Jump to content
травница

Минамото-но Ёсицунэ – идеальный самурай, ставший джедаем.

Recommended Posts

Средневековая Япония – бурлящий котел враждующих кланов. Отрядами самураев командовали воины, спустя века превратившиеся в героев легенд, фильмов и аниме.

В детстве от будущего героя театральных постановок, фильмов, аниме и игр не ждали великих свершений. Ёсицунэ родился в 1159 году в знатной семье Минамото, но был лишь девятым сыном главы могущественного клана, да и то не законнорожденным — матерью его была служанка. Мальчику не исполнился еще и год, когда его отца убили вместе с двумя старшими сыновьями. Опасность смерти нависла и над другими членами клана. 

Мать унесла Ёсицунэ из родного замка, и около десяти лет они скитались по всей Японии, скрываясь у родственников, в чьей надежности не было сомнений. Дорога привела гонимого сына самурая в храм, где ему предложили стать монахом, однако юного Ёсицунэ не особо интересовал духовный путь. Он предпочел перебраться под крыло к Фудзивара-но Хидехире, одного из вернейших товарищей покойного отца. Скоро начали проявляться несомненные воинские таланты юноши. В 15 лет он считался мастером меча и победил на дуэли лидера горных бандитов Кумасаку Чохана, державшего в страхе несколько деревень.

Примерно в это же время юный самурай встретил своего самого знаменитого сподвижника. Сохей (то есть монах-воин) по имени Бэнкэй славился двухметровым ростом и неббывалой силой. Говорили, что однажды в бою он одолел двести человек. В 17 лет Бэнкэй покинул монастырь и отправился странствовать по Японии, неся на спине семь видов оружия: топор, серп, палицу, железный посох, нагинату (то есть алебарду), специально заточенную пилу и кумаде (боевые грабли). 

Великан постепенно пришел к мысли, что самураи слишком высокомерны и далеки от бед простого народа, поэтому Бэнкэй решил поставить их на место, отобрав в бою тысячу мечей, а затем продать оружие и пожертвовать деньги на постройку храма. Он бродил по ночным улицам тогдашней столицы Хэйана (современный Киото) и вызывал на дуэль всех встречных самураев. После победы монах забирал их мечи, что для самурая было позором хуже смерти. В Японии считалось, что меч — это душа воина, поэтому лишиться его было страшным ударом для любого самурая.

Бэнкэю удалось собрать 999 клинков. Для выполнения обета не хватало последнего, и он отправился на поиски. На окраине города он встретил молодого самурая, игравшего на флейте. Минамото-но Ёсицунэ (а это был он) принял вызов. Этот бой стал первым, который могучий монах проиграл, хотя перед ним был противник, значительно уступавший ему в физической силе. Через несколько дней разъяренный поражением Бэнкэй потребовал еще одной схватки, но вновь проиграл. Тогда он признал своё полное поражение и принес клятву верности Ёсицунэ, став его самым верным вассалом. 

Братоубийственная война Гэмпэй 
В 1180 году Ёсицунэ повстречался со своим единокровным братом Минамото-но Ёритомо. После смерти отца он стал главой клана и как раз собирал армию, чтобы сразиться с кланом Тайра, захватившим императора. Эта война получила в истории Японии название Войны Гэмпэй. Старший брат поручил Ёсицунэ командование отрядом. Так как война шла между кланами Минамото и Тайра, то неудивительно, что силами одной из сторон командовали сплошные родственники Ёсицунэ. Один из них, генерал Минамото-но Ёсинака освободил от противника столицу Хэйан. Хотя силы клана Тайра и отступили в соседние провинции, сам факт захвата столицы был очень важным событием с политической точки зрения. Популярность Ёсинаки в войсках и среди простого народа быстро росла. 

Глава клана Минамото не хотел делить славу победы ни с кем, даже с родственником. В припадке зависти он приказал Ёсицунэ и еще нескольким командирам повернуть их войска против триумфатора Ёсинаки якобы за то, что тот опозорил честь самурая, допустив бесчинства и мародерство во взятой столице. Услышав о таком приказе, опального генерала покинули многие из его сподвижников, а самому ему пришлось сражаться против родственников и недавних товарищей по оружию. В битве при Авадзу войска Ёсицунэ победили воинов Ёсинаки, а сам генерал погиб в бою. 

Ёсицунэ стал генералом и успешно сражался под знаменами своего брата на суше и на море. Но старший брат опять стал завидовать победам, теперь уже Ёсицунэ и не упускал случая напомнить ему, что тот сын женщины низкого происхождения. После одного из удачных сражений, он приказал Ёсицунэ спешиться и как простому слуге вести под уздцы коня старшего брата. Генерал был вынужден подчиниться этому унизительному приказу главы рода и своего правителя. 

