foteen13 Report post #1 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 06:44 PM Как взрослые люди становятся верующими? – истории Бутусова, Германики, Вяземского и других Как и почему приходят к вере взрослые люди? «Фома» собрал несколько рассказов наших известных современников об их собственном пути. Вячеслав Бутусов, рок-музыкант, композитор, писатель Один из «патриархов» русского рока, Вячеслав Бутусов принял Крещение в 30 лет, перед венчанием — по настоянию супруги. Но настоящее воцерковление музыканта началось позже. «Тогда я пребывал в совершенно неоправданном праздном состоянии, — рассказал Бутусов в интервью «Фоме». — Какая-то сплошная пьянка, безответственность… А потом страшно стало. Было ощущение надвигающейся беды, ужаса. Появилось отвращение к жизни, и… На мне такой грех — я три раза на себя руки накладывал. В голове — бардак, ее просто распирало. И совесть меня мучила. Я спать перестал. Появились невероятные проблемы со здоровьем». А потом он увидел, какие изменения происходят с Константином Кинчевым, лидером группы «Алиса», который тогда уже пришел к Богу, и понял, что жить без веры невозможно. Сперва казалось, что соблюдать правила, находить время для молитвы крайне сложно. Потом, как многие неофиты, Бутусов впал в крайность: «Я стал настолько строг в этом отношении, что решил — мне всё мешает, надо уйти куда-нибудь в пещеру, стать монахом… Мне потом кто-то из знакомых батюшек сказал: “Ну, это ты легко решил отделаться”». А затем стал замечать, как преображается мир вокруг, переворачивается с головы на ноги. «Мне пришлось отказаться от многих дурных привычек, прежде чем меня начали посещать озарения, делающие человека счастливым. Я узнал о своей слабости и немощности. Узнал о том, почему не нужно вести вредный образ жизни, а стремиться к правильному… Узнал, как и почему нужно быть жизнерадостным и жизнеспособным». Валерия Германика, кинорежиссер От эпатажного бунтаря-гота до прихожанки православного храма — такое преображение Валерии Германики многих удивило. Сама же она говорит, что никогда не считала, что Бога нет и всегда хотела жить вечно, просто не сразу нашла путь. В авторской программе главного редактора «Фомы» Владимира Легойды «Парсуна» Валерия рассказала, что была крещена еще в детстве, но лет в 16 сняла с себя крестик, увлеклась тяжелой музыкой, Мэрилином Мэнсоном, «жила субкультурой, тусовалась с ребятами, с такими же, как я. Ну на кладбище мы ходили, сидели там, пили портвейн... И это тот момент, когда ты… как в диалоге с Богом, но в каком-то таком странном. Когда ты обижен на Бога за то, что у тебя все плохо...» Такая жизнь затягивала все сильнее. Валерии было 27 лет, когда она, очередной раз попав в больницу с интоксикацией, ощутила, что всё — пришла смерть, а вместе с этим появилась боязнь ада и вечного небытия. «Попросила одну свою подругу, которая часто ходила к одному необыкновенному батюшке, меня отвести. Потому что пора писать завещание». Общение с этим священником многое в ней изменило: «Стало спокойнее. Я нашла путь к вечной жизни. То, что человеку, который вечно думает и рефлексирует, необходимо». По словам Валерии, вера для нее — это возможность быть счастливой и жить в гармонии. «Когда ты просто живешь с Богом, ты не должен быть хорошим, сразу переодеться, стереть с себя татуировки, содрать всю кожу. Бог этого не хочет. Это такой стереотип. Бог не хочет того, чтобы я была не я. Он меня создал такой. Я осталась таким же панком в душе. Я насильно его не изживаю, а просто меняюсь». Юрий Вяземский, кандидат исторических наук, педагог, писатель, философ, телеведущий Юрий Вяземский к Богу пришел уже взрослым: «Движение к вере у меня началось через литературу и искусство. Был впечатлен, когда впервые посмотрел рок-оперу “Иисус Христос — суперзвезда” в записи, которую отец привез из Америки. О многом задумался после прочтения романа “Мастер и Маргарита”». Верующим Юрий Вяземский, как говорит, стал «по радости» — не было какой-то беды, болезни, но случались свойственные юношеству опасные ситуации. «Для меня вся моя жизнь — абсолютное чудо, потому что я в принципе уже раз сто должен был умереть или что-то должно было со мной произойти, но меня беспрестанно спасал Бог. Я, собственно, и верить начал всерьез в один момент, когда вдруг передо мной явилась череда страшных событий, которые могли бы меня изъять из этого мира, и я понял, что мне на протяжении всей жизни Кто-то помогал… А спасибо-то я Ему еще ни разу не сказал», — поделился Юрий Павлович в интервью «Фоме». Юрий Вяземский пишет романы на евангельские темы, много говорит о религии со своими студентами в МГИМО, независимо от их мировоззрения и вероисповедания. Он убежден, что «одна из целей религиозного познания — осмыслить связь времен… Для человека яркого и взыскующего мысль о том, что его больше никогда не будет, в принципе ненормальна, болезненна и противоестественна. Для чего ты всю жизнь тогда трудился, ставил цели, прикладывал усилия? И точно также человеку очень не хочется, чтобы умирал его близкий… Человек внутренне хочет жизнь своего близкого продлить… Религиозное познание мира — в той или иной форме — заложено в каждого человека». Алексей Рыбников, композитор Алексей Рыбников, создатель знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», родился в 1945 году. Его сразу же крестили — семья была глубоко