Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Ursa

Прислуга за всё. Как выглядела их работа в довоенной Польше?

Recommended Posts

Йоанна Кучель-Фрыдрышак

 

Прислуга за всё. Как выглядела их работа в довоенной Польше?

 

 

z21232441Q,Rok-1905--uczennice-niemiecki

1905 год, ученицы немецкой школы  для служанок во время урока развешивания белья. В 1930 году в журнале «Плющ» было опубликовано письмо пани Эльжбеты, которая с завистью писала о немецких квалифицированных служанках,  жалуясь на наших, способных приготовить лишь два водянистых супа, сделать только котлеты да жаркое, вечно пахнущее дымом, да принести пирожные из кондитерской, потому что  на пудинг у них никогда времени нет, а учатся они только пудриться да помадиться, стричься а ля гарсон и начинают носить шёлковые чулки телесного цвета.

 

 

 

Служанки, как и проститутки, находились под надзором полиции. Выходной у них был раз в неделю – несколько часов в воскресенье. Лечились они за счёт работодателей, но только в том случае, если болезнь была вызвана избиением или непосильным трудом.

 

-  Пришёл тот пан,  который какой-то не эдакий, - докладывала о визите Антония Слонимского служанка Лильпопов по имени Гуця, когда поэт в 20-е годы XX века заглядывал на бридж.

 

Служанки фигурировали в многочисленных анекдотах и литературных произведениях, а некоторых писателей даже вдохновляли. Анеля Бозовская, служанка Гомбровичей, подсказала писателю финальную фразу «Фердидурки»:  «Конец, полушка и пятак, а кто читал, то сам дурак!».  Витольд Гомбрович считал, что она была самым умным человеком в его доме.

 

Однако мало кто всерьёз интересовался судьбами этой полурабской, самой незащищённой социальной группы, каковой была домашняя прислуга.

 

«Можно было быть демократом, социалистом, коммунистом, но никому из них   и в голову не пришло бы, чтобы прислуга ходила не с чёрного хода, не целовала руку пани или позволила бы себе сесть в её присутствии. Это  было само собой разумеющимся, и никто о  таком положении дел не задумывался, а менее всего сами служанки», - вспоминала в «Признаниях растлительницы» Ирена Кшивицкая, писательница и публицистка левых убеждений.

 

Имя выберут ясновельможные господа

 

В начале XX века прислуга составляла 30% всех работающих в Варшаве, каждая зажиточная семья держала слуг. Девушки – прислуга за всё – находились на самой нижней ступени в иерархии. Однако для девушки из деревни такое место было привлекательным – оно давало шанс вырваться в город и обеспечивало жильём. Почти все служанки жили у хозяев, но лишь менее половины из них имели свой угол – комнатку для прислуги. Большинство же спало на кухне, у печи.

 

В 1896 году в Кракове действовало 36 посреднических контор для прислуги. Чтобы получить место, надо было пройти осмотр:  нанимающие женщины осматривали кандидаткам руки, ноги и задавали личные вопросы.

«Раскрасневшаяся, заплаканная девушка принуждена согласиться на предложение, не возьмёт сегодня это место, завтра возьмёт другое, может, на худших условиях, потому что голод – это деспот», - писал ксёндз Ян Бадени в «Картинках краковской нищеты».

 

Девушки являлись к своим хозяевам с узелком и книжкой прислуги, которую выдавала полиция. Из этой книжки они узнавали, где она раньше служила, не имеет ли приводов в полицию, и каково о ней мнение предыдущих хозяев. Ясновельможные господа часто сами выбирали имя для служанки, так что Марианна вдруг становилась Франей или Марцисей.

 

Работать она обычно начинала в шесть часов утра. Она должна была затопить печь, приготовить хозяевам воду для мытья, но беззвучно, чтобы не разбудить никого в доме. В 9 или в 10 она подавала завтрак, а потом убирала. И так до вечера – иногда на протяжении 16 часов. После ужина и уборки кухни она готовит спальни на ночь.

«Покрывала с кроватей следует аккуратно сложить, одеяла отвернуть, домашние туфли у кроватей поставить, свечи и спички приготовить на ночном столике, грязную воду из умывальни вылить и принести чистую, то же самое – графин для питья», -  инструктировал учебник «Хорошая служанка» 1909 года.

 

Натирай до упаду

 

Истинным мучением, особенно в особняках и больших квартирах, была топка печей, а также натирание полов. Во время натирания – поучал учебник – когда пани пришла  отдать приказание, не надо вставать с колен, а лишь прервать работу и выслушать приказание. В остальных случаях следовало встать по стойке смирно.

 

Магдалена Самозванец, писательница-сатирик, дочь художника Войцеха Коссака и сестра поэтессы Марии Павликовской-Ясножевской, вспоминала о многочисленной прислуге, работавшей в её доме.

