играл эту роль. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чертово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижера Гуталина Гуталиновича...

 

1947 год

 

23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлен «праздником и нерабочим днем». По существу, с этого времени словосочетание «Главная елка страны» обрело официальный статус.

 

1953 год

 

Сценарии для детских новогодних представлений в Доме Союзов писали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. Разумеется, ни один спектакль не обходился без славословий в адрес «великого вождя». Так, в финале интермедии встречи 1953 года раздвигались кулисы и перед детьми открывался портрет отца народов во всю сцену, а Дед Мороз со Снегурочкой распевали:

 

«В дружный круг у елки встанем

И споем со всей страной:

«Славься, наш великий Сталин!

Славься, Сталин наш родной!»

 

1954 год

 

После смерти Сталина новогодние елки получили «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Одним из них был 14-летний отличник Марк Орловский, отец которого пал смертью храбрых на фронте. Вспоминая то время, Марк Михайлович говорит, что ходил по сказочному дворцу, ошалев от счастья. Он, коренной москвич, выросший в коммуналке, и представить себе не мог, что в его городе есть такие роскошные залы. Сама возможность войти в запретную сталинскую цитадель казалась невероятной. Ни новогоднее представление, ни шикарный подарок не могли столь ошеломить мальчика, как сама возможность свободно гулять по Кремлю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ничем этот бред 70-летней давности не отличается от бреда сегодняшнего.

Сама статейка - свежее польское гуано. В стремлении нагадить клятым мацкалями, гордые сарматы мажут дерьмом даже новогоднюю ёлку, которая в англосаксонских языках называется не иначе как "Рождественское дерево".

Поляки гадят на христианские обычаи и при этом козыряют своим католицизмом.

Лицемеры поганые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ничем этот бред 70-летней давности не отличается от бреда сегодняшнего.

Сама статейка - свежее польское гуано. В стремлении нагадить клятым мацкалями, гордые сарматы мажут дерьмом даже новогоднюю ёлку, которая в англосаксонских языках называется не иначе как "Рождественское дерево".

Поляки гадят на христианские обычаи и при этом козыряют своим католицизмом.

Лицемеры поганые.

???

На какие это "христианские обычаи" вам поляки нагадили? Насколько я помню в библии нет никаких упоминаний ни новогодних ёлок, ни рождественских деревьев и позаимствовано всё это из язычества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ничем этот бред 70-летней давности не отличается от бреда сегодняшнего.

Сама статейка - свежее польское гуано. В стремлении нагадить клятым мацкалями, гордые сарматы мажут дерьмом даже новогоднюю ёлку, которая в англосаксонских языках называется не иначе как "Рождественское дерево".

Поляки гадят на христианские обычаи и при этом козыряют своим католицизмом.

Лицемеры поганые.

???

На какие это "христианские обычаи" вам поляки нагадили? Насколько я помню в библии нет никаких упоминаний ни новогодних ёлок, ни рождественских деревьев и позаимствовано всё это из язычества.

В Библии много чего нет. Посмотрите, КОГДА разворачивались повествования Нового и Ветхого Заветов. Но христианство, как и другие учения развиваются, впитывая в себя народные обычаи. Так делает любое живое учение, в том числе, религиозное. Ну не растут в России пальмы, пришлось заменить пальмовые листья и ветви еловыми лапами.

Отрицать, что Рождественское дерево - ель - стала частью христианских традиций может только слепой догматик или форумный приколист. :kolobok_geek:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ничем этот бред 70-летней давности не отличается от бреда сегодняшнего.

Сама статейка - свежее польское гуано. В стремлении нагадить клятым мацкалями, гордые сарматы мажут дерьмом даже новогоднюю ёлку, которая в англосаксонских языках называется не иначе как "Рождественское дерево".

Поляки гадят на христианские обычаи и при этом козыряют своим католицизмом.

Лицемеры поганые.

не обижайте автора он просто хочет срубить денег на бутылочку Советского шампанского

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ничем этот бред 70-летней давности не отличается от бреда сегодняшнего.

Сама статейка - свежее польское гуано. В стремлении нагадить клятым мацкалями, гордые сарматы мажут дерьмом даже новогоднюю ёлку, которая в англосаксонских языках называется не иначе как "Рождественское дерево".

Поляки гадят на христианские обычаи и при этом козыряют своим католицизмом.

Лицемеры поганые.

не обижайте автора он просто хочет срубить денег на бутылочку Советского шампанского

 

Не стреляйте в музыканта, он играет, как умеет :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

×