верующей. Мама и бабушка регулярно ходили в храм и брали с собой маленького Алексея. Мальчик исповедовался, причащался, но «в миру» ему, конечно, приходилось свою воцерковленность не афишировать — советский школьник не мог быть верующим! Став студентом, Рыбников постепенно отдалился от Церкви. Во время работы над «Юноной и Авось» и вовсе увлекся оккультной литературой, изучением других религий. Через несколько лет таких «поисков» почувствовал всю негативную мощь мистического мира: «Была реальная угроза погибнуть... Потом все эти книги я сжег, — рассказал композитор в интервью «Фоме», — не просто подарил или выкинул, а именно сжег». Алексей Львович уверен — в каждом из нас с рождения заложено стремление к Богу, порой оно «приобретает жуткие формы, такие, как увлечение магией, но это все от того, что человека тянет сделать шаг за пределы своего физического бытия, ему жутко интересно: а что там? И эта тяга либо спасает, либо губит, в зависимости от пути ее реализации». Алексей Рыбников вернулся в Церковь, стал изучать православную духовную музыку, а вскоре — сочинять собственную. Тема веры заняла главное место в его творчестве. «Я верю в Бога. Я крещеный, православный, и для меня это — фундамент моей жизни». Владимир Хотиненко, кинорежиссер, сценарист, педагог Свой путь к вере Владимир Хотиненко считает и сложным, и легким одновременно. Обращение к Богу для него произошло совершенно внезапно, на фоне внешне стабильной и благополучной жизни. Не было никакого горя, болезни, никто не агитировал пойти «за компанию». Шел 1980 год, Владимир учился на высших режиссерских курсах, вел, как сам рассказал главному редактору «Фомы» Владимиру Легойде в его программе «Парсуна», достаточно разгульную жизнь. «И вдруг у меня в голове звучит почти голос, что если я не крещусь, то я пропаду». На курсах была женщина, уже воцерковленная (а позже принявшая монашество), к которой и обратился за помощью Хотиненко. Вскоре он принял крещение в церкви иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской. Вера повлияла не только на жизнь, но и на творчество режиссера — эта тема лежит в основе фильмов «Мусульманин», «Поп», «Паломничество в Вечный город»... Он много читает духовной литературы, убежден что вера дает человеку идеалы, вектор существования: «Не может человек жить бессмысленно — только пить, есть, размножаться... Мы всё равно рано или поздно зададим себе вопрос: а в чем смысл жизни? <...> Давайте попробуем хотя бы денек не сказать или не подумать ничего дурного друг о друге. Тело тренировать сейчас все горазды — в спортзал бегом, брюшко согнать. Пресс, мышцы, макияж... А что внутри-то?! Как душу тренировать? Только так! Только верой и поиском истинного смысла жизни». Юрий Лончаков, космонавт, доктор технических наук До того как попасть в отряд космонавтов, Юрий Лончаков был военным летчиком. Служил в морской авиации Балтийского флота, затем — в частях ПВО. Профессия сложная, опасная. После нескольких критических случаев в летной практике 28-летний Юрий и решил креститься. Но примерным прихожанином сразу не стал — не находил времени на храм из-за постоянных командировок, да и в принципе о православии знал мало: «Нас же в то время воспитывали атеистами и говорили, что религия — это опиум для народа, и не было возможностей про это почитать». Когда Юрий Валентинович уже был командиром отряда космонавтов, он приехал по приглашению в Троице-Сергиеву лавру и познакомился с игуменом Иовом, теперь настоятелем храма Преображения Господня в Звездном городке. В ближайшую космическую экспедицию Лончаков взял Библию, подаренную священником, и там, на орбите, впервые прочитал её целиком. «...Возникало очень много вопросов, я их записывал и, когда было время, звонил на Землю батюшке». Так, шаг за шагом, космонавт приходил к вере. «Многим профессия космонавта кажется романтичной, но романтика заканчивается уже на этапе подготовки… Каждый день с 9 до 18 у нас занятия... Конечно, тяжело и физически, и морально. Но человек, который доходит до полета, исполняет свою мечту, испытывает непередаваемые чувства, ощущение полного счастья. Ты понимаешь, что сам, без помощи Божией, не смог бы этого достичь. Вера в Господа, наша православная, правильная вера дает огромные силы, вдохновение на эту нелегкую, опасную работу», — рассказал Юрий Лончаков в интервью «Фоме». Фредерика де Грааф, рефлексотерапевт и психолог Первого московского хосписа Почти 20 лет голландка Фредерика де Грааф живет в России, работает рефлексотерапевтом и психологом в Первом московском хосписе. И почти 45 лет она — православная христианка. А началось всё в 1975 году, когда в Гронингенский университет, где на факультете славистики училась 25-летняя де Грааф, приехал митрополит Сурожский Антоний. Шел Великий пост, и владыка проводил лекции на духовные темы. Среди слушателей оказалась и Фредерика, тогда еще далекая от православия. Но после этих бесед жизнь её изменилась. В 1976 году Фредерика получила стажировку в МГУ и отправилась в Москву совершенствовать знание русского языка. В конце этой годовой практики она приняла крещение с именем Мария. Вернувшись в Голландию, раздала все свои вещи и с двумя чемоданами переехала в Англию, чтобы быть в приходе владыки Антония. «Я не знала, куда еду и чем буду заниматься, но все устроилось. Я получила медицинское образование...» — рассказала Фредерика де Грааф