«Мама в большой соломенной шляпе а ля войский (войский - служебная должность в средневековой Польше, прим. перев.)  стояла за полющей грядки девушкой и отдавала ей громкие приказы. Иногда раздражалась и начинала работать за неё»,  - писала она в «Марии и Магдалене», не скрывая, что они с сестрой в этой время качались в гамаках, читали книги, летом объедались бобами, а весной – салатом из  зубянки. Павликовская лежала в гамаке, с наслаждением вертясь в нём, а Домашний Дух в шляпе войского приходил и спрашивал, что они хотят на обед.

 

Хотя Коссаки были в добрых отношениях с прислугой, они относились к ней с подозрением и иногда обвиняли в воровстве.

«Даже такая святая женщина, как наша мама, с этой точки зрения много имела на своей совести. Она была способна заподозрить в мнимой краже такую верную и до конца своей жизни нам преданную служанку, как горбатая Марыся. Когда та умерла, тихонько и беззвучно, мама, просматривая её скромное имущество, нашла три кусочка мыла в виде  куколок, которые когда-то пропали у нас в доме. Это до глубины души честное существо только раз в жизни оступилось и присвоило эти лишённые какой-либо ценности предметы. Что её толкнуло – мы не знаем. Какая-то детская потребность в чём-то разноцветном, гладком и приятно пахнущем? У неё не было ни детей, ни семьи, значит, только для себя, для своих глаз, измученных штопаньем носков и простынь. В  этом было что-то настолько душераздирающее, что мамуля погрустнела и опустила глаза, а я расплакалась», - писала Магдалена Самозванец.

 

Добыча барчука

 

Служанки были самой многочисленной группой женщин, рождавших внебрачных детей, причем именно их считали виноватыми в этой ситуации.

«Бди неустанно, чтобы наипрекраснейшего и истинного украшения твоего, то есть чистоты девичьей, не утратить», - советовал в 1906 году Казимеж Редль в  пособии «Памятка для девушек-служанок, особливо по городам». А журнал «Друг Прислуги» просвещал девушек, чтобы окон спальни ночью не открывать никому, даже если он говорит прекрасно, словно архангел…

 

 Ситуация служанки, однако, была нелёгкой:  она могла уволиться с работы, но лишь предупредив заранее за несколько месяцев, а её будущее зависело от рекомендации, вписанной в книжку. Случалось, что после заигрываний мужчин, которые замечала хозяйка дома, служащая получала запись: «Ведёт себя безнравственно».

 

Анеля Салава, блаженная католической Церкви, считается покровительницей домохозяек, с 16 лет она была прислугой в Кракове, ей дважды пришлось бросать работу, поскольку хозяева приставали к ней.

 

Относительно сексуальной эксплуатации прислуги били тревогу феминистки, требуя для них юридической защиты, а также здравого рассудка от женщин, нанимающих служанок.

Теодора Менчковская, учительница и активистка феминистского движения, писала об общепринятом обычае возвращаться домой поздно и через кухню, и что служанку вызывают в спальню, когда барин или барчук ложатся спать;  подчас она принуждена разувать их, пристёгивать воротнички. Летом девушки оказывались в особой опасности.

«Все мы знаем, что множество дам уезжают на лето, оставляя дома мужей, братьев, для которых 16-летняя девушка всегда будет желанной добычей», - писала Менчковская.

 

«В анкете, проведённой в 1903 году среди студентов, большинство призналось в сексуальной инициации со служанкой или кухаркой. Некоторые упоминали о сопротивлении женщин, другие – что служанку не пришлось долго уговаривать. Некоторые прямо говорили, что считают женщин такого рода самыми доступными и вместе с тем самыми безопасными  с гигиенической точки зрения», - писала Иза Мощеньская.

 

Феминистки обращали внимание на повсеместное заражание служанок венерическими болезнями. Многие из них, принуждённые оставить свою работу, кончали жизнь проститутками.

 

Пусть девушки не жидеют

 

Католические журналы остерегали служащих перед поступлением на работу в еврейские дома, потому что христиане не должны служить евреям. «Но если нельзя этого избежать, помни о своей религии и Отечестве», - предупреждал журнал «Польская Работница», издаваемый Обществом Католических Слуг.

 

Несмотря на эти предостережения, четверть служанок работала в еврейских семьях. В ортодоксальных домах они не готовили еду, зато помогали хозяевам в различных делах во время праздников и по субботам. Они должны были обладать элементарными знаниями в вопросах кошерности и религиозных правил.

 

Иногда связь между христианской служанкой и еврейской семьёй была сильной.

«Какой же это срам, когда еврейские газеты утверждают, что среди католических служанок бывают такие, которые через пару лет в еврейских домах отмечают праздники. Это не отдельные случаи, часто бывает, что, когда служат у евреев, христианки постепенно жидеют, поэтому они никогда уже не заслужат доверия в добрых католических домах», - била тревогу «Польская  Работница» в 1922 году.

