Перейти к содержанию
Авторизация  
Вася Стекломоев

Гонка на велосипедах сто лет назад. Пенни-фартинг

Рекомендуемые сообщения

Такой гонки я еще не видел. В этой захватывающей кинохронике, снятой компанией British Pathé, вы видите гонку на велосипедах, состоявшуюся в 1928 году в Лондоне.

Однако есть одна странность...

Странно то, что подобные велосипеды были изобретены 1870 году. Именно тогда стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг».

Своё название этот велосипед приобрёл от двух мелких британских монет: пенни и фартинга. У них был разный размер и, если положить их рядом друг с другом, они очень сильно напоминали силуэт этого велосипеда. В наши дни, люди, увлекающиеся коллекционированием велосипедов, считают за честь иметь его у себя.


Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец» (или "Бродяга"). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.

Так почему аж в 1928 году гонки были именно на таких велосипедах? Это просто в качестве шоу?


 

 

https://masterok.livejournal.com/4415682.html

 

Тест-драйв пенни-фартинга

«У вас не получится, — предварил нашу встречу Андрей Мятиев, обладатель самой большой в России коллекции старинных велосипедов. — Ни у кого сразу не получается. Нужна подготовка, тренировки…» Мы немного сомневались в его правоте: неужели это так сложно — проехать сотню метров на легендарном пенни-фартинге, викторианском велосипеде с огромным передним колесом?

 

Основная сложность в вождении пенни-фартинга — отсутствие свободного хода педалей и тот факт, что руль, педали и колесо составляют жесткую конструкцию. На обычном велосипеде с цепным приводом вращение педалей не влияет на руление, в пенни-фартинге же нажмешь на левую педаль — управляемое колесо поведет влево, на правую — вправо. Нужно научиться придерживать руль, постоянно контролируя машину, не позволяя ей вилять. И это более чем на полутораметровой высоте над землей, при том что центр тяжести седока находится практически на оси переднего колеса — чуть зазеваешься, перетормозишь и кувыркнешься вперед. Страшно!

 

Первая в истории велогонка прошла 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу, Париж, на дистанции 1200 метров. Выиграл ее англичанин Джеймс Мур на классическом костотрясе. Он же стал победителем и в первой длинной,  123-километровой велогонке между Парижем и Руаном, прошедшей 7 ноября 1869 года. Уже в 1870-х годах велогонщики пересели на пенни-фартинги; на снимке – гоночный  заезд на велодроме Херн-Хилл в западном Лондоне. Велодром, к слову, функционирует по сей день.

 

Первая в истории велогонка прошла 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу, Париж, на дистанции 1200 метров. Выиграл ее англичанин Джеймс Мур на классическом костотрясе. Он же стал победителем и в первой длинной, 123-километровой велогонке между Парижем и Руаном, прошедшей 7 ноября 1869 года. Уже в 1870-х годах велогонщики пересели на пенни-фартинги; на снимке — гоночный заезд на велодроме Херн-Хилл в западном Лондоне. Велодром, к слову, функционирует по сей день.

 

Тем не менее у нас получилось поехать на пенни-фартинге почти сразу. Сначала как на самокате — стоя на подножке, вцепившись в руль и отталкиваясь от земли ногой. Потом уже с педалями, немножко повиливая, но в целом вполне сносно. «Вы третий человек на моей памяти, у кого получилось с первого раза», — сказал Андрей Мятиев нашему главному редактору. Повод для гордости, не иначе!

Очень большие колеса

Термин «пенни-фартинг» связан с размерами колес. Разница между ними примерно такая же, как между этими двумя английскими монетами. Что интересно, в период популярности таких велосипедов их называли ordinary bicycle, то есть «обычный велосипед», в то время как едва появившиеся велосипеды современной конфигурации получили название safety («безопасный»). Пенни-фартингами викторианских гигантов прозвал какой-то ушлый журналист в начале 1890-х — когда их век уже прошел.