Когда в 1185 году война Гэмпэй закончилась, император наградил Ёсицунэ назначил его губернатором провинции Иё. Ёритомо очень не понравилось что кто-то, пусть даже император, смеет раздавать должности, не посоветовавшись с ним. Он уже готовил переворот и планировал стать во главе военного правительства бакуфу.

Ёритомо вызвал брата к себе в ставку и приказал охране схватить его сразу, как только тот прибудет. Связанный Ёсицунэ уверял старшего брата в своей преданности, но завистливый родич объявил об изгнании новоявленного губернатора из клана Минамото. Он бы с радостью убил беспомощного пленника, однако подчинённые не простили бы ему такого поругания самурайской чести. Поэтому Ёритомо приказал выгнать брата из лагеря вон, а позже организовал несколько покушений на него. Это кодекс самурайской чести со скрипом, но позволял. Император, которому совсем не нравились честолюбивые планы Ёритомо, поругал зарвавшегося полководца, но не более. Императорский двор не горел желанием, влезать в любые конфликты. 

Бэнкэй: вассалы умирают стоя 
Ёсицунэ пришлось бежать, бросив даже возлюбленную, носившую под сердцем его сына. С несколькими верными вассалами, среди которых был и Бэнкэй, преследуемый изгнанник пришёл к Фудзиваре-но Хидэхире, который уже когда-то давал ему кров. Гостеприимный хозяин был очень стар, но хранил верность своему старому другу. В его замке Ёсицунэ прожил несколько мирных лет. Эта идиллия закончилась вместе со смертью старого феодала. Его сын, несмотря на клятву данную умирающему отцу донёс Ёритомо, где скрывается его враг. 

Когда огромное войско подошло к замку, путь ему преградил Бэнкэй. По легенде он убил более трёхсот солдат, которые пытались прорваться к его господину. В конце концов, гигантского воина расстреляли из луков, но даже под градом стрел он продолжал стоять, не пуская врагов к воротам. Лишь когда один из врагов осмелился подойти к нему поближе, то стало ясно, что Бэнкэй умер, стоя. 

Тем временем Ёсицунэ в своих покоях совершил ритуальное самоубийство сеппуку, вспоров себе живот. Упокоиться с миром самураю не дали. Отрубленную голову брата затребовал себе Ёритомо, чтобы удостовериться в смерти врага. 

Правда, согласно некоторым источникам, Ёсицунэ сбежал во время осады и сумел добраться до острова Хоккайдо, где прожил еще долгую жизнь, но эта вероятность отвергается большинством историков. Совсем уж фантастической является версия, что Ёсицунэ укрылся на материке и спустя столетие прославился уже под именем Чингисхана.

В японский фольклор попали и Ёсицунэ, и Бэнкэй. Первый служит образцом самурая, следующего указаниям своего господина, какими бы морально тяжелыми они ни были. Второй стал воплощением преданности, идеальным воином, готовым без колебаний отдать жизнь за своего господина. Истории о Ёсицунэ и Бэнкэе нашли отражение в самых разных жанрах японского искусства: от живописных свитков до театров кабуки и но, от кукольных представлений до эпических романов и поэм. Один из первых японских фильмов, снятый в 1912 году, назывался «Бэнкэй». Популярность двух героев не угасла до сих пор, многие современные фильмы, манга, аниме и игры делают отсылки к истории великого самурая и его вассала. 

Эта популярность вышла за пределы Японии. Американский режиссер Джордж Лукас узнал про Минамото-но Ёсицунэ и Бэнкэя из фильмов Акиры Куросавы. Когда он придумывал свою сагу «Звездные войны» он использовал биографии японских героев при написании сценария. Черты самурая и его верного вассала можно найти в джедае Люке Скайуокере. Так что у истоков далекой-далекой галактики стоит идеальный самурай, родившийся в середине XII века.

© diletant.media
Df5oQQW-Zmc.jpg
 
  • Thanks (+1) 8
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

На самом деле верность самураев это такое себе. Много мифов на эту тему. Сеппуку часто делали, чтобы спасти своих близких. Жену, детей. Из-за политических дрязг. А в эпоху смуты… Там многим самураям можно медали раздавать за не однократную верность на службе разных господ в течении одной войны.

В научно популярных целях на тему можно посмотреть сериал "Глава клана Наотора". Про верность много понятно станет.

scale_1200

  • Thanks (+1) 6

Share this post


Link to post
Share on other sites
травница сказал(а) 4 часа назад:

Правда, согласно некоторым источникам, Ёсицунэ сбежал во время осады и сумел добраться до острова Хоккайдо, где прожил еще долгую жизнь, но эта вероятность отвергается большинством историков.

Читал, что про его обитание на Хоккайдо и контакты с айнами тоже сложено немало историй, так что может быть, что и выжил, сбежав и распустив слухи о своем сеппуку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Верность самураев своим традициям ну ну. А проверять заточенность меча путем перерубания пополам  человека это тоже кодекс Бусидо???