 

Во время войны иногда  сроднившаяся с еврейской семьёй служанка помогала ей укрываться. Исследовательница темы христианских служанок в еврейских семьях Бланка Нисан-Гурецкая из Еврейского Исторического Института описала семью из Кракова, с которой служанка пошла в гетто, а потом контрабандой вывела детей на другую сторону. Будучи беззаветной католичкой, она также сочла, что хотя идёт война, нельзя духовные  дела откладывать на потом, и позаботилась о религиозном воспитании еврейских детей, даже подготовила их к бар-мицве – торжественной церемонии, которая означает начало взрослости мальчика.

 

Взбунтовавшиеся грязнухи

 

У польских служанок не было такой хорошей репутации в Европе, как у немок, которых охотно брали на работу британцы. Однако, когда в середине 30-х годов отношения с III Рейхом сделались напряжёнными, англичане не захотели принимать к себе немецких служанок, и акции полек выросли.

 

В 1938 году в «Иллюстрированном Ежедневном Курьере» журналистка Рита Рей возмущалась, что её служанка устраивает на кухне собрания девушек, которые хотят эмигрировать. Она высмеивала их, называя грязнухами, которые скомпрометируют Польшу за границей. Утверждала, что желает им добра и хочет, чтобы «наши  Каси и Марыси» заработали на приданое, но, по её мнению, они годились в лучшем случае для французских ферм, потому что умеют только вкалывать с утра до вечера, доя коров, но не для английских городов, где надо приготовлять коктейли.  В добавок они не хотят носить фартучек и чепчик и обижаются, когда их называют служанками, потому что хотят быть «помощницами по дому».

- Какая же это помощница по дому, если она мне не помогает, потому что я-то ковров не выбиваю, она это за меня делает? Вдобавок неумело, - иронизировала Рита Рей.

Её служанка Бася приготовила обугленные котлеты, бунтует, когда ей велят прилично причесаться, бьёт фарфор, во время стирки рвёт кружева, а гостей обливает соусом. А теперь вот ещё в Англию захотела. Рей хвасталась, что недавно разогнала такое кухонное заседание служанок, и опасалась,  что Бася теперь будет ещё интенсивнее «уничтожать её движимое имущество».

 

Какова хозяйка, такова и служанка

 

Поэтесса Казимера Иллаковичувна, как и все в её среде, держала служанку. Она называла её Грабосей и заботилась о ней до конца жизни, поддерживая материально. Даже брала её с собой в театр и иногда уходила посреди спектакля, потому что Грабося говорила:  «Лучше пойдём, потому что уже видно, что добром не кончится».

 

Нападение пресыщенной журналистки «Иллюстрированного Ежеденвного Курьера» раздражило Иллаковичувну. Она упрекнула журналистку в том, что та нападает на класс, который защититься не может. Правда, она признала, что иногда деревенские девушки мало что умеют, но это потому, что хозяйка не способна их ничему научить, потому что сама ничего не умеет, даже хорошо распланировать работу служанки. А прежде всего не обеспечивает ей достойные условия.

 

«Можно ли малышке мыться в ванной? Нельзя. Она должна мыться в раковине  на кухне. Комнаты для служанки нет. Комната около кухни сдана. Учит ли пани малышку, как мыться? Не учит, даже если сама умеет. Даёт ли ей мыло? Таз? Время на мытьё и разрешение мытья? Понимает ли, что у малышки только две рубашки, и что одну она должна стирать через день? «Чтобы мне тут твои тряпки на кухне рядом с посудными полотенцами не висели! Ишь чего придумала». Вот и всё руководство», - писала Иллаковичувна и доказывала, что каков хозяин – таков дом, какова хозяйка – такова и прислуга. Она вспоминает, что не раз встречала таких служанок – неряшливых, грязных, с обезоруживающей добротой и готовностью жертвовать собой,  и в то же время эксплуатируемых бестолковыми, бесхозяйственными дамами.

 

Вне закона

 

Служанки не получали от работодателей ни договоров, ни определения круга своих  обязанностей, они знали только, на какое время их наняли. А потом всё зависело от капризов хозяев.

 

В 1935 году они в среднем зарабатывали 7 злотых 60 грошей в неделю, на фабрике могли получить около 18 злотых, но должны были бы сами себя содержать. А прислуга, кроме жилья, получала еду, хотя обычно скверную или объедки с хозяйского стола. В начала XX века стали возникать  общества, объединяющие прислугу (действовало 36 обществ домашней прислуги, в том числе – 17 обществ служанок), но это не улучшало их судьбу. Большинство деревенских девушек тянулось главным образом к организациям, создаваемым под покровительством Католической Церкви, прежде всего – к Польскому Профсоюзу Христианской Домашней Прислуги, у которого в 1932 году были филиалы в 19 городах.

 

 Во II Речи Посполитой число домашней прислуги росло, нанимали её почти все мещанские дома, те, что побогаче, - по несколько человек, то, что победнее, в том числе рабочие – одну служанку «за всё». Прислугу представлял Профсоюз Домашних Дворников и Домашней Прислуги в Речи Посполитой, сначала связанный с Польской Социалистической Партией, потому сблизившийся с санацией. Однако, основанный и руководимый мужчинами, он слабо соблюдал интересы женщин, в профсоюзной газете «Дворник» тематика, связанная с работой служанок, была маргинальной.

