Jump to content
savl

Правда ли, что в дореволюционной России образованные люди были умнее нынешних выпусников ВУЗов? Почему?

Recommended Posts

Их было очень мало. 

Большинство в России не умели даже читать и писать

  • Thanks (+1) 7

Share this post


Link to post
Share on other sites
чучундра сказал(а) 1 минуту назад:

Тогда и уровень науки был совсем иным... Электричество, телеграф, пароходы и двигатели внутреннего сгорания только появились. 

Нет, кривая условной суммы образования прошла свой пик в шестидесятых - девяностых и падает.

И будет падать.

Но к тому отрезку времени это отношения не имеет...

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если убрать зависимость вузов от денег студентов и восстановить «отсев», вполне можно получить на выходе качество. 
Или просто изменить систему оплаты. 
Например, студент берёт в банке кредит на образование, на все годы, разом. 

И сразу же уплачивает вузу всю сумму.

А вуз имеет право отчислить его по неуспеваемости, оставив все деньги себе. 
 

  • Thanks (+1) 9

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фундоментальных научных открытий в СССР было больше чем в царской России. СССР просуществовал всего 70 лет

Edited by чучундра
  • Thanks (+1) 6

Share this post


Link to post
Share on other sites
Generic сказал(а) Только что:

Если убрать зависимость вузов от денег студентов и восстановить «отсев», вполне можно получить на выходе качество. 
Или просто изменить систему оплаты. 
Например, студент берёт в банке кредит на образование, на все годы, разом. 

И сразу же уплачивает вузу всю сумму.

А вуз имеет право отчислить его по неуспеваемости, оставив все деньги себе. 
 

Аналогично.

Образование только платное, кредит государственный, гасится после трёх - пяти лет отработки в отрасли.

Из денег при отчислении вуз обязан обучать другого чела. За минусом процента бонуса.

Сократится высшее образование, что неплохо.

Дифференциация по знаниям вырастет, элитный слой в образовании выделится чётче.

 

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Йожико сказал(а) 3 минуты назад:

Что то вспомнилось:

Молодые офицеры после выпуска из училища сидят в кафе отмечают и тут кто то вспоминает:

- А вот гусары в свое время чудили, коней в шампанском купали... 

- А давайте тоже почудим, скидываемся на гусарский поступок! 

Скинулись, подсчитали и искупали котёнка пивом😀

 

Начнём с того, что высшее образование получали в основном дворяне, а тех с младенчества учили языкам, этикету, танцам, законам, философии и тд и тп

Не обязательно.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
АбзаЦ сказал(а) 1 минуту назад:

Аналогично.

Образование только платное, кредит государственный, гасится после трёх - пяти лет отработки в отрасли.

Из денег при отчислении вуз обязан обучать другого чела. За минусом процента бонуса.

Сократится высшее образование, что неплохо.

Дифференциация по знаниям вырастет, элитный слой в образовании выделится чётче.

 

В точку.Я после учёбы в Москве 6 лет отрабатывал вложенные в меня деньги (на механика строительной жд техники) учился

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
HAZAR сказал(а) 11 минут назад:

Их было очень мало. 

Большинство в России не умели даже читать и писать

Мы  с рождения живем внутри мифов и даже когда нам хватает воли и знаний разрушить миф , мы этого не делаем

да ну нафиг удобно привыкли

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
АбзаЦ сказал(а) 11 минут назад:

Из денег при отчислении вуз обязан обучать другого чела.


Это пожалуй, лишнее даже. 

Другое дело, что некоторые вузы должны учить только  бюджетников. 
Например, медицинские. 
И отчислять безжалостно, но с сохранением финансирования. 
 

Edited by Generic
  • Thanks (+1) 5

Share this post


Link to post
Share on other sites
Отикубо сказал(а) 4 минуты назад:

Этак Вы совсем заинтересованность ВУЗа в обучении уберёте. А что , получил деньги, выгнал студента, деньги есть, работать не надо, профит


ваши предложения, как соблюсти баланс?

Выгнанному студенту ничто не мешает обратиться в суд и заявить, что его отчислили без оснований.

Или, что вуз не даёт необходимых знаний.

Edited by Generic
  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
savl сказал(а) 35 минут назад:

Правда ли, что в дореволюционной России образованные люди были умнее нынешних выпусников ВУЗов? Почему?

 что-то мне кажется - не правда. процент ленивых всегда был одинаков. а процент обучающихся ды хоть сейчас выше чем до революции - процент гениев получающих возможность развиться выше сейчас - лучших из лучших сейчас больше - выход качественно образованных больше в десятки раз нежели до.

  • Thanks (+1) 8

Share this post


Link to post
Share on other sites
чучундра сказал(а) 1 час назад:

Фундоментальных научных открытий в СССР было больше чем в царской России. СССР просуществовал всего 70 лет

И скажите мне дорогой друг каких? Бог с ним сравните с чем нибудь таблицу Менделеева. Нету? Тогда сидите и не п......:D

  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
alecsartania сказал(а) 49 минут назад:

 что-то мне кажется - не правда. процент ленивых всегда был одинаков. а процент обучающихся ды хоть сейчас выше чем до революции - процент гениев получающих возможность развиться выше сейчас - лучших из лучших сейчас больше - выход качественно образованных больше в десятки раз нежели до.

Поддерживаю.

