Jump to content
Sign in to follow this  
Zulus

Белая флотилия на Каме

Recommended Posts

Белая флотилия на Каме

http://tribunaperm.ru/2016/02/08/belaya-flotiliya-na-kame/

 

28 апреля 1919 года в Пермь из Владивостока прибыли морские пехотинцы флота Его Величества короля Великобритании Георга V. К этому времени в порту Лёвшино уже полным ходом шла подготовка к спуску на воду кораблей Камской речной боевой флотилии вооружённых сил адмирала Колчака. Вот как вспоминает эти дни участник тех событий, один из британских добровольцев Томас Джеймсон: «Мы прибыли в Пермь, большой город на Каме. Пермь была отбита у красных… но крестьянство успело испытать непрекращавшиеся зверства большевистского режима. Тела замученных спускали в прорубь, мы видели их после того, как наступила оттепель. В первую ночь после приезда в Пермь нас неожиданно разбудил громовой рёв. Это ломался на реке лёд, в толщину достигавший трёх футов. Погода стала заметно теплее, и лёд за два дня весь сошёл вниз по реке. Я явился в штаб Камской речной флотилии, где встретил адмирала Смирнова и нескольких штабных офицеров. Они занимались превращением речных буксиров и барж в боевые корабли».

 

Пермь перешла в руки к белым в конце декабря 1918 года. В феврале следующего года наш город посетил руководитель белого движения, Верховный правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак. Во время визита Колчак обратил внимание на вмёрзшие в камский лёд суда. «На него, как на моряка, это произвело очень благоприятное впечатление, — замечает военный историк Александр Кручинин. — Он понял, какой неоценимый клад достался его войскам при взятии Перми. Это было настоящее сокровище, более сотни судов разного назначения и класса — пассажирских, грузовых, барж. Колчак сразу своим опытным взглядом моряка понял, что можно создать Камскую боевую флотилию».

 

В Перми в то время находится огромное количество пассажирских судов, барж, катеров, ранее курсировавших по Каме и Волге. Из этих сугубо гражданских судов формируют флотилию для ведения военных действий. С этой целью суда переоборудуют. Андреевский флаг поднимается над пароходами, принадлежавшими обществу «Русь», пароходчикам Любимовым, Каменским, Мешкову. В состав белой флотилии вошли пароходы «Россия», «Мефодий», «Пермь», «Екатеринбург», «И. Ф. Любимов», «Карамзин», «Петроград», «Наталья», «Александр», «Вера», «Ревель»… Как сообщает военный историк Дмитрий Лобанов, эти суда «вооружали, устанавливали на них орудия, укрепляли палубы, прежде всего потому, что орудия были достаточно тяжёлые. Устанавливали орудия двух видов — какие-то морские орудия (Мотовилихинские заводы их переделывали), либо обычные полевые орудия приспосабливали для этого. Устанавливали бронезащиту. И таким образом они превращались в военные суда».

Делу создания Камской речной боевой флотилии Верховный правитель придавал большое значение. Командующим флотилией был назначен лично морской министр правительства Колчака контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов. Основные организационно-технические вопросы формирования флотилии и её баз курировал контр-адмирал Михаил Иосифович Федорович, начальник Технического управления Морского министерства. Начальником штаба Камской флотилии был назначен начальник управления по оперативной части Морского министерства капитан первого ранга Николай Георгиевич Фомин.

 

Михаил Смирнов — давний друг и соратник адмирала Колчака, во время Первой мировой войны бывший начальником штаба Черноморского флота, когда им командовал (в 1916–1917 годах) будущий Верховный правитель. Двое других создателей Камской флотилии также служили на Черноморском флоте под началом Колчака: Михаил Федорович тогда был начальником флотской гидроавиации, а Николай Фомин — флаг-капитаном по оперативной части штаба командующего.

 

Речная боевая флотилия состояла из трёх дивизионов: первый и третий формировались в Перми, а второй — в Уфе. Вновь обратимся к воспоминаниям Томаса Джеймсона: «В состав каждого [дивизиона] входили шесть боевых судов, несущих орудия калибром 3 или 4,7 дюйма и четыре пулемёта, одно судно с зенитными орудиями, баржа с одним или двумя 6-дюймовыми орудиями, минные заградители и вспомогательные буксиры. Помимо этого, каждый дивизион имел свою плавбазу, ремонтное судно, топливные баржи, аэростаты наблюдения, склады боеприпасов и иные склады. Подготовка всех этих кораблей к бою была нелёгким делом из-за нехватки материалов, и приходилось проявлять немалую изобретательность во всём, особенно когда полевые орудия надо было превратить в корабельные».

