Jump to content
Sign in to follow this  
Хранительница Усадьбы

Свобода слова тут и там

Recommended Posts

BlogHEaderfinal960x346.jpg

 

Lutheran Prof October 21, 2012

 

Одним из самых заветных и самых непонятных американских прав является право на свободу слова. Большинство из нас хотя бы смутно осознаёт, что существуют ограничения на публичную свободу слова, но многие ли из нас задерживаются, чтобы присмотреться, насколько радикально смещены границы свободы слова? До нескольких последних десятилетий было приемлемо, например, рассказывать анекдоты о расовых меньшинствах, женщинах и инвалидах. С другой стороны, ненормативная лексика и пошлость были неприемлемы. Сейчас всё наоборот. Профессор государственного университета может использовать столько непристойностей, сколько пожелает в своих лекциях, но может потерять своё место по единственному реальному или надуманному оскорблению на расовой почве. Я не оцениваю, как лучше, я только указываю на радикальные изменения.

FreeSpeechZone-300x228.jpg

Свобода слова в России?

Американские политики и средства массовой информации убеждают общество поверить, что в России мало свободы слова. Везде, где я рассказываю, в Америке, о моей работе, возникает вопрос: А как насчет свободы слова? Можете ли вы говорить, что хотите?

Мой ответ таков: да, я могу. И другие тоже могут. В России на самом деле есть свобода слова. Только ограничения устанавливаются в совсем других местах, чем в Америке. Американцы должны понять это, если они хотят понять реальное значение новостей и событий в пост-советской России.

«Эволюция» свободы слова

Darwin-Code-1024x563.jpg

Я размышлял об этом в течение какого-то времени, но недавно этот вопрос ворвался в моё сознание снова, когда я смотрел программу на крупном русском телевизионном канале под названием «Код Дарвина: Проклятие обезьян». Основной тезис этой программы в том, что теория эволюции Дарвина неверна. Это была, безусловно, не религиозная передача. Используя смесь фактов, гипотез, предположений и легенд, в ней попытались показать, что теория Дарвина была раскручена по политическим мотивам, что за её распространением стояли масоны, что дарвиновская эволюция была в основе тоталитарных движений 20-го века, таких как гитлеровская Германия и сталинская Россия, что некоторые данные свидетельствуют о том, что обезьяны произошли от человека, и о том, что обезьяны недовольны предположением, что человек произошел от них.

Кое-что из этого было довольно нелепым. Но дело не в этом. Суть в том, что такая передача вышла в эфир, в мейнстрим, не по кабельному, не религиозному телевизионному каналу. Я даже не могу представить, чтобы такое случилось в Америке. В то время как американцы могут свободно выражать несогласие с теорией эволюции, они в значительной степени ограничены церковью, религиозными СМИ и частными учебными заведениями. В светских американских СМИ эволюция преподносится ежедневно, как установленный факт, хоть это и теория. Любая другая точка зрения, если она звучит при всех, становится предметом насмешек. Совершенно исключено, чтобы на каком-то основном кабельном канале показали анти-дарвиновский документальный фильм, даже в качестве платной программы, но, вероятнее, не покажут. Цена репутации канала будет слишком высока.

 

Не единственная счастливая случайность

Вышеупомянутая передача на телевидении была не единичным случаем. В прошлом году на государственном канале «Культура» в эфир вышла серия лекций профессора философии и религии из Московского государственного университета. В конце лекции, в которой он изложил историю христианской мысли, молодая женщина спросила его: «Насчёт происхождения человека от обезьян?» Профессор объяснил, что нет никаких доказательств этого и привёл свои доводы, а затем подтвердил своё мнение творением из Книги Бытия. Вы можете соглашаться или не соглашаться с ним. Дело в том, что его точка зрения была изложена с публичной трибуны как научная и респектабельная. Я просто не могу представить себе ничего подобного в эфире на National Public Broadcasting, ближайшем американском аналоге канала «Культура», хотя NPB не в ведении правительства, как «Культура».

 

Свобода слова в образовании

Darwin-Code-2-1024x563.jpg

В Америке «ненаучная» гипотеза креационизма (учение, рассматривающее возникновение мира как результат созидательной деятельности Бога, - примечание переводчика) упоминается в государственных школах и университетах только для издевательств. Это редкое исключение, если где-то неэволюционная точка зрения может быть представлена ​​школьной публике в качестве альтернативы. Это совершенно не принято упоминать в ходе общественного обсуждения в среде государственного образования. С другой стороны, в России - это возможно. Несколько лет назад, здесь, одна из молодых верующих женщин, выпускница по биологии Новосибирского государственного университета, смогла на научном факультете устроить лекцию Американского лютеранского профессора о креационизме. Несколько из биологов и физиков открыто заявили о своей вере в творение. В каком государственном высшем учебном заведении в Америке такое могло произойти?

