Jump to content
FPSOlkor

Оперативный доклад за 2020 год. Счетная палата.

Recommended Posts

 

https://ach.gov.ru/audit/oper-2020#foms

Счетная палата подготовила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-декабрь 2020 года. Ознакомиться с 12 основными выводами документа, результатами анализа бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов можно ниже.

Скачать ключевые выводы (PDF)

Скачать оперативный доклад с приложениями (ZIP)

 


Федеральный бюджет

 

  1. Макроэкономические показатели

  2. Основные характеристики
  3. Доходы

  4. Расходы

  5. Государственные программы

  6. Национальные проекты
  7. Исполнение расходов ГРБС

  8. Использование средств резервного фонда Правительства РФ

  9. Межбюджетные трансферты

  10. Анализ ФАИП

  11. Взносы в уставные капиталы, имущественные взносы и субсидии юрлицам

  12. Источники финансирования дефицита, ФНБ, госдолг РФ

 

Консолидированные бюджеты регионов РФ

Внебюджетные фонды РФ

 

 

  1. ПФР

  2.  

    ФСС

  3. ФОМС

 

1. Макроэкономические показатели

Развитие российской экономики в 2020 году происходило в условиях уникального по своей природе экономического кризиса. Двухмесячный глобальный локдаун и рекордное падение цен на нефть привели к заметному ухудшению ситуации в экономике, а ВВП по итогам года сократился на 3,1%. Поведение основных экономических показателей было нестандартным для кризисного года:

 

  • в апреле 2020 года цена на нефть марки «Юралс» достигла исторического минимума – 16,3 доллара США за баррель (по итогам года – 41,4 доллара США);

  • курс рубля показал большую устойчивость к колебаниям нефтяных цен, чем во время предыдущих кризисов (в среднем за год – 71,94 рубля за доллар США);

  • на динамику промышленности оказывал влияние не только локдаун, но и ограничения добычи в рамках ОПЕК+;

  • инфляция ускорилась, но для кризисного года осталась умеренной – в пределах 5%, в первой половине года на инфляцию оказывал влияние избыточный спрос, а в конце года – недостаточное предложение;

  • увеличение уровня безработицы (5,8% за год, 6,4% - на пике в августе) сопровождалось рекордным ростом привлекательности биржи труда;

  • снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 3,5%) происходило на фоне роста реальных зарплат и пенсий;

  • из-за более жестких и продолжительных ограничений больше всего в 2020 году пострадала сфера услуг (за год снижение платных услуг населению составило 17,3%).

 

Более подробная информация о макроэкономических показателях представлена в Приложении 1.

 

2. Основные характеристики

Исполнение федерального бюджета в 2020 году осуществлялось с учетом установленных особенностей в целях обеспечения мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактике и устранению последствий COVID-19.

В ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году общий объем расходов федерального бюджета был увеличен без внесения изменений в закон о бюджете с соответствующим увеличением резервного фонда Правительства РФ.

Также Правительство РФ получило возможность использовать накопленные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) для возмещения недополученных нефтегазовых доходов. С учетом этих и некоторых других особенностей исполнение бюджета составило:

 

  • доходы – 18,722 трлн рублей (90,9% законодательно установленных доходов);

  • расходы – 22,822 трлн рублей (95,7 % показателя сводной росписи с изменениями); 

  • дефицит – 4,099 трлн рублей, или 3,8 % ВВП (планировался профицит в 927,6 млрд рублей).

 

Ознакомиться подробнее со сведениями об основных характеристиках федерального бюджета, а также о непринятых в срок нормативных правовых актах можно в специальном разделе доклада.

3. Самое важное о доходах

neftegaz.svg

В 2020 году доходы федерального бюджета оказались ниже прогнозируемых на 1,871 трлн, так как нефтегазовые доходы были исполнены на 2,288 трлн меньшее, а ненефтегазовые – на 0,417 трлн больше.

Наибольшее снижение доходов в основном сложилось по:

 

  • НДПИ в виде углеводородного сырья;

  • вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти;

  • прочим неналоговым доходам федерального бюджета.

 

Наибольшее увеличение в основном сложилось по:

 

  • прочим безвозмездным поступлениям в федеральный бюджет (в основном за счет доходов Центробанка от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России»);

  • акцизам на нефтяное сырье, направленное на переработку;

  • доходам от управления средствами ФНБ.

