Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Улитка

Георгиевские ленты

Recommended Posts

Георгиевские ленты

25.04.2018

Николай ИРИН

Имя этого артиста значится в титрах множества кинофильмов — рядом с указаниями на хороших и даже гениальных исполнителей, с которыми он убедительно, на равных, взаимодействовал. При этом его путь абсолютно уникален. Не типичны для данной среды и присущие ему мотивация, система ценностей, картина мира. Единственная (что тоже редкость для представителей богемы) жена Татьяна Ухарова сообщает: «Еще со школьных времен он готовил новое театральное движение. После встречи с Василием Макаровичем Шукшиным появилась другая формулировка — «новое культурное движение», которое должно было охватывать кино, литературу, школу кино и театра».

Burkov_Svoy_05_02.jpg

 

То есть изначально Георгий Бурков был одним из тех прекраснодушных русских мальчиков, которым, по словам классика, непременно нужен весь мир. 31 мая со дня рождения удивительного и неповторимого артиста исполнится 85 лет.

 

Он появился на свет в рабоче-крестьянской семье, на восточной, российской, «окраине» континентальной Европы. Дядя по матери Виктор Гоголев — всего на четыре года старше, в детстве и юности Жора с ним дружил — окончив физкультурный техникум, подается в Москву, где выучивается на артиста. Таким образом, проблема главного выбора для молодого Буркова окончательно отпадает. И по велению сердца, и по примеру родственника он раз за разом едет из Перми в столичные театральные школы. Однако его не берут.

 

Вообще, туда не принимают подавляющее большинство абитуриентов: перспективы заманчивые, конкурс гигантский. Многие смиряются и меняют вектор движения, ибо шансов понравиться приемной комиссии каждый новый прожитый год отнюдь не прибавляет. Георгий не проходит снова и снова и в результате поступает на юрфак Пермского университета. Но уже после третьего курса принимает решение бросить учебу и непременно податься в артисты. К этому подталкивают и занятия в местной театральной студии. Сей судьбоносный момент он впоследствии объяснит так: «Без отца, который понял меня, поверил мне и, если хотите, содержал меня... я бы ничего не добился. Он был спонсором моего дерзкого и рискованного замысла».

 

«Спонсор», Иван Григорьевич, прошел путь от чернорабочего до главного механика знаменитой пермской «Мотовилихи» и, по всему видать, хорошо зарабатывал. А значит, мог оказывать значительную материальную поддержку беспокойному отпрыску. Выдающийся актер Георгий Бурков, получается, в широчайшем смысле продукт народной самодеятельности: и сам по себе, еще школьником, проникся идеей артистического служения; и совместно с дядей — намечал в дальнейшем посвятить жизнь искусству; и с помощью прогрессивно мыслящего отца — получил возможность «бороться и искать, найти и не сдаваться». У него не было актерского образования.

 

Главных ролей в особо значимых кинокартинах ему не предлагали. Но он тем не менее вошел в пантеон деятелей русской культуры второй половины XX столетия.

«О бедном гусаре замолвите слово». 1981

Карьеру начинал в драматическом театре городка Березники. Здесь в условиях дефицита актеров-мужчин Бурков быстро проходит путь от исполнителя единственной реплики наподобие «кушать подано» до ведущего актера труппы. Набравшись опыта и получив некоторое признание, настойчивый самоучка возвращается в Пермь и завоевывает право считаться премьером областного драмтеатра. Конечно, в провинции те же страсти, амбиции, та же иерархическая лестница, что и в модных столичных сферах. В период весьма непростой адаптации он оставляет на страницах дневника следующую запись: «Опять впереди три-четыре месяца тупой тоски. Наберись терпения, Жора. И юмора».

 

Наконец и пермская сцена покорена. Артист часто играет, много читает, внутри себя ведет неустанную работу. Думал ли Бурков, что региональная известность — его потолок? Устраивало ли подобное положение вещей? Все-таки для любого актера важна перспектива, интересны новые вызовы. Провинциальные подмостки, при всем к ним уважении, не самая лучшая база для экспериментов, зато они пригодны для того, чтобы поддерживать и культивировать некий усредненный стандарт.