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
fofo сказал(а) 12 минут назад:

Верность самураев своим традициям ну ну. А проверять заточенность меча путем перерубания пополам  человека это тоже кодекс Бусидо???

Это просто людоеды ровно как те что 20к баксов со сцены кидают в Москве. Одного поля ягоды.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
bur сказал(а) 1 час назад:

На самом деле верность самураев это такое себе. Много мифов на эту тему. Сеппуку часто делали, чтобы спасти своих близких. Жену, детей. Из-за политических дрязг. А в эпоху смуты… Там многим самураям можно медали раздавать за не однократную верность на службе разных господ в течении одной войны.

 

В научно популярных целях на тему можно посмотреть сериал "Глава клана Наотора". Про верность много понятно станет.

 

С сепуккой и самопожертвованием тоже не все так просто. Есть такой японский фильм "Высота 203" (203 kochi) 1980-го года, про осаду Порт Артура, неплохой, кстати. Так там есть эпизод, когда для одного из штурмов они собрали целый полк из поклявшихся либо взять высрту, либо погибнуть в бою. Короче, все выпили по рюмке сакэ, нацепили белые повязки, проороли  клятву ещё раз и с криками "банзай!", вместе с другими войсками, бросились в бой. 

Дальше - съёмки японских хьюман вэйв бегущих на русские пулеметы и закономерный итог боя - кадры погибших солдат, устилающих поле или висящих на полевых заграждениях... И голос за кадром: войскам не удалось выполнить задачу, даже полк поклявшихся или победить или погибнуть, понеся тяжёлые потери был вынужден отступить. 

Так что все эти героические сказания про верных и самоотверженных самураев можно смело делить на число Пи, как минимум. 

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
mik_q сказал(а) 9 минут назад:

С сепуккой и самопожертвованием тоже не все так просто. Есть такой японский фильм "Высота 203" (203 kochi) 1980-го года, про осаду Порт Артура, неплохой, кстати. Так там есть эпизод, когда для одного из штурмов они собрали целый полк из поклявшихся либо взять высрту, либо погибнуть в бою. Короче, все выпили по рюмке сакэ, нацепили белые повязки, проороли  клятву ещё раз и с криками "банзай!", вместе с другими войсками, бросились в бой. 

Дальше - съёмки японских хьюман вэйв бегущих на русские пулеметы и закономерный итог боя - кадры погибших солдат, устилающих поле или висящих на полевых заграждениях... И голос за кадром: войскам не удалось выполнить задачу, даже полк поклявшихся или победить или погибнуть, понеся тяжёлые потери был вынужден отступить. 

Так что все эти героические сказания про верных и самоотверженных самураев можно смело делить на число Пи, как минимум. 

Но они пытались. А так все народы Восточной Азии коллективисты по культуре. И смерть ради общего блага для них почётна и уважаема. Культура у них такая. Благо для Народа а не одного Сегуна.

Edited by bur

Share this post


Link to post
Share on other sites
bur сказал(а) 4 часа назад:

Но они пытались. А так все народы Восточной Азии коллективисты по культуре. И смерть ради общего блага для них почётна и уважаема. Культура у них такая. Благо для Народа а не одного Сегуна.

А пресловутые сорок семь ронинов и их история (одних фильмов про них наверное уже больше снято, чем их число) - она как влияет на благо Народа? 

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
mik_q сказал(а) 4 минуты назад:

А пресловутые сорок семь ронинов и их история (одних фильмов про них наверное уже больше снято, чем их число) - она как влияет на благо Народа? 

Чё? Уже одно название говорит "Ронинов" у них нет Сёгуна. И погибли они в бою с бандитами за деревню. Выгоды они не преследовали. Знали, что ждёт их лишь смерть. Вы это вообще к чему?

Edited by bur

Share this post


Link to post
Share on other sites
bur сказал(а) 14 часов назад:

Чё? Уже одно название говорит "Ронинов" у них нет Сёгуна. И погибли они в бою с бандитами за деревню. Выгоды они не преследовали. Знали, что ждёт их лишь смерть. Вы это вообще к чему?

Вы попутали "Сорок семь ронинов" и "Семь самураев" Куросавы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
mik_q сказал(а) 14 часов назад:

А пресловутые сорок семь ронинов и их история (одних фильмов про них наверное уже больше снято, чем их число) - она как влияет на благо Народа? 

Потому история этих ронинов и стала преданием, что отличалась от реальной истории службы самураев своим сёгунам. Предательства хватало с излишком.

 

mik_q сказал(а) 19 часов назад:

И голос за кадром: войскам не удалось выполнить задачу, даже полк поклявшихся или победить или погибнуть, понеся тяжёлые потери был вынужден отступить

Так что все эти героические сказания про верных и самоотверженных самураев можно смело делить на число Пи, как минимум. 

"Старый опытный камикадзе" © :sarcastic:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×