 

Говоря об исполнении доходов федерального бюджета, заведующий Лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов отметил, что ненефтегазовые доходы составили 13,5 трлн руб., что на 3,2% выше объема доходов, учтенного при формировании прогноза доходов. В реальном выражении ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 12 месяцев 2020 г. выросли на 1,2 трлн руб. (или на 9,8%) относительно января-декабря предыдущего года. «В целом достигнутый уровень ненефтегазовых поступлений в сложившихся условиях можно признать довольно высоким», – считает эксперт. 

Подробнее прочитать об исполнении доходов федерального бюджета можно в специальном разделе доклада и Приложении 2.

4. Самое важное о расходах

Объем сводной росписи с изменениями (23,842 трлн рублей) превысил утвержденные расходы на 4,176 трлн рублей, или на 21,2%. Превышение сформировалось из-за остатков неиспользованных средств федерального бюджета 2019 года и бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд Правительства РФ.

При этом положительные изменения сводной росписи составили 11,378 трлн рублей, или почти 50% кассовых расходов. Счетная палата отмечает, что уровень перераспределения бюджетных ассигнований является самым высоким за последние 10 лет.

Общий объем неисполненных назначений составил 1,0209 трлн рублей, или 4,3% показателя сводной росписи с изменениями. Ведомство обращает внимание, что эта сумма сопоставима с неиспользованными средствами за 2019 год, то есть с 1,121 трлн рублей.

neispol.svg

Подробнее прочитать об изменениях в сводной бюджетной росписи, перераспределении бюджетных ассигнований и лимитах бюджетных обязательств можно в Приложении 3, информация о неисполненных обязательствах 2020 года содержится в Приложении 4, сведения о расходах также содержатся в Приложении 6.

5. Государственные программы

Не в полном объеме исполнены расходы по 42 из 43 госпрограмм (открытая часть), на низком уровне (менее 90%) - по 8 госпрограммам. Расходы федерального бюджета на Госпрограммы в 2020 году составили 14,547 трлн рублей.

gp-2_б.svg

Подробная информация об уровне исполнения расходов по госпрограммам представлена в оперативном докладе и Приложении 7.

6. Национальные проекты

Уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов и комплексного плана составил 97,4% показателя сводной росписи с изменениями. По сравнению с прошлым годом уровень исполнения увеличился на 5,9 п.п.

Счетная плата отмечает, что на низком уровне реализован нацпроект «Образование» - 86,4% показателя сводной росписи с изменениями. Кроме того, среди 65 главных распорядителей бюджетных средств, задействованных в исполнении нацпроектов, в полном объеме исполнили их только 29.

Дополнительная информация об исполнении госпрограммам представлена в оперативном докладе и Приложении 8

7. Расходы по ГРБС

На низком уровне (менее 90%) исполнили расходы 9 главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС):

 

  1. Росархив – 70,7%

  2. Минстрой России – 80,4%

  3. ФАС России – 80,4%

  4. Россотрудничество – 80,5%

  5. Росмолодежь – 81,6%

  6. Ростуризм – 81,8%

  7. Госкорпорация «Роскосмос» – 82,1%

  8. ФАДН России – 88,1%

  9. Минпросвещения России – 88,4%

 

Счетная палата отмечает, что наблюдается самый высокий с 2017 года уровень закупок у единственного поставщика – 33,1% объема заключенных контрактов.

zakupki grbs.svg

Подробнее об исполнении расходов ГРБС можно узнать в Приложении 9.

8. Использование средств резервного фонда Правительства РФ

Объем резервного фонда Правительства РФ увеличился на 4,455 трлн рублей и составил 4,469 трлн рублей. Из фонда было выделено 4,059 трлн рублей, из которых, по экспертной оценке Счетной палаты, 2,855 трлн рублей направлены на профилактику и устранение коронавирусной инфекции.

Не распределенный остаток средств на 1 января 2021 года составил 410,55 млрд рублей, что в 2,4 раза больше, чем в начале 2020 года (на 1 января 2020 года – 169,415 млрд рублей).

Прочитать об исполнении резервного фонда Правительства РФ можно в Приложении 10.

9. Межбюджетные трансферты

На профилактику и устранение коронавирусной инфекции были выделены 815,1 млрд рублей межбюджетных трансфертов (МБТ). Счетная палата обращает внимание: как и в предыдущие годы, в 2020 году происходило неравномерное перечисление субъектам РФ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Так наибольший объем всех форм МБТ перечислен в IV квартале – 36% суммы, среди которых 15,1% приходятся на декабрь (субсидии: 41,4% - IV квартал; иные МБТ: 52% - IV квартал).

