Jump to content
травница

Госпитальеры: вооружённые санитары св. Иоанна.

Recommended Posts

С начала XII века некоторые ближневосточные эмиры развернули против прибывших в Палестину крестоносцев военную кампанию.

 

Духовно-рыцарские традиции 

Духовно-рыцарские объединения были не только ближневосточным явлением. Их традиции были тесно связаны с паломничеством в святые места ещё более ранней эпохи — X-XI вв. Любая экспедиция пилигримов нуждалась в материальной и военной поддержке: дорога к святыням не всегда была безопасной. Основой для формирования боевой организации рыцарей-монахов стали всевозможные приюты и богадельни, которые оказывали помощь путникам. 

 

Около 1070 года инициативные и набожные итальянские купцы из Амальфи приложили массу усилий, чтобы создать в Иерусалиме странноприимный дом. Он же — госпиталь (от лат. Hospes — «гость»). Постепенно они обросли филиалами в Марселе, Отранто, Бари, Месине и даже в Константинополе. В начале своей деятельности орден выступал как организация милосердия, которая исцеляла больных и кормила нуждающихся. После завершения Первого крестового похода в 1099 году в первые десятилетия XII века в связи с неспокойной обстановкой братия иоаннитов взяла крен в военное дело. История оставила нам имя реформатора общины — уроженца Фландрии Герарда Тена. Именно с его появлением связывают создание стройной боевой организации рыцарей внутри ордена милосердия. При первом магистре госпитальеров Раймунде де Пюи (1120−1160) орден обрёл черты слаженной военной машины, которая могла дать отпор хорошо подготовленному противнику.

 

В 1128 году Рим после долгих обсуждений признал за общиной право официально называться орденом. Организация обрела устав, структуру и филиалы вне Иерусалимского королевства. К середине XII века орден св. Иоанна — сильная военная структура в Палестине, которая занималась обороной внешних рубежей государств крестоносцев. К 1180 году в распоряжении госпитальеров находилось около 25 замков. 

 

Рыцарь-монах 

Госпитальерами в основном становились выходцы из Франции и Италии. Запоминающийся облик: чёрная монастырская каппа с эмблемой в виде белого креста и куколь — облачение, закреплённое уставом организации. Во многом это была традиция, перенятая у бенедиктинцев. Штаны, рубахи, рясы — это всё второстепенное. Орденские братья не следовали модным тенденциям: они опирались на распорядок аскетичной жизни монахов. 

 

Структура духовно-рыцарского ордена выглядела достаточно стройно. Во главе стоял магистр — лидер организации, духовный отец. Орденский капитул был главным совещательным и законодательным органом, регламентировавшим деятельность магистра и всей организации. Капитул формировался на время. Вся военно-монашеская братия делилась на три условные группы.

 

Первая и самая привилегированная — рыцари. Добровольцы из знатных семей — элита и верхушка воинства. В конце XII века численность рыцарей в Иерусалимском королевстве доходила до 500−600 человек. Они были главной боевой и интеллектуальной силой ордена святого Иоанна. Воины давали классический обет европейского монашества: безбрачия, послушания, нестяжательства. Главной обязанностью рыцаря-госпитальера была защита святой церкви и её подданных. 

 

Ко второй группе относились сержанты. Уроженцы европейских небольших поселений незнатного происхождения, которые заняли должности младших командиров. Их служба — это забота о слаженной и чёткой работе воинского подразделения. 

Обязанность проведения месс и религиозных обрядов ложилась на плечи священников. Это была обязательная часть деятельности любого военно-монашеского братства в Палестине и за её пределами. 

 

По уставу, рыцари исправно несли свои тяготы и лишения. При этом их рацион был обильным и очень разнообразным: воинствующие монахи ели всё, что было доступно на Ближнем Востоке. Мясо на столах братьев ордена присутствовало три раза в неделю. 

Существовало около 5 стадий наказаний и взысканий: от поста и бичевания до полного изгнания из рядов организации. Главным наказанием за провинности в ордене была утрата облачения без помилования.

 

Помимо основной миссии, иоанниты занимались отгонным скотоводством, продажей недвижимости на европейской территории, как правило, в Испании и Франции. Также в распоряжении ордена в XIII-XIV вв. были торговые агенты и суда. К тому же госпитальеры платили десятину по «льготному тарифу». В общем, иоанниты совсем не бедствовали. 

 

Долгая дорога домой 

 

Внутренние смуты в Иерусалимском королевстве и военные успехи мусульманских правителей ближневосточных государств подорвали положение духовно-рыцарских орденов. В конце XIII века, после падения в 1291 году последнего оплота воинствующих пилигримов — крепости Акры, — крестоносцы покинули Святую Землю. Резиденцией Иерусалимского короля стал Кипр. 

Госпитальеры обосновались и на Кипре, и на островах Греческого архипелага, а также в Малой Армении. Иоанниты вывезли с собой часть важных реликвий и святынь из Палестины. Совершая совместные с тамплиерами рейды на побережье Восточного Средиземноморья, госпитальеры тщетно пытались вернуть утраченные крепости и города. 