 

Далее случается форменное чудо, происходит резкий поворот в судьбе. Столичный театровед с изумлением обнаруживает в Предуралье актера редкой индивидуальности и, кажется, неограниченной глубины, рассказывает о нем главному режиссеру Московского драматического театра им. К.С. Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот во время гастролей в Перми отсматривает спектакли с Бурковым и делает ему сильное предложение — переехать в Москву и влиться в его труппу. Георгий Иванович появляется в столице в конце 1964-го. Ему идет 32-й год, и его жизнь начинается заново. Показательны дневниковые откровения: «Я изворотлив, и моя цель — продержаться... Чувствую себя млекопитающим среди ихтиозавров».

 

Он меняет ударение в собственной фамилии — с первого слога на второй. Без постоянного жилья, верных друзей, любящих родственников и достаточного количества денег начинает этап, обещающий стать совершенно не похожим на предыдущий.

«Зигзаг удачи». 1968

 

Ему остается жить четверть века с небольшим. Годы, которые прославят его на всю страну и многие десятилетия вперед, все же имеют своим фундаментом предшествующие стадии, то время, когда актер формировался как личность и начинался как художник. К новому месту самореализации, киноплощадке, он словно подтаскивает собственный психотип и общую для них с народом ментальность. Как и Шукшин, — с ним Георгий Иванович ненадолго, но крепко сдружился, — генерирует эмоциональный сгусток реальности как таковой. Многие «техничные» актеры любят изображать не свойственные им психические черты и типы характера. Бурков, похоже, не понимает и не желает понимать игры такого рода. Даром что ли он много лет набирался терпения вкупе с опытом, включавшим, как ни крути, обидную для взрослого мужчины зависимость от великодушного отца. Ждал, присматривался, дышал воздухом рутинной повседневности, выходит, единственно для того, чтобы отныне транслировать заповеданные знания, смыслы — непосредственно, напрямую.

 

Снимавший его в 1969 году в своей короткометражке «Предложение» Сергей Соловьев говорил об этом так: «В нем и Шукшине не было ничего актерского. Они ничего не играли, они как бы примеряли весь белый свет на себя». Знаменитый театральный драматург Михаил Рощин в свою очередь заметил: «Бурков все время наблюдал за собою». Сам же артист признавался: «Я никогда не играю людей исключительных, напротив, беру как бы человека из толпы и показываю, чем он интересен. Не люблю, когда герой или актер возвышается над зрителями».

 

Очень точно высказался на сей счет Львов-Анохин: «Он удивительно передавал достоинство униженного, величие жалкого человека. Его мужественное сочувствие к слабому — это традиция русского театра, одна из лучших его традиций».

 

Наиболее эффектно и эффективно метод Буркова работает там, где простак, «человек из толпы» показан в режиме гротеска да еще и с обертонами юродства. Так, наверное, работал над своими персонажами великий автор «Записок из подполья», словно выворачивавший невзрачного человечка наизнанку, предъявляя космическую глубину его психологического нутра.

«Печки-лавочки». 1972

 

Эту особенность парадоксально использовал в картине «Подранки» (1976) Николай Губенко. Манифестацию неприятия Достоевского он вложил в уста уголовника-рецидивиста Сергея Погарцева, чью маленькую по метражу роль исполнил Бурков.

 

Получилось нечто грандиозное: осужденный и тем самым как бы раскрытый, разгаданный подпольный человек нарочито юродствует, кривляется, юлит, пряча свою глубинную сущность и от собеседника, и даже от себя самого. Во всех своих откровенно комедийных ролях Георгий Иванович выходит за рамки веселого жанра, демонстрируя человеческую двойственность, противоречивость. Его персонажи исполнены как раз в духе творчества Достоевского: им свойственны — в качестве маркеров предельно тонкой натуры — непременные раздражительность, капризность, мнительность. Гениально сыгранный в «Печках-лавочках» (1972) вор — «весь на нервах», зачем-то исповедуется простоватому во всех отношениях случайному попутчику, обнаруживая за «невыносимой легкостью» воровского бытия типовую, в сущности, обывательскую встревоженность. Будто непрестанно боится, что его хрупкая, нежная душа — дзы-ын-нь — лопнет, подобно натянутой струне. Вот что на самом деле творит Бурков — снимает с повестки дня внешние, социально-психологические различия, находит и предъявляет изначальную, метафизическую общность людей. Всю свою сознательную жизнь он много читал, предпочитая встречу с хорошей книгой необязательному общению со случайными людьми, что свидетельствует не столько о компенсаторном усилии недоучившегося провинциала, сколько о высоком жизнестроительном порыве несуетного мудреца, занятого глубоким внутренним поиском.

