Demon SDA Report post #1 Posted May 31, 2020 | 05/31/2020 07:27 PM Сколько стоит атомная подлодка: Новые русские корабли встают в строй Один фрегат "адмиральской" серии заканчивает госиспытания, другой – спущен на воду с отечественной энергетической установкой. При этом основные верфи показывают в отчётности убытки. Но стоит ли вообще совмещать прибыли и обороноспособность? Инстинктивный ответ на указанный вопрос – да. Ведь куда лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, а получать прибыль на создании вооружений – тем более. Вон, заставьте какую-нибудь "Рэйтеон" клепать "томагавки" себе в убыток или "Northrop Grumman" – строить авианосец с минусами в бухгалтерском балансе. Почему у нас должно быть иначе? Не должно. Но… может. Два фрегата, совмещённые во времени и пространстве Примерно в одни и те же даты, 21 – 22 мая, ленты агентств распространили довольно оптимистичную информацию. На ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" в Петербурге прошёл спуск на воду третьего фрегата проекта 22350 "Адмирал Головко". Значение события подчёркивалось протоколом: в торжествах по этому поводу принял личное участие главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов. Казалось бы, первой реакцией на это событие должно стать печальное междометие "ну-ну…" Ибо ничего так, что корабль был заложен ещё аж 1 февраля 2012 года? И если, как сегодня обещают, фрегат войдёт в состав ВМФ в конце 2022 года, то получится даже юбилейно – 10 лет в постройке не слишком большого корабля водоизмещением в 5000 тонн. Говорят, яхта Абрамовича в три раза больше. Вернее, не говорят а пишут: 13 тыс. тонн водоизмещение её. И построено судно немножко быстрее: спущено на воду 12 июня 2009 года, а передано заказчику после доработки и ходовых испытаний 9 декабря 2010 года. яхта Абрамовича Eclipse Может, Абрамовича бросить на наше судостроение, как бросили его некогда на Чукотку? И ведь реально он там дела поднял! Но если оглянуться даже не на США, а хотя бы на китайцев, то ухмылка та печальная должна превратиться в гримасу боли. Китайцы тоже выпекают свои корабли как пирожки. Без всяких Абрамовичей. Тем не менее на нынешнем этапе нашего судостроения и 10 лет "Адмирала Головко" – победа. Те, кто следит за делами в отрасли, знают: сроки постройки этого, третьего фрегата серии, сильно сдвинул вправо отказ украинского предприятия "Заря-Машпроект" поставить в Россию уже законтрактованные двигатели. Причина проста, если перефразировать киношную классику: "В бессильной злобе нацистские комиссары…" – тупая месть за Крым со стороны совершившей государственный переворот в Киеве майданной хунты. Но неприятностей, надо признать, то решение нового киевского режима принесло серьёзное количество: через большие деньги, перестройки и авралы пришлось срочно создавать целое производство газотурбинных установок (ГТУ), прежде всего, турбины и редукторы. Да и испытательный стенд остался в чужих руках. Правда, в конечном итоге всё это пошло России на пользу – в условиях нынешнего лишь технически мирного времени ни одну часть производственного цикла для оборонки нельзя оставлять за границей. Иное дело, что нынешний – кстати, ещё не конечный – пункт эволюции независимой Украины можно было предвидеть самое позднее в 1993 году, а в 1995 году умеющие работать с информацией люди уже твёрдо причисляли её к враждебным государствам. Так что все принципиально важные элементы оборонного производства нужно было переносить к себе ещё тогда. Но лучше поздно, чем никогда. Тем более что с этой, всё же приятной новостью совместились сообщения, что первый серийный фрегат того же проекта (и второй в производстве) "Адмирал флота Касатонов" вышел в море для прохождения завершающего этапа государственных испытаний. Это уже испытания собственно вооружений корабля – проверка его работоспособности и функциональности при ведении боевых действий против условного противника. Тут тоже есть важный нюанс: "Касатонов" – как и головной фрегат "Адмирал Горшков" – тоже не быстро дошёл от заводской стенки до флотского причала. Но уже не по причине трудностей с главной энергетической установкой, а из-за долго решавшихся проблем с зенитным ракетным комплексом "Полимент/Редут". Это, проще говоря, морская модификация ЗРК С-350 "Витязь", а проблемы, столь же просто говоря, сводились к тому, что "Редут" плохо попадал в цель. Моряки приписывают это плохому взаимодействию с РЛС "Фуркэ", которая не обеспечивала точное сопровождение цели. Кстати, эта РЛС является корабельным вариантом сухопутной РЛС 1РС1-1Е, которая стоит на зенитном ракетно-артиллерийском комплексе "Панцирь-С1", а слово "Ливия" вам пришло в голову самим. Так или иначе, но о принятии ЗРК "Полимент/Редут" на вооружение ответственные лица заговорили только в 2019 году. Но опять же – лучше поздно, чем никогда. Прибыли и убытки К сожалению, с приятными сообщениями совместилась во времени и пространстве и информация издания "Коммерсант" о том, что практически все крупнейшие судостроительные заводы северо-запада России, входящие в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), оказались по итогам 2019 года в убытках. И вот, в частности, и "Северная верфь", строящая "Адмирала Головко", показала убыток в размере 534,4 млн рублей. И это ещё хорошо, поскольку это означает сокращение убытка в 6 раз по сравнению с тем, что было, за счёт роста выручки на 15%, до 20,7 млрд рублей. У других заводов положение заметно хуже. Выручка калининградского завода "Янтарь" упала в 2019 году на 5 млрд руб. – до 9,3 млрд рублей. Убыток – 2,7 миллиарда. "Балтийский завод" сократил выручку почти на 20%, до 20,8 млрд рублей, и чистый убыток составил 6,4 млрд рублей, увеличившись аж в 6 раз по сравнению с предыдущим 2018 годом. "Выборгский судостроительный завод" тоже закрыл год с убытками в 1,7 млрд рублей, что выше прежнего показателя аж в 3,2 раза! "Адмирал Касатонов" не быстро дошел от заводской стенки до флотского причала. Каковы причины? Для внимательно следящих за положением дел в отрасли наблюдателей они – не секрет. Что касается Балтийского завода, указал Царьграду один из таких информированных экспертов, то его убытки напрямую связаны с передвижкой вправо графиков сдачи атомных ледоколов типа "Арктика". Сумма контракта на них в общей сложности фантастическая – больше 200 млрд рублей! Но исполняется контракт… Впрочем, судите сами: головное судно серии "Арктика" должно было быть передано заказчику в 2017 году, но из-за разных технических и организационных проблем срок этот переносился несколько раз, пока не дотянулся до лета 2020 года. Но потом, уже во время пуско-наладочных работ, вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. Попытки сдать ледокол и в таком виде не прошли, и теперь замену двигателя обещают сделать в 2021 году. Судя по сложившейся практике, это означает, что корабль войдёт в строй году этак в 2022-м. Вот вам и убытки. Многоцелевой фрегат "Адмирал Горшков" оснащён управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. Крупные проблемы, включая пожар и судебные конфликты, преследовали и строительство ледокола "Виктор Черномырдин". Тоже убытки. Почти 10 лет вместо планировавшихся трёх строился плавучий энергоблок "Академик Ломоносов". И теперь Балтийский завод, как пишет "Коммерсант", "хочет провести докапитализацию для сокращения убытка по договору на строительство "Виктора Черномырдина", а также увеличить цену контракта плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" (ориентировочная сумма составит 3,7 млрд рублей без НДС) и компенсировать отрицательные курсовые разницы по договорам". Иными словами, руководство предприятия хочет покрыть убытки производственной деятельности за счёт инструментов финансовых. Вот только как это поможет в физическом создании кораблей – вопрос открытый. И вообще, как следует из приводящихся в издании ссылок на исследование агентства Infoline "Судостроительная промышленность России", количество сданных в 2019 году судов и кораблей сократилось до самого низкого показателя за последние 6 лет. Как в гражданском, так и, что самое неприятное, в военном секторе кораблестроения: даже по линии гособоронзаказа количество проектов в 2019 году сократилось на 36% по сравнению с предыдущим годом – до 27 единиц. Нам нужны корабли или прибыль? Что, однако, примечательно: по итогам 2019 года прибыль получил лишь завод "Адмиралтейские верфи". Выручка превысила 35 млрд рублей, чистая прибыль – 1,8 млрд рублей. За счёт чего? А за счёт того, уверен компетентный эксперт, не раз пояснявший Царьграду нюансы в отрасли, что здесь отрабатываются заказы по строительству атомных субмарин для Министерства обороны. Плавучая АЭС Академик Ломоносов Не то чтобы фрегаты военным не хотелось бы получать вовремя, но всё же атомные крейсера новых серий являются безусловным оборонным приоритетом. К тому же здесь весь производственный и логистический комплекс достаточно хорошо отработан, нет зависимости от иностранных враждебных режимов, и вообще руку на пульсе очень плотно держит военное и политическое руководство страны. Может быть, последнее важнее всего, отметил собеседник Царьграда. Дело в том, по его мнению, что та экономическая модель, в которой мы пребываем, – заточенная на прибыль, на деньги, – сама по