 

Британские добровольцы укомплектовали экипажи двух судов флотилии — буксира, названного «Кент», и баржи, получившей имя «Суффолк». Капитаном «Кента» стал Томас Джеймсон.

 

К началу мая основные работы по переоборудованию гражданского флота были завершены, и корабли речной флотилии под командованием адмирала Смирнова прибыли на основную базу, расположенную в Елабуге. Вот как описывает это путешествие Джеймсон:

 

«Всё в России казалось нам огромным. Река, вздувшаяся от паводка, иногда достигала двух миль в ширину, мосты были громадны, а баржи столь велики, что длина одного только румпеля была 30–40 футов. Многочисленные мели делали русло небезопасным даже при нашей осадке в 4 фута 6 дюймов, но, к счастью, наш капитан хорошо знал Каму.

 

9 мая мы прошли мимо Сарапула, большого города, расположенного примерно в 300 милях от Перми, и на следующий день прибыли в Елабугу. Отсалютовав флагману, мы пришвартовались к плавбазе первого дивизиона «Наталья». Я явился к адмиралу Смирнову. Он информировал меня о ходе боёв и расположении войск, с которыми нам предстояло взаимодействовать. Боевые задачи, стоявшие перед нами, были следующими:

 

а) Поддерживать огнём армейские соединения, ведущие бои в прибрежной зоне, и прикрывать переправляющиеся через реку части.

б) Атаковать и уничтожать корабли красных».

 

Все, кто участвовал в речных операциях на Волге и Каме, как со стороны белых, так и со стороны красных, называли себя моряками. «То есть не речфлотом, потому что они все были профессиональными моряками, прошли Балтийский или Черноморский флот», — поясняет историк Виталий Мингалев.

 

Это достаточно трудно себе представить, но на речных просторах тем летом действительно шли практически морские сражения, в некоторых из них принимали участие по 20 кораблей с каждой стороны. «Там были огромные бои, потому что Кама была ключевым объектом — она разрезала регион на две части, — говорит историк Виталий Мингалев. — С одной стороны — Колчак со своими белыми войсками. С другой — красные. Поэтому владение этой рекой имело огромное значение».

 

Основные сражения происходили на территории нынешней Удмуртии, в частности флотилия принимала участие в поддержке наступления белых войск. В ход шёл весь арсенал сил и средств, принятых при морских сражениях, таких как высадка десанта и минирование фарватера. «Из Елабуги она выходила в районе Гальян, на территории современной Удмуртии, — сообщает военный историк Дмитрий Лобанов. — Несмотря на и артиллеристское превосходство, и количественное превосходство Красной армии, белые вели достаточно успешные боевые действия».

 

Вспоминает Томас Джеймсон: «База флотилии расположилась в Галовой. Здесь была конечная станция железной дороги, шедшей от Воткинских заводов, рабочие которых были настроены очень антибольшевистски. В 1918 году, когда их окружили красные, они защищали своё добро оружием собственного производства и были вынуждены сдать завод только после долгой и изнурительной осады. В наказание большевики расстреляли на месте несколько тысяч рабочих. В 1919 году эти зверства повторились в ещё большем масштабе. Флотилия в эти дни действовала между Гальянами и Галовой, обеспечивая огневую поддержку армии… Гальяны несколько раз переходили из рук в руки, и 7 июня были, наконец, сданы большевикам. Эти операции неизменно разочаровывали нас, так как армейские части редко использовали результаты нашего огня. Упадок их боевого духа был очевидным».

 

В конце июня белые отступают к Перми. Флотилия вновь собирается на стыке Камы и Чусовой. В преддверии захвата города красными в акватории порта Лёвшино по приказу адмирала Смирнова были затоплены более 200 кораблей Камской речной боевой флотилии. С них предварительно были сняты все орудия, элементы электропроводки и ценные предметы. Затем белые выпустили из Нобелевских береговых резервуаров около 200 тысяч пудов керосина и подожгли его.

 

«Подожгли те корабли, которые не могли быть затоплены. Горели они минимум несколько дней, — отмечает историк Виталий Мингалев. — Это не было какое-то паническое действие. Это была запланированная военная операция по уничтожению флота, чтобы его не использовали, чтобы он не достался врагу. Это был стандарт того времени, что было вполне логично».