в интервью «Фоме». Более 10 лет она проработала в онкологических больницах и хосписах Лондона. Потом, по благословению митрополита Антония, переехала в Россию, где получила второе высшее образование в области психологии. И уже много лет работает в хосписе — с теми, кто умирает... «Мне кажется, наша сосредоточенность на себе мешает видеть образ Божий в каждом человеке. И мешает любить. Но когда человек стоит перед переходом в вечность, борясь или не борясь за свою жизнь, — сострадание к нему сильнее, чем мысли о себе. И поэтому иногда этот образ Божий в нем мне открывается. Не всегда, но часто. Не благодаря мне, а благодаря ему. Этот человек учит меня любить. Еще неизвестно, кто кому больше помогает». Подготовила Ангелина Дадашева https://foma.ru/kak-vzroslye-ljudi-stanovjatsja-verujushhimi-istorii-butusova-germaniki-vjazemskogo-i-drugih.html?nonamp=1&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr 29 2 Share this post Link to post Share on other sites
lzlz Report post #2 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 06:47 PM (edited) Германика?? Пусть за Школу всю жизнь кается! верующая..... А вот Хотиненко - это Человек с большой буквы! Самый главный шедевр - Зеркало для героя. Edited November 19, 2020 by lzlz 6 Share this post Link to post Share on other sites
foteen13 Report post #3 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 06:48 PM Николай Цискаридзе приехал в хоспис — мечта Майи Владимировны сбылась 23.11.2017 Волонтёры хосписа «Дегунино» придумали коробку желаний — в неё пациенты складывают записки. Майя Владимировна как-то раз написала — «хочу познакомиться с Николаем Цискаридзе». Таких связей ни у кого не было. Но волонтёры в тот же день написали об этой мечте в социальных сетях, просили делиться, спрашивали, искали — и случилось так, что информация дошла до Николая Максимовича. И еще через два дня он приехал в хоспис. На следующее утро Майи Владимировны не стало. Не важно, сколько дней осталось в жизни. Важно, сколько жизни в каждом из дней. Спасибо всем, кто сделал это встречу возможной. https://www.hospicefund.ru/mechta-mayi-vladimirovnyi/ 28 Share this post Link to post Share on other sites
Лариса2407 Report post #4 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 06:59 PM foteen13 сказал(а) 9 минут назад: и не было возможностей про это почитать Это в каком году не было? (Лончаков 1965 г.р) у нас в районной библиотеке у школьников выясняли их интересы и подбирали книги в соответствии с этими интересами. В классе 5-6 я заявила , что интересуюсь мировыми религиями, и в каждый мой приход в библиотеку сотрудница предлагала мне подборки книг по религии 6 Share this post Link to post Share on other sites
foteen13 Report post #5 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 07:02 PM (edited) Лариса2407 сказал(а) 5 минут назад: Это в каком году не было? (Лончаков 1965 г.р) у нас в районной библиотеке у школьников выясняли их интересы и подбирали книги в соответствии с этими интересами. В классе 5-6 я заявила , что интересуюсь мировыми религиями, и в каждый мой приход в библиотеку сотрудница предлагала мне подборки книг по религии Я 1968 года рождения. С литературой по религиям проблем не было. Только с объективностью изложения зачастую были проблемы: в основном с атеистическим уклоном. Edited November 19, 2020 by foteen13 7 Share this post Link to post Share on other sites
Лариса2407 Report post #6 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 07:07 PM foteen13 сказал(а) 1 минуту назад: Я 168 года рождения. С литературой по религиям проблем не было. Только с объективностью изложения зачастую были проблемы: в основном с атеистическим уклоном. Да вы хорошо сохранились)) А религия это опиум для народа и есть) 3 1 Share this post Link to post Share on other sites
foteen13 Report post #7 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 07:10 PM Лариса2407 сказал(а) 1 минуту назад: Да вы хорошо сохранились)) Я исправил Лариса2407 сказал(а) 1 минуту назад: А религия это опиум для народа и есть) Ну,это для воспалённого атеистического мозга...или что там у вас в головах,у атеистов 6 2 Share this post Link to post Share on other sites
siguron Report post #8 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 07:49 PM foteen13 сказал(а) 44 минуты назад: Я 1968 года рождения. С литературой по религиям проблем не было. Только с объективностью изложения зачастую были проблемы: в основном с атеистическим уклоном. Литература по религии = литература по атеизму и против религии. Правда попадались интересные вещи. Хотя, по религии античного мира можно было найти что угодно, вплоть до узкоспециальных научных трудов. Часто это были небольшие книжки в мягкой обложке. 4 Share this post Link to post Share on other sites
11220 Report post #9 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 07:50 PM Сильно в молодости видимо грешили? И что значит верующими? В церковь стали ходить? Так это не показатель. Россия традиционно была беспоповской. Бог есть, он в сердце у каждого и церковь для связи с богом не нужна.. 5 1 Share this post Link to post Share on other sites
