Перейти к содержимому

 

Фотография

Клиповое мышление: чем отличаются «люди экрана» от «людей книги»?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 14

#1 tukutis

tukutis

    Персона

  • Пользователи
  • 11 941 сообщений
  • Проживает:соломоновы острова

Отправлено 13 фев 2018 - 18:00

*
Популярное сообщение!

65460595.jpg

 

 

Клиповое мышление — термин последних десятилетий, описывающий способ восприятия информации, характерный для нового поколения. XXI век формирует необыкновенно быстрый темп жизни. Пытаясь угнаться за ним, человек перестает углубляться в информацию и считывает лишь поверхностные факты. Чем опасно клиповое мышление? Могут ли у него быть положительные стороны? Как можно развить собственное мышление и не стать заложником «клиповости»? Разбираемся в глобальном преобразовании человеческой природы.

 

Первое, что приходит в голову большинства людей при слове «клип», — быстро сменяющийся видеоряд с МТВ или МУЗтв, чаще всего со слабо связанными между собой образами. И в этом представлении мы ушли не очень далеко — «клип» происходит от английского «clip», что означает «делать вырезки из газет или фильмов». Вырезая основные моменты и складывая их в общую историю, монтажер облегчает понимание зрителю и показывает общую картину, не углубляясь в предложенную им тему. 

 

Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видеоклипы, то есть человек воспринимает окружающую его действительность как последовательность никак не связанных между собой явлений, а не как однородную структуру, которая подразумевает под собой взаимосвязь всех частиц. 

 

Клиповое мышление называют глобальным преобразованием человеческой природы и огромной проблемой современного поколения, однако стоит ли так гиперболизировать это почти «хипстерское» понятие?

 

В конце 90-х, когда «поколение Пепси» уступило лавры поколению гаджетов, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ Андрей Подольский задался вопросом о влиянии массмедиа, кино и только начавшего набирать популярность Интернета на современную молодежь. Он провел эксперимент с участием двух групп студентов. Одной группе предложили прочитать тексты с описанием проблемы некой девушки, другой же группе показали видеоролики с аналогичным содержанием. Оказалось, что у тех ребят, которые смотрели ролик, уровень понимания в шесть раз превышал показатели группы опрошенных традиционным способом.

 

Картинка смогла не только заменить текст, но и превзошла его. Андрей Подольский прокомментировал результаты своего эксперимента так:

 

«Фильмы и сериалы дают готовое решение, точнее, его иллюзию».

 

Людям в наше время все сложнее рассуждать и мыслить логически, искать новые и неожиданные пути решения, ведь мы живем в огромном информационном поле, где необходимые сведения можно получить по одному клику или обычной голосовой команде. Неспособность анализировать информацию является следствием того, что ее образ не задерживается в мыслях надолго и быстро заменяется на другой, как при переключении каналов или просмотре новостей.

 

Производители потребляемой информации научились подстраиваться под современных людей и вкладывают огромные деньги в развитие киноиндустрии и книг, прибегая к более простым текстам, наполненным укороченными фразами со слабыми логическими связями.

 

Клиповое мышление не менее удобно для коммерции и рекламы. Реклама нацелена на эмоции, а не на осмысление, поэтому гораздо проще взывать к «низшим» чувствам людей и быть уверенным, что именно это и привлечет потенциального покупателя.

 

В 2010 году российский философ и культуролог К.Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:

 

Развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока;

 

Необходимость принимать больший объем информации;

 

Многозадачность;

 

Ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий;

 

Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

 

В последнее время на страницах СМИ часто встречается информация о том, что «клиповость» пагубно влияет на современное общество и является одной из острых социальных проблем. Однако всё не столь однозначно. Клиповое мышление — очень сложное и разнородное явление, у которого есть как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации. Это прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским, которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в информацию и осуществлять ее аналитической обзор. Тот, кто обладает понятийным типом мышления, досконально изучает и анализирует информацию, однако из-за этого времени на обработку уходит больше. Таких людей психологи часто называют «людьми книги».

 

В условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять одновременно несколько действий. Информация поступает хаотичными потоками, и у человека не всегда остается время для глубокого и сосредоточенного анализа.

Как отмечает психолог, автор книги «Мастер жизни. Психологическая защита в социуме» С. Ю. Кличников, в данном случае клиповое мышление выступает в роли «фильтра» перед информационными перегрузками.

