Перейти к содержанию
Авторизация  
Вася Стекломоев

Как снимали фильм "Служебный роман"

Рекомендуемые сообщения

40 лет назад на экраны страны вышла всеми любимая комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман». В первые месяцы проката посмотреть фильм успели 58 миллионов человек, а искрометные цитаты персонажей картины сразу же превратились в крылатые фразы, которые до сих пор широко употребляются представителями самых разных поколений.

 

201326101224266250.jpg?itok=Vr6wlnX9

 

 

«Служебный роман» снят по пьесе «Сослуживцы», написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским всего за один месяц. Сценарий к фильму тоже стал результатом их совместного творчества.
 

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbEwmOIeOBdVXfHqZY4te

Актеры для этого фильма подобрались очень быстро, поскольку у Рязанова оставались ценные «резервы» после кинопроб в предыдущих картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», в нем же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

По словам Рязанова, Андрею Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы он в начале фильма производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы», безынициативного недотепы.

Надо отметить, добиться этого было непросто, так как два года назад актер полюбился всей стране в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссер изо всех сил старался как можно дальше увести его нынешний персонаж от предыдущего.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

На роль Калугиной режиссер сразу же определил Фрейндлих. К счастью, это один из немногих случаев в отечественном кино, когда Рязанову без кинопроб и утверждений через худсовет разрешили снимать тех актеров, каких он хотел.

Для создания правдоподобного образа директорши-мымры режиссер и актриса долго искали подходящую одежду. В самых отдаленных уголках костюмерных «Мосфильма» они подбирали бесформенные непонятного цвета и размера юбки и пиджаки. Но все-таки для завершения образа не хватало какой-то детали. Как всегда, помог случай. Оператор картины Владимир Нахабцев на всякий случай принес старые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то стало понятно — «мымра» готова появиться на площадке.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Олег Басилашвили видел исключительно себя в роли Новосельцева и всячески пытался доказать это Эльдару Александровичу. Персонаж с говорящей фамилией Самохвалов актеру не очень нравился, но уже в процессе работы он признал, что Рязанов верно распределил роли.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Кстати, на съемках фильма Басилашвили должен был водить машину, а он ни разу до этого не сидел за рулем. Актеру взяли инструктора, но пройти полный курс будущего автомобилиста он так и не успел. В итоге один раз Басилашвили чуть не разбил камеру, а в другой — въехал в киоск «Союзпечать». Актер понял, что гонорара ему не видать. Однако его наказывать не стали. И кроме гонорара он с коллегами получил еще и Государственную премию СССР.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Изначально секретарша Верочка была представлена как замужняя дама, мужа которой должен был играть актер Александр Фатюшин. Его герой постоянно метался между женой и мотоциклом, из-за чего супруги ссорились. Успели даже снять несколько сцен с Фатюшиным и Ахеджаковой, но актер неожиданно заболел. Поэтому Верочке пришлось ругаться со своим мужем исключительно по телефону. Кстати, озвучивал «голос в трубке» Олег Басилашвили.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Между прочим, в пьесе Вера была молодой длинноногой красавицей. Но когда Рязанов и Брагинский писали сценарий для фильма, то Верочку они изменили под Ахеджакову. А так как внешне она сильно отличалась от длинноногих красоток, ее героине досталось от секретарши из пьесы только то, что она слыла модницей. Благодаря чему мы увидели бесподобную Лию Ахеджакову в роли законодательницы моды и наставницы «мымры» в вопросах женского флирта.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

В связи с многочисленными актерскими экспромтами во время съемок фильма материала отсняли намного больше, чем вошло в окончательный вариант (почти на три серии вместо двух).

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

По словам Эльдара Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у нее дома — исключительная импровизация этих двух актеров, сыгранная на высшем уровне актерского мастерства. Можно представить, как замирало сердце у слабой половины кинозрителей при просмотре этого невероятно лиричного и чувственного эпизода.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

 

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Также гениальной импровизацией была бесподобная сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной на торжестве у Самохвалова.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Актриса Людмила Иванова, крайне убедительно сыгравшая активистку Шурочку, действительно в те годы была председателем месткома в театре «Современник».

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

При сокращении и адаптации материала из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка после появления «ожившего» Бубликова несется по коридорам статистического учреждения с криком: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!» — а на нее идет с кулаками рассерженный Бубликов. Наконец, Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!» — и все аплодируют. Бубликов в изумлении говорит: «Товарищи, спасибо за все».

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Действие «Служебного романа» разворачивается практически все время в одном и том же здании статистического учреждения. У входа в Учреждение висят таблички с названиями различных организаций, в том числе загадочная «НИИ ЧЕГО», однако три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Чтобы не превращать фильм в телеспектакль с действием исключительно в помещениях, Эльдар Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также ее красивыми пейзажами.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Создатели фильма намеренно поселили героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус: Людмилу Калугину — в «элитный» дом на Б. Никитской, Юрия Самохвалова — на улицу Горького (сейчас Тверская), в дом по соседству с Центральным телеграфом в центре Москвы. Рядовых сотрудников разместили в спальных районах: Новосельцева — в переулке Чернышевского, секретаршу Верочку — на Чертановской улице, а Рыжову — в Подмосковье, на Ярославском направлении.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Романтичная героиня Светланы Немоляевой Ольга Рыжова читала стихи Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Они нигде не издавались, поэтому актриса несколько лет после выхода картины была вынуждена переписывать их от руки и отсылать своим поклонникам. К слову, история с письмами героини Светланы Немоляевой была взята авторами фильма из жизни коллег-кинематографистов, но имена прототипов по понятным причинам до сих пор не называются.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Еще один интересный момент: бронзовый конь, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», он же показан в одной из серий телефильма «Семнадцать мгновений весны», в фильмах «Формула любви» и «Старый Новый год». Позже этот же конь появится в фильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли», снятом уже после распада СССР.