Это же касается и религии. Религиозное выражение, вроде бы не запрещённое в США, ограничено религиозными учреждениями и не одобряется или запрещается в государственных школах и бизнесе. В России никто не скажет, что вы не можете носить крест или другие религиозные символы. Кое-где они преподают религию в школах, с Русской православной точки зрения, позволяя мусульманам и другим отказаться. Ссылки на Библию как литературу встречаются достаточно часто. Один из наших лютеранских священников добился определенных успехов в организации лекций в государственных школах о христианстве. О таком почти не слышно в Америке, и почти всегда становится правовой проблемой.

 

Политическая свобода слова

Photo-for-10-300x170.jpg

Подводит нас к политическому инакомыслию. В Америке мы всё ещё свободно выражаем наше несогласие на всех видах собраний. В России тоже есть свобода политической речи, но, как и «политически некорректные» слова в Америке, политическое инакомыслие ограничено в определенных местах. В настоящее время большая часть Америки слышала о феминистской панк-рок группе, которая за «перфоманс» в православном храме получила суровый приговор в виде срока в женской тюрьме. Американские средства массовой информации, как правило, сообщают об этом в качестве примера политических репрессий. Это слишком упрощённо, даже наивно. Девушки могли выразить свое несогласие в каких-то других общественных собраниях с меньшим количеством или вовсе без последствий. Тем не менее, они выбрали место своего выступления намеренно, надеясь, что это вызовет международный скандал, который и произошёл. Группы несогласных, которые хотят провести политические митинги, могут сделать это, если они пойдут правовым путём и получат соответствующие разрешения, чтобы собраться и устроить демонстрацию. Представители оппозиционных партий в парламенте постоянно выражают свое несогласие с политикой правительства, во время выборов даже весьма резко. Все это в эфире в средствах массовой информации.

 

Подводя итог

hate-speech-is-not-free-speech.jpg

Мне стало ясно, что в некоторых отношениях русские пользуются большей свободой публичного выражения своего мнения, чем американцы. Я знаю, что некоторые русские, провёдшие какое-то время в Америке, поражаются, какими «политически корректными» должны быть американцы в своём общении. В Америке давление такой «корректности» всё больше ощущается даже в церквях, где пастыри и миряне, вынуждены иногда аккуратно ступать, выражая согласие с учением Библии о создании, роли женщины, или гомосексуализме.

Если американцы хотят критиковать ограничение свободного политического протеста в России, мы должны в то же время присмотреться к состоянию нашего собственного дома. Мы должны быть осведомлены о том, как многие аспекты нашей свободы слова были загнанны в угол, и как этот угол, возможно, становится всё меньше. Всегда есть предмет для обсуждения, где свобода слова должна быть ограничена на благо общества, и где она должна быть разрешена. И там и здесь, пусть дискуссия, по крайней мере, состоится!

Edited by Томила

Share this post


Link to post
Share on other sites

а дядька умен... если честно, прочитав предыдущие его посты я думал, что вот еще один изобличатель появился, но... сейчас еще раз внимательно перечитал переводы его блога и подумал.... дядька действительно пытается разобраться, чем же русские отличаются от его соотечественников...

 

спасибо за перевод, не прекращайте пожалуйста...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за перевод!

Со многим соглашусь, хотя к идее религиозных уроков в государственной школе отношусь с большим подозрением. Разве что в качестве факультатива.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё одна попытка...

Это перевод из блога американца - лютеранского священника, с 90-х живущего в Новосибирске.

 

А вот интересно было бы узнать у наших новосибирцев, слышали ли они об этом американце и как к нему относятся?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за перевод!

Со многим соглашусь, хотя к идее религиозных уроков в государственной школе отношусь с большим подозрением. Разве что в качестве факультатива.

 

Есть такая книга, Васильев, "История религий Востока". Ещё в советское время использовалась как пособие для студентов гуманитарных вузов.

По стилю чуть ли не беллетристика, я в своё время прочёл её запоем. Написана на таком уровне, что была бы интересна и школьникам. Вот если бы основы православной и светской этики преподавались в таком стиле и на таком уровне - польза для детей была бы несомненной.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за перевод!

Со многим соглашусь, хотя к идее религиозных уроков в государственной школе отношусь с большим подозрением. Разве что в качестве факультатива.

 

Есть такая книга, Васильев, "История религий Востока". Ещё в советское время использовалась как пособие для студентов гуманитарных вузов.

По стилю чуть ли не беллетристика, я в своё время прочёл её запоем. Написана на таком уровне, что была бы интересна и школьникам. Вот если бы основы православной и светской этики преподавались в таком стиле и на таком уровне - польза для детей была бы несомненной.