Бурчать о том что мы раньше были много лучше нонешней молодежи в традиции еще с Древней Греции минимум

А что касается сравнения нынешних выпускников ВУЗов с выпускниками инститктов царской России... Как и с чем сравнивать? Можно по каким то формальным предметам (например владение древнегреческим - тут выпускники царских гимназий будут вне конкуренции, а можно и Питоном и тут нонешние студиосы побеждают), но лучше имхо по уровню развития промышленности. В царской России делали паровозы и броненосцы, сейчас Россия осваивает космос и промышленно строит АЭС, ит отрасль одна из немногих реальных конкурентов big tech-а, в части ВПК отечественные предприятия занимают передовые позиции

Без отлично подготовленных специалистов с высшим образованием такое было бы невозможно - по факту Россия конкурирует с западным проектом, сконцентрировавшем в себя около 1 миллиарда человек и большую часть ресурсов этой планеты.

  • Thanks (+1) 7

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь 65 сказал(а) 11 минут назад:

И скажите мне дорогой друг каких? Бог с ним сравните с чем нибудь таблицу Менделеева. Нету? 

Токамаки и термоядерные бомбы, космос и гиперзвук делают эту таблицу на раз

Все просто на западе периодическую таблицу с Менделеевым не связывают. От слова совсем. Ну есть таблица и славно. Да, да, старая добрая пропаганда.

Гиперзвуковые ракеты с термоядерными боевыми блоками игнорировать намного сложнее - при таком игноре есть риск познакомиться с работой этого изделия лично. Чего хочется не только лишь всем... Странно, да?

Так что батенька

Игорь 65 сказал(а) 11 минут назад:

сидите и не п......:D

 

Edited by Isfakhan
  • Thanks (+1) 7

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь 65 сказал(а) 10 минут назад:

И скажите мне дорогой друг каких? Бог с ним сравните с чем нибудь таблицу Менделеева. Нету? Тогда сидите и не п......:D

Вы опять выпячиваете свое невежество.

  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
чучундра сказал(а) 1 час назад:

Фундоментальных научных открытий в СССР было больше чем в царской России. СССР просуществовал всего 70 лет

Радио и периодическая система. Какие ещё фундаментальные открытия?

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
split сказал(а) 6 минут назад:
чучундра сказал(а) 1 час назад:

Фундоментальных научных открытий в СССР было больше чем в царской России. СССР просуществовал всего 70 лет

Радио и периодическая система. Какие ещё фундаментальные открытия?

Остроградский? Ковалевская? Павлов? Можайский?
Все мировое мостостроение 20 века на Журавском выросло, к примеру. Вообще из корпуса инженеров ПС очень много крайне видных деятелей в прикладных инженерных науках выросло. 

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно правда, раньше и трава зеленее была и небо голубее, да и люди на порядок мудрее ... жаль только жили в основном лет до 30, с трудом считать умели до 10 ... ещё не давно в европе мудрая инквизиция убивала учёных как еретиков и колдунов ... у нас то же предпочитали в виду мудрости лечится у знахарей, а не врачей ... посему счастливо умирали в 30 ... но умирали здоровыми и мудрыми, в космос и на еропланах не летали, но умнее и мудрее были и силой мысли могли перенестись ... теорию относительности понимали лучше Эйнштейна ... правда молекулы называли корпускулами и считали неделимыми, но самые мудрые подозревали существование атомов, даже более это знал любой выпускник церковноприходской школы, радио говорят изобрели, правда объяснить природу его смогли позднее ... Менделеев был самым мудрым, поэтому сначала изобрёл водку, а уж под ней изобрёл ... именно ИЗОБРЁЛ, как мудрейшие омериганы ИЗОБРЕКЛИ ыФон ... не открыл, а ИЗОБРЁЛ, не разработали, а ИЗОБРЕЛИ !

да и вообще люди были мудрее, умнее посему они прекрасно понимали какую угрозу таит скажем ядерная энергетика, скажем и предрекли зелёную энергетику - КИЗЯК, дрова и т.д. А грета ... пошла дальше ... жоп этого года больше НИКОГДА не повторится, если мы будем такими же мудрыми как предки из церковноприходной ... они просто ... умнее, согласимся, и помянем их 30 лет :D

 

Вы хоть понимаете, что такие размышления и статьи - это уровень брюзжания стариков в маразме ... свидомые с такими статьями согласны, тем более кизяки светлое будущее укрстана :D

  • Thanks (+1) 1
  • Haha 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
savl сказал(а) 2 часа назад:

В точку.Я после учёбы в Москве 6 лет отрабатывал вложенные в меня деньги (на механика строительной жд техники) учился

Я значит в другой России учился бесплатно в техническом ВУЗе (1994-1999), и ни разу никому не дал взятки ни за один экзамен, ни за один зачёт. Родители заплатили только за официально платные подготовительные курсы.

Edited by abc354
  • Thanks (+1) 3
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
split сказал(а) 12 минут назад:

Радио и периодическая система. Какие ещё фундаментальные открытия?

 

Радио и периодическая система были открыты до СССР. Радио в 1896 году, а таблица Менделеева в 1869.

 

В СССР были открыты (или созданы) лазеры (на основе открытого в СССР явления когерентности), магнетроны (микроволновка) сверхтяжёлые элементы, цепные реакции, сверхпроводимость... Сотни открытий и изобретений, изменивших мир (см. Государственный реестр открытий СССР) 

 

Сколько это принесло выгоды и пользы СССР - это совсем другой интересный вопрос.

