Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Yennefer

Товарищ Провал

Recommended Posts

engelgard.pl.jpg

 

Ян Энгельгард

 

engelgard.png

 

2 февраля 2010 г.

 

Товарищ Провал

 

Показанный на первом канале польского телевидения в прайм-тайм фильм Гжегожа Брауна и Роберта Качмарека под названием "Товарищ генерал", посвященный жизни Войцеха Ярузельского - это, нужно сказать прямо, провал. Он умещается в рамках пропагандистских фильмов, где заранее ставятся цели, которых нужно достичь, а затем тщательно подбираются факты или псевдо-факты. В то же время, однако, этот фильм чрезвычайно простацкий, наивный, потому что пытается смотреть на необычайно сложный период в истории Польши (1945-1989 гг.) через очки агитатора, не имеющего никаких сомнений, не размышляющего более широко, но знающего, кто предатель, а кто герой; рассчитывающего на то, что зрителя убедят чувства, а не разум, и, наконец, рассчитывающего на то, что никто его не разоблачит.

 

Фильм стал провалом, так как главные роли в нём исполняют люди, абсолютно не вызывающие доверия – и они комментируют тонкости биографии Ярузельского и ПНР, вернее, не комментируют, а обвиняют. На прокурорской скамье сидели: полковник Лех Ковальский, бывший политрук, член Польской объединённой рабочей партии (он играл первую скрипку), покойный профессор Павел Вечоркевич, который был секретарём первичной организации ПОРП в Варшавском университете до 1990 года, доктор Богдан Мусял, гражданин Германии, имеющий большие трудности с формулированием предложений на польском языке, Владимир Буковский, человек одержимый, выдвигаемый в Польше в крупные авторитеты, некий Джон Ленчовский из США, чьи полные новояза тирады вызывали лишь чувство неловкости, и, наконец, дежурные охотники на агентов - Славомир Ценцкевич и Пётр Гонтарчик. Только профессор Анджей Пачковский выглядел в этой компании в меру серьезно.

 

Журналист Рафал Земкевич в дискуссии после показа фильма, как лев, защищал Леха Ковальского и Павла Вечоркевича. Он утверждал, что их биографии не имеют никакого отношения к делу, имеет же отношение только то, говорят ли они правду (интересно, что в других случаях он очень охотно копается в биографиях). Эти господа до 1989 года не были противниками системы. Неофитство - это очень опасная болезнь, потому что неофиты лезут из кожи вон, чтобы доказать, что в новую эпоху они вновь находятся на передовой. Они - солдаты новой власти, и выслуживаются перед новым господином. В фильме, конечно, не сказано, кем они были до 1989 года, потому что у части публики это вызвало бы недоумение. С другой стороны, выводы Леха Ковальского были на очень низком уровне (достойном политрука), а уж творческий приём - он выступал на фоне статуэтки Юзефа Пилсудского – следует признать комическим.

 

Фильм перегружен новоязом, который тяжело слушать, потому что его целью было вовсе не познание правды о тех временах, а только накаливание атмосферы. Иногда казалось, что выступающие в фильме накачивают друг друга, добавляя друг другу воодушевления. Часто это выглядело комически. Например, Мусял заявил, что он понимает, зачем Ярузельский вступил армию Берлинга - потому что он хотел уехать из Советского Союза. Но почему же он не покинул её, когда понял, что это «инструмент советской империи»? И десятки тысяч других людей тоже её не покинули. В соответствии с принципом, что национальный герой - это мёртвый герой, Мусял, казалось бы, намекает на то, что генерал должен был уйти в подполье и умереть в сражении, понятное дело, с "советской империей". Рассказ иллюстрируется фотографиями застреленных подпольщиков, хоть на одной из них (что за промах!) показан УПовец, схваченный солдатами Войска Польского. Но, по-видимому, для создателей фильма это несущественный пустяк, ведь УПовец – это антикоммунист, борющийся с "советской империей". Но вершина всего - это обвинение Ярузельского в "антисемитских чистках в армии" в 1968 году. Здесь создатели фильма абсолютно обнажаются – что же это за упрёк со стороны людей, исповедующих правые или даже националистические взгляды? "Товарищей еврейского происхождения" в армии ненавидели – их рассматривали как реликт сталинской эпохи. Их удаление из армии повсеместно рассматривалось как полонизация армии, вторая после 1956 года, когда были удалены советские советники. И это должно было стать преступлением Ярузельского?