 

Да, человек с клиповым мышлением становится способен воспринимать лишь краткую информацию, но вспомним слова великого классика Л.Н. Толстого:

 

«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

 

С одной стороны, применение клипового мышления помогает человеку быстрее запоминать информацию, что может помочь ему, например, в изучении иностранных языков или быстром запоминании небольших объемов данных. С другой стороны, кандидат психологических наук Татьяна Викторовна Семеновских в своем исследовании делает акцент на том, что оно помогает лишь запомнить некие «маркеры» — термины, слова, но общего понимания не дает.

 

Еще одним положительным качеством, которым обладают люди с клиповым мышлением, является многозадачность, о которой пишет известный американский психолог Л. Розен в своей книге «Я, мое пространство и я: воспитание сетевого поколения». Он отмечает, что дети «поколения эппл» могут одновременно учить уроки, слушать музыку, изучать социальные сети и разговаривать по скайпу. Однако разумными последствиями многозадачности являются рассеянность внимания и чрезмерная активность.

 

Валерий Опойцев, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, в своей мини-лекции говорит, что нет ничего фундаментально страшного в клиповом мышлении. В современном мире люди с клиповым мышлением уходят с тех «глубин», на которых им просто неинтересно, и довольствуются поверхностными фактами. Однако, по его мнению, даже наука и цивилизация поверхностны. Как отмечает профессор, об этом еще в XX веке говорил австрийский математик К. Гёдель в своей теории о неполноте, смысл которой сводится к тому, что даже если мы опишем очевидные истины и постараемся построить на них всю систему знания, все равно найдутся утверждения, которые нельзя будет подтвердить или опровергнуть. Выходит, что даже наука не спускается «достаточно глубоко», а лишь стремится к этому.

 

Поэтому, считает В. И. Опойцев, люди, владеющие только фактами, все же умеют анализировать действительно необходимую им информацию, углубляясь в интересующие их темы. Кроме того, он отмечает, что новые условия жизни всегда требовали новых способ обработки информации, и клиповое мышление — это закономерный ответ на увеличившийся темп и проникновение разных типов информации во все сферы жизни.

 

Тем не менее, клиповое мышление далеко не безвредно — у этого явления существуют очевидные отрицательные стороны.

Так, в «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина встречается информация о том, что в отличие от понятийного мышления, для клипового характерно отсутствие «контекста». 

 

Человек не опирается на собранную раньше информацию и не анализирует ее, опираясь на семантические связи между явлениями, которые существуют в контексте. У человека с клиповым мышлением возникают трудности с пониманием общей картины, и в результате он воспринимает лишь обрывочную информацию, которую он не способен сопоставить с другой. 

 

Возьмем самый простой пример — человек, увлекающийся политикой, способен объединить просмотренные новостные передачи в общую картину. Человек, который не так сильно заинтересован в этом, не сможет понять причин и следствий явлений, потому что они будут представляться ему как разрозненные, и он не увидит между ними связей. 

 

Человек с клиповым мышлением не видит этих связей, потому что привычный для него способ восприятия информации не позволяет им образовываться самопроизвольно. Это отражается и на деятельности человека. Так, о связи личного опыта с поведением говорил К. Роджерс в фенотипологической теории. Он считал, что поведение человека определяет его опыт, а именно субъективная интерпретация явлений. Также он поддерживал идею, что человек ведет себя как целостный организм и его нельзя свести к отдельным частям личности. 

 

А это значит, что последствия доминирования клипового мышления можно увидеть на всех уровнях существования индивида.

В статье «Google делает нас глупее?» Николас Карр отмечает,что переход от целостностного мышления к клиповому говорит о раздробленности сознания.

 

Чтобы не стать заложником клипового мышления, разрабатывается огромное количество методик и тренингов, посвященных концентрации внимания. Исследователи предлагают ежедневно анализировать даже очевидные, на первый взгляд, вещи. При этом самым доступным методом для нас является чтение. Оно позволяет видеть весь контекст и предлагает возможность самому анализировать полученную информацию.

 

Есть ещё одна методика, разработанная кандидатом физико-математических наук Л.И. Ястребовой для развития собственного мышления. 