 

Падение с пенни-фартинга - действо одновременно красивое и страшное. Поза, в которой упавший оказывается после кульбита через голову, порой выглядит очень странно. Это породило целый жанр велосипедной фотографии, достаточно популярный в 1870–1880-х годах: «Упавшие с пенни-фартинга». Фототехника того времени не позволяла качественно поймать момент падения, и потому большинство подобных снимков – постановочные.  Велосипедист ложился в диковинную позу,  его «накрывали» велосипедом и снимали  результат.

 

Падение с пенни-фартинга — действо одновременно красивое и страшное. Поза, в которой упавший оказывается после кульбита через голову, порой выглядит очень странно. Это породило целый жанр велосипедной фотографии, достаточно популярный в 1870—1880-х годах: «Упавшие с пенни-фартинга». Фототехника того времени не позволяла качественно поймать момент падения, и потому большинство подобных снимков — постановочные. Велосипедист ложился в диковинную позу, его «накрывали» велосипедом и снимали результат.

 

 

Спойлер

 

В России же подобные велосипеды стали популярны под названием «пауки»; за рубежом этот термин всплывал в начале 1870-х, но распространения не получил. Прямым предком пенни-фартинга был так называемый boneshaker — «костотряс». Его конструкция определялась патентом французского изобретателя Пьера Мишо, который придумал прямой педальный привод на переднем колесе. Костотрясы были невероятно тяжелыми, переднее их колесо чуть-чуть превышало по размерам заднее.

Последний факт был обусловлен необходимостью обеспечить удобную посадку: расстояние между сиденьем и осью переднего колеса диктовалось длиной человеческих ног. В коллекции Андрея Мятиева есть три костотряса 1860-х годов (из всего четырех или пяти сохранившихся в России); мы протестировали экземпляр 1868 года — он весит, наверное, килограммов пятьдесят. Литая рама, тяжеленные деревянные колеса, крайняя сложность при поворотах…

 

5952c6c4da5b64a08b0eeeed8291c26d_fitted_

 

Мы учились кататься на американском пенни-фартинге 1887 года. В коллекции нашего консультанта есть и легендарный Eugene Meyer 1870 года, один из первых пенни-фартингов в истории. У него разница между колесами еще не столь разительна, а перед рулем хорошо заметна странной формы крестовина. Во времена костотрясов на нее клали ноги, скатываясь с горки по инерции. На пенни-фартинге такой эквилибр невозможен, но от атавизма конструкции избавились не сразу.

 

Конец эпохи костотрясов наступил в 1869—1870 годах, когда французский инженер Эжен Мейер придумал новую конструкцию. Перед велопроизводителями стояло несколько задач: во‑первых, организовать нормальное серийное производство, во‑вторых — максимально облегчить машину, в-третьих — увеличить скорость ее движения. Решение последней проблемы возникло само собой: чем больше колесо, тем выше скорость при схожих усилиях ездока.

 

Старт с ходу

 

Старт с ходу Чтобы сесть на пенни-фартинг, следует разогнать его, двигаясь чуть позади велосипеда, затем встать левой ногой на специальную подножку и запрыгнуть на седло. Пока велосипед еще движется по инерции, нужно успеть поставить ноги на педали и стабилизировать движение.

 

Кроме того, при увеличении диаметра снижалась и тряска. Одновременно с Мейером к тому же выводу пришел британский инженер Джеймс Старли. Костотрясы его компания начала производить еще в 1868 году, а с 1870 года перешла на «пауки». Что главное, Старли внес в конструкцию велосипеда множество изменений, позволивших серьезно облегчить и удешевить машину. Снизить массу удалось не сразу — сначала тяжелые деревянные колеса заменили на тонкие металлические с радиальной спицовкой (это придумал еще Мейер), затем упростили раму, превратив ее в тонкостенную трубу переменного сечения (это уже разработка Старли). В принципе, Старли заложил технологические основы современного велостроения.

 

Первые пенни-фартинги, появившиеся в 1870 году, несли в себе множественные «атавизмы» костотрясов. Например, перед рулем сохранялись подставки для ног, которые использовались, когда велосипедист ехал с горки и вынужден был снимать ноги с педалей. Но если на костотрясах это было в порядке вещей, то подобный эквилибр на пенни-фартинге мог привести разве что к аварии.