 

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Isfakhan сказал(а) 53 минуты назад:

Токамаки и термоядерные бомбы, космос и гиперзвук делают эту таблицу на раз

Все просто на западе периодическую таблицу с Менделеевым не связывают. От слова совсем. Ну есть таблица и славно. Да, да, старая добрая пропаганда.

Гиперзвуковые ракеты с термоядерными боевыми блоками игнорировать намного сложнее - при таком игноре есть риск познакомиться с работой этого изделия лично. Чего хочется не только лишь всем... Странно, да?

Так что батенька

 

А ещё создали газ , изначально его назвали— Иван родства не помнящий но в коммерческих целях название сократили 

до простого и понятного — дурочек 

по всей видимости на вас его испытывали

Share this post


Link to post
Share on other sites
Йожико сказал(а) 1 час назад:

Начнём с того, что высшее образование получали в основном дворяне, а тех с младенчества учили языкам, этикету, танцам, законам, философии и тд и тп

 

Не совсем так. Купечество и духовенство примерно столько же. Рабочих намного меньше, крестьян еще меньше.

Но это относится в основном к университетам, в высших технических уч.заведениях другая картина.

Выдержки из книги Рубакин Н.А. Россия в цифрах. 1912 г.

 

886921d76578.png

 

Итак, в 1897 году Российской империи (без Финляндии) имелось:
Дворян потомственных — 1220169
Дворян личных и чиновников не из дворян — 630119
Лиц духовного звания всех христианских исповеданий — 588947
Потомственных и личных почётных граждан — 342997
Купцов — 281179
Мещан — 13386392
Крестьян — 96896648
Войсковых казаков — 2928842
Инородцев — 8297965
Финляндских уроженцев — 35585
Лиц, не принадлежащих к вышеупомянутым сословиям — 353913
Лиц, не указавших своего сословия — 71835
Иностранцев — 605500
(Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. Спб., 1912. С.54)

Университеты

На 1 января 1914 года в Российской империи имелось 10 университетов (Петербургский, Московский, Харьковский, Казанский, Св. Владимира, Новороссийский, Томский, Юрьевский, Варшавский, Саратовский), в которых училось:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 12833
из духовного звания — 3677
сыновей почётных граждан и купцов — 3884
сыновей мещан и цеховых — 8675
казаков — 427
крестьян — 4758
иностранцев — 432
прочих — 1009

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.11 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 693,57 студентов университетов,
на 100000 духовенства — 624,33
на 100000 купцов и почётных граждан — 622,26
на 100000 мещан и цеховых — 64,80
на 100000 казаков — 14,58
на 100000 крестьян — 4,91

То есть, «привилегированные сословия» (дворянство, духовенство, купечество) представлены примерно одинаково, у сыновей рабочих и ремесленников шансов попасть в университет на порядок меньше, у сыновей крестьян — ещё на порядок меньше.

Высшие технические учебные заведения
На 1 января 1914 года в ведении министерства народного просвещения находилось 5 технических вузов (Петербургский технологический институт, Харьковский технологический институт, Московское техническое училище, Рижский политехнический институт, Томский технологический институт), в которых училось:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 2383
из духовного звания — 232
сыновей почётных граждан и купцов — 1367
сыновей мещан и цеховых — 3063
казаков — 132
крестьян — 2044
иностранцев — 126
прочих — 357

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.27 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 128,79 студентов технических вузов,
на 100000 духовенства — 39,39
на 100000 купцов и почётных граждан — 219,01
на 100000 мещан и цеховых — 22,88
на 100000 казаков — 4,51
на 100000 крестьян — 2,11

Дети священников неохотно шли в технические вузы, а так картина примерно та же.

Ветеринарные институты

На 1 января 1914 года в Российской империи имелось 4 ветеринарных института (Юрьевский, Харьковский, Казанский, Варшавский), в которых училось:

потомственных дворян, сыновей личных дворян и чиновников — 302
из духовного звания — 900
сыновей почётных граждан и купцов — 74
сыновей мещан и цеховых — 257
казаков — 31
крестьян — 136
иностранцев — 4
прочих — 25

(Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С.35 второй пагинации)

Таким образом, на 100000 дворян приходилось 16,32 студентов ветеринарных институтов,
на 100000 духовенства — 152,82
на 100000 купцов и почётных граждан — 11,86
на 100000 мещан и цеховых — 1,92
на 100000 казаков — 1,06
на 100000 крестьян — 0,14

 

 

  • Thanks (+1) 6

Share this post


Link to post
Share on other sites
Generic сказал(а) 2 часа назад:

Если убрать зависимость вузов от денег студентов и восстановить «отсев», вполне можно получить на выходе качество. 
Или просто изменить систему оплаты. 
Например, студент берёт в банке кредит на образование, на все годы, разом. 

И сразу же уплачивает вузу всю сумму.

А вуз имеет право отчислить его по неуспеваемости, оставив все деньги себе. 
 

 

Тогда будет выгодно завалить, не пойдет.

Сам по себе отсев как в школах так и вузах восстановить проще-политической воли достаточно. 

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
savl сказал(а) 3 часа назад:

Тому, кто по слогам читает газету "Правда", значительно легче промыть мозги идеологией и пропагандой, нежели тому, кто читал Тацита в оригинале, и знаком как с К.Марксом, так и с А.Смитом. 