«Старики-разбойники». 1972

 

Его, на первый взгляд непроработанная, речевая манера поразительным образом работает в пользу артиста: иллюзия «каши во рту» (ее, кстати говоря, полностью вычищают в театральных институтах) придает героям Буркова не просто качество достоверности «людей с улицы», но одновременно сигнализирует о том, что эти персонажи натуральное, внутренне присущее поднимают над привнесенным извне. Таков — пусть даже схематично прописанный — следователь Федор Федорович Федяев из рязановских «Стариков-разбойников» (1971). Исполнитель превращает пародийного сыщика в супермена. По сюжету в городке, где происходит действие картины, ничего экстремально опасного не случается, поэтому герою Юрия Никулина все никак не удается доказать собственную профпригодность. Однако Федяев вечно ходит израненный и забинтованный, комментируя свое физическое состояние коронной репликой «Ерунда, бандитская пуля». Этот «парадокс» воспринимаешь как должное только потому, что Бурков наделяет комического по замыслу следователя собственной, в хорошем смысле, одержимостью. Его эпизодический персонаж отсылает ко всем тем беззаветным мученикам идеи, которые ставили и ставят служение идеалу несопоставимо выше шкурных интересов.

 

Ослепительное мастерство Георгия Ивановича проявлялось еще и в умении выразить пластический, а тем более речевой жест так, что тот навсегда впечатывался в подкорку зрительской аудитории. Кроме «бандитской пули», это и заклинание Пети из «Зигзага удачи» (1968) «Зато потом будет, что вспомнить», и «Потому что я никогда не пьянею» из «Иронии судьбы...» (1975), и «Вы работники умственного труда, ну, и мы тоже» из «Служебного романа» (1977), и «Я за машину родину продал» из «Гаража» (1979)...

 

«Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975Он был фантастическим рассказчиком. «Я с больной диафрагмой с ним расставался», — вспоминал знающий толк в свободной русской речи, а равно в смеховой стихии Лев Дуров. Чтобы понять, насколько эта особенность натуры Буркова соизмерима с его экранными достижениями, достаточно посмотреть фрагменты, к счастью, сохранившихся бесед с товарищами по цеху или журналистами. Там он — акын, могучий сказитель, сразу и бесповоротно пленяющий зрителя «мелочишкой суффиксов и флексий», волшебными интонационными сдвигами, тонкой и умной работой с ритмом.

 

«Когда его не приняли в театральный, — рассказывает Татьяна Ухарова, — он не обиделся, не отчаялся, продолжал заниматься самообразованием». «Не обиделся, не отчаялся» — пожалуй, наилучшая характеристика личности в любой жизненной ситуации. Навсегда врезается в память реплика великолепно сыгранного рядового Копытовского из фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975): «Мне жить остались самые пустяки, только до Дона. Я перед смертью должен высказаться». Полнота самовыражения на довольно скромном по драматургическим меркам материале вызывает изумление. Человек, в сущности, устной культуры, сказитель и фантазер из гущи народной, единолично заполнил в истории XX века артистическую нишу, истинное значение которой нам осмыслить, похоже, еще предстоит.

 

Фото на анонсе: Алексей Стужин/ТАСС

http://portal-kultura.ru/svoy/articles/stop-kadr/194340-georgievskie-lenty/

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Главных ролей в особо значимых кинокартинах ему не предлагали. Но он тем не менее вошел в пантеон деятелей русской культуры второй половины XX столетия."

 

- Советской.