Равиль Report post #10 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 07:59 PM foteen13 сказал(а) 45 минут назад: Я исправил Ну,это для воспалённого атеистического мозга...или что там у вас в головах,у атеистов Во фразе о том, что религия есть опиум для народа, кмк, нет ничего уничижительного для Веры. Давайте не будем забывать о том, что, когда говорились эти слова, опиум в медицине использовался наравне с морфием в качестве обезболивающего средства. Сила, которую даёт Вера, действительно помогает вынести любую боль. Нет? 9 Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #11 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 08:11 PM 11220 сказал(а) 13 минут назад: Сильно в молодости видимо грешили? И что значит верующими? В церковь стали ходить? Так это не показатель. Россия традиционно была беспоповской. Бог есть, он в сердце у каждого и церковь для связи с богом не нужна.. Ну да, и воины перед битвой не исповедовались и не причащались, и Пушкин перед смертью у священника не исповедовались с принятием святых Христовых таинств, и Достоевский не был прихожанином церкви Владимирской Божией Матери, на Владимирском проспекте и пословицы не было - кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Конечно все в России были беспоповцы... 14 Share this post Link to post Share on other sites
xbizzy Report post #12 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 08:21 PM Primipilus сказал(а) 4 минуты назад: Ну да, и воины перед битвой не исповедовались и не причащались Жетвоприношение богам от попов. Видимо среди богов соревнование, на количество принесенных им жертв 1 1 1 Share this post Link to post Share on other sites
11220 Report post #13 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 08:22 PM Primipilus сказал(а) 10 минут назад: Ну да, и воины перед битвой не исповедовались и не причащались, и Пушкин перед смертью у священника не исповедовались с принятием святых Христовых таинств, и Достоевский не был прихожанином церкви Владимирской Божией Матери, на Владимирском проспекте и пословицы не было - кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Конечно все в России были беспоповцы... Вы про господ. А про крестьян? 1 Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #14 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 08:27 PM 11220 сказал(а) 1 минуту назад: Вы про господ. А про крестьян? Крестьяне, так вообще самые верующие были. Ибо городская студенческая забава в виде штудирования трудов философов-атеистов и дарвиновского поветрия до них не доходила. Они крестились в Церкви и там же отпеваись, перед смертью причастившись. А солдаты и казаки - это господа?. 8 Share this post Link to post Share on other sites
foteen13 Report post #15 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 08:33 PM Primipilus сказал(а) 3 минуты назад: А солдаты и казаки - это господа?. А он всё делит на классы.Даже жопу- правая половинка не правильная,-господская,а левая (ну оно и понятно!) классово правильная! А посредине - разлом революции 1 2 Share this post Link to post Share on other sites
zwerg Report post #16 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 08:35 PM xbizzy сказал(а) 7 минут назад: Жетвоприношение богам от попов. Видимо среди богов соревнование, на количество принесенных им жертв Откуда такие дебилы, как Вы, вылазят, не подскажете? 2 1 Share this post Link to post Share on other sites
foteen13 Report post #17 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 08:56 PM zwerg сказал(а) 19 минут назад: Откуда такие дебилы, как Вы, вылазят, не подскажете? "Стране нужны были герои, ...зда рожала ...удаков". © (Народная мудрость) 1 Share this post Link to post Share on other sites
xbizzy Report post #18 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 09:12 PM zwerg сказал(а) 36 минут назад: Откуда такие дебилы, как Вы, вылазят, не подскажете? бывшим партийным, ныне деградировавшим что либо объяснять впустую 2 Share this post Link to post Share on other sites
РУСИЧ Report post #19 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:09 PM siguron сказал(а) 2 часа назад: Литература по религии = литература по атеизму и против религии. Правда попадались интересные вещи. Хотя, по религии античного мира можно было найти что угодно, вплоть до узкоспециальных научных трудов. Часто это были небольшие книжки в мягкой обложке. Литература по религии в СССР именно литература о религии, а не религиозная литература. Для человека вне церкви что Зевс, что Иегова -- всё одно, только с разных точек зрения. Вот так бы преподавали основы религии в школах, было бы хорошо 7 Share this post Link to post Share on other sites
РУСИЧ Report post #20 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:12 PM (edited) Primipilus сказал(а) 1 час назад: Крестьяне, так вообще самые верующие были. Ибо городская студенческая забава в виде штудирования трудов философов-атеистов и дарвиновского поветрия до них не доходила. Они крестились в Церкви и там же отпеваись, перед смертью причастившись. А солдаты и казаки - это господа?. Поп в церковь идёт - о девках думает, поп в трапезу ковыляет - о рюмочке помышляет. Дьяк у места – что кошка у теста, а как дьяк на площади – то господи прости У попа брюхо легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел. Дьячок не служит, все по девушке тужит; пономарь не звонит, на её жопу глядит; поп не венчает, за сына чает. Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт. Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех. Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса. Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили. С попом хлеб-соль не води - только встреть, да проводи. Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром.Попу – куницу, дьякону – лисицу, пономарю-горюну – серого зайка, а просвирне-хлопушке – заячьи ушки. Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал. У попа товар – ад и рай, что хочешь, то и выбирай. Церковного чину взять - кутейником станут звать. Попы поют над мертвыми, комары над живыми. Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь. Поповского пуза не набьешь, не наполнишь. Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает. Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма. Вот такие поговорки придумали "глубоко верующие крестьяне " о попах Edited November 19, 2020 by РУСИЧ 7 Share this post Link to post Share on other sites
siguron Report post #21 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:13 PM РУСИЧ сказал(а) 1 минуту назад: Литература по религии в СССР именно литература о религии, а не религиозная литература. Для человека вне церкви что Зевс, что Иегова -- всё одно, только с разных точек зрения. Вот так бы преподавали основы религии в школах, было бы хорошо Литература, которая была по религии в СССР, это точка зрения атеистов. Часто очень примитивно поданная. Точка зрения оппонентов, т.е религиозная там представлена не была. 5 Share this post Link to post Share on other sites
РУСИЧ Report post #22 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:16 PM siguron сказал(а) 1 минуту назад: Литература, которая была по религии в СССР, это точка зрения атеистов. Часто очень примитивно поданная. Точка зрения оппонентов, т.е религиозная там представлена не была. Зато сейчас всё наоборот. Оно и понятно, в ТОМ обществе не было нужды в религии, В ЭТОМ государство поддерживает церковь, церковь поддерживает государство. Всякая власть от бога 4 Share this post Link to post Share on other sites
siguron Report post #23 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:21 PM РУСИЧ сказал(а) 1 минуту назад: Зато сейчас всё наоборот. Оно и понятно, в ТОМ обществе не было нужды в религии, В ЭТОМ государство поддерживает церковь, церковь поддерживает государство. Всякая власть от бога Все от Бога. В СССР не было нужды в религии, потому она была конкурентом существующей идеологии - веры в коммунизм. Это касаемо партийных бонз. В народе в Бога верили как и раньше. В том числе и местные партийцы и районное руководство. 4 Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #24 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:21 PM РУСИЧ сказал(а) 5 минут назад: Поп в церковь идёт - о девках думает, поп в трапезу ковыляет - о рюмочке помышляет. Дьяк у места – что кошка у теста, а как дьяк на площади – то господи прости У попа брюхо легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел. Дьячок не служит, все по девушке тужит; пономарь не звонит, на её жопу глядит; поп не венчает, за сына чает. Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт. Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех. Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса. Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили. С попом хлеб-соль не води - только встреть, да проводи. Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром.Попу – куницу, дьякону – лисицу, пономарю-горюну – серого зайка, а просвирне-хлопушке – заячьи ушки. Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал. У попа товар – ад и рай, что хочешь, то и выбирай. Церковного чину взять - кутейником станут звать. Попы поют над мертвыми, комары над живыми. Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь. Поповского пуза не набьешь, не наполнишь. Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает. Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма. Вот такие поговорки придумали "глубоко верующие крестьяне " о попах А теперь предоставьте данные в каких губерниях и в каком году собирались эти пословицы. Были ли они собраны в рядах старообрядцев-беспоповцев. А может они были сочинены в Губельмановском "Союзе существующих безбожников". 2 Share this post Link to post Share on other sites
РУСИЧ Report post #25 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:26 PM siguron сказал(а) 1 минуту назад: Все от Бога. В СССР не было нужды в религии, потому она была конкурентом существующей идеологии - веры в коммунизм. Это касаемо партийных бонз. В народе в Бога верили как и раньше. В том числе и местные партийцы и районное руководство. Бросьте! Никто в позднем СССР не верил ни в коммунизм ни в бога. Ну за исключением 1%. Зато сейчас постоять в роли подсвечника--доказать лояльность власти, ведь Президент стоит! А ещё в сообществах высших обезьян замечено: чем ближе к вожаку, тем сильнее копируется его поведение. 5 Share this post Link to post Share on other sites
siguron Report post #26 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:29 PM РУСИЧ сказал(а) Только что: Бросьте! Никто в позднем СССР не верил ни в коммунизм ни в бога. Ну за исключением 1%. Зато сейчас постоять в роли подсвечника--доказать лояльность власти, ведь Президент стоит! А ещё в сообществах высших обезьян замечено: чем ближе к вожаку, тем сильнее копируется его поведение. В коммунизм не верили, а в Бога верили. На Пасху ночью в единственной церкви толпа стояла. В деревне у всех в домах иконы были. 2 Share this post Link to post Share on other sites