А по моему наоборот, тому кто читает по слогам мозги засрать значительно труднне, чем ьому, кто книжки читает (в интернетике сидит), наибольший обьем засирания мозгов тогда шел с печатным словом, а тому кто плохо читает дохрена говна в мозги не загрузишь, он на жизнь смотрит своими глазами, а не через газеты и книжки.

Edited by Помор
  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
чучундра сказал(а) 2 часа назад:

Фундоментальных научных открытий в СССР было больше чем в царской России. СССР просуществовал всего 70 лет

 

То есть фундаментальные научные открытия СССР как государству не особо помогли. Что то видимо не так было в его построении, иные люди дольше живут.

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Герда сказал(а) 1 минуту назад:

 

То есть фундаментальные научные открытия СССР как государству не особо помогли. Что то видимо не так было в его построении, иные люди дольше живут.

Помогли и очень помогли. Сейчас бы как в Ливии жили бы, если бы не ядерный щит, ВС и советская промышленность. 

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
чучундра сказал(а) 7 минут назад:

Помогли и очень помогли. Сейчас бы как в Ливии жили бы, если бы не ядерный щит, ВС и советская промышленность. 

 

СССР как государству.

 

А помогли-ну России помогли конечно. Как и дореволюционные достижения. История России не ограничивается историей СССР.

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь 65 сказал(а) 29 минут назад:

Привет барабанщик — гастарбайтер:D не пора ли тебе засунув язык в з.... отбыть на родину и не вонять на наших форумах

барабанишь  очень громко надоел

Видно бан вас не лечит, ума вам не добавляет. Нет, что бы во время бана заняться саморазвитием, почитать что-нибудь умное, что бы не писать весь тот бред что вы с такой гордостью несете наружу,, вы продолжаете тупить с большей силой. И ваша глупость и невежество из вас продолжает переть во все стороны как из сортира, куда бросили дрожжей.

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сравнивать систему обучения в РИ и СССР (и вообще 19 века и 20 го) это как сравнивать теплое с мягким. Начиная с того как разросся объем информации и появления узкой специализации научного знания вместо универсализма, который выстраивали со Средних веков. И РИ успешно вырастила гуманистов и художников/писателей на базе универсализма, и ранний СССР - инженеров, технологов, конструкторов и далее на базе системы образования 20 века.

Куда интереснее разобраться в упадке образования позднего СССР (и не только, на западе та же беда) - когда оно стало вещью в себе, видимо никак не способное обслуживать новые нужды общества. Поэтому наука стала сама по себе, общество, статус в нем и проф.карьера само по себе.

 

Edited by Альскандера
  • Thanks (+1) 5

Share this post


Link to post
Share on other sites

Люди, обсуждающие образование, пишут «фундоментальных» и « сконцентрировавшем»

Фундомент заливаем, блин.

Вот и вся дискуссия😂

 

 

Edited by Ars
  • Thanks (+1) 1
  • Haha 6

Share this post


Link to post
Share on other sites
TomCat сказал(а) 23 минуты назад:

Видно бан вас не лечит, ума вам не добавляет. Нет, что бы во время бана заняться саморазвитием, почитать что-нибудь умное, что бы не писать весь тот бред что вы с такой гордостью несете наружу,, вы продолжаете тупить с большей силой. И ваша глупость и невежество из вас продолжает переть во все стороны как из сортира, куда бросили дрожжей.

Тебе хорошо ты с модераторами дружишь и барабанишь . Мне сложнее но если бы ты хотя бы прочёл то что я написал , и не только я , а и многие ты бы понял что выставил себя убогим дурачком. Впрочем для вас понаехов это норма

Послушай « дорожную» Шнура и возвращайся на историческую родину

тут тебе не рады

Share this post


Link to post
Share on other sites
savl сказал(а) 2 часа назад:

Ну, с формулировкой "умнее" не вполне согласен. Тут скорее нужно сказать: реально получившими образование, и всестороннее развитыми.

 

Не-не-не! Не надо сказок. О всестороннем развитии там речи не шло. Напоминаю, гимназии были основой гуманитарного образования. А основой естественного образования были всё-таки реальные училища. Да, в теории, программа гимназии чем-то похожа на программы советской политехнической школы. НО! Например, в обязательной программе не было физкультуры. Не было уроков ручного труда. Да и само построение курсов было нелепым: например в гимназиях преподавали математику, но, только в первых классах. Естественно, к 8 году обучения (7-ой класс гимназии был двухгодичным) у детей всё из головы выветривалось. Наверное, два мёртвых языка давали ощущение классичности образования, но это никак не расширяло познаний в химии и физике.

Поэтому именно всесторонним гимназическое образование не было. Это и не мудрено, серьёзных научных исследований посвящённой детской психологии и нейрофизиологией до середины 20-го века никто и не думал проводить. А потому программы "списывались с немецких газет" или как писали современники "...программа, как видим, обширная, шестьюдесятью годами опередившая фантазии наших новейших педагогов, но принесшая лишь жалкие плоды...".

Но надо отдать должное: за 100 лет с 1802 по 1902 год программы гимназий и даже цели гимназического образования неоднократно менялись, программа всё более "приземлялась", гимназии развивались. Русская педагогика была одной из самых динамично развивающихся наук не естественного цикла.

 

savl сказал(а) 2 часа назад:

В гимназиях была очень жёсткая нагрузка.