 

Если посещение костёла в польских домах одобрялось, то симпатии к социалистическим движениям грозили увольнением. В этом убедилась Юзефа Витковская из-под Калиша, уличённая своими хозяевами в участии в первомайской демонстрации. Её немедленно выгнали, а на прощание она услышала, что «такая молодая – и коммунистка» и что «она кончит в тюрьме или на виселице».

 

Знания о правах и обязанностях девушки черпали в основном из католических газет, а те формировали из них служанок добродетельных и послушных, хотя и замечали, что хозяйки часто бывают сварливы и относятся к прислуге, как к чему-то, не принадлежащему к роду людскому. Советовали молчание, которое является наилучшим лекарством. В качестве утешение предлагалось «христианское смирение» по примеру св. Зыты, об этом пишет исследовательница домашней прислуги, историк Моника Пётровская-Мархева. Она утверждает, что резкая критика в этих газетах была сильно направлена против прислуги и весьма деликатно –  против  господ.

«Величайшей проблемой для служанки была она сама, со своей молодостью и наивностью, мечтами и потребностями. Лекарством от этого должно было стать принятие католической морали, которая служанку, закованную в такую броню, сотворённую по житийным образцам, защитила бы от всех опасностей», - замечает пани историк.

 

Во II Речи Посполитой не удалось принять закона о домашней прислуге несмотря на предложения левых депутатов. Правда, слугам гарантировали скромную пенсию и пособие при утрате трудоспособности, но их судьба полностью  зависела от работодателей. Они не были охвачены правами рабочих, обеспечивающими свободные воскресенья, и всё ещё подчинялись статьям российского, австрийского и прусского законодательства XIX века.

 

Закон, позволявший сечь прислугу, был отменён только в 1946 году.

 

 

Gazeta Wyborcza

 

Joanna Kuciel-Frydryszak

 

Służące - dziewczyny do wszystkiego. Jak wyglądała ich praca w przedwojennej Polsce?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я это перевела из-за последней фразы. Межвоенное двадцатилетие  в восприятии поляков – это утраченный рай,  расцвет высокой польской культуры. И вот нагрянули варвары с востока и запретили сечь прислугу. Тут-то культура и рухнула…

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оказалось, что межвоенная Польша была довольно таки реакционным государством. Кто бы мог подумать?! Ведь казалось, что Вторая ЖП - это просто рай земной!

Share this post


Link to post
Share on other sites

""В анкете, проведённой в 1903 году среди студентов, большинство призналось в сексуальной инициации со служанкой или кухаркой. Некоторые упоминали о сопротивлении женщин" "Закон, позволявший сечь прислугу, был отменён только в 1946 году." Ну как всегда, жили были, не тужили, веселились как могли, и тут пришли москали и все пошло прахом, впрочем как всегда.

 А про служанок в еврейских домах интересно, может поэтому Алоизич родился в Австрии, а не в Польше? Хотя не думаю, что нравы еврейских "студентов" сильно отличались от сарматских.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как говорится - Польша, которую они потеряли. Проклятые коммуняки все испортили.

Кто "Они"? "Они", скорее всего, были бы не ясновельможными панами, а прислуживали на кухне или пололи сорняки на хуторе. Но без сомнения "Они" считают, что были бы господами...

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хорошо панам жилось в Речи Посполитой, служанок вот имели, причём наверняка молоденьких и хорошеньких имели и в другом смысле. Да и "лечить" от беременности за свой счёт не надо, это же не избиение и не непосильный труд! Понятна ненависть к комунне, всё проклятая ПНР испортила, такую жизнь сгубила! Ну а где комунна, там и проклятая Россия!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я это перевела из-за последней фразы. Межвоенное двадцатилетие  в восприятии поляков – это утраченный рай,  расцвет высокой польской культуры. И вот нагрянули варвары с востока и запретили сечь прислугу. Тут-то культура и рухнула…

Спасибо огромное, Хозяюшка!

Вот уж верно - никто о поляках лучше не скажет кроме самих поляков! Они даже не понимают, что именно сами о себе пишут! --  не раз встречала таких служанок – неряшливых, грязных, с обезоруживающей добротой и готовностью жертвовать собой,  и в то же время эксплуатируемых бестолковыми, бесхозяйственными дамами. -- ведь так было и во всей Польше и именно поэтому Польша раз за разом исчезала с карты.

 

Маленький вопросец - комментов там много? Переведете? 

...действительно забавно - те, кто при панах должны были выслушивать приказы хозяйки, не вставая с колен, теперь изображают из себя шляхту!

Может Некрасов и не был так уже неправ? - "Люди холопского звания// - сущие псы иногда!// Чем тяжелей наказание,// тем им милей господа."