 

Уполномоченный Совнаркома и Главода товарищ Зайцев под впечатлением увиденного им в порту Лёвшино рисовал прямо-таки апокалиптическую картину: «Что пришлось увидеть, превзошло всякие предположения. Всюду… виднелись остовы догоравших и плавающих судов. Ужасная огненная вакханалия витала, видимо, здесь широко… Когда мы дошли до устья реки Чусовой, то тут было что-то невероятно ужасное. Кругом в кучи сбитые пароходы то справа, то слева торчали своими как бы взывающими о помощи головнями и изуродованными корпусами до неузнаваемости. Весь фарватер Чусовой представлял собою какой-то музей старых, ломанных, исковерканных железных изделий. По всей длине этой части реки Чусовой стлался едкий, густой дым…».

 

Всё лето 1919 года новые власти проводили работы по подъёму судов. Дело, судя по отчётам, двигалось медленно — не хватало техники и специалистов. «Во-первых, ремонт и переустройство судов требовало большое количество квалифицированных рабочих, а большая часть квалифицированных рабочих Мотовилихинских заводов ушли с белыми. Во-вторых, требовались определённые механизмы, а много оборудования было вывезено — белые отступали достаточно организованно», — замечает военный историк Дмитрий Лобанов.

 

Часть судов, затопленных в русле Камы, подняли уже в годы Великой Отечественной войны. Во-первых, заводы остро нуждались в металле, а его на камском дне было много. Во-вторых, судоходство в это время усилилось — по Каме и Чусовой постоянно идут баржи, гружённые снаряжением для фронта. Именно в эти годы фарватер углубляют и, естественно, наталкиваются на остовы затопленных пароходов. И всё же значительная часть судов Камской речной боевой флотилии всё ещё остаётся под водой под слоем ила и тины. В наши годы предпринималось несколько попыток найти хоть какие-то останки пароходов.

 

«Здесь была сконцентрирована вся масса кораблей, которая была на Волге и на Каме, — говорит историк Виталий Мингалев. — История речных сражений на Каме интересна. Если, например, история паровозных боёв у нас постепенно начинает раскручиваться — люди стали больше знать, краеведы этим стали интересоваться, то речные сражения, которые происходили по всей Каме, пока ещё находятся в тени истории — в той же самой тине, в которой находятся эти, возможно, ещё лежащие на дне реки корабли».

 

Вячеслав Дегтярников,

Дмитрий Софьин

Share this post


Link to post
Share on other sites

"28 апреля 1919 года в Пермь из Владивостока прибыли морские пехотинцы флота Его Величества короля Великобритании Георга V."

 

- Это самая настоящая агрессия, которая почему то у нас официально до сих не осуждена и тем более не названа преступной. Историческая нелегитимность всех белых деятелей основана именно на этом. Предки многих из белых, а скорее всего всех, веками воевали против иностранных агрессоров, а белые были первыми кто сами пригласил тех с кем воевали их предки. Прощения этому не может быть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Гражданская война в России[править | править вики-текст]

Формированием флотилии занимался прибывший в июне 1918 года в Нижний Новгородкомиссар Н. Г. Маркин, впоследствии ставший заместителем командующего флотилии. С 23 августа 1918 года флотилией командовал Ф. Ф. Раскольников.

С августа 1918 года флотилия принимала участие в боях на Волге и Каме, принимала участие во взятии ВольскаСызраниСамары и других городов.

20 июля 1918 года вооружённый пароход «Делосовет» (экипаж — 52 чел., вооружение — одна 75-мм пушка и пулемёты) вступил в 35-минутный бой с тремя вооружёнными пароходами белых и выпустил по ним 250 снарядов. В результате один из белых пароходов затонул в результате взрыва боеприпасов, на втором пароходе прямым попаданием была разбита рубка, а «Делосовет» успешно сумел выйти из боя[1].

29 июля 1918 года моторная лодка «Маркиза», вооружённая двумя пулемётами, у Старой Майны атаковала белый пароход и находившихся на берегу чехословацких легионеров, вызвав среди них панику[1].

28 — 29 августа под Свияжском с участием флотилии были разгромлены белогвардейские части.