Я бы сказал неоправданно жёсткая. Там такой режим обучения был, что среднестатистический выпускник, например, в Пензе начала 20-го века, заканчивал 8 летний учебный цикл за 9-12 лет. То есть оставление на второй год было практически нормой.

К тому же (к вопросу о "любой крестьянин мог поступить в гимназию") учебный год охватывал почти весь летний период. Каникулярным был только один месяц (август). Что, сами понимаете, исключало сельскохозяйственное население из гимназического процесса в принципе.

savl сказал(а) 3 часа назад:

Думаю, если бы в царскую гимназию попали бы ученики среднестатистической российской ГОУ СОШ, то 90% вылетели бы оттуда с реактивной скоростью.

Думаю, если бы в среднестатистическую российскую ГОУ СОШ попал ученик царской гимназии, он бы на всю жизнь получил психологическую травму. Поскольку, например, биологии на уровне систематики, химии на уровне реакций ионного обмена, физики на уровне теории ядра, математики на уровне интегрального счисления, он не смог бы понять в принципе. Ему бы пришлось переучиваться с уровня начала средней школы. Как и в обратную сторону. Автор, конечно же, понимает, что "играет понятиями", сравнивая программы разных эпох. Практика показывает, что даже сейчас, учащиеся школ разных стран не могут без "культурного шока" перейти в другую систему обучения. Разные программы -- это разные программы.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Так же и с ВУЗами. Не было такого количество шараг, в которых можно ни хрена не делать, но потом получить заветную корочку.

Не, ну давайте всё-таки отделять мух от котлет. Одно дело образование, а другое -- бизнес на образовании. Я понимаю и разделяю позицию автора и считаю, что 90-е нанесли мощнейший удар по системе высшего образования в России и что необходима целенаправленная политика государства в этой сфере.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Неправильно будет утверждать, что царскому правительству было совершенно плевать на образование простого народа. Просто был другой подход. На начальном уровне развивалась сеть земских школ, которая охватывала всё больше населения.

 

А какое отношение земские школы имели к государству? Земства -- это "обчество". По сути дела самодеятельность масс. Инициатива с мест. Государство как-то пыталась кодифицировать это дело, но сам факт того, что образование население отдавалось на "обчества" как раз и показывает, что на народное образование государству было именно плевать. Никаких серьёзных государственных программ по этому поводу не проводилось. О системе народного образования никто и не думал. Это сейчас можно искать в этом какой-то "подход" а в реале то всё просто было брошено на самотёк по принципу, кому надо, тот сам научится.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Постепенно планировали-таки перейти ко всеобщему, но ещё раз надо подчеркнуть п̲о̲с̲т̲е̲п̲е̲н̲н̲о̲. Многие исследователи говорят, что к тому же времени, когда в СССР была "ликвидирована неграмотность", это бы всеобщее образование и было бы уже введено. Вот если бы не Первая мировая, Октябрьский переворот и Гражданская война.

 

Не планировали. Те "многие исследователи" базируются на документах, которые в 90-е подняли "булкохрусты" из пыльных музейных отстойников, "забыв" при этом сказать, что все эти "прожекты" не более, чем инициатива отдельных лиц, не имевшая к государственной политике никакого отношения. Да, постепенно, ОЧЕНЬ постепенно, годам к 60-м 20 века, имперское образование могло бы достигнуть более-менее всеобщего охвата населения грамотностью. Не образованием, а именно грамотностью. При этом количество грамотных росло бы постепенно, рядом жили бы целые поколения не умеющих читать и писать и поколения, грамотных.

Ну а "если бы бы..." -- это хорошо когда есть доказательная база...

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Советское правительство, с одной стороны, действительно сделало образование, так или иначе, всеобщим. С другой, невероятно его упростило; как начальное, так и среднее.

 

Советское правительство создало СИСТЕМУ образования с преемственностью программ. К тому же, не забываем, большевики озаботились образованием ВЗРОСЛЫХ. Чего имперцы и не думали делать. Советское правительство программу средней школы не упростило, а адаптировало. Да, программа средней школы СССР была проще, если судить по предметам царских гимназий. Но ведь и программа царских гимназий по предметам советской школы была значительно проще. Даже в реальных училищах рубежа веков химия и физика не преподавались на уровне квантовой физики, теории электромагнитных колебаний и теории строения атома. Советская школа имела совершенно другую задачу, я бы даже сказал СУПЕРзадачу, которой царские гимназии перед собой и не думали ставить. Советская школа в идеале должна была выпускать абитуриента, способного поступить в ВУЗ любой направленности, хоть мед., хоть мехмат. Получилось или нет -- другой вопрос, но программа была заточена именно под это.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

А делить учебные заведения на простые и более элитные для Советской власти было не комильфо.

Да нифига. Перед войной ввели платное обучение в старших классах. Вполне себе был замах на элитное образование.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Тому, кто по слогам читает газету "Правда", значительно легче промыть мозги идеологией и пропагандой, нежели тому, кто читал Тацита в оригинале, и знаком как с К.Марксом, так и с А.Смитом.

Да при чём тут Маркс и "Правда"? Задача была предельно утилитарна: требовалось ОГРОМНОЕ по меркам имперской России количество грамотных рабочих на заводы. А их не было. Крестьяне же приходили на заводы с такими мозгами, что забивали шурупы молотком.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Где-то к 1960-м гг. сложилась странная для государства рабочих и крестьян ситуация. Для приличного человека "корочка" стала считаться чем-то необходимым. А непосредственно на рабочих, окончивших ПТУ и ремесленные училища, смотрели сверху вниз.