 

Но это еще не все - Лех Ковальский обвиняет Ярузельского в том, что американцы хотели в случае войны превратить Польшу в ядерное кладбище. Начиная с 1964 года, когда об этом написал немецкий "Шпигель", это было широко известно. Полония была разгневана, но не на Ярузельского и Гомулку, а на американцев. Сначала нас продали в Тегеране и Ялте, а затем их военные превратили Польшу в ядерную мишень - на Висле они хотели остановить советские войска, превращая нашу страну в атомную пустыню. Но нет, Лех Ковальский считает, что это Ярузельский виноват, потому что он знал и ничего не сделал. И что он должен был сделать? Выстрелить себе в лоб, убить командующего Варшавского договора? А может быть, так же, как любимый многими Рышард Куклиньский, передать в США планы размещения польских войск, чтобы они знали, куда нанести удар? Ну, наверно, никто в здравом уме не верит, что в случае войны американцы бы колебались из-за Костюшко, Пулаского и Конгресса американской Полонии.

 

Этот фильм не должен показываться по публичному телевидению и, к тому же, в прайм-тайм. Не потому, что он "антикоммунистический", а потому, что он плохой, тенденциозный и поджигательский. Часть историков (в том числе и тех, из десанта США и Германии) упорно разжигают польско-польскую войну, чтобы отвлечь внимание поляков от более важных вопросов, чтобы создать своего рода историческую порнографию в наихудшем издании, используя бывших политруков и «комухов». При случае они демонстрируют полное отсутствие понимания реальности, в которой миллионам поляков выпало жить после 1945 года. А эти миллионы прошли и через Войско Польское, и через Объединённую рабочую партию. Такой была судьба польского народа, и нельзя так по-хамски плевать в лицо этим миллионам. Даже если очень хочется убедить всех, что плюнуть собирались только в Ярузельского.

 

ПЕРЕВОДИКА

ОРИГИНАЛ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за перевод, Yennefer ! give_rose.gif

Ян Энгельгард похоже ещё один из немногих вменяемых журналистов. Интересно, он поляк ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за перевод, Yennefer ! give_rose.gif

Ян Энгельгард похоже ещё один из немногих вменяемых журналистов. Интересно, он поляк ?

Да, поляк, отец из Нижней Силезии, мать из Келецкого воеводства.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user342

Большое спасибо за перевод, Yennefer ! give_rose.gif

Ян Энгельгард похоже ещё один из немногих вменяемых журналистов. Интересно, он поляк ?

Да, поляк, отец из Нижней Силезии, мать из Келецкого воеводства.

 

Ой, судя по фамилии - он все же не поляк.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое спасибо за перевод, Yennefer ! give_rose.gif

Ян Энгельгард похоже ещё один из немногих вменяемых журналистов. Интересно, он поляк ?

Да, поляк, отец из Нижней Силезии, мать из Келецкого воеводства.

 

Ой, судя по фамилии - он все же не поляк.

Ой, да у пол-Силезии фамилии немецкие, так что не сумлевайся.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest user591

engelgard.pl.jpg

 

Ян Энгельгард

 

engelgard.png

 

2 февраля 2010 г.

 

Товарищ Провал

 

Показанный на первом канале польского телевидения в прайм-тайм фильм Гжегожа Брауна и Роберта Качмарека под названием "Товарищ генерал", посвященный жизни Войцеха Ярузельского - это, нужно сказать прямо, провал. Он умещается в рамках пропагандистских фильмов, где заранее ставятся цели, которых нужно достичь, а затем тщательно подбираются факты или псевдо-факты. В то же время, однако, этот фильм чрезвычайно простацкий, наивный, потому что пытается смотреть на необычайно сложный период в истории Польши (1945-1989 гг.) через очки агитатора, не имеющего никаких сомнений, не размышляющего более широко, но знающего, кто предатель, а кто герой; рассчитывающего на то, что зрителя убедят чувства, а не разум, и, наконец, рассчитывающего на то, что никто его не разоблачит.

 

ПЕРЕВОДИКА

ОРИГИНАЛ

Cпасибо за перевод,Yennefer

И когда ж они успокоятся?Выглядят,как стая гиен терзающих ослабевшего льва

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! Отличная статья. Но боюсь, что она очень далека от польского мейнстрима.

Share this post


Link to post
Share on other sites

×