Мне, кстати не понятен смысл изучения религиозной и светской этики.

Вот, если я изучаю светскую этику, то для того, чтобы не попасть невольно в неловкое положение среди людей, чтобы не причинять им невольно неудобства.

Но если исходить из этой логики, то религиозную этику преподавать надо обо всех религиях РФ. Чтобы (условно говоря) православный не жарил свининку напротив синагоги, а мусульманин не делал то, что неприемлемо для православных. Однако делается не это. Страна делится на несклько частей, в каждой из частей дети изучают "свою" этику, с тем, чтобы через 20 лет получить население, которое принципиально, культурно чуждо друг другу. Чтобы уж никаких надежд договориться.

Share this post


Link to post
Share on other sites

а дядька умен... если честно, прочитав предыдущие его посты я думал, что вот еще один изобличатель появился, но... сейчас еще раз внимательно перечитал переводы его блога и подумал.... дядька действительно пытается разобраться, чем же русские отличаются от его соотечественников...

 

спасибо за перевод, не прекращайте пожалуйста...

 

В точку. Помню во время Ванкуверской олимпиады один долгоживущий в Канаде эммигрант сказал - В Канаде и Штатах нельзя плохо говорить про евреев, гомосексуалистов и своих начальников, но считается очень приличным ругать правительство и Бога. Лично мне наше восприятие нравится больше, как-то дстойнее что-ли.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за перевод!

Со многим соглашусь, хотя к идее религиозных уроков в государственной школе отношусь с большим подозрением. Разве что в качестве факультатива.

 

Есть такая книга, Васильев, "История религий Востока". Ещё в советское время использовалась как пособие для студентов гуманитарных вузов.

По стилю чуть ли не беллетристика, я в своё время прочёл её запоем. Написана на таком уровне, что была бы интересна и школьникам. Вот если бы основы православной и светской этики преподавались в таком стиле и на таком уровне - польза для детей была бы несомненной.

Мне, кстати не понятен смысл изучения религиозной и светской этики.

Вот, если я изучаю светскую этику, то для того, чтобы не попасть невольно в неловкое положение среди людей, чтобы не причинять им невольно неудобства.

Но если исходить из этой логики, то религиозную этику преподавать надо обо всех религиях РФ. Чтобы (условно говоря) православный не жарил свининку напротив синагоги, а мусульманин не делал то, что неприемлемо для православных. Однако делается не это. Страна делится на несклько частей, в каждой из частей дети изучают "свою" этику, с тем, чтобы через 20 лет получить население, которое принципиально, культурно чуждо друг другу. Чтобы уж никаких надежд договориться.

Этика - это не набор правил, она имеет свою историю. И понимание этой истории способствует пониманию различий. Они не так уж и непреодолимы. Так же, как человечество имеет общую историю, православная и мусульманская этики тоже имеют общие корни.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за перевод!

Со многим соглашусь, хотя к идее религиозных уроков в государственной школе отношусь с большим подозрением. Разве что в качестве факультатива.

 

Есть такая книга, Васильев, "История религий Востока". Ещё в советское время использовалась как пособие для студентов гуманитарных вузов.

По стилю чуть ли не беллетристика, я в своё время прочёл её запоем. Написана на таком уровне, что была бы интересна и школьникам. Вот если бы основы православной и светской этики преподавались в таком стиле и на таком уровне - польза для детей была бы несомненной.

Мне, кстати не понятен смысл изучения религиозной и светской этики.

Вот, если я изучаю светскую этику, то для того, чтобы не попасть невольно в неловкое положение среди людей, чтобы не причинять им невольно неудобства.

Но если исходить из этой логики, то религиозную этику преподавать надо обо всех религиях РФ. Чтобы (условно говоря) православный не жарил свининку напротив синагоги, а мусульманин не делал то, что неприемлемо для православных. Однако делается не это. Страна делится на несклько частей, в каждой из частей дети изучают "свою" этику, с тем, чтобы через 20 лет получить население, которое принципиально, культурно чуждо друг другу. Чтобы уж никаких надежд договориться.

Этика - это не набор правил, она имеет свою историю. И понимание этой истории способствует пониманию различий. Они не так уж и непреодолимы. Так же, как человечество имеет общую историю, православная и мусульманская этики тоже имеют общие корни.

Если бы этика была едина, её бы и преподавали одну. А у нас одни изучают православную этику, другие исламскую, третьи - светскую...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за перевод!

Со многим соглашусь, хотя к идее религиозных уроков в государственной школе отношусь с большим подозрением. Разве что в качестве факультатива.

 

Есть такая книга, Васильев, "История религий Востока". Ещё в советское время использовалась как пособие для студентов гуманитарных вузов.