Эээээ. Автор, вы о чём? В 60-е годы престиж высшего образования взлете под небеса не из-за "приличных людей" а из-за успехов советской науки. Тогда приличные люди определялись не корочками, а орденами и медалями. Тогда в жизнь вошли "20-летние ветераны". Вот к 80-м оно, может быть так и случилось... А уж сейчас то...

Выпускники же ПТУ и ремесленных училищ в 60-е составляли основу рабочего класса, и сами с высока смотрели на "приличных с корочкой" поскольку, зарабатывали порой кратно больше "инженерОв", и получить признание в виде ордена за трудовые заслуги могли куда как быстрее.

Ну и отгрести за "смотрение сверху вниз" можно было запросто... и не только по партийной линии.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Да, не забывайте, что в ВУЗы и в советское и в нынешнее время значительная часть мужского населения поступала и поступает, чтобы в армию не идти.

 

Хрень опять же. ВУЗы не давали белого билета. Только отсрочку и то, только с начала 90-х. Были ВУЗы с военной кафедрой, но их были единицы.

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

В современной России система образования взяла всё то худшее, что было в советской системе, и при этом получила либерализм и коммерцию там, где этого как раз не было нужно.

 

Вот тут согласен. Собрали всё дерьмо от имперской, советской, западной и восточной систем и завели в школу...

 

savl сказал(а) 3 часа назад:

Прекрасный инженер может не знать элементарных моментов по истории

Это смотря что считать "прекрасным инженером". Общественные дисциплины развивают абстрактное мышление, а оно напрямую связано с творческим потенциалом. Я всё-таки думаю, что прекрасный инженер это тот, кто может создавать новое, а не просто помнит наизусть номенклатуру гаек или резисторов.

  • Thanks (+1) 6

Share this post


Link to post
Share on other sites

А мое представление об уровне образования той поры сформировано "Республикой ШКИД": шпана с улицы, 10 уроков ежедневно, ребята по собственной инициативе переводят Гейне, работают над авторефератами по Римскому праву, и не забывают при этом обносить соседские магазины :)

И это, надо понимать, уже осколки старой системы образования.

  • Thanks (+1) 1
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
АбзаЦ сказал(а) 3 часа назад:

Булкохруст обыкновенный.

Булкохрустус вульгарис....

Не совсем, отсутствие упоминания Февраля, говорит о либеральных взглядах автора. Кадет.:agreed:

 

  • Thanks (+1) 2
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь 65 сказал(а) 1 час назад:

Привет барабанщик — гастарбайтер:D не пора ли тебе засунув язык в з.... отбыть на родину и не вонять на наших форумах

барабанишь  очень громко надоел

Игорёк, охолони.

Тут так не принято..

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
savl сказал(а) 3 часа назад:

Так же и с ВУЗами. Не было такого количество шараг, в которых можно ни хрена не делать, но потом получить заветную корочку. В те высшие учреждения, что были, поступали с потом и кровью, опять-таки, проходя отсев.

Сразу вспомнились сцены из "Инженеры" Гарина-МИхайловского

Цитата
-- Боже мой, боже мой! Что только делается в этом государстве! До двадцати пяти лет людей, как малолетних, вымаривают, превращают их в каких-то институток, куколок и выпускают... вот...
   Сикорский возмущенно хлопнул себя по бедрам руками.
   -- И что ж? -- продолжал он. -- Их ждет голодная смерть? Нет! Их ждет карьера. Будете, будете и главным инженером и министром... Тварь! Гадость!
....
   -- Прежде всего все ваши лекции забудьте. Так, как в лекциях описано, так теперь никто нигде и давным-давно не работает. Вот эта книжонка, которую я вам дал, разбивки кривых Кренке, слыхали что-нибудь о ней?
   Кажется, эта фамилия где-то в примечаниях упоминалась в лекциях. Пред Карташевым предстало желтоватое от времени, литографированное толстое издание лекций. Он даже помнил, что если это примечание есть, то оно внизу на правой стороне стоит вторым под двумя звездочками и тут же след раздавленной присохшей мухи.
   Он почувствовал даже запах этих лекций, немного могильный, затхлый.
   -- О Кренке есть у нас, но что именно -- не помню.

Тут события времен Балканской войный (царств. Ал-дра II). Сам автор - видный российский инженер-путеец. Там еще много грустных замечаний - а ведь инженеры-путейцы - это была в своем роде тогдашняя элита ИТР в РИ.

Цитата

Вступительные требования в Ecole Polytechnique таковы, что о чем-либо подобном у нас в России нет и помину (я сам экзаменовал несколько лет для поступления в Институт инженеров путей сообщения и хорошо знаю требования на конкурсных экзаменах). В этом легко убедиться, бросив даже беглый взгляд на прилагаемые к подлиннику письменные задачи вступительного экзамена в Ecole Polytechnique, а также на прилагаемые записи вопросов, предлагавшихся на устных экзаменах.

Руководствами по аналитической геометрии и высшей алгебре теперь служат сочинения, например Nievenglovsky Géometrie Analytique и Algé Supérieure. Первое сочинение представляет три больших тома, заключающих 1340 страниц мелкой печати, [102] второе два больших тома в 1200 страниц. По начертательной геометрии пользуются сочинениями Caron'а, Mannheim'а, Gournerie. У нас, в России, в таком объеме аналитическая геометрия не изучается не только ни в одном техническом учебном заведении, но и ни в одном университете.

