Jump to content
Sign in to follow this  
тимучин

АРХИВ NASA: Стыковка «Союз-Аполлон»

Recommended Posts

ЭПАС, экспериментальный полёт Аполлон-Союз, одеколон ещё был в честь этого полёта.

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вся фенечка в том, что стыковочный узел был "среднего пола" а не "папа-мама" как сейчас. Например, Союз с Союзом, в случае чего, состыковаться не может, т.к. оба - "папы". (((

  • Thanks (+1) 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помню, помню. Я тогда был у тёток в Муроме - незабываемое было лето.

  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
mik_q сказал(а) 5 часов назад:

Вся фенечка в том, что стыковочный узел был "среднего пола" а не "папа-мама" как сейчас. Например, Союз с Союзом, в случае чего, состыковаться не может, т.к. оба - "папы". (((

"Гермафродитный", как его официально называли.:cleaning-glasses:Собственно, сам полёт был отработкой ситуации, при которой корабль одной из стран окажется не бедственном положении на орбите и его придётся спасать другому кораблю.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Protey10 сказал(а) 22 минуты назад:

"Гермафродитный", как его официально называли.:cleaning-glasses:Собственно, сам полёт был отработкой ситуации, при которой корабль одной из стран окажется не бедственном положении на орбите и его придётся спасать другому кораблю.

 

Крайне маловероятная ситуация.

Штаты, а именно им принадлежал стыковочный узел, не стали бы держать в запасе корабль спецпостройки (со стыковочным узлом) только для спасения наших.

А у наших таких кораблей не было.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Terminus сказал(а) 21 минуту назад:

Крайне маловероятная ситуация.

Штаты, а именно им принадлежал стыковочный узел, не стали бы держать в запасе корабль спецпостройки (со стыковочным узлом) только для спасения наших.

А у наших таких кораблей не было.

С каких это веников АПАС-75 принадлежал американцам? :kolobok_haveno: Весь смысл данной программы состоял в оснащении кораблей обеих стран унифицированными стыковочными узлами. Чтобы каждый, при необходимости, мог стыковаться с каждым. Собственно, такой подход и был реализован в позднейших конструкциях.

Edited by Protey10
  • Thanks (+1) 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Protey10 сказал(а) 19 минут назад:

С каких это веников АПАС-75 принадлежал американцам? :kolobok_haveno: Весь смысл данной программы состоял в оснащении кораблей обеих стран унифицированными стыковочными узлами. Чтобы каждый, при необходимости, мог стыковаться с каждым. Собственно, такой подход и был реализован в позднейших конструкциях.

 

Причем тут АПАС? Речь о переходном модуле.

Цитата

Атмосфера на кораблях и переходный отсек

250px-Apollo_ASTP_Docking_Module.jpg
 
Переходный отсек в разрезе
250px-Command%26Service_Module_docking_w
 
«Аполлон» после разворота стыкуется с переходным отсеком на последней ступени РН

Системы жизнеобеспечения (СЖО) кораблей «Союз» и «Аполлон» были несовместимы, прежде всего, из-за различия атмосферы. В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Системы аэроциркуляции и кондиционирования были построены на разных принципах. Сообщение между собой атмосфер кораблей привело бы к расстройству автоматики регулирования этих систем. Непосредственный переход из корабля в корабль по этим причинам был невозможен. Простое шлюзование не могло применяться из-за декомпрессионной болезни при переходе из «Союза» в «Аполлон».

Для обеспечения совместимости СЖО и средств перехода был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном» и позволял космонавтам и астронавтам переходить из корабля в корабль. Переходный отсек представлял собой цилиндр длиной более 3 метров, максимальным диаметром 1,4 метра и массой 2 тонны. Для создания переходного отсека были использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. После выхода на орбиту «Аполлон», так же, как «забирал» лунный модуль в лунных полётах, разворачивался на 180 градусов и стыковался с переходным отсеком, «забирая» его у второй ступени «Сатурна», но в процессе стыковки и расстыковки с «Союзом» этот узел не использовался.