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо большое за перевод - читая такую статью, понимаешь, почему в Польше после Войны столько людей поддержали социализм: много было обездоленных, бедных, которым не выбиться было, сколько бы они не работали. Но сейчас уже, наверное, все забылось - и людям свойственно помнить о прошлом только хорошее. Прав User, что многие их тех, кто сейчас тоскует по той Польше, были бы в то время как раз такими вот служанками :cleaning-glasses:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это как же в деревнях у помещиков было жутко, чтобы в прислугу стремиться! Опять же, в связи с этим вспоминается пресловутая Тверская и Ленинградка, становятся понятны устремления западенцев в Европу, целыми поколениями мечтали они туда попасть. Веками! В качестве прислуги! Это именно то, к чему стремились поколениями. Мусор во Львове до вторых этажей? Уже не удивляюсь. Понимают ли западенцы, во что они превратились? Понимают ли поляки истоки дикой, подсознательной ненависти к ним западенцев? Впрочем, только ли к полякам? Теперь и русские ничем не лучше поляков. Уже скоро век ничем не лучше. Что такое злоба после веков животной ненависти? Так, легковесные переживания... Понимают ли поляки, скрупулёзно реставрируя старый порядок в отношениях с украинцами? Слишком глубоко копают поляки, как мне кажется. Если федерализация выдавит рагулей в ридну нэньку, то у них одна дорога - в прислугу и чернорабочие в Польшу. В 21 веке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Как говорится - Польша, которую они потеряли. Проклятые коммуняки все испортили.

Кто "Они"? "Они", скорее всего, были бы не ясновельможными панами, а прислуживали на кухне или пололи сорняки на хуторе. Но без сомнения "Они" считают, что были бы господами...

 

Так и есть, например одна дама на работе (это в 80-е) мыслила себя только дворянкой-помещицей и тосковала по XIX веку, хотя происхождение у неё весьма сомнительно, скорей всего собирала бы ягоду и потихоньку пела, дабы не есть её, барскую!

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это как же в деревнях у помещиков было жутко, чтобы в прислугу стремиться! Опять же, в связи с этим вспоминается пресловутая Тверская и Ленинградка, становятся понятны устремления западенцев в Европу, целыми поколениями мечтали они туда попасть. Веками! В качестве прислуги! Это именно то, к чему стремились поколениями. Мусор во Львове до вторых этажей? Уже не удивляюсь. Понимают ли западенцы, во что они превратились? Понимают ли поляки истоки дикой, подсознательной ненависти к ним западенцев? Впрочем, только ли к полякам? Теперь и русские ничем не лучше поляков. Уже скоро век ничем не лучше. Что такое злоба после веков животной ненависти? Так, легковесные переживания... Понимают ли поляки, скрупулёзно реставрируя старый порядок в отношениях с украинцами? Слишком глубоко копают поляки, как мне кажется. Если федерализация выдавит рагулей в ридну нэньку, то у них одна дорога - в прислугу и чернорабочие в Польшу. В 21 веке.

Ну, э-э-э-э... не надо всех западенцев одним колером - мои троюродные (на самом деле - скорее шестиюродные, по прабабке-прадеду) братья умотали туда работать врачами, треклятые москали-кацапы и подлый совок дали потомкам крестьян возможность получить высшее образование и выскооплачиваемые профессии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?

 

Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я это перевела из-за последней фразы. Межвоенное двадцатилетие  в восприятии поляков – это утраченный рай,  расцвет высокой польской культуры. И вот нагрянули варвары с востока и запретили сечь прислугу. Тут-то культура и рухнула…

Ну скажем доля правды тут есть. Ведь в это двадцатилетие в Польша была необыкновенно демократической страной. Ни о каком принуждении не могло быть и речи, и самый последний землепашец имел не менее трех рабов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

 

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Я очень рад за вас ,что очереди исчезли в 1992 году, а у нас появились в 1939.У нас до войны люди строили дома за свои деньги, а сейчас у вас и у нас все эти шикарные квартиры и особняки , явно за не трудовые.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я это перевела из-за последней фразы. Межвоенное двадцатилетие  в восприятии поляков – это утраченный рай,  расцвет высокой польской культуры. И вот нагрянули варвары с востока и запретили сечь прислугу. Тут-то культура и рухнула…

 

Гм.

 

У того же Вайды в "Пепле" (о событиях между восстанием Костюшко и вторжением Наполеона в Россию) есть сцена, где австрийский чиновник сообщает отцу главгероя, что по закону империи нельзя привлекать крестьян к работе сверх положенного, нельзя гнать на барщину стариков и детей, что телесные наказания запрещены без суда. На что польский пан орет, что это его земля, он тут Бог и господин, стреляет в стену рядом с чиновником и приказывает вспыпать привинившемуся холопу 150 плетей прямо у него на глазах и на глазах разъезжающихся с масличного пиршества гостей.

 

Когда даже оккупанты о простом люде заботятся больше соотечественников и этот неприглядный факт выпирает настолько, что это не могут не признавать сами поляки - это уже что-то  с чем-то.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

 

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?

Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.
Так я только и помню везде одни очереди и слова"подождите немного ,скоро будет коммунизм".Вот все сижу и жду.))