Такие требования в Ecole Polytechnique выработались сами собою, вследствие постоянно возрастающего числа конкурентов, достигшего 2000 человек на 225–250 вакансий.

Готовятся конкуренты в так называемых Classes de Mathématique Spéciales французских лицеев.

Достаточно сказать, что в этих классах в неделю 21 час уделяется на математику.

Требования в Ecole Navale не столь обширны, как в Ecole Polytechnique; но из прилагаемого к подлиннику экземпляра письменных работ, предложенных на экзамене в 1897 году, можно видеть, что требуется отчетливое знание аналитической геометрии, не в том жалком объеме, как она проходится в младшем специальном классе Морского корпуса, а в несколько даже большем, чем она проходится в Морской академии. Готовятся для поступления в Ecole Navale или в тех же Classes de Mathématique Spéciales или же к так называемых Classes de Marine, имеющихся при многих французских лицеях. На экзамен является около 700–1000 конкурентов, из коих принимается 75. Необходимо также заметить, что для поступления в Ecole Navale производится весьма строгий экзамен по истории (главным образом Франции) и по географии.

Характерна также оценка письменных работ по математике: она производится, во-первых, преподавателем французского языка, который обращает внимание на правильность языка и орфографии, и, во-вторых, преподавателем, специалистом, который уже оценивает работу по существу.

Сказанного достаточно, чтобы видеть, что требования, предъявляемые у нас к оканчивающим младший специальный класс корпуса, не могут быть и сравниваемы со вступительными требованиями в Ecole Navale. Такие требования там выработались путем вековой свободной конкуренции, являющейся следствием высокой степени культурности огромного числа жителей государства и общей постановки дела народного образования.

А.Н.Крылов, "Мои восспоминания" - "О морском образовании".

 

Система подготовки кадров, особенно инженерных, в РИ была в целом у удручающем состоянии. Отдельные блестящие ученые и инженеры, увы, картину не меняли - ее формирует массовый инженер. А тут и с уровнем было не очень (на фоне ведущих великих держав), и количественно - острая нехватка, что приводило к необходимости массово привлекать иностранцев, даже в критически важных для страны отраслях. Все это неоднократно аукнулось, в итоге сыграв немалую роль в военных (а в итоге - и политических) катастрофах начала XX века - русско-японской и первой мировой войнах и связанных с ними революциях.

 

Умение же разбираться в сортах вина, знать какой вилкой что брать за столом, хорошо танцевать, изящно носить вицмундир и фрак, и вести светскую беседу на французском - это конечно замечательно и эффектно, но для практичского дела никакой роли не играет.

 

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Форум радостно бросился сравнивать несравнимое.

Системы образования царской России и СССР после войны как рыцарское знамя против мотострелковой роты.

Разное не только время, но и численность, задачи, подходы и глубина направлений.

При том, что я уважаю классическое образование, много шансов у рыцаря против пулемета? Автомата? Боюсь, и пистолета... А взвода?

.

Спор глуп.

Я не говорю, что спорщики глупы, да, но я так думаю.

Я вижу другое - график нелинейный сильно, с перегибом.

Я утверждаю, что уровень образования по любым разумным критериям рос до девяностых или нулевых, а теперь падает и будет падать.

Не у нас, в мире.

Образованные люди не нужны, образование не есть гарантия заработка.

Итого.

Перелом.

Собираю подтверждения в копилку

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
s390 сказал(а) 9 минут назад:

Сразу вспомнились сцены из "Инженеры" Гарина-МИхайловского

Тут события времен Балканской войный (царств. Ал-дра II). Сам автор - видный российский инженер-путеец. Там еще много грустных замечаний - а ведь инженеры-путейцы - это была в своем роде тогдашняя элита ИТР в РИ.

 

Система подготовки кадров, особенно инженерных, в РИ была в целом у удручающем состоянии. Отдельные блестящие ученые и инженеры, увы, картину не меняли - ее формирует массовый инженер. А тут и с уровнем было не очень (на фоне ведущих великих держав), и количественно - острая нехватка, что приводило к необходимости массово привлекать иностранцев, даже в критически важных для страны отраслях. Все это неоднократно аукнулось, в итоге сыграв немалую роль в военных (а в итоге - и политических) катастрофах начала XX века - русско-японской и первой мировой войнах и связанных с ними революциях.

 

Умение же разбираться в сортах вина, знать какой вилкой что брать за столом, хорошо танцевать, изящно носить вицмундир и фрак, и вести светскую беседу на французском - это конечно замечательно и эффектно, но для практичского дела никакой роли не играет.

 

Любимый Гарин- Михайловский.

Кстати, он и сейчас бы карьеру сделал, как Карташёв.

Помню его спорт безумных инженеров на дрезтнах над Дунаем..

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
savl сказал(а) 4 часа назад:

Советское правительство, с одной стороны, действительно сделало образование, так или иначе, всеобщим. С другой, невероятно его упростило; как начальное, так и среднее. См. выше: с гимназической программой среднестатистический выходец из села бы не справился.

