Jump to content
slotr1

Какие уроки извлекла Россия из самой трагической катастрофы подводного флота (nationalinterest)

Recommended Posts

Какие уроки извлекла Россия из самой трагической катастрофы подводного флота

by Mark Episkopos

 

Спустя двадцать лет после катастрофы, случившейся с атомной подводной лодкой «Курск», эта трагедия остается одной из самых мрачных глав в истории российского флота.

 

Атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами «Курск» был одной из последних заложенных подводных лодок проекта 949А «Антей» («Оскар II» по классификации НАТО). Этот проект, специально разработанный для борьбы с авианосными ударными группами ВМС США, стал кульминацией советского подводного кораблестроения на завершении эпохи СССР. Планировалось построить двадцать лодок этого типа, но до окончания холодной войны успели спустить на воду только тринадцать корпусов.

 

Kursk_wreck.jpg

 

«Курск» вошел в состав Северного флота в 1994 году — как раз в то время, когда резко сократилось финансирование российского Военно-морского флота. За годы после распада Советского Союза из-за связанного с сокращением бюджета хронического невыполнения необходимых работ по техническому обслуживанию многие подводные корабли пришли в упадок.

 

«Курск» считался одной из самых боеспособных подводных лодок Северного флота, укомплектованной подготовленным экипажем. 12 августа 2000 года «Курск» вместе с десятком других российских кораблей вышел в назначенный район для участия в первых самых крупных после распада Советского Союза флотских учениях. В ходе учения «Курск» получил разрешение на проведение торпедной стрельбы практическими торпедами по тяжелому атомному ракетному крейсеру «Петр Великий». Но по каким-то причинам произошла задержка с выполнением упражнения, а чуть позже с интервалом в две минуты раздались два подводных взрыва. В результате взрывов «Курск» затонул. Разрушенными оказалась вся передняя часть корпуса и несколько носовых отсеков подводной лодки.

 

После длительных разбирательств правительственная комиссия, проводившая расследование, пришла к выводу, что из-за утечки перекиси водорода взорвалась одна из загруженных на «Курск» торпед типа 65-76А. Взрыв вызвал пожар, который быстро распространился по подводной лодке, что привело к детонации еще нескольких торпед. Как сообщается, после этого на борту субмарины оставались в живых всего двадцать три человека, но в конечном итоге и они погибли по причине невозможности проведения аварийно-спасательных работ. В результате трагедии погиб весь экипаж подводной лодки — 118 человек.

 

Последующее расследование выявило многочисленные нарушения должностных инструкций  и правил безопасности, в том числе лодка вышла в море с неисправным аварийно-спасательным буем, не были своевременно проведены инспекционные проверки готовности корабля и экипажа, с нарушениями эксплуатировалась техника и оборудование. В конечном итоге комиссия определила причиной катастрофы утечки в торпеде из-за некачественной сварки корпуса изделия. Позже выяснилось, что практическая торпеда была в плохом техническом состоянии и вообще не должна была грузиться на борт «Курска». Возможно, что непосредственной причиной взрыва мог быть плохой сварочный шов, но нет никаких сомнений в том, что катастрофа «Курска» стала результатом системных проблем, накопившихся в течение десятилетия после распада СССР, повсеместного несоблюдения правил и инструкций и недопустимого отношения к обслуживанию техники и оборудования.

 

Трагедия «Курска» усугубилась неадекватной реакцией Москвы. В решающие дни после катастрофы из уст Кремля звучали противоречивые и сомнительные заявления, чиновники и командование не спешили раскрывать число жертв, была плохо организована поддержка семей погибших моряков, и по непонятным причинам откладывалось принятие окончательного решения о приеме британской и норвежской помощи в проведении авариной-спасательных работ. До сих пор продолжаются споры о том, что именно пошло не так, и при этом некоторые специалисты полагают, что Кремль изначально был введен в заблуждение военными по поводу масштабов трагедии и количества жертв.

 

Трагедия «Курска» стала для Москвы не только уроком решения кризисных проблем, но и тревожным звонком по поводу плохого состояния многих кораблей российского военного флота. К началу 2010-х годов Министерство обороны РФ наметило обширную программу модернизации, чтобы вдохнуть новую жизнь в ВМФ.

 

  • Thanks (+1) 8

Share this post


Link to post
Share on other sites
AVB62 сказал(а) 8 минут назад:

И...?

Писать им о РФ нечего. Вот в  очередной раз и выкопали "информационный труп". Могли бы И о ВОВ ченить "высрать". Или даже о ПМВ... "В эти дни, 100 лет назад..."

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

издание чьё? Там только и знают "курск в мутной воде", а тут такое откровение, что никакого сговора нет и американская лодка не топила русскую.. просто раздолбайство

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как определить, что именно сварной шов?

*******************

В целом же - неприятно, что потерян формат торпеды 650 мм.

От 533 мм есть отличия и важные.

1)В размерность 650 мм можно разместить самоходный подводный аппарат беспилотник. И производить запуск отложенный ракет уже из беспилотника.

В контейнер 650 мм прекрасно поместится ракета Калибр. И останется место на много-много-много ещё чего. На аккумуляторы, на двигатель, на системы управления.   Выпустили "аппарат 650 мм" и ушли в одну сторону, а беспилотный носитель - в другую сторону. И через 12-24 часов сделал пуск. Если он пойдёт на малой скорости, малошумно и на большой глубине у дна - ловить его сложно. Если вообще смогут обнаружить.

2)В размерность 650 мм прекрасно ложится сухой обитаемый носитель людей. А это совсем- совсем не тот уровень комфорта, что в торпеде-носителе 533 мм. Тут можно уже утеплитель по стеночке сделать. Никакого тебе пиелонефита, никакого цистита и прочих следствий длительного переохлаждения. И размерность - туда и четырёх человек можно засунуть. Или же троих с хорошим грузом.

3)Дальность хода торпеды прямо связана с её размером.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну-ну.... если бы только своя торпеда взорвалась, то незачем было бы отрезать нос подлодки под водой, на котором сохранились следы удара американской торпеды. А эту дыру от внешней торпеды мы всё-таки видели...

Edited by priyatel45

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×