себе необходима, неизбежна и в конечном счёте полезна. Но… не везде. "Рыночные решения не позволяют государству качественно, безопасно содержать большой флот, – высказал мнение специалист. – Крупный, сильный флот может содержать государство лишь путём принятия нерыночных решений. Ибо понятно, что атомная подлодка прибыли не принесёт никогда. Но она нужна, чтобы в условиях гарантированного уничтожающего ответа врагу прибыли могли в мирных условиях зарабатывать другие. То есть у неё – как и у военного флота, как и у армии вообще – задачи не рыночного, не экономического, а более высокого порядка. Самого высокого – поддержания национальной безопасности". Нельзя измерить стоимость атомной подводной лодки, – подчеркнул он. – Её стоимость измеряется её способностью решать задачи, для которых она готовится. И задачи эти – по обеспечению обороноспособности и безопасности нации. Какими рыночными процедурами и финансовыми инструментами определить их стоимость? Стоимость её владения не равняется стоимости её производства, содержания и утилизации. Она гораздо больше, поскольку атомная подлодка должна решать задачи иного порядка, более высокого порядка. Которые не измеряется деньгами. Даже в США, указал эксперт, далеко не только рыночные принципы используются при строительстве и содержании военного флота. Хотя там у них царит гиперрыночная модель, там они просто могут печатать деньги и размазывать эту инфляцию, которую они генерируют, по всему миру, имея свою национальную валюту в качестве мировой резервной. И, соответственно, они могут позволить платить в военном заказе за молоток три тысячи долларов. "У нас этой возможности нет, – подчеркнул собеседник Царьграда. – И лишних денег бесконечных у нас нет. Поэтому вот эта рыночная, американская модель, бесконечно затратная, нас не устраивает". И нынешний кризис, убеждён эксперт, подталкивает государство к пересмотру всей нынешней экономической, понятийной и ценностной системы. В сторону, где над интересами прибыли властвует коллективный интерес, государственный интерес, национальный интерес. © 11 1 Share this post Link to post Share on other sites
ПСОМ Report post #2 Posted May 31, 2020 | 05/31/2020 08:16 PM Предположим стоит лодка полтриллиона. Учитывая что бюджеты ПФ и России на пенсионерах теперь сьекономит порядка 0,8 трл.руб. в год, можно ежегодно выпускать по лодке. Серию можно назвать Пенсионер. Еще и попилить останется. 3 Share this post Link to post Share on other sites
Нико Report post #3 Posted May 31, 2020 | 05/31/2020 08:18 PM (edited) Сердюков с Макаровым были абсолютно правы - не будет конкуренции, не будет и производства. Не можешь конкурировать - разорись и умри. Фрегаты давно уже стоит заказать на пробу в Китае. И предложения такие звучали. Edited May 31, 2020 by Нико 4 1 Share this post Link to post Share on other sites
FPSOlkor Report post #4 Posted June 1, 2020 | 06/01/2020 12:07 AM Нико сказал(а) 3 часа назад: Сердюков с Макаровым были абсолютно правы - не будет конкуренции, не будет и производства. Не можешь конкурировать - разорись и умри. Фрегаты давно уже стоит заказать на пробу в Китае. И предложения такие звучали. Уже было. Херня получилась... 3 Share this post Link to post Share on other sites
Vitamin05 Report post #5 Posted June 1, 2020 | 06/01/2020 05:19 AM Нико сказал(а) 8 часов назад: Сердюков с Макаровым были абсолютно правы - не будет конкуренции, не будет и производства. Не можешь конкурировать - разорись и умри. Фрегаты давно уже стоит заказать на пробу в Китае. И предложения такие звучали. У боевых кораблей предполагаются боевые повреждения от боестолкновений, Вы боевые повреждения на заказанных в Китае кораблях в случае замеса предполагаете починять на китайских верфях? Ну так мне думается, если они у них будут заняты по тем же причинам своими судами, то ремонта наших, у них заказанных, ждать Вам придётся долгонько. И что характерно, без кораблей. Share this post Link to post Share on other sites
s390 Report post #6 Posted June 1, 2020 | 06/01/2020 09:29 AM Demon SDA сказал(а) 13 часов назад: Это, проще говоря, морская модификация ЗРК С-350 "Витязь", а проблемы, столь же просто говоря, сводились к тому, что "Редут" плохо попадал в цель. Моряки приписывают это плохому взаимодействию с РЛС "Фуркэ", которая не обеспечивала точное сопровождение цели. Кстати, эта РЛС является корабельным вариантом сухопутной РЛС 1РС1-1Е, которая стоит на зенитном ракетно-артиллерийском комплексе "Панцирь-С1", а слово "Ливия" вам пришло в голову самим. 1) Условия эксплуатации сухопутной и морской системы мягко говоря сильно разные. Так что автор путает "теплое с мягким". 2) "Убитые" Панцири были "убиты" или в состоянии "расстрелял весь боезапас" или при транспортировки (на ходу они огонь вести не могут - объектовая ПВО, им так не надо, а денег это стоит, и уж тем более когда везут на трейлере). 3) А слово "Сирия" автору как то в голову не приходит - там тоже "Панцирь". Share this post Link to post Share on other sites