1. Если смотреть "в тогда" - не справился бы потому что макс. что мог получить среднестатистический выходец из села - это два класса или народной, или церковно-приходской школы (2 или 4 года в зависимости от программы, но все они 2-х классные), которые не соответствовали требованиями что гимназического курса, что реального училища. Ну и про сословный и имущественный ценз не забываем. Т.е. мог поступить только ребенок, родители которого могли оплатить частного педагога для подготовки - это или богатый крестьянин с родней в городе (мог отправить туда ребенка), или помещик - тут или родители или наемный учитель.

2. Если сравнивать уровень выпускника сельской школы времен  СССР - тут просто разные программы. Выпадают частью иностранные языки (был обычно один, а не два), полностью - мертвые. А вот уровень подготовки по естественно-научным предметам был существенно выше. Можно просто сравнить учебники по физике, химии и математики от 30-х до 80-х, есть в сети сканах. "Легендарный" учебник физики Краевича - это вообще не учебник, а свалка разрозненных материалов (даже беря поправку на уровень физических знаний той эпохи) - есть он у меня в сканах. История Иловайского - другая "притча во языцах".

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Шта сказал(а) 4 минуты назад:

Нет, неправда. Между умом и образованием нет никакой корреляции. 

??????

А я думал, ум развивается упражнением... дурак, очевидно, хи.

  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
s390 сказал(а) 1 минуту назад:

1. Если смотреть "в тогда" - не справился бы потому что макс. что мог получить среднестатистический выходец из села - это два класса или народной, или церковно-приходской школы (2 или 4 года в зависимости от программы, но все они 2-х классные), которые не соответствовали требованиями что гимназического курса, что реального училища. Ну и про сословный и имущественный ценз не забываем. Т.е. мог поступить только ребенок, родители которого могли оплатить частного педагога для подготовки - это или богатый крестьянин с родней в городе (мог отправить туда ребенка), или помещик - тут или родители или наемный учитель.

2. Если сравнивать уровень выпускника сельской школы времен  СССР - тут просто разные программы. Выпадают частью иностранные языки (был обычно один, а не два), полностью - мертвые. А вот уровень подготовки по естественно-научным предметам был существенно выше. Можно просто сравнить учебники по физике, химии и математики от 30-х до 80-х, есть в сети сканах. "Легендарный" учебник физики Краевича - это вообще не учебник, а свалка разрозненных материалов (даже беря поправку на уровень физических знаний той эпохи) - есть он у меня в сканах. История Иловайского - другая "притча во языцах".

У Савла бред.

Если говорить о школе СССР 60- 80х,  она была сделана на нормальных научных положениях и она забьет гимназию по естественным наукам как мамонта. Вернее, как динозавра.

А наша и по гуманитарным бы посоревновалась. Кроме латыни и греческого.

Сколок старого образования Англии был в штатах .

Что с ним сделали пиндосы после спутника? Помножили на ноль.

Почему?

Конкуренции с советской школой не держал.

.

Сейчас мы в жоппе, традиции нашей школы у китайцев.

Кто первые на олимпиадах? Уже не мы, китайцы чаще....

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
АбзаЦ сказал(а) 1 минуту назад:

??????

А я думал, ум развивается упражнением... дурак, очевидно, хи.

 

Ничего подобного вы не думали, вам эту расхожую идею навязало образование.  Наглядный, таскать, пример в зеркале.

Share this post


Link to post
Share on other sites
АбзаЦ сказал(а) 28 минут назад:

Любимый Гарин- Михайловский.

Кстати, он и сейчас бы карьеру сделал, как Карташёв.

Помню его спорт безумных инженеров на дрезтнах над Дунаем..

Ну там и другие примеры были - тот же братец Сикорского - "за границей за деньги дипломы дают и полным олухам, таким как мой брат" (по памяти).

Помню его спорт безумных инженеров на дрезтнах над Дунаем. -- ну в итоге то из него инженер вышел - страстность + работоспособность + возникшая любовь к профессии. Проблема была именно в системе - помните у Чехова в "Скучная история", характеристика рассказчиком - профессором своего ассистента? "И слепо (или безоговорочно?) верит всему что пишут в иностранных журналах, особенно - немецких" (тоже по памяти).  В итоге -"запрограммированное" отставание. Тот же Крылов отмечает что проекты "новейших броненосцев" были переделками британских и французских проектов с опозданием на 5-7 лет ("Суда до типа «Цесаревич» представляли собой обыкновенно подражание английским броненосцам с опозданием на 6–7 лет."), в итоге "было построено множество броненосцев и броненосных крейсеров, но это «множество» являлось только собранием отдельных судов, а не флотом.". И так, собственно, и в других областях. Здравствуй, Цусима, здравствуй февраль 1917 года...

 

PS. "Инженеры" Гарина-Михайловского, "Нежность к ревущему зверю"  и "Зона испытаний" Бахвалова, "Цель жизни" Яковлева - не только любимые, но и пожалуй одни из самых повлиявшиех на меня  в подростковом возрасте книг.  И еще "Повелитель молний" (про Фарадея) "Резерфорд" (ЖЗЛ).

Еще Плутарх и  Островский - как в первый раз прочитал летом после 4-го класса (Плутарха - с трудом, язык был не привычен, после пересказа в "Знаменитые греки"),  - так регулярно и возвращаюсь. "Инженеров" емнип после 8-го (дома был двухтомник, но сначала "встал" на "Студентах"), Бахвалов и Яковлев тогда же, приятель помню дал.

Edited by s390
  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×