РУСИЧ Report post #27 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:29 PM Primipilus сказал(а) 5 минут назад: А теперь предоставьте данные в каких губерниях и в каком году собирались эти пословицы. Были ли они собраны в рядах старообрядцев-беспоповцев. А может они были сочинены в Губельмановском "Союзе существующих безбожников". Я так и думал, будет возражение, мол эти поговорки придумали чекисты )))))) Ну а "сказку о попе и работнике Балде" тоже чекисты придумали? Кстати, вышел новый вариант этой сказки: теперь это сказка о купце и Балде, ибо негоже позорить духовные власти 5 Share this post Link to post Share on other sites
РУСИЧ Report post #28 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:32 PM siguron сказал(а) Только что: В коммунизм не верили, а в Бога верили. На Пасху ночью в единственной церкви толпа стояла. В деревне у всех в домах иконы были. На Пасху в церковь пришли 5% населения. Это и есть реальная доля православных, а вовсе не 70-90%, как любят утверждать митрополиты 7 Share this post Link to post Share on other sites
siguron Report post #29 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:33 PM РУСИЧ сказал(а) Только что: На Пасху в церковь пришли 5% населения. Это и есть реальная доля православных, а вовсе не 70-90%, как любят утверждать митрополиты Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #30 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 10:35 PM (edited) РУСИЧ сказал(а) 3 часа назад: Я так и думал, будет возражение, мол эти поговорки придумали чекисты )))))) Ну а "сказку о попе и работнике Балде" тоже чекисты придумали? Кстати, вышел новый вариант этой сказки: теперь это сказка о купце и Балде, ибо негоже позорить духовные власти Да нет, просто есть такая штука, как изучение фольклористики, историки организуют экспедиции, и выпускают по ним труды. А в интернете я и не такое могу написать.Мне нужны научные исторические источники. Пушкин сочинил сказку о балде. Тогда он был бунтарем, и не был воцерковленным. Пушкин-консерватор, уже другой: Молитва Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешения. Да брат мой от меня не примет осуждения, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Edited November 20, 2020 by Primipilus 6 Share this post Link to post Share on other sites
astrokaktus Report post #31 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 11:09 PM Кто все эти люди и почему мы должны о них знать? 1 Share this post Link to post Share on other sites
Тюлька Report post #32 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 11:17 PM РУСИЧ сказал(а) 44 минуты назад: На Пасху в церковь пришли 5% населения. Это и есть реальная доля православных, а вовсе не 70-90%, как любят утверждать митрополиты А 95% смотрели «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» 3 1 Share this post Link to post Share on other sites
xbizzy Report post #33 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 11:52 PM foteen13 сказал(а) 2 часа назад: "Стране нужны были герои, ...зда рожала ...удаков". © (Народная мудрость) В коллекцию, с приветом от народа, на долгие времена Мужик только-только пиво заварил - а поп уж с ведром. У попа брюхо легче пуха - на свадьбе поел, на поминки полетел. Мало в попы идут за Иисуса, всё больше - из-за хлеба куса 2 Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #34 Posted November 19, 2020 | 11/19/2020 11:57 PM xbizzy сказал(а) 3 минуты назад: В коллекцию, с приветом от народа, на долгие времена Мужик только-только пиво заварил - а поп уж с ведром. У попа брюхо легче пуха - на свадьбе поел, на поминки полетел. Мало в попы идут за Иисуса, всё больше - из-за хлеба куса Это с какой этнографический поездки было записано, и в какой губернии? Share this post Link to post Share on other sites
Cергей Report post #35 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:04 AM РУСИЧ сказал(а) 3 часа назад: На Пасху в церковь пришли 5% населения. Это и есть реальная доля православных, а вовсе не 70-90%, как любят утверждать митрополиты 5% это с натяжкой, столько, время от времени забегает в церковь свечку поставить. Спросите у них, что есть троица - мало кто знает, считает что это то что на торпеду приклеено. 1 Share this post Link to post Share on other sites
exe081 Report post #36 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:19 AM Я вот, хоть и атеист- в богов верю. Share this post Link to post Share on other sites
Вася Стекломоев Report post #37 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:20 AM Primipilus сказал(а) 3 часа назад: Это с какой этнографический поездки было записано, и в какой губернии? Толковый словарь Даля https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=30354 3 Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #38 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:36 AM Вася Стекломоев сказал(а) 2 минуты назад: Толковый словарь Даля https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=30354 Только вот там не написано: В каких губерниях были эти пословицы Ареал распространения (на какие территории они распространлись) Выборка людей, знающих их 1 Share this post Link to post Share on other sites