 

Тормозная система

 

Тормозная система В пенни-фартинге нет свободного хода педалей, поэтому тормоза выполняют лишь страховочную функцию. Изящный рычаг у руля напрямую прижимается к большому колесу, снижая скорость велосипеда.

 

Велоэволюция шла быстро. Первые пенни-фартинги были еще достаточно тяжелы, но уже к началу 1880-х гоночные велосипеды снизили вес до 9−11 кг (!) — и это при высоте до 1,5 м. С учетом того, что первая в истории велогонка прошла незадолго до появления пенни-фартингов — 31 мая 1868 года в Париже, — именно «пауки» стали первыми массовыми гоночными велосипедами, царившими на скоростных заездах 1870−1880-х годов.

Что интересно, «убил» пенни-фартинги тот же человек, который одним из первых начал производить их серийно, — Джеймс Старли. Именно он в 1884 году запатентовал велосипед типа safety с колесами равного размера и цепным приводом на заднее. А с появлением пневматических шин «безопасные» велосипеды окончательно заняли рынок — и занимают его по сей день.

 

Противовесы

 

Противовесы На «американце» 1887 года педали вполне современные, двусторонние, а вот на более старом Eugene Meyer они тяжелые и оборудованы специальными противовесами, чтобы нога велосипедиста сразу попадала на рабочую плоскость.

 

Но за 15-летнюю историю развития пенни-фартинги претерпели ряд интересных технологических изменений. С каждым годом переднее колесо все увеличивалось, а заднее — уменьшалось, превращаясь просто в подпорку. Рама теряла элемент за элементом, пока не превратилась в трубку переменного сечения, на одном конце которой крепилась сцепка «переднее колесо — руль», а на другом — заднее колесо. Педаль для посадки из вполне удобной для ноги эволюционировала в крошечный приваренный к раме штырек. Радиальная спицовка уступила место тангентной, использующейся на велосипедных колесах и сегодня (ее, кстати, тоже изобрел Джеймс Старли).

 

Интересные технические решения применялись для тормозов и сиденья пенни-фартинга. Ввиду того что у его педалей нет свободного хода, тормозить можно, просто прокручивая педали с меньшей скоростью. Но еще на костотрясах существовала страховочная система: рукояти руля можно было прокрутить на себя, потянув таким образом за тросик, ведущий к обыкновенному механическому тормозу. Эта система используется и сегодня — только современные тормоза прижимаются к ободу, а в те времена тормоз терся о шину (все равно она была сплошной, твердой и почти не боялась истирания).

 

Сиденье пенни-фартинга обычно крепилось на рессоре, чтобы смягчить посадку. Но такая конструкция не позволяла подогнать велосипед по росту — регулировки руля тоже не было. Единственной возможностью подправить расстояние между седлом и педалями была, собственно, перестановка педалей. Шатуны имели не одно отверстие, а несколько — чем ближе к оси располагалось отверстие, в которое устанавливалась педаль, тем более низкорослый человек мог управлять велосипедом. Интересно, что эта система по инерции, в виде атавизма, перекочевала и на safety-велосипеды, хотя там уже была регулировка седла и руля по высоте.

Как мы катались

Вообще, пенни-фартинг — это страшно интересно. Он не воспринимается как неудобный архаизм. Это просто оригинальный спортивный снаряд, требующий особых навыков и доставляющий массу удовольствия. За рубежом пенни-фартинги производят по сей день, на них проводят гонки и велопрогулки. Известна, например, чешская фирма J. Mesicek & Synove, а также американские Rocky Mountain High Wheels и Rideable Bicycle Replicas.

 

Найти пенни-фартинг в Москве оказалось непросто. В итоге мы обратились к коллекционеру Андрею Мятиеву, у которого нашлось целых три «паука» в отличном состоянии: французский велосипед 1870 года фирмы E. Meyer (один из самых первых «пауков» в мире) и два «американца» — 1887 и 1888 годов соответственно. Мейеровский пенни-фартинг гораздо ниже и удобнее, хотя и значительно тяжелее поздних конструкций.