В ночь на 31 августа 1918 г. Волжская флотилия во главе с «Прочным», на котором находились командующий флотилией Ф. Ф. Раскольников и Л. Д. Троцкий, незаметно прошла мимо батарей за Верхний Услон и неожиданно обстреляла базу белых, вызвав пожар на стоявших там пароходах и баржах и вызвав панику среди частей противника. В этой операции флотилия понесла потери: 1 канонерская лодка затонула, 2 других и 1 миноносец выбыли в долговременный ремонт, а еще один миноносец, оставшийся в строю, был серьезно поврежден.[2]

5 сентября 1918 года, после начала общего наступления 5-й армии Восточного фронта на Казань, суда Волжской речной флотилии спустились по течению, поддержав огнём наступающие части и вступив в перестрелку с артиллерийскими батареями противника. В артиллерийской дуэли с тремя артиллерийскими батареями белых погибли вооружённые пароходы «Дельфин» и «Ташкент» (при этом комендоры «Ташкента» продолжали вести огонь из кормового орудия, пока судно не затонуло)[3]

9 сентября 1918 года под прикрытием артиллерийского огня четыре канлодки Волжской флотилии подавили пулемётным огнём расчёты артиллерийских батарей белых и высадили на пристани Казани десант из 60 человек под командованием комиссара флотилии Н. Г. Маркина[4], который отбросил силы противника в город, удерживал пристань в течение часа[5], но после того, как из городского кремля по десанту и кораблям был открыт сильный артиллерийский огонь, десантники вернулись на корабли, захватив с собою замки от шести из восьми неприятельских орудий. Потери десанта были незначительны[2].

В ночь с 9 на 10 сентября 1918 года миноносцы «Прыткий» и «Ретивый» высадили еще один, более крупный десант — сводный батальон солдат и матросов[6].

В следующие дни Волжская флотилия продолжала преследование отходившей к устью Камы флотилии белых, одновременно с этим оказывая поддержку наступлению войскам Красной армии[2].

В сентябре 1918 года флотилия была разделена на два отряда: Волжский и Камский. В состав Камского отряда вошли 21 канонерская лодка, 6 сторожевых кораблей, одна плавучая батарея, 11 гидросамолётов. Отряд возглавил Н. Г. Маркин.

1 октября 1918 года Н. Г. Маркин с тремя кораблями попал в белогвардейскую засаду у Пьяного Бора и погиб. Тем не менее, Камский отряд разгромил белогвардейские части и флотилию. В октябре в состав Волжской военной флотилии вошла Военно-Волжская флотилия в качестве отряда, получившего наименование Царицынский. В ходе войны этот отряд участвовал в обороне Царицына.

В 1919 году на реках Каме, Белой и Уфе флотилия поддерживала 2-ю3-ю и 5-ю армии при обороне против войск Колчака, а также в контрнаступлении. Она участвовала во взятии городов Чистополь и Сарапул, обеспечивала переправы частей Красной Армии через Белую и Уфу.

В июле 1919 года в связи с тем, что части Белой Гвардии отступили на Урал, Волжская военная флотилия была объединена с Астраханско-Каспийской военной флотилией, образовав Волжско-Каспийскую военную флотилию.

В составе Волжской Волжской военной флотилии в годы Гражданской войны воевал Н. Е. Басистый, будущий адмирал, командующий Черноморского флота[7].

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

"28 апреля 1919 года в Пермь из Владивостока прибыли морские пехотинцы флота Его Величества короля Великобритании Георга V."

 

- Это самая настоящая агрессия, которая почему то у нас официально до сих не осуждена и тем более не названа преступной. Историческая нелегитимность всех белых деятелей основана именно на этом. Предки многих из белых, а скорее всего всех, веками воевали против иностранных агрессоров, а белые были первыми кто сами пригласил тех с кем воевали их предки. Прощения этому не может быть.

 

Я хату покинул,

Пошёл воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать...

© Михаил Светлов

 

Тоже гражданская война, тоже добровольцы... :)

 

P.S.

Про бои на Каме фильм бы снять, и про белых и про красных, и про иностранных добровольцев. Правдивый, без пропагандистского перекоса в ту или другую сторону. А то у нас об этом сегодня и не помнит никто. :(

Edited by Zulus

Share this post


Link to post
Share on other sites

- Это самая настоящая агрессия, которая почему то у нас официально до сих не осуждена и тем более не названа преступной. 

Ы? Интервенция Антанты, по-моему, достаточно описана как в популярной, так и в научной литературе. Другое дело, что по разным причинам она не освещается в  прессе и недостаточно подробно рассмотрена в школьном курсе истории.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я хату покинул,

Пошёл воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать...