Подробная информация о МБТ представлена в оперативном докладе и Приложении 11.

10. Анализ ФАИП

Исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020 год составило 88,3% показателя сводной росписи с изменениями, что на 11,1 п.п. выше показателя за 2019 год (77,2%). Согласно данным Росстата, на 1 января 2021 года введено в эксплуатацию 154 из 301 объекта ФАИП, или лишь 51,2% объектов.

Подробно ознакомиться с результатами анализа ФАИП можно в специальном разделе доклада.

11. Взносы в уставные капиталы, имущественные взносы и субсидии юрлицам

Исполнение расходов на соответствующие субсидии и взносы составило 94,6% показателя сводной росписи с изменениями, то есть 1,762 трлн рублей из 1,863 трлн рублей.

Подробная информация об отдельных недостатках при предоставлении и использовании взносов в уставные капиталы АО, имущественных взносов и субсидий юридическим лицам представлена в Приложении 12.

12. Источники финансирования дефицита, ФНБ, госдолг РФ

fb-12-14_c.svg

Уровень долга относительно ВВП остался на безопасном уровне, отмечает директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова. «Расширение заимствований и долга стало особенностью реакции на текущий кризис, по сравнению с 2008-2009 гг, когда на финансирование дефицита использовались в основном ранее накопленные резервы», – добавила эксперт. 

Подробная информация о дефиците и источниках его финансирования, ФНБ и госдолге содержится в Приложении 13.

Консолидированные бюджеты регионов

На 1 января 2021 года консолидированные бюджеты регионов были исполнены с дефицитом в объеме 676,5 млрд рублей (суммарный профицит сложился в 28 регионах, а суммарный дефицит – в 57 регионах).

Расходы консолидированных бюджетов регионов увеличились на 14,8% и составили 15,577 трлн рублей, или 94,3% предусмотренных объемов. Доходы субъектов РФ в 2020 году также выросли по сравнению с 2019 годом на 9,8% и составили 14,901 трлн рублей (или 102% прогнозируемых объемов).

Рост доходов был обеспечен дополнительной поддержкой регионов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета (темп роста по сравнению с 2019 годом составил 153,9%). При этом в течение всего года наблюдалась отрицательная динамика поступлений по налогу на прибыль организаций: на конец года сокращение составило 12,8%. Положительная динамика отмечалась по НДФЛ (темп роста - 107,5%), акцизам (105,6%) и по группе налогов на имущество (100,5%).

Совокупный государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований составил на 1 января 2021 года 2,883 трлн рублей. По сравнению с началом года он увеличился на 390,2 млрд рублей, или на 15,7%.

Из общего объема на государственный долг субъектов РФ приходится 2,496 трлн рублей. Это является максимальным значением за последние 10 лет. Государственный долг в субъектах РФ увеличился в 48 регионах, снизился – в 25, не изменился – в 11, отсутствует – в г. Севастополь. Госдолг муниципальных образований составил 387,4 млрд рублей.

По итогам 2020 года Счетная палата отмечает: зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета сохраняется.

По мнению директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова, межбюджетные трансферты из федерального бюджета стали одним из ведущих факторов повышения резилиентности (шокоустойчивости) региональных бюджетов в 2020 году. При этом эксперт отмечает, что в целом, несбалансированности региональных бюджетов удалось не допустить. «Дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от эффективности мер по активизации экономики и нормализации ситуации в постпандемийный период», – заключил Владимир Климанов.

Подробнее о консолидированном бюджете – в специальном разделе доклада.

Внебюджетные фонды

1. ПФР

 

В 2020 году расходы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) составили 9,727 трлн рублей. Доходы были исполнены в объеме 10,303 трлн рублей, из них страховые взносы – 5,459 трлн рублей. Из федерального бюджета - 4,788 трлн рублей. Это на 1,566 трлн рублей (на 48,6%) больше, чем в 2019 году. В структуре трансфертов, поступивших в бюджет ПФР из федерального бюджета (представлена на диаграмме), основная доля (53,4%) приходится на финансирование страховых пенсий.