По стилю чуть ли не беллетристика, я в своё время прочёл её запоем. Написана на таком уровне, что была бы интересна и школьникам. Вот если бы основы православной и светской этики преподавались в таком стиле и на таком уровне - польза для детей была бы несомненной.

Мне, кстати не понятен смысл изучения религиозной и светской этики.

Вот, если я изучаю светскую этику, то для того, чтобы не попасть невольно в неловкое положение среди людей, чтобы не причинять им невольно неудобства.

Но если исходить из этой логики, то религиозную этику преподавать надо обо всех религиях РФ. Чтобы (условно говоря) православный не жарил свининку напротив синагоги, а мусульманин не делал то, что неприемлемо для православных. Однако делается не это. Страна делится на несклько частей, в каждой из частей дети изучают "свою" этику, с тем, чтобы через 20 лет получить население, которое принципиально, культурно чуждо друг другу. Чтобы уж никаких надежд договориться.

Этика - это не набор правил, она имеет свою историю. И понимание этой истории способствует пониманию различий. Они не так уж и непреодолимы. Так же, как человечество имеет общую историю, православная и мусульманская этики тоже имеют общие корни.

Если бы этика была едина, её бы и преподавали одну. А у нас одни изучают православную этику, другие исламскую, третьи - светскую...

Вот это и плохо. Этика должна даваться сравнительно. И пусть даже детям её преподаёт православный священник или имам - но должно быть соблюдено уважение и к другим взглядам. По крайней мере, сказано об их существовании.

А этика в школе нужна. Так же, как и отсутствующие сейчас логика, астрономия, черчение.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Lutheran Prof October 21, 2012

В настоящее время большая часть Америки слышала о феминистской панк-рок группе, которая за «перфоманс» в православном храме получила суровый приговор в виде срока в женской тюрьме.

А меня зацепила одна только фраза, да и та несколько не по теме! :sarcastic:

"В женской тюрьме"! А если бы вместо женской тюрьмы им присудили срок в мужской, то что бы было?

Сдается мне, что "участницам" там бы понравилось! :D

Столько возможностей для всяких "перфомансов"! Развернулись бы по полной!

В женской-то колонии так не развернешься, как в мужской!!!

И что бы тогда хвалили-говорили-осуждали-вопили адвокаты и всякие прочие "защитники"?

Edited by moskvitch407

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за перевод!

Со многим соглашусь, хотя к идее религиозных уроков в государственной школе отношусь с большим подозрением. Разве что в качестве факультатива.

 

Есть такая книга, Васильев, "История религий Востока". Ещё в советское время использовалась как пособие для студентов гуманитарных вузов.

По стилю чуть ли не беллетристика, я в своё время прочёл её запоем. Написана на таком уровне, что была бы интересна и школьникам. Вот если бы основы православной и светской этики преподавались в таком стиле и на таком уровне - польза для детей была бы несомненной.

Мне, кстати не понятен смысл изучения религиозной и светской этики.

Вот, если я изучаю светскую этику, то для того, чтобы не попасть невольно в неловкое положение среди людей, чтобы не причинять им невольно неудобства.

Но если исходить из этой логики, то религиозную этику преподавать надо обо всех религиях РФ. Чтобы (условно говоря) православный не жарил свининку напротив синагоги, а мусульманин не делал то, что неприемлемо для православных. Однако делается не это. Страна делится на несклько частей, в каждой из частей дети изучают "свою" этику, с тем, чтобы через 20 лет получить население, которое принципиально, культурно чуждо друг другу. Чтобы уж никаких надежд договориться.

 

Это верно и так за 20 лет, мы становимся разными. Кавказ не понимет остальная Россия. Москву все не любят. Проблемы Сибири и Дальнего Востока, мало интересует и понятны остальной России за Уралом и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user007

Ещё одна попытка...

Это перевод из блога американца - лютеранского священника, с 90-х живущего в Новосибирске.

 

А вот интересно было бы узнать у наших новосибирцев, слышали ли они об этом американце и как к нему относятся?

Нет, не слышала, пока переводы Томилы не почитала. Видимо, это вот он: http://www.lts.ru/ludwig.htm - Алан людвиг, профессор лютеранской семинарии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё одна попытка...

Это перевод из блога американца - лютеранского священника, с 90-х живущего в Новосибирске.

 

А вот интересно было бы узнать у наших новосибирцев, слышали ли они об этом американце и как к нему относятся?

Нет, не слышала, пока переводы Томилы не почитала. Видимо, это вот он: http://www.lts.ru/ludwig.htm - Алан людвиг, профессор лютеранской семинарии.

Да, это он!

В какой-то из его заметок он шутливо писал, что за излишнее свободомыслие (он немножко не так там выразился, но смысл таков) в семинарии его "сослали" сначала в Южную Дакоту, а затем и в Сибирь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×