s390 Report post #7 Posted June 1, 2020 | 06/01/2020 09:37 AM Нико сказал(а) 13 часов назад: Сердюков с Макаровым были абсолютно правы - не будет конкуренции, не будет и производства. Не можешь конкурировать - разорись и умри. Фрегаты давно уже стоит заказать на пробу в Китае. И предложения такие звучали. 1) Вопрос не с постройкой корпуса, а с наполнением его системами. Их предлагаете тоже у КНР брать? Тогда - прощай заказы судостроителям и смежникам от Индии, Алжира, Вьетнама. Сколько безработных куда будете трудоустраивать - как "хохлов" на клубнику в Польшу? 2) "Не можешь конкурировать - разорись и умри. " -- уже проходили, в 90-е. Теперь вот приходится "реанимировать" или "рожать новых". США с Англией вот кстати что то забегали возрождать собственное пром. пр-во - добегались за максимизацией прибыли и минимизацией расходов. 3) "И предложения такие звучали." -- еще и предложения покупать "Лопард-2" звучали, дескать дешевле чем Т-90. 4) Попасть в зависимость от КНР лучше чем от ЕС / США и т.п.? 1 Share this post Link to post Share on other sites
okinalex Report post #8 Posted June 1, 2020 | 06/01/2020 10:03 AM ПСОМ сказал(а) 13 часов назад: Предположим стоит лодка полтриллиона. С чего вы взяли? Цена отечественных лодок известна. Стратеги стоят 20-25 ярда рублей, Ясени -- 45-50. Share this post Link to post Share on other sites
ПСОМ Report post #9 Posted June 1, 2020 | 06/01/2020 10:22 AM okinalex сказал(а) 19 минут назад: С чего вы взяли? Цена отечественных лодок известна. Стратеги стоят 20-25 ярда рублей, Ясени -- 45-50. $ Share this post Link to post Share on other sites
okinalex Report post #10 Posted June 1, 2020 | 06/01/2020 11:08 AM Demon SDA сказал(а) 14 часов назад: Тут тоже есть важный нюанс: "Касатонов" – как и головной фрегат "Адмирал Горшков" – тоже не быстро дошёл от заводской стенки до флотского причала. Но уже не по причине трудностей с главной энергетической установкой, а из-за долго решавшихся проблем с зенитным ракетным комплексом "Полимент/Редут". Это, проще говоря, морская модификация ЗРК С-350 "Витязь", а проблемы, столь же просто говоря, сводились к тому, что "Редут" плохо попадал в цель. Моряки приписывают это плохому взаимодействию с РЛС "Фуркэ", которая не обеспечивала точное сопровождение цели. Кстати, эта РЛС является корабельным вариантом сухопутной РЛС 1РС1-1Е, которая стоит на зенитном ракетно-артиллерийском комплексе "Панцирь-С1", а слово "Ливия" вам пришло в голову самим. Нет, лично мне по прочтении этого абзаца пришло в голову слово "не компетентный". Интересно, автор сам не задумывался, почему ЗРК называется "Полимент\Редут", а не "Фуркэ\Редут"? И как РЛС комплекса Панцирь с дальностью боя 30-35 км может обеспечить дальность боя 300-400 км, характерную для С-350 "Витязь"? На самом деле, от комплекса этот ЗРК состоит из двух основных частей. "Ракетно-пусковой" от С-350 обеспечивающей использование новых ракет 9М96 и 9М96М и вертикальными ПУ, которая называется "Редут". И... РЛС "Полимент", которая и стала проблемой. Полиментом её назвали не просто так -- это станция с антенной из с 4 фазированных решёток. Вон она на "Горшкове" видна отлично. А вот поближе на "Касатонове" Главной проблемой этого комплекса было то, что Этот самый Полимент "отказывался" взаимодействовать с новыми ракетами по официальной версии. А злые языки утверждали, что проблема была и в том, что автоматика станции плохо отрабатывала взаимодействие полотен, то есть "передачу" цели от полотна к полотну. И опять же злые языки утверждают, что и тут не обошлось без кривых лапок "братьев наших меньших ныне незалежных". Дело в том, что сама по себе эта станция начала разрабатываться ещё в СССР и если полотна и приёмо-передающие тракты вкупе с системами кодирования-декодирования традиционно делали в центральных НИИ, то системы автоматизации делались на Украине. И не сделались. Есть данные, что эта РЛС планировалась к установке ещё на ТАВКРы типа нашего "Кузи", где должна была заменить кучу прочих станций и постов. Но не заменила. В итоге "Кузя" несёт на себе прорву всяких узкоспециальных станций и антенн. Вот пока наши не заменили полностью автоматику и алгоритмы отслеживания целей, Полимент и не работал. Share this post Link to post Share on other sites