Cергей Report post #39 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:36 AM exe081 сказал(а) 15 минут назад: Я вот, хоть и атеист- в богов верю. Так мы тут через одного православные атеисты. 1 Share this post Link to post Share on other sites
Вася Стекломоев Report post #40 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:39 AM Primipilus сказал(а) 1 час назад: Только вот там не написано: В каких губерниях были эти пословицы Ареал распространения (на какие территории они распространлись) Выборка людей, знающих их Не думаю, что Даль в далеком 1863 г. сам сочинял пословицы для своего словаря. 5 Share this post Link to post Share on other sites
exe081 Report post #41 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:49 AM Cергей сказал(а) 10 минут назад: Так мы тут через одного православные атеисты. Через Зусула? 1 Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #42 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 02:49 AM Вася Стекломоев сказал(а) Только что: Не думаю, что Даль в далеком 1863 г. сам сочинял пословицы для своего словаря. Я не об этом, а про то, что были части губерний в которых жили старообрядцы (для них Церковь после Петра - это зло), было множество сект. Еще там не пишется территориально где проводилась этнографическая экспедиция - город, станица, село, деревня). Если бы все крестьянство было плохо настроено к Церкви, то сельские храмы бы пустовали, а этого априори не было. Здесь нужно быть объективным. Что меня интересует, я написал - выборка опрашиваемых, повторяемость в губерниях или в соседних селах, как показатель массового отношения крестьян к священникам и статистика распространения. Если в селе 5 человек знают и поддерживает пословицу про "жадных попов", а 5 ходит в Церковь - это не показатель того, что крестьянство ненавидело, как священников, так и Церковь, и не посещало воскресные службы, 3 Share this post Link to post Share on other sites
Вася Стекломоев Report post #43 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 03:07 AM Primipilus сказал(а) 1 час назад: Я не об этом, а про то, что были части губерний в которых жили старообрядцы (для них Церковь после Петра - это зло), было множество сект. Еще там не пишется территориально где проводилась этнографическая экспедиция - город, станица, село, деревня). Если бы все крестьянство было плохо настроено к Церкви, то сельские храмы бы пустовали, а этого априори не было. Здесь нужно быть объективным. Что меня интересует, я написал - выборка опрашиваемых, повторяемость в губерниях или в соседних селах, как показатель массового отношения крестьян к священникам и статистика распространения. Если в селе 5 человек знают и поддерживает пословицу про "жадных попов", а 5 ходит в Церковь - это не показатель того, что крестьянство ненавидело, как священников, так и Церковь, и не посещало воскресные службы, Чтобы выборку губерний найти, нужно время и желание, что если честно просто лень в это морозное утро. )) В принципе достаточно и фразы Белинского чтобы понять, Даль действительно собирал свой материал по всей стране где он называет Даля "человеком бывалым, ознакомившимся с бытом России почти на всех концах ее". Критик воспринимал Даля как бытописателя и этнографа. Всю жизнь Даль, был собирателем памятников народного творчества: песен, сказок, пословиц, поговорок "для составления которого потребовалась бы целая академия и целое столетие" (П.И. Мельников-Печерский). Самое интересное, что Даль отделяет служителей от Бога и в отличие от первых не приводит ни одной пословицы против. Думаю в этом и заключается ответ. Люди шли именно к Богу, а не служителю, такому же человеку как они со всеми его недостатками и грехами. 1 Share this post Link to post Share on other sites
mohuz Report post #44 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 03:23 AM Да вот так и становятся, деменция - штука беспощадная. 1 1 Share this post Link to post Share on other sites
Primipilus Report post #45 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 03:40 AM (edited) Вася Стекломоев сказал(а) 52 минуты назад: Чтобы выборку губерний найти, нужно время и желание, что если честно просто лень в это морозное утро. )) В принципе достаточно и фразы Белинского чтобы понять, Даль действительно собирал свой материал по всей стране где он называет Даля "человеком бывалым, ознакомившимся с бытом России почти на всех концах ее". Критик воспринимал Даля как бытописателя и этнографа. Всю жизнь Даль, был собирателем памятников народного творчества: песен, сказок, пословиц, поговорок "для составления которого потребовалась бы целая академия и целое столетие" (П.И. Мельников-Печерский). Самое интересное, что Даль отделяет служителей от Бога и в отличие от первых не приводит ни одной пословицы против. Думаю в этом и заключается ответ. Люди шли именно к Богу, а не служителю, такому же человеку как они со всеми его недостатками и грехами. И все таки, как я писал, мне нужна выборка и статистика. Были ли крестьяне, которые плохо относились к священникам или Церкви, объективности ради должен сказать, что наверное были, впрочем как и в городах. Также они могли быть и старообрядцами-беспоповцами.А вот за процентное соотношение не уверен. Храмы, что в селах, что в деревнях не пустовали.Крещения были, отпевания тоже были, освящение даров на праздники- все это было. А как это без священника сделать?. И более того, не все называли священников попами, а батюшки - откуда взялось?Пословицы русского народа - это не пословицы русского крестьянина. Это мог быть и городской фольклор. Так, что без населенных пунктов и процентной выборки - здесь никак. Edited November 20, 2020 by Primipilus 2 Share this post Link to post Share on other sites