 

Она основана на алгоритме работы «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй», который предполагает:

 

Анализировать, а именно, исследовать проблему;

 

Структурировать, находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;

 

Систематизировать, отслеживать взаимосвязи полученных элементов;

 

Синтезировать, пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;

 

Анализировать, оценивать полученный результат.

 

Этот механизм актуален для людей всех возрастов. Чтобы лучше его понять, представим, что вы купили набор Лего. Первое, с чего вы начнете, прочтение инструкции — это и есть анализ. Дальше вы раскладываете кирпичики к кирпичикам, окна — отдельно, двери к дверям и так далее — это структурирование. Синтезирование — осознание, что стена не должна быть слишком маленькой, чтобы в нее могли влезть окна. После вы собираете дом из всех элементов — это синтез. И последнее, что вы делаете: оцениваете полученное строение, сравниваете с тем, что было на коробке.

 

Итак, совсем неудивительно, что в век инстаграма и твиттера людям проще воспринимать короткую информацию или даже просто набор картинок, чем вчитываться в длинные тексты, воспринимать контекст или синтезировать информацию из обрывков. Некоторые СМИ приспособились под меняющийся ритм жизни и научились подавать информацию в том виде, в котором читатель вероятнее всего ее заметит — меньше текста, больше забавных картинок в превью.

 

Кто-то спросит: «Ну, читаю я только заголовки новостей и люблю вечером расслабиться, листая паблики ВКонтакте, неужели это так страшно?». Нет, это не страшно, однако внимание, как и те же мышцы, нуждается в тренировке. Как пишут Даниэл Саймонс и Кристофер Шабри в своей книге «Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция», если мы будем воспринимать лишь поверхностные ярлыки, внимание станет рассеянным и нам будет все сложнее усваивать новую информацию. 

Необходимо уметь адаптироваться в современном мире и принимать условия «игры», не теряя при этом увлеченности и желания познавать и анализировать. Замена Твиттера на ЖЖ уже огромный прогресс в борьбе с клиповостью. Современные технологии помогают нам облегчить жизнь, упростить многие задачи, но неужели нам нужно упрощать работу нашего мозга?

 

Источник: nashaplaneta.su



#2 sofokl

sofokl

    Персона

  • Пользователи
  • 10 168 сообщений
  • Проживает:Москва

Отправлено 13 фев 2018 - 18:06

Иногда пишу презентации для разных организаций...просят, чтобы через 2-3 абзаца текста шла картинка, ибо длиннее уже никто не читает...((

#3 shiva53

shiva53

    Титулярный житель усадьбы

  • Пользователи
  • 1 529 сообщений
  • Проживает:USSR

Отправлено 13 фев 2018 - 18:18

"Люди книги" ,это мышление образами, мозг сам должен работать  Клип-экран, это навязанный образ


Сообщение отредактировал shiva53: 13 фев 2018 - 18:19


#4 11220

11220

    Персона

  • Пользователи
  • 25 929 сообщений
  • Проживает:Москва

Отправлено 13 фев 2018 - 18:20

Иногда пишу презентации для разных организаций...просят, чтобы через 2-3 абзаца текста шла картинка, ибо длиннее уже никто не читает...((

В фильме "Безымянная звезда" есть сцена где начальник станции, в исполнении Светина, произносит: "У меня тоже была книжонка, с картинками. А у вашей есть картинки?"



#5 МрачныйЕжик

МрачныйЕжик

    Джентльмен

  • Пользователи
  • 2 410 сообщений
  • Проживает:Томск

Отправлено 13 фев 2018 - 18:25

Когда тебе говорят "ПНХ", нужно уходить гордо, как победитель. :D

Не могу понять, надпись на картинке это пример анти-клипового мышления или наоборот.



#6 Alegro

Alegro

    Ёжик в тумане

  • Пользователи
  • 106 сообщений
  • Проживает:Красноярск

Отправлено 13 фев 2018 - 18:30

"Многобукв" не читал,даже интернет мем такой появился.Человеку становится уже лениво читать.


  • Zika и tukutis поблагодарили автора

#7 paramparam

paramparam

    Камергер

  • Пользователи
  • 2 618 сообщений
  • Проживает:Северный Кавказ

Отправлено 13 фев 2018 - 18:43

Увидев фразу "ускорение ритма жизни" перестал читать. В чем ускорение? Во взрослении, которое растягивается до 30 лет? В потреблении продуктов, которые портятся еще до начала потребления? В количестве усвоенных продуктов? В объеме потребленной духовной культуры? В смене половых партнеров?