 

P.S. А смысл статьи, честно говоря не понял. Наверное я тупой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
11220 сказал(а) 17 минут назад:

"Главных ролей в особо значимых кинокартинах ему не предлагали. Но он тем не менее вошел в пантеон деятелей русской культуры второй половины XX столетия."

 

- Советской.

 

P.S. А смысл статьи, честно говоря не понял. Наверное я тупой.

дневник мыслителя

 

http://ttolk.ru/?p=24076

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
11220 сказал(а) 29 минут назад:

"Главных ролей в особо значимых кинокартинах ему не предлагали. Но он тем не менее вошел в пантеон деятелей русской культуры второй половины XX столетия."

 

- Советской.

 

P.S. А смысл статьи, честно говоря не понял. Наверное я тупой.

К 85 летию актера

Share this post


Link to post
Share on other sites

из дневника актера

Цитата

Как создать новое русское общество? Ведь его не создашь без новых финансовых отношений. Нельзя по-прежнему отдавать все деньги коммунистам, оставляя себе на еду и одежду, – а кучковаться где-нибудь на пустыре, в лесу.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Habapx сказал(а) 2 минуты назад:

дневник мыслителя

 

http://ttolk.ru/?p=24076

 

 

Заметка про актера, а не мыслителя))

Актер, действительно, интересно был

Share this post


Link to post
Share on other sites
Habapx сказал(а) 1 час назад:

из дневника актера

 

В 80-е такие настроения были почти у всей страны. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Улитка сказал(а) 8 часов назад:

туда не принимают подавляющее большинство абитуриентов

 

Отличный способ рассказать об уникальности клиента.

 

Улитка сказал(а) 8 часов назад:

Главных ролей в особо значимых кинокартинах ему не предлагали

 

Улитка сказал(а) 8 часов назад:

Шукшин, — с ним Георгий Иванович ненадолго, но крепко сдружился, — генерирует эмоциональный сгусток

 

Нигде ни одного факта.

 

Улитка сказал(а) 8 часов назад:

Его персонажи исполнены как раз в духе творчества Достоевского

 

Чистое враньё.

 

Улитка сказал(а) 8 часов назад:

«Они сражались за Родину»

 

 

Актёр играет что заказано.

Немного из дневников его с чего бы не процитировать?

Дичайшую русофобию.

Яд в каждом слове, яд к каждому русскому. ЧИТАЙТЕ!

Слабо почитателям сделать для себя открытие?

Сделайте для себя открытие: ваш любимый актёр Бурков был дичайшим русофобом.

Share this post


Link to post
Share on other sites
astrokaktus сказал(а) 3 часа назад:

 

Отличный способ рассказать об уникальности клиента.

 

 

 

Нигде ни одного факта.

 

 

Чистое враньё.

 

 

 

Актёр играет что заказано.

Немного из дневников его с чего бы не процитировать?

Дичайшую русофобию.

Яд в каждом слове, яд к каждому русскому. ЧИТАЙТЕ!

Слабо почитателям сделать для себя открытие?

Сделайте для себя открытие: ваш любимый актёр Бурков был дичайшим русофобом.

Я читала про дневник, но не сам дневник

Вряд ли буду - не мазохистка))

Тогда у многих в голове была каша, дожил бы до 85, может и поменял бы свое мнение)

Пил, наверняка, не исключается алкогольная деградация с претензиями на единственного носителя Истины(

Я не знала, что у Буркова не было актерского образования

Так был убедителен в своих ролях

Но тут, видимо, надо поблагодарить еще тех, кто кастинг проводил

Хорошие фильмы и Бурков на месте, не остается  ощущения, что другой сыграл бы лучше...

Почему бы не вспомнить старые фильмы

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спойлер

 

Я когда прочитал несколько избранных страниц его дневника подумал  хорошо,что он прятал его как фигу в кармане, с удовольствием принимая всевозможные дивиденды  от власти,

а то Шафаревич  мог бы вставить его в свою "Русофобию" как пример.

Актёр хороший, но не уверен, что доживи он до наших времён поумнел бы.

Вон Дуров как был либералом так им и остался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

×