 

Тест получился занимательным — кататься на пенни-фартинге непросто, но возможно, и захватывает это занятие всерьез. Вид с него — как из кабины грузовика, смотришь на прохожих свысока и чувствуешь себя настоящим викторианским джентльменом. Да, приноровиться к тому, что руль пытается выпрыгнуть из рук при вращении педалей, получается не сразу, но в принципе это не так и сложно. Как рассказал Мятиев, на гонках пенни-фартинг получается разогнать до 30 км/ч — очень прилично. А с учетом смещенного центра тяжести резкое торможение чаще всего ведет к опрокидыванию через руль — так что в снижении скорости тоже есть элемент искусства.

 

Как уже упоминалось, нам довелось прокатиться и на костотрясе 1869 года — он настолько тяжел, что после пары сотен метров мышцы ног начинают порядком ныть. Но это уже другая история. А мы искренне пожелаем Андрею удачи в создании музея велосипедной техники в Москве — это его мечта и цель на протяжении многих лет — и будем надеяться, что пенни-фартинги вернутся на улицы городов. В конце концов, они такие красивые.

 

 

 

 

https://www.popmech.ru/technologies/14358-test-drayv-penni-fartinga/

Статья «Взгляд свысока» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2013).

 

 

:sarcastic: 

 

http://i.imgur.com/qTvq8.jpg

Изменено пользователем Вася Стекломоев
  • Спасибо (+1) 8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 28-м году? Ясно, что шоу... Им, после первой мировой так не хватало развлечений...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Такой гонки я еще не видел. В этой захватывающей кинохронике, снятой компанией British Pathé, вы видите гонку на велосипедах, состоявшуюся в 1928 году в Лондоне.



- Херней они там маялись, в то время когда дейстительно сильные духом показывали небывалые для еуропейсов спортивные высоты:
Путешествие Глеба Травина на велосипеде вокруг СССР

В 1928–1931 годах молодой житель Камчатки, электрик, спортсмен, командир запаса Г. Л. Травин совершил необычайное путешествие. Он проехал на велосипеде вдоль границ Советского Союза, включая и арктическое побережье страны. (на одну минуточку это порядка 60 000 км - более чем вокруг земного шара.)
120418173900.jpg
99594222_d41b58f449e72be592.jpg
http://sevprostor.ru/istorija/istorija/975-puteshestvie-gleba-travina-na-velosipede-vokrug-sssr.html Изменено пользователем alecsartania
  • Спасибо (+1) 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
sofokl сказал(а) 49 минут назад:

В 28-м году? Ясно, что шоу... Им, после первой мировой так не хватало развлечений...

10 лет как прошла война. Можно подумать у нас в СССР в 1955 году не было никаких массовых спортивных соревнований и развлечений.

  • Спасибо (+1) 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
alecsartania сказал(а) В 04.05.2018 в 12:07:

 


- Херней они там маялись, в то время когда дейстительно сильные духом показывали небывалые для еуропейсов спортивные высоты:
Путешествие Глеба Травина на велосипеде вокруг СССР

В 1928–1931 годах молодой житель Камчатки, электрик, спортсмен, командир запаса Г. Л. Травин совершил необычайное путешествие. Он проехал на велосипеде вдоль границ Советского Союза, включая и арктическое побережье страны. (на одну минуточку это порядка 60 000 км - более чем вокруг земного шара.)
120418173900.jpg
99594222_d41b58f449e72be592.jpg
http://sevprostor.ru/istorija/istorija/975-puteshestvie-gleba-travina-na-velosipede-vokrug-sssr.html

 

А мне в 2003 случайно попалась туристическая газета "Вольный ветер" с отрывками описания велопутешествия нашего учителя географии из провинции Котлярова.

Он проехал США поперёк от Бостона до Лос-Анджелеса.Путевые заметки, наблюдение за природой, нравы.

Потом в Литературной газете был анонс его книги "На край света" или "На краю света", но в книжных магазинах не встречал.

  • Спасибо (+1) 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×