Jump to content
Sign in to follow this  
Demon SDA

Эксперт считает, что кинотеатры не вымрут, но сильно изменятся

Recommended Posts

Эксперт считает, что кинотеатры не вымрут, но сильно изменятся

1479578588_0:0:5616:3744_1440x900_80_0_1

 

Автор: Ольга Распопова

 

Кинотеатрам страны разрешили работать с 15 июля. В Москве эта дата сдвинулась на 1 августа: каждый регион решает сам, что может привести индустрию к серьезному кризису. Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров, в интервью РИА Новости рассказал, почему многие прокатчики не переживут следующую зиму, не перекормят ли зрителей блокбастерами после месяцев затишья и как в будущем заманивать в залы тех, кто привык смотреть фильмы дома.

1574461997_0:0:1274:1274_600x0_80_0_0_4a

Олег Березин, глава Ассоциации владельцев кинотеатров

— Там, где уже открылись кинотеатры, в Китае например, — статистика неутешительная: люди не торопятся возвращаться. Нам ждать того же?

— Из тех, кто в принципе у нас ходит в кино, а это около 22 миллионов россиян, десять процентов побегут на сеанс сразу. Но, скорее всего, это будет единичная вылазка — чтобы прийти еще раз, им уже понадобится мотив. Похожая ситуация была с ресторанами, когда они открылись: сначала ажиотаж, а потом затишье — за месяцы карантина люди привыкли есть дома. Еще 30-40 процентов зрителей ждут блокбастер вроде "Довода" Кристофера Нолана или большой российский фильм. Они придут в середине августа.

 

— Третья волна зрителей будет?

— Да, еще процентов сорок — в основном это родители с маленькими детьми или подростками, решатся на поход в кино еще позже, через три-четыре недели после открытия. И тут хорошо, если бы вышел "Мулан" или другая картина для семейного просмотра. Наконец, будут и те, кого мы пока потеряли, — их около десяти процентов.

1573618626_0:0:3072:2047_1440x900_80_1_1

Сотрудники клининговой службы производят санитарную обработку кресел в кинотеатре

— Получается, чтобы все вновь встало на рельсы, потребуется два с лишним месяца?

— И даже больше. В российских регионах очень разные условия, стадии карантина. Везде решают по-своему. Например, в Ростовской области кинотеатры уже открылись, но требования Роспотребнадзора там решили "доработать". Разрешенная загрузка зала сокращена до четверти, кроме того, закрыты точки общественного питания.

 

А у многих, включая большие сети, доходы от продажи билетов, как правило, не покрывают затраты на содержание кинотеатра — в плюс выходили благодаря кафе и барам, а также рекламе. Так что некоторым в Ростове при таких драконовских ограничениях проще пока и вовсе не открываться.

 

— А много ли кинотеатров не переживут пандемию?

— Примерно каждый пятый. Но медным тазиком они будут накрываться постепенно: пик придется сначала на октябрь-ноябрь, а потом на январь, когда придется расплачиваться по счетам при резко упавших доходах. Важно ведь еще не просто распахнуть двери, а создать прежнюю атмосферу. Пусть зал не будет набит битком, но полупустым он быть не должен: мы все-таки ходим в кино не только ради большого экрана и хорошего звука, но и ради коллективного просмотра. К примеру, если смотришь отличную комедию, но рядом никто не смеется, потому что людей просто нет, то начинаешь сомневаться, стоило ли сюда приходить.

 

— Какие кинотеатры больше пострадают — большие мультиплексы, независимые районные или художественные, что рассчитаны на продвинутых киноманов?

— Как ни парадоксально, но наиболее стойкими в этой ситуации оказываются художественные кинотеатры: у них своя преданная аудитория, которую приучили к хорошим фильмам на большом экране и обсуждению после просмотра. Тем, что работали на свой район, придется туговато: местные жители пока предпочтут проводить свободное время вместе, но в парке или на веранде. В наиболее уязвимом положении — из-за отсутствия регулярных потоков зрителей — находятся кинотеатры, рассчитанные на массы. Они, в силу своей бизнес-модели, не могут создавать вокруг себя лояльное коммьюнити: их ведь даже называют просто по торговым центрам, где они обычно расположены.

 

Чтобы выжить, таким массовым кинотеатрам нужны блокбастеры. Но если вспомнить происхождение этого слова, где block — квартал, а bust — разрушитель, это те проекты, на которые выстраиваются огромные очереди. А именно с регулярным выходом таких лент сейчас проблемы. Но они, конечно, будут надеяться и ждать своего "Аватара" — проекта, который их спасет. Но будет очень сложно, ведь только в нынешнем году российские кинотеатры из-за пандемии недосчитаются более 48 миллиардов рублей доходов.