 

В 1306—1310 гг. орден св. Иоанна провел кампанию по захвату острова Родос. Магистр Фульк де Вилларе договорился с генуэзским пиратом Виньоло ди Виньоло, дабы совместными действиями прибрать к рукам беззащитные греческие острова. В итоге после непростой военной операции острова Родос, Кос и Лерос перешли к госпитальерам. К 1374 году в состав земельных владений ордена вошли остров Карпатос и крупный порт Смирна. Закрепившись в Средиземноморье, иоанниты сформировали плацдарм для дальнейшего продвижения паломников в Святую Землю. На Родосе хранилась главная реликвия госпитальеров — частица Гроба Господня. 

В XV века орден под натиском османской угрозы начинает покидать греческий архипелаг. Госпитальеры в XVI веке попадают на Мальту и находятся под протекцией понтифика. Теперь уже Мальтийский орден с 1530 года получает согласие и Папы Римского, и императора Карла V на свою деятельность. Равновесие было восстановлено, однако аппетиты турецкого султана Сулеймана Великолепного росли. В 1569 году начинается знаменитая и героическая оборона Мальты, которая сделает бессмертным имя главного защитника острова — магистра

Жана де Валлетта.

 

В конце XVIII века орден попадет под протекцию российского императора Павла I, дабы противостоять планам Наполеона Бонапарта. В конце концов, братство обретёт свой дом в Риме. Сейчас орден св. Иоанна — это сугубо богоугодная организация, которая занимается содержанием пансионов и довольно престижных европейских клиник. Основная миссия рыцарей-госпитальеров спустя века не потеряла актуальности.
aPOG1Y_1Kz4.jpg

 

 

Источник: diletant.media

  • Thanks (+1) 7

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тевтонский Орден, хорошо известный у нас на Руси, отпочковался в свое время от госпитальеров.

Потом туда-сюда  и в результате оказался в Прибалтике, где подчинил  пруссов, латышей и прочие дикие прибалтийские племена.

Короче. устроились не плохо. Потом их били  м очень круто Ярослав, Александр и многие другие, включая Иоана IV. Окончательно их добил только Петр I

Share this post


Link to post
Share on other sites
Нестор сказал(а) 1 час назад:

Тевтонский Орден, хорошо известный у нас на Руси, отпочковался в свое время от госпитальеров.

Потом туда-сюда  и в результате оказался в Прибалтике, где подчинил  пруссов, латышей и прочие дикие прибалтийские племена.

Короче. устроились не плохо. Потом их били  м очень круто Ярослав, Александр и многие другие, включая Иоана IV. Окончательно их добил только Петр I

 

Хех , если вы имеете ввиду Королевство Пруссия как наследника Тевтонского ордена , то оно как раз было союзником Петра в Северной войне . 

 

Да и гораздо больший урон именно Ордену нанесли всё - таки не русские , а поляки и литовцы . 

Edited by dmiyur

Share this post


Link to post
Share on other sites
dmiyur сказал(а) 37 минут назад:

 

Хех , если вы имеете ввиду Королевство Пруссия как наследника Тевтонского ордена , то оно как раз было союзником Петра в Северной войне . 

 

Да и гораздо больший урон именно Ордену нанесли всё - таки не русские , а поляки и литовцы . 

 

Их земли в конечном итоге вошли в состав России. В свое время. Так что насчет большего урона- утверждение весьма спорное. 

А понятие "остзейский барон" стало нарицательным  для туповатых русских патриотов, в связи с тем, что пытаясь доказать свою преданность Престолу, они доходили до маразма. Это помогало, разумеется потомкам крестоносцев занимать не плохие должности в РИ, но и не мешало перекидываться на другую сторону по мере ситуационной надобности. 

Сейчас это все не актуально. Их больше нет. Были, да сплыли, но не по собственному желанию.  И помогли им в этом отнюдь не поляки. 

Edited by Нестор

Share this post


Link to post
Share on other sites
Красноярск00744 сказал(а) В 30.11.2019 в 11:49:

ага 

и куратор патологоанатомов 

На этот счет инфы небыло, ну разве что иносказательно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Нестор сказал(а) В 30.11.2019 в 11:18:

Тевтонский Орден, хорошо известный у нас на Руси, отпочковался в свое время от госпитальеров.

Потом туда-сюда  и в результате оказался в Прибалтике, где подчинил  пруссов, латышей и прочие дикие прибалтийские племена.

Короче. устроились не плохо. Потом их били  м очень круто Ярослав, Александр и многие другие, включая Иоана IV. Окончательно их добил только Петр I

 

СССР их добил.

Последний Великий Магистр Тевтонского Ордена Альбрехт фон Бранденбург основал Герцогство Пруссия, затем Королевство Пруссия.

Петру I они Янтарную комнату подарили.

Далее два Германских рейха и закончилось всё Калининградской областью.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×