© Михаил Светлов

 

Тоже гражданская война, тоже добровольцы... :)

 

P.S.

Про бои на Каме фильм бы снять, и про белых и про красных, и про иностранных добровольцев. Правдивый, без пропагандистского перекоса в ту или другую сторону. А то у нас об этом сегодня и не помнит никто. :(

Добровольцы это одно, а иностранные армии это совсем другое.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Я хату покинул,

Пошёл воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать...

© Михаил Светлов

 

Тоже гражданская война, тоже добровольцы... :)

 

P.S.

Про бои на Каме фильм бы снять, и про белых и про красных, и про иностранных добровольцев. Правдивый, без пропагандистского перекоса в ту или другую сторону. А то у нас об этом сегодня и не помнит никто. :(

Добровольцы это одно, а иностранные армии это совсем другое.

 

 

Британские добровольцы укомплектовали экипажи двух судов флотилии — буксира, названного «Кент», и баржи, получившей имя «Суффолк». Капитаном «Кента» стал Томас Джеймсон.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На Каме во флотилии Красных воевала Лариса Рейснер - жена Раскольникова. Про неё ходили слухи, что после захвата власти большевиками она купалась в шампанском. Ну и воевала, конечно. Кто не знает, погуглите. Мне в старших классах попались её заметки - читал запойно. И про гражданскую, и про Афганистан, и про декабристов.

 

А еще там воевал Всеволод Вишневский. Он потом написал сценарий "Мы из Кронштадта" и пьесу "Оптимистическая трагедия", по которой в 1960-е сняли шикарный фильм. За главную женскую роль хотели дать приз в Каннах, или в Берлине, но наши деятели настояли, чтобы вместо этого дали приз "За лучший показ революционных событий".

 

Вишневский кстати встречался с Рейснер во время боёв на Каме. Он был пулемётчиком на "Ване коммунисте".

Edited by Zulus

Share this post


Link to post
Share on other sites

"28 апреля 1919 года в Пермь из Владивостока прибыли морские пехотинцы флота Его Величества короля Великобритании Георга V."

 

- Это самая настоящая агрессия, которая почему то у нас официально до сих не осуждена и тем более не названа преступной. Историческая нелегитимность всех белых деятелей основана именно на этом. Предки многих из белых, а скорее всего всех, веками воевали против иностранных агрессоров, а белые были первыми кто сами пригласил тех с кем воевали их предки. Прощения этому не может быть.

 

что значит официально не осуждена?

Россия тогда воевала на всех фронтах и внутри и снаружи.

Кого только не привлекли бескрайние наши земли.

 

Французы.

Англичане.

Американцы.

Японцы.

Канадцы.

Сербы.

Чехи.

Греки...

 

не все их них появились у нас самовольно, это тоже нужно учитывать.

 

В частности, в Мурманске англы появились по просьбе Троцкого, для защиты от угрозы со стороны немцев.

Edited by ortodox

Share this post


Link to post
Share on other sites

что значит официально не осуждена?

Россия тогда воевала на всех фронтах и внутри и снаружи.

Кого только не привлекли бескрайние наши земли.

 

Французы.

Англичане.

Американцы.

Японцы.

Канадцы.

Сербы.

Чехи.

Греки...

 

не все их них появились у нас самовольно, это тоже нужно учитывать.

 

В частности, в Мурманске англы появились по просьбе Троцкого, для защиты от угрозы со стороны немцев.

Вот эта выделенная фраза мне буквально напомнила фразы Сытина о том, что Россия/СССР вынудили напасть Наполеона и Гитлера на Россию/СССР, по смыслу по моему вообще один в один.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

"28 апреля 1919 года в Пермь из Владивостока прибыли морские пехотинцы флота Его Величества короля Великобритании Георга V."

 

- Это самая настоящая агрессия, которая почему то у нас официально до сих не осуждена и тем более не названа преступной. Историческая нелегитимность всех белых деятелей основана именно на этом. Предки многих из белых, а скорее всего всех, веками воевали против иностранных агрессоров, а белые были первыми кто сами пригласил тех с кем воевали их предки. Прощения этому не может быть.

 

что значит официально не осуждена?

Россия тогда воевала на всех фронтах и внутри и снаружи.

Кого только не привлекли бескрайние наши земли.

 

Французы.

Англичане.

Американцы.

Японцы.