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Я очень рад за вас ,что очереди исчезли в 1992 году, а у нас появились в 1939.У нас до войны люди строили дома за свои деньги, а сейчас у вас и у нас все эти шикарные квартиры и особняки , явно за не трудовые.

 

Зато прислугу восстановили - и вряд-ли ее положение отличается от описанного выше. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

У нас тоже последнее время развелось "ностальгистов", а еще больше "ностальгисток" по помещичьим временам. Помню как-то на экскурсии в Пушкинских горах идем по дому Вындомских-Осиповых-Вульф (прототипы семьи Лариных) в Трехгорском, и одна девушка из группы все вздыхала, как замечательно и интересно люди жили в те времена, хорошо было бы там оказаться. Я ей и говорю:

- Девушка, это не мое конечно дело, но если бы Вы в тех временах оказались, то, скорее всего, не в этом доме, а в той деревне, по которой у нас была предыдущая экскурсия, а я то уж точно был бы там.

- Да, наверное Вы правы, - вздохнула девушка, вышла с экскурсии, села в свой Порш-Кайен и укатила в Санкт-Петербург.

А, вообще, если подумать, то современная Россия - самая демократическая страна: На выборах может выдвигаться, кто хочет, голосуй за кого хочешь, и никакого намека на какие-либо сословия (за это спасибо большевикам).

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Я это перевела из-за последней фразы. Межвоенное двадцатилетие  в восприятии поляков – это утраченный рай,  расцвет высокой польской культуры. И вот нагрянули варвары с востока и запретили сечь прислугу. Тут-то культура и рухнула…

 

Гм.

 

У того же Вайды в "Пепле" (о событиях между восстанием Костюшко и вторжением Наполеона в Россию) есть сцена, где австрийский чиновник сообщает отцу главгероя, что по закону империи нельзя привлекать крестьян к работе сверх положенного, нельзя гнать на барщину стариков и детей, что телесные наказания запрещены без суда. На что польский пан орет, что это его земля, он тут Бог и господин, стреляет в стену рядом с чиновником и приказывает вспыпать привинившемуся холопу 150 плетей прямо у него на глазах и на глазах разъезжающихся с масличного пиршества гостей.

 

Когда даже оккупанты о простом люде заботятся больше соотечественников и этот неприглядный факт выпирает настолько, что это не могут не признавать сами поляки - это уже что-то  с чем-то.

 

В некоторых источниках читал о разговоре Потемкина, который сам был жестоким крепостником, с Екатериной, в котором он возмущался, что у польских панов на только что присоединенных к РИ территориях, во владениях стоят виселицы для казни провинившихся крестьян.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.
Так я только и помню везде одни очереди и слова"подождите немного ,скоро будет коммунизм".Вот все сижу и жду.))

 

Удивили Вы меня, мы уж лет двадцать пять, как не сидим и не ждем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.
Так я только и помню везде одни очереди и слова"подождите немного ,скоро будет коммунизм".Вот все сижу и жду.))
... сколько зарабатывал средний белорусский крестьянин во времена РП-2? Именно крестьянин , как основная масса населения...

Share this post


Link to post
Share on other sites

А кто становился прислугой? В основном девушки малоземельных бедных крестьян.Не имея никакой профессиональной подготовки, они шли помощниками в различные хозяйства,где не хватало рабочих рук, и это не только города.Например я знал (мне рассказывали очевидцы) ,что работая на хозяйстве у помещика(пана) девушки-сироты выходя за муж получали неплохое приданное ,даже пан оплачивал свадьбу.Поэтому не так плохо было, здесь не может быть никакого сравнения с колхозными рабами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общем-то практически все, что написано в статье, есть в польской классической литературе, которую нынешние шляхтичи хз считают ли необходимым изучать. И если им все нравится в обустройстве тогдашнего общества....

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.
Так я только и помню везде одни очереди и слова"подождите немного ,скоро будет коммунизм".Вот все сижу и жду.))
... сколько зарабатывал средний белорусский крестьянин во времена РП-2? Именно крестьянин , как основная масса населения...
...а я не поленился, поднял статистику: 45% всей белорусской земли принадлежало полякам. Белорус запрещали переработку леса и картофеля, только "сырье", все переработка принадлежала полякам. Женщинам Белоруссии, были запрещены даже машины для прядения льна - только ручные прялки, что бы не толстели, наверное... в общем, очередей не было... Напомню: сон разума рождает чудовищ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общем-то практически все, что написано в статье, есть в польской классической литературе, которую нынешние шляхтичи хз считают ли необходимым изучать. И если им все нравится в обустройстве тогдашнего общества....

...не вставая с колен.... За время правления РП-2 ликвидировали 80% белорусской промышленности - сахарную, кожевенную, машиностроение... все было перевезено в Польшу. А белорусские крестьяне , конечно, пановали.... не вставая с колен... К счастью, таких как Вы было немного, ибо именно белорусы показали чудеса самоотверженности и героизма... Не на коленях...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читал как-то описание жизни прислуги в России в конце 19, начале 20 века. То же самое было. Работа каторжная.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Я очень рад за вас ,что очереди исчезли в 1992 году, а у нас появились в 1939.У нас до войны люди строили дома за свои деньги, а сейчас у вас и у нас все эти шикарные квартиры и особняки , явно за не трудовые.