При переходе экипажей из корабля в корабль в переходном отсеке создавалась атмосфера, соответствующая атмосфере того корабля, в который осуществлялся переход[5]. Чтобы уменьшить разницу атмосфер, давление в «Аполлоне» немного подняли — до 258 мм рт. ст., а в «Союзе» снизили до 520 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с восьми часов до трёх, в течение которых пребывание космонавтов в переходном отсеке позволяло избежать декомпрессии и выполнить достаточную десатурацию. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека».[6]

Обычные костюмы советских космонавтов становились пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Для решения проблемы в Советском Союзе в кратчайшие сроки был разработан термостойкий полимер, превосходивший описанные в литературе зарубежные аналоги (кислородный индекс составлял 79, а у волокон производства DuPont — 41). Из этого полимера была создана термостойкая ткань «Лола» для костюмов советских космонавтов. Исходные мономеры для получения термостойкого полимера были синтезированы при активном участии и руководстве известного советского химика Е. П. Фокина.[7]

https://ru.wikipedia.org/wiki/Союз_—_Аполлон

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Terminus сказал(а) 39 минут назад:

Причем тут АПАС? Речь о переходном модуле.

Даже так, ничего не мешало, условно говоря, держать такой модуль на складе. на случай, если вдруг понадобится. Это же не часть корабля. И потом, он был нужен по причине разного состава атмосферы на борту "Союза" и "Аполлона". Уже на "Шаттлах" американцы перешли на атмосферное давление и обычный состав, так что он мог напрямую стыковаться с "Миром" и, позднее, с МКС.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Protey10 сказал(а) 43 минуты назад:

Даже так, ничего не мешало, условно говоря, держать такой модуль на складе. на случай, если вдруг понадобится. Это же не часть корабля. И потом, он был нужен по причине разного состава атмосферы на борту "Союза" и "Аполлона". Уже на "Шаттлах" американцы перешли на атмосферное давление и обычный состав, так что он мог напрямую стыковаться с "Миром" и, позднее, с МКС.

 

Мы ведь про реальную историю говорим.

Вы предлагаете поверить, что Штаты держали в запасе такой весьма недешевый модуль из любви к советским космонавтам и абстрактного гуманизма?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Terminus сказал(а) Только что:

Мы ведь про реальную историю говорим.

Вы предлагаете поверить, что Штаты держали в запасе такой весьма недешевый модуль из любви к советским космонавтам и абстрактного гуманизма?

Не думаю. Просто потому, что ЭПАС был последним полётом КК серии "Аполлон", а "Шаттлам", как я указывал выше, дополнительный переходный отсек для стыковки с советскими кораблями/станциями был не нужен.

  • Thanks (+1) 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про "стыковки с советскими кораблями" - утопично. Их с совместимым стыковочным узлом и было то максимум 1,5. Стоял ли АПАС на летавшем "Буране" - не в курсе... А "Союз ТМ-16" в конце концов использовали для доставки экипажа на ДОС.

К станции "Мир" после начала работы "Кристалла" (10.06.1990), на который воткнули АПАС-89 - да. И с 1995-го по 1998-й 9 стыковок провели. Первую - с предварительной перестановкой "Кристалла" на осевой стыковочный узел (-X)... Второй орбитер привёз дополнительный стыковочный модуль с парой АПАС-89 (с торцов). Типа удлинитель. После чего переставлять "Кристалл" для стыковки уже не требовалось.

 

З.Ы. Некоторые стыковочные узлы (3?) российского сегмента МКС оснащены нечтом под названием ССВП-М. Типа помесь ССВП и АПАС-95. Насколько эта ССВП-М совместима с АПАС-89 и ССВП - не в курсе, по идее - не совместима с обеими...

Edited by Gamecollector

Share this post


Link to post
Share on other sites
Terminus сказал(а) 8 часов назад:

А у наших таких кораблей не было.

На Союз-19 и был АПАС. На некоторых других Союзах тоже, этим конструкция Союза и хороша. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Imperialist сказал(а) 4 часа назад:

На Союз-19 и был АПАС. На некоторых других Союзах тоже, этим конструкция Союза и хороша. 

 

Я таки переходный модуль имел в виду, а не сам стыковочный узел.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Terminus сказал(а) 4 минуты назад:

 

Я таки переходный модуль имел в виду, а не сам стыковочный узел.

А зачем кк "Союз" переходный модуль? У него свой есть: БО(бытовой отсек) называется.

Ну а так да, АПАС серийным не стал, разве что в КНР. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×