ПФР-4-01.svg

Из-за введения со II квартала карантинных мероприятий и установки льгот по уплате страховых взносов (в рамках поддержки отдельных предприятий и отраслей экономики) поступление таких взносов снизилось на 211,247 млрд рублей. В результате 206,583 млрд рублей недопоступили на выплату страховых пенсий.

При этом в 2020 году на 854,816 млрд рублей был увеличен межбюджетный трансферт на ОПС. В связи с чем в бюджете ПФР сформировался профицит в объеме 575,642 млрд рублей (при прогнозируемом дефиците 209,176 млрд рублей). На начало 2021 года остаток средств на счете бюджета ПФР по распределительной составляющей составил 901,437 млрд рублей, это позволит покрыть дефицит бюджета фонда в 2021 – 2022 годах.

Численность пенсионеров, по данным фонда за 9 месяцев 2020 года, уменьшилась на 206,41 тыс. человек и составила 43,346 млн человек.

Число работающих пенсионеров сократилось на 336,87 тыс. человек и составило 8,98 млн человек.

Средний размер страховой пенсии по старости неработающего пенсионера после индексации (6,6%) составил 16 500,18 рубля.

Государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили 1 207,9 тыс. семей с детьми.

Подробнее о бюджете ПФР – в специальном разделе доклада.

 

2. ФСС

 

За 2020 год кассовое исполнение бюджета ФСС по доходам составило 551,332 млрд рублей, или 67,9% от прогнозируемого объема. Из них страховые взносы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) составили 352,335 млрд рублей, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПиПЗ) – 127,752 млрд рублей.

Расходы фонда были исполнены в объеме 686,693 млрд рублей. Значительнее всего в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности по страхованию на случай ВНиМ.

Бюджет ФСС был исполнен с дефицитом в 135,360 млрд рублей (дефицит по страхованию на случай ВНиМ – 214,938 млрд рублей и профицит по страхованию от НСПиПЗ – 35,158 млрд рублей).

На погашение дефицита по страхованию на случай ВНиМ был израсходован резерв по страховым взносам от НСПиПЗ. В результате, данный резерв за 2020 год уменьшился в 4,5 раза и составил 43,955 млрд рублей.

Счетная палата обращает внимание, что Правительство РФ, в том числе учитывая рекомендации ведомства, подготовило проект постановления о направлении из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС в 2021 году в объеме 68,551 млрд рублей.

Подробнее о бюджете ФСС – в специальном разделе доклада.

 

3. ФОМС

 

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) поступили доходы в размере 2,392 трлн рублей, из них на взносы на обязательное медицинское страхование были равны 2,132 трлн рублей. Расходы исполнены в размере 2,360 трлн рублей, в том числе территориальным ФОМС перечислены субвенции в объеме 2,225 трлн рублей. Нормированный страховой запас на 2020 год сформирован в объеме 21,058 млрд рублей.

Подробнее о бюджете ФОМС – в специальном разделе доклада.


Мнения экспертов могут не совпадать с официальной позицией Счетной палаты РФ.

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
bur сказал(а) 9 минут назад:

073e431ba9c75d42fa4c1ac3c29bf2cf.svg

Что такое общегосударственные вопросы?

Если верить СМИ - посадка Навального.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Отикубо сказал(а) 2 часа назад:

200 тыс пенсионеров сократили

Вывели во двор и расстреляли? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
zwerg сказал(а) 18 минут назад:

Вывели во двор и расстреляли? 

Кто ж их знает, но пенсионеров стало на 200 тыс меньше. 
Если серьезно, они в 2020 на пенсию отправили только половину годового количества достигших возраста, а процесс естественной убыли шёл даже более активно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Отикубо сказал(а) 2 часа назад:

Кто ж их знает, но пенсионеров стало на 200 тыс меньше. 
Если серьезно, они в 2020 на пенсию отправили только половину годового количества достигших возраста, а процесс естественной убыли шёл даже более активно.

Хм... А пенсионная реформа ещё не влияет? Просто мне по любому в 60 выходить, ну так я и не интересуюсь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
HAZAR сказал(а) 3 часа назад:

Так хорошо или плохо? 

Не слишком хорошо. но лучше, чем могло бы быть.

Share this post


Link to post
Share on other sites
zwerg сказал(а) 1 час назад:

Хм... А пенсионная реформа ещё не влияет? Просто мне по любому в 60 выходить, ну так я и не интересуюсь.

Так я про это и написала, в 2020 на пенсию отправили не целый год, а полгода

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×