 

Как-то не верится, что в цивилизованной II Польше не было банковского сектора. А если был, то кто-нибудь всё равно кредитовался, как же банку без этого. Конечно, полагаю, кредитовали не всех подряд. Так что "на свои" это как посмотреть. Да, в то время из Польши было популярно выезжать на заработки в США. И кое-кому удалось таким образом скопить кое-какие "нэндзне гроше".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо Тамара Михайловна.

Коммунисты им все испортили.

Но все возвращается на круги своя.

Польки в Германию.

Хохлушки в польшу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть шикарный фильм Михаила Ромма "Мечта" (1941г) c Раневской  в  роли мадам Скороход. 

О прислуге в Польше на широком экране местами по статье :)

https://www.youtube.com/watch?v=zW_Y-p29hIk

Share this post


Link to post
Share on other sites

А кто становился прислугой? В основном девушки малоземельных бедных крестьян.Не имея никакой профессиональной подготовки, они шли помощниками в различные хозяйства,где не хватало рабочих рук, и это не только города.Например я знал (мне рассказывали очевидцы) ,что работая на хозяйстве у помещика(пана) девушки-сироты выходя за муж получали неплохое приданное ,даже пан оплачивал свадьбу.Поэтому не так плохо было, здесь не может быть никакого сравнения с колхозными рабами.

Ай спасибо! Ай, здорово! Тролльте дальше - интересно, до чего Вас доведет кормежка (кормежка тролля - есть ответ на его бред)

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.
Так я только и помню везде одни очереди и слова"подождите немного ,скоро будет коммунизм".Вот все сижу и жду.))
... сколько зарабатывал средний белорусский крестьянин во времена РП-2? Именно крестьянин , как основная масса населения...
...а я не поленился, поднял статистику: 45% всей белорусской земли принадлежало полякам. Белорус запрещали переработку леса и картофеля, только "сырье", все переработка принадлежала полякам. Женщинам Белоруссии, были запрещены даже машины для прядения льна - только ручные прялки, что бы не толстели, наверное... в общем, очередей не было... Напомню: сон разума рождает чудовищ...

Земля тогда была товаром и не важно ты белорус или поляк ,плати деньги покупай землю и работай.Не можешь заработать в Польше, можно было отправиться в "штаты" заработать"доляров" и покупай землю,скот и т.д.(так сделал один из моих прадедов).

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.
Так я только и помню везде одни очереди и слова"подождите немного ,скоро будет коммунизм".Вот все сижу и жду.))

 

Спасибо. И смешно - и грустно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

А кто становился прислугой? В основном девушки малоземельных бедных крестьян.Не имея никакой профессиональной подготовки, они шли помощниками в различные хозяйства,где не хватало рабочих рук, и это не только города.Например я знал (мне рассказывали очевидцы) ,что работая на хозяйстве у помещика(пана) девушки-сироты выходя за муж получали неплохое приданное ,даже пан оплачивал свадьбу.Поэтому не так плохо было, здесь не может быть никакого сравнения с колхозными рабами.

 

Ай спасибо! Ай, здорово! Тролльте дальше - интересно, до чего Вас доведет кормежка (кормежка тролля - есть ответ на его бред)
Польские рабы не владеющие собственной задницей всяко лучше, чем советские рабы с собственностью на землю и сх технику.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А кто становился прислугой? В основном девушки малоземельных бедных крестьян.Не имея никакой профессиональной подготовки, они шли помощниками в различные хозяйства,где не хватало рабочих рук, и это не только города.Например я знал (мне рассказывали очевидцы) ,что работая на хозяйстве у помещика(пана) девушки-сироты выходя за муж получали неплохое приданное ,даже пан оплачивал свадьбу.Поэтому не так плохо было, здесь не может быть никакого сравнения с колхозными рабами.

Что у Вас за привычка? Взять единичные хорошие сплетни "у нас" и сравнивать с единичными плохими сплетнями "у вас". "Колхозные рабы" - это миф. Откуда тогда выросло городское население и значительно? Хотя и были многочисленные случаи, что колхозников не отпускали в город, кто-то же должен был делать план для председателя. :(    

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

 

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Я очень рад за вас ,что очереди исчезли в 1992 году, а у нас появились в 1939.У нас до войны люди строили дома за свои деньги, а сейчас у вас и у нас все эти шикарные квартиры и особняки , явно за не трудовые.