Канадцы.

Сербы.

Чехи.

Греки...

 

не все их них появились у нас самовольно, это тоже нужно учитывать.

 

В частности, в Мурманске англы появились по просьбе Троцкого, для защиты от угрозы со стороны немцев.

 

 

Еще были китайцы, немцы, венгры...

 

Про венгерских красноармейцев - см. худ. фильм "Звезды и солдаты" (1967, совместно Венгрия-СССР, Никоненко, Алентова, Стриженов, Михалков, Крамаров, Козаков...)

Edited by Zulus

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

что значит официально не осуждена?

Россия тогда воевала на всех фронтах и внутри и снаружи.

Кого только не привлекли бескрайние наши земли.

 

Французы.

Англичане.

Американцы.

Японцы.

Канадцы.

Сербы.

Чехи.

Греки...

 

не все их них появились у нас самовольно, это тоже нужно учитывать.

 

В частности, в Мурманске англы появились по просьбе Троцкого, для защиты от угрозы со стороны немцев.

Вот эта выделенная фраза мне буквально напомнила фразы Сытина о том, что Россия/СССР вынудили напасть Наполеона и Гитлера на Россию/СССР, по смыслу по моему вообще один в один.

 

 

))) почитайте про Брестский мир. Возможно узнаете, что немцы пришли в Россию в гражданскую не как интервенты, а в соответствии с пактом.

 

С Сытиным не знаком.

Share this post


Link to post
Share on other sites

))) почитайте про Брестский мир. Возможно узнаете, что немцы пришли в Россию в гражданскую не как интервенты, а в соответствии с пактом.

 

С Сытиным не знаком.

Неужели? Какой ужос! :kolobok_eek:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предки многих из белых, а скорее всего всех, веками воевали против иностранных агрессоров, а белые были первыми кто сами пригласил тех с кем воевали их предки.

:zoom: ???

А ничего, что еще ляхов и печенегов водили воевать престол киевский? Русские князья то есть водили? Увы, традиция очень древняя - в своих смутах привлекать и опираться на иностранщину. Не только русская, кстати, но и наша тоже.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Предки многих из белых, а скорее всего всех, веками воевали против иностранных агрессоров, а белые были первыми кто сами пригласил тех с кем воевали их предки.

:zoom: ???

А ничего, что еще ляхов и печенегов водили воевать престол киевский? Русские князья то есть водили? Увы, традиция очень древняя - в своих смутах привлекать и опираться на иностранщину. Не только русская, кстати, но и наша тоже.

Вы чего, совсем не понимаете о чём я?

Share this post


Link to post
Share on other sites

"28 апреля 1919 года в Пермь из Владивостока прибыли морские пехотинцы флота Его Величества короля Великобритании Георга V."

 

- Это самая настоящая агрессия, которая почему то у нас официально до сих не осуждена и тем более не названа преступной. Историческая нелегитимность всех белых деятелей основана именно на этом. Предки многих из белых, а скорее всего всех, веками воевали против иностранных агрессоров, а белые были первыми кто сами пригласил тех с кем воевали их предки. Прощения этому не может быть.

Была осуждена... при советской власти... даже обмен "долгами" был на этом построен, но Алкоголик-борька и его интеллигент-Путин эту идею предали, так что- мы Европа и долги правильные.... ну еще Газпром сейчас при великолепных юристах окончательно обосрется и все!!! Победа будет полной!

У них же юристы супер, а контракт тейк о пей - это не супер.... А Милер или Миллер ли Милллеррр гений и Газпром, хотя труба ивышки, тоже гений, но распличваться за рост тарифов гения уже сейчас должны дебилы из населения.... Да! И Навальный - гений! Был бы не гений его бы в "...опу" засунули, а так по всем каналам рекламируют... а почему, например, не рекламируют хотя бы Глазьева... Может и не надо? Может окно овертона в ельцинское будущее рубится медленно, но уверенно? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://a-pesni.org/grvojna/makhno/pprokoltchaka.php

 

 


machno.png kr.png bel.png

МУНДИР АНГЛИЙСКИЙ...

Мундир английский,
Погон французский,
Табак японский,
Правитель омский.

Припев:

Эх, шарабан мой,
Американка,
Не будет денег,
Возьму продам-ка!

Мундир сносился,
Погон свалился,
Табак скурился,
Правитель смылся.

Омск заняли,
Иркутск отняли
И с шарабаном
Колчака забрали.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×