 

— Могут ли поправить положение автокинотеатры, которые последние пару месяцев довольно активны?

— Нет, потому что у них много ограничений. Во-первых, из-за уязвимости для пиратства драйв-инам редко достаются новые фильмы. Во-вторых, наш световой день позволяет устраивать в среднем максимум пару сеансов в сутки. В общем, это не очень выгодная история, видимо, просто многим пока надо занять пустующие парковки.

1574367678_0:0:1276:956_1440x900_80_0_1_

Автокинотеатр Skyline Cinema в Новосибирске

— То есть драйв-ины — в принципе другой вид досуга?

— Там кино становится фоном. Если наши родители приходили в залы ради того, чтобы просто посмотреть фильм, то сейчас, когда контент с доставкой на дом гораздо дешевле, мотивы иные. Мы выбираемся не только для того, чтобы увидеть ленту на большом экране, но и провести время с близкими, самоидентифицироваться, посидеть где-то, кроме дома и работы. В автокинотеатре эта идея доведена до предела. Разница между традиционным залом и драйв-ином как между филармонией и клубом — вроде бы и там и там музыка, но приходят за разными ценностями. При этом они могут спокойно сосуществовать.

 

— А вот стриминговые сервисы, кажется, враги с традиционными кинотеатрами.

— Вовсе нет, и пандемия как раз стимулировала процесс интеграции. Кинотеатры не умрут, просто изменятся. Один вариант развития событий: они становятся частью глобальной медиасистемы. К примеру, тот же "Дисней", у которого уже есть свои парки, телеканалы, видеоигры, может выкупить несколько пространств, чтобы крутить там только свои фильмы, где их будут показывать даже раньше, чем в онлайне. А билет в зал не надо покупать отдельно: уже доступен всем подписчикам.

 

— Но как же тогда небольшие города? Такие гиганты вряд ли захотят открывать там отдельные центры.

— В провинции могут появиться их брендированные агенты. Тот же принцип, как у больших компаний такси: есть свой автопарк, а есть частные владельцы, которые работают под общим логотипом. Третьим видом в этой новой экосистеме станут "кинотеатры второго экрана", которым, как сейчас кабельным каналам, новинки будут доставаться через полтора-два года.

 

— Сам кинотеатр может стать платформой?

— Вполне, и это второй вариант. Допустим, вы хотите посмотреть классику, "Сладкую жизнь" Феллини. Оставляете заявку, кинотеатр через свою платформу собирает еще человек 50 желающих посмотреть именно этот фильм и организует специальный сеанс. Плюс еще столько же платформа привлечет благодаря рекламе среди любителей итальянского кино или Феллини.

 

— Это скорее про киноманов. А вкусы массового зрителя изменятся? Не потянет на комедии после всего, что мы уже пережили в 2020-м?

— Вполне: так уже было после пандемии испанки, Первой и Второй мировых войн. Тогда люди уставали настолько, что приходили в зал просто посмеяться. Кинотеатр — вообще идеальное место для комедий, потому что большой компанией всегда веселее. Скоро как раз выйдет такой фильм: российский "Хеппи-энд". Посмотрим, удастся ли ему повторить успех "Холопа".

 

— Кстати, откуда взялась у российских прокатчиков традиция устраивать премьеры в четверг?

— Считается, что зритель к выходным успеет прочесть уже вышедшие отзывы критиков и запланировать поход в кино. Массовая аудитория доверяет сарафанному радио.

 

— Не кажется вам, что премьеры сейчас будут придерживать — жалко же крутить хороший фильм, пока залы полупустые. Не ждет ли нас "пробка" из отличных лент в середине осени?

— Не думаю: прокатчики понимают, что пять блокбастеров в неделю зрители не выдержат. Мало кто ходит в кино больше одного раза в неделю, так что большому проекту обычно отдают 14 дней, чтобы успел собрать свою кассу. К тому же возникает проблема выбора: если вместо двух хороших фильмов человеку предложат пять, он, скорее всего, просто останется дома и снова включит сериал. Поэтому все будет хорошо, просто не так, как мы себе представляем.

 

© image.png.a713d75bd058137e161fcb33ca5a0a2b.png

 

  • Thanks (+1) 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sign in to follow this  

×