Как-то не верится, что в цивилизованной II Польше не было банковского сектора. А если был, то кто-нибудь всё равно кредитовался, как же банку без этого. Конечно, полагаю, кредитовали не всех подряд. Так что "на свои" это как посмотреть. Да, в то время из Польши было популярно выезжать на заработки в США. И кое-кому удалось таким образом скопить кое-какие "нэндзне гроше".
Все правильно Вами сказано, мне даже нечего добавить.Я даже знаю одного старика (ему сейчас 84года, медик, после института работал и живет в России). Так его отец (служащий польского суда) , мама была учительница начальных классов польской школы(дочь русского полковника).Так это молодая семья(имея двух детей 3 и 5 лет) построили в конце 30-х большой двухэтажный кирпичный дом (конечно за кредит банка).А когда пришли "советы" эту семью зимой с малолетними детьми просто выкинули на снег, а дом занял какой-то комиссар.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Да ладно - разве не видите, что человек не то от 80х годов не просыпался, не то методичку кривую дали, на советские очереди заточенную.
Так я только и помню везде одни очереди и слова"подождите немного ,скоро будет коммунизм".Вот все сижу и жду.))

 

Барон фон Гринвальднюс всё в той же позицьи на камне сидит... ©

Самому-то не смешно? Твои соплеменники "карты поляка раздают", давно бы уже умотал в свой рай земной. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А кто становился прислугой? В основном девушки малоземельных бедных крестьян.Не имея никакой профессиональной подготовки, они шли помощниками в различные хозяйства,где не хватало рабочих рук, и это не только города.Например я знал (мне рассказывали очевидцы) ,что работая на хозяйстве у помещика(пана) девушки-сироты выходя за муж получали неплохое приданное ,даже пан оплачивал свадьбу.Поэтому не так плохо было, здесь не может быть никакого сравнения с колхозными рабами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самое смешное: сейчас -дело трех минут поднять уровень жизни и промпроизводства в Белоруссии до 39 и после войны. Еще необходимо одна - максимум две - извилины, чтобы понять, почему белорусские крестьяне в массе не поддержали немцев. Откуда взялись в таком количестве партизаны... Но это все , конечно, ерунда: главное "мне дедушка второй жены по тете рассказывал..."

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тема прислуживания русским не раскрыта. А еще очень, лично для меня, интересная тема влияния польской прислуги на формирование характера русского ребенка. Бабушки  родились и в раннем возрасте до революции жили в Варшаве. Прадед был офицером. И, скажу вам, они иногда такой гонор показывали, что все вокруг просто впадали в ступор. :D :D :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?

 

Ткните пальчиком, где тут падение сейчас в 2 раза? Или Вы про 90-е?

http://refru.ru/consmeat7.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

А кто становился прислугой? В основном девушки малоземельных бедных крестьян.Не имея никакой профессиональной подготовки, они шли помощниками в различные хозяйства,где не хватало рабочих рук, и это не только города.Например я знал (мне рассказывали очевидцы) ,что работая на хозяйстве у помещика(пана) девушки-сироты выходя за муж получали неплохое приданное ,даже пан оплачивал свадьбу.Поэтому не так плохо было, здесь не может быть никакого сравнения с колхозными рабами.

Что у Вас за привычка? Взять единичные хорошие сплетни "у нас" и сравнивать с единичными плохими сплетнями "у вас". "Колхозные рабы" - это миф. Откуда тогда выросло городское население и значительно? Хотя и были многочисленные случаи, что колхозников не отпускали в город, кто-то же должен был делать план для председателя. :(    

 

А мне интересно - они сами-то верят в тот бред, что нам пишут?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помнится мне что в фильме "Девушка без адреса" то ж о служанке рассказывается.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?
Я очень рад за вас ,что очереди исчезли в 1992 году, а у нас появились в 1939.У нас до войны люди строили дома за свои деньги, а сейчас у вас и у нас все эти шикарные квартиры и особняки , явно за не трудовые.

 

Как-то не верится, что в цивилизованной II Польше не было банковского сектора. А если был, то кто-нибудь всё равно кредитовался, как же банку без этого. Конечно, полагаю, кредитовали не всех подряд. Так что "на свои" это как посмотреть. Да, в то время из Польши было популярно выезжать на заработки в США. И кое-кому удалось таким образом скопить кое-какие "нэндзне гроше".

 

Мои типа троюродные родственники регулярно  ездили в Канаду и США на заработки. Один так и остался у вдовушки с громадной фермой, младший, ему семья разрешила. Причем зарабатывали вполне, не бедствовали, но много братьев было, а с земли не очень, если на всех. Даже мельницу имели...

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

У меня вся родня жила во II Речи Посполитой ,и все говорили, что жизнь была неплохая . В мое городке было построено много хороших (многие стоят по сей день)частных двухэтажных домов, магазины и лавки были полны различных товаров, никто такого слова "очередь"даже не знал.

Неизбывная глупость в Вашем посте проглядывает! И у нас нет сейчас очередей, однако потребление мяса на душу населения сократилось раза в два. И особняки неплохие есть, и что ...?

 

Я очень рад за вас ,что очереди исчезли в 1992 году, а у нас появились в 1939.У нас до войны люди строили дома за свои деньги, а сейчас у вас и у нас все эти шикарные квартиры и особняки , явно за не трудовые.

 

А тогда точно прислуга за все на трудовые строила.

Может все же и тогда и сейчас строился бизнес, чиновничество и спецы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

×