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj


Слова музыкальной визитной карточки фильма — песни «У природы нет плохой погоды» — были написаны самим Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашел), но он передал их композитору фильма Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот «подлога» не почувствовал, но после того, как узнал истинное авторство, многие стихи известных поэтов, предлагаемые Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, казались ему стихами самого Рязанова.

В следующем году песня стала лауреатом фестиваля «Песня-78».

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

Дуэт Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова был настолько успешным, что в 1978 году их признали лучшими актерами года. А сам фильм стал лидером проката в 1978 году.

 

https://kak-eto-sdelano.livejournal.com/724322.html

 

 

E8qsBtGLHoQZolQ_ErPcbLzVXr_eE1ATxG6xZpxj

 

 

 

Изменено пользователем Вася Стекломоев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Т.е. как сейчас принято оценивать фильмы: он бы за первый уикенд собрал более миллиарда долларов

Изменено пользователем Грандератор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Любимейший фильм. К сожалению, после смерти Брагинского, Рязанов больше ничего достойного не написал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

Изменено пользователем Кардаил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

...а меня здесь насмешило упорство, с которым продвигались "нужные" актеры: менялись образы, роли, переписывался собственный сценарий... )))

 

И как "исчез" Рязанов после перестройки. Вроде "свободен"... а снимал пшик...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

...а меня здесь насмешило упорство, с которым продвигались "нужные" актеры: менялись образы, роли, переписывался собственный сценарий... )))

 

И как "исчез" Рязанов после перестройки. Вроде "свободен"... а снимал пшик...

 

Ну справедливости ради, после перестройки пшик снимали практически все... Гайдай, Данелия, Михалков... Оказалось, что при "совке" и "цензуре" получаются великолепные фильмы, а при "свободе" фуфло всякое..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

у Меньшова Любовь и гобули была. Как-то в автобусе пришлось 2 раза посмотреть :kolobok_twisted:  Может быть актриса (жена главгероя) специально так играла, и это был режиссерский план, но, имхо, она все испортила. Если бы эту сверхстервозную бабу вырезать, то получилось бы очень прилично. Можно было бы все вырезать, кроме Юрского

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

О! Сюжет: слесарь Гоша воспитывает двоих маленьких детей. Кормит их хлебом с балтийской килечкой и шашлыком, а так же объясняет в детском саду, что на силу всегда может найтись другая сила :D Флешбэком идет сцена как ему  вырезает аппендицит Женя Лукашин :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

...а меня здесь насмешило упорство, с которым продвигались "нужные" актеры: менялись образы, роли, переписывался собственный сценарий... )))

 

И как "исчез" Рязанов после перестройки. Вроде "свободен"... а снимал пшик...

 

Ну справедливости ради, после перестройки пшик снимали практически все... Гайдай, Данелия, Михалков... Оказалось, что при "совке" и "цензуре" получаются великолепные фильмы, а при "свободе" фуфло всякое..

 

Ну, справедливости ради Михалков после "перестройки" как бы "оскара " получил , а так да почему то у наших классиков от свободы творчества только пошлость осталась. Да вы сравните советский "Ералаш" и нынешний., это небо и земля ,а Грачевский от безделья превратился в тусовщика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

...а меня здесь насмешило упорство, с которым продвигались "нужные" актеры: менялись образы, роли, переписывался собственный сценарий... )))

 

И как "исчез" Рязанов после перестройки. Вроде "свободен"... а снимал пшик...

 

Ну справедливости ради, после перестройки пшик снимали практически все... Гайдай, Данелия, Михалков... Оказалось, что при "совке" и "цензуре" получаются великолепные фильмы, а при "свободе" фуфло всякое..

 

Ну, справедливости ради Михалков после "перестройки" как бы "оскара " получил , а так да почему то у наших классиков от свободы творчества только пошлость осталась. Да вы сравните советский "Ералаш" и нынешний., это небо и земля ,а Грачевский от безделья превратился в тусовщика.

 

Ну "практически" это и означает, что попадаются исключения (подтверждающие правило))), можно вспомнить "Морской Волк", "Чокнутые".  А потом, давайте сравним Ургу с тем же "Свой среди чужих....". И сразу станет ясно, чего стоят все эти награды и наши и зарубежные...

А еще я такой эксперимент провел: ставлю детям "Ну погоди" на случайном просмотре.. Все новые серии сразу требуют промотать дальше)))

Изменено пользователем Megavolt76

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Вот сейчас стало мейнстримом ругать кино Рязанова. Но чесслово, оно (все фильмы) никогда не нравилось.. Слишком чужда мне эта городская культура с её маменькими сыночками, такими интеллигентными и паразитирующими... И такими  мощными, стенодробильными женщинами.. Всё с ног на голову.... К примеру, Шукшин, Меньшов совершенно об обратном "говорили".

у Меньшова Любовь и гобули была. Как-то в автобусе пришлось 2 раза посмотреть :kolobok_twisted:  Может быть актриса (жена главгероя) специально так играла, и это был режиссерский план, но, имхо, она все испортила. Если бы эту сверхстервозную бабу вырезать, то получилось бы очень прилично. Можно было бы все вырезать, кроме Юрского

 

Любовь и гобулей смотрел в 86м году,в Армии.Согласитесь-1986й год-это ещё не время свобод.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×