Слоелолог Report post #46 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 04:28 AM РУСИЧ сказал(а) 6 часов назад: Поп в церковь идёт - о девках думает, поп в трапезу ковыляет - о рюмочке помышляет. Дьяк у места – что кошка у теста, а как дьяк на площади – то господи прости У попа брюхо легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел. Дьячок не служит, все по девушке тужит; пономарь не звонит, на её жопу глядит; поп не венчает, за сына чает. Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт. Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех. Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса. Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили. С попом хлеб-соль не води - только встреть, да проводи. Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром.Попу – куницу, дьякону – лисицу, пономарю-горюну – серого зайка, а просвирне-хлопушке – заячьи ушки. Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал. У попа товар – ад и рай, что хочешь, то и выбирай. Церковного чину взять - кутейником станут звать. Попы поют над мертвыми, комары над живыми. Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь. Поповского пуза не набьешь, не наполнишь. Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает. Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма. Вот такие поговорки придумали "глубоко верующие крестьяне " о попах Ну строго говоря критика попов не значит неверие. С другой стороны ересей и всяких уклонений сектантских полно было. 4 Share this post Link to post Share on other sites
diana 5 Report post #47 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 04:29 AM foteen13 сказал(а) 9 часов назад: Николай Цискаридзе приехал в хоспис — мечта Майи Владимировны сбылась 23.11.2017 Волонтёры хосписа «Дегунино» придумали коробку желаний — в неё пациенты складывают записки. Майя Владимировна как-то раз написала — «хочу познакомиться с Николаем Цискаридзе». Таких связей ни у кого не было. Но волонтёры в тот же день написали об этой мечте в социальных сетях, просили делиться, спрашивали, искали — и случилось так, что информация дошла до Николая Максимовича. И еще через два дня он приехал в хоспис. На следующее утро Майи Владимировны не стало. Не важно, сколько дней осталось в жизни. Важно, сколько жизни в каждом из дней. Спасибо всем, кто сделал это встречу возможной. https://www.hospicefund.ru/mechta-mayi-vladimirovnyi/ Прослезилась, я и так его уважала, теперь, просто нет слов... Спасибо ему, просто за талант быть хорошим человеком... 4 Share this post Link to post Share on other sites
Трехликий Report post #48 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 04:29 AM siguron сказал(а) 2 часа назад: Литература, которая была по религии в СССР, это точка зрения атеистов. Часто очень примитивно поданная. Точка зрения оппонентов, т.е религиозная там представлена не была. Примитивность - безусловно. Та же лажа с заявлениями что Христос не историческое лицо, например. 2 Share this post Link to post Share on other sites
Трехликий Report post #49 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 04:32 AM РУСИЧ сказал(а) 2 часа назад: Поп в церковь идёт - о девках думает, поп в трапезу ковыляет - о рюмочке помышляет. Дьяк у места – что кошка у теста, а как дьяк на площади – то господи прости У попа брюхо легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел. Дьячок не служит, все по девушке тужит; пономарь не звонит, на её жопу глядит; поп не венчает, за сына чает. Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт. Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех. Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса. Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили. С попом хлеб-соль не води - только встреть, да проводи. Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром.Попу – куницу, дьякону – лисицу, пономарю-горюну – серого зайка, а просвирне-хлопушке – заячьи ушки. Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал. У попа товар – ад и рай, что хочешь, то и выбирай. Церковного чину взять - кутейником станут звать. Попы поют над мертвыми, комары над живыми. Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь. Поповского пуза не набьешь, не наполнишь. Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает. Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма. Вот такие поговорки придумали "глубоко верующие крестьяне " о попах А уж какие анекдоты советские граждане о коммунистах рассказывали.... Даже во времена папочки народов, т.е. в расцвете Ссср и когда за это можно было загреметь в гулаги, а не только Брежнева. 2 2 Share this post Link to post Share on other sites
Лариса2407 Report post #50 Posted November 20, 2020 | 11/20/2020 04:59 AM РУСИЧ сказал(а) 6 часов назад: Я так и думал, будет возражение, мол эти поговорки придумали чекисты )))))) Ну а "сказку о попе и работнике Балде" тоже чекисты придумали? Кстати, вы ариант этой сказки: теперь это сказка о купце и Балде, ибо негоже позорить духовные власти Шо, опять? Share this post Link to post Share on other sites