Нашим, да и не нашим философам не мешало бы начать отдавать отчет в смысле слов, которые они употребляют (см. копирайт Ф.Бекона и А. Пушкина).



#8 МрачныйЕжик

МрачныйЕжик

    Джентльмен

  • Пользователи
  • 2 410 сообщений
  • Проживает:Томск

Отправлено 13 фев 2018 - 18:43

"Многобукв" не читал,даже интернет мем такой появился.Человеку становится уже лениво читать.

В оригинале: "многа букв ниачом" ©

Это просто констатация факта.

Начинаешь читать и на 1-й сотне этих самых букв понимаешь, что продолжать безсмысленно.

Букв много, а контекста - ноль.

 

PS

это явление достаточно старое, бумагомараки были всегда, в том числе, профессиональные.



#9 Mas

Mas

    Персона

  • Пользователи
  • 7 469 сообщений
  • Проживает:Новосибирск

Отправлено 13 фев 2018 - 19:00

Всегда следую и учу всех своих следовать следующему постулату: всякое письмо крупному руководителю должно содержать важную информацию, размещенную не более чем на одной странице листа формата А4, 14-м кеглем с интервалом 1,5. Все остальное - второстепенно и должно идти в приложении, для его подчиненных.



#10 Habapx

Habapx

    Персона

  • Пользователи
  • 3 492 сообщений

Отправлено 13 фев 2018 - 19:43

однакож... про Босса даже написано. Что же его книжки автор не упомянул?



#11 aaaaaa

aaaaaa

    Персона

  • Пользователи
  • 15 800 сообщений
  • Проживает:Челябинск

Отправлено 13 фев 2018 - 19:51

Когда впервые появился гипертекст, я столкнулся с огромной проблемой его восприятия.

 

Пытаясь последовательно и связанно изучить материал, и прочитать всё, я очень быстро безнадёжно запутывался в ветвящихся и множащихся бесконечных гиперссылках. Книги-то я читаю последовательно и до конца.

 

Что бы научиться временно перестраиваться в такой режим, когда следует читать только пару нужных предложений, пройдя лишь по паре нужных ссылок - это потребовало колоссальных усилий.


Сообщение отредактировал aaaaaa: 13 фев 2018 - 19:52


#12 panurg

panurg

    Персона

  • Пользователи
  • 4 145 сообщений
  • Проживает:Москва

Отправлено 13 фев 2018 - 20:00

Человек не опирается на собранную раньше информацию и не анализирует ее, опираясь на семантические связи между явлениями, которые существуют в контексте.

 

Это и есть формальная логика!  Просто когда нормальный человек пользуется формальной логикой он подсознательно добавляет свой опыт и свой контекст. А если это всё убрать то формальная логика будет порождать ошибку на ошибке....

 

Клип и есть   формула ограниченного логического утверждения.  

 

К сожалению и книги тоже не всегда спасают.  Спасает системное мышление... но оно требует гораздо больших энергетических затрат для мозга... 

А мы ленивые...  Хорошо если системное мышление происходит уже на автопилоте подсознательно... увы, без тренировки сия способность деградирует... 


  • Olya поблагодарил(а) автора

#13 РУСИЧ

РУСИЧ

    Персона

  • Пользователи
  • 6 113 сообщений
  • Проживает:Воронеж

Отправлено 13 фев 2018 - 20:02

 

Он отмечает, что дети «поколения эппл» могут одновременно учить уроки, слушать музыку, изучать социальные сети и разговаривать по скайпу.

:D ... и ещё учить при этом уроки? Представляю, чему научится ученик :wacko:


  • vfuhbnn77 поблагодарил(а) автора

#14 SlyFox

SlyFox

    Ёж просвещённый

  • Пользователи
  • 762 сообщений
  • Проживает:Питер

Отправлено 13 фев 2018 - 21:04

Иногда пишу презентации для разных организаций...просят, чтобы через 2-3 абзаца текста шла картинка, ибо длиннее уже никто не читает...((


Тяжело с экрана читать и одновременно слушать докладчика.

#15 Паспарту

Паспарту

    Персона

  • Пользователи
  • 7 534 сообщений
  • Проживает:Пермский край

Отправлено 14 фев 2018 - 08:08






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей

Copyright © 2018 Усадьба Урсы