Jump to content
Sign in to follow this  
Улитка

Леонид Каневский: «Томина воскресили по письмам трудящихся»

Recommended Posts

Леонид Каневский: «Томина воскресили по письмам трудящихся»


11.02.2016
Александр АНДРЮХИН


14 февраля отмечается 45 лет выхода на советские телеэкраны знаменитого сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Фильм, сделанный по заказу ведомства — его создание инициировал министр внутренних дел СССР Николай Щелоков, — снискал огромную популярность. И сегодня многие помнят, что ЗнаТоКи — это комбинация из первых букв фамилий главных героев: следователя Знаменского, сыщика Томина и криминалиста Кибрит. 

Kanevskiy_Kult_05_05.jpg

До наших дней из этой тройки дошел только майор Томин — то есть сыгравший его Леонид Каневский. Актер, ныне живущий на два города — Москву и Тель-Авив, по-прежнему работающий в Театре на Малой Бронной, «связей с криминалом» не порвал — он известен еще и по документальному циклу о самых громких уголовных делах минувших лет «Следствие вели...».
культура: По иронии судьбы, из великолепной тройки только Вы отмечаете юбилей сериала — а ведь как раз Вашего героя и убили в восьмой серии.  
Каневский: Но потом воскресили по письмам трудящихся. Несмотря на то, что в следующих сериях Томина повышали в званиях — сначала до подполковника, а затем и до полковника, для телезрителей я навсегда остался майором. Кстати, очередные звания давались тоже по просьбам телезрителей. Они возмущались, что я столько лет честно служу в угрозыске, а все майор да майор!
культура: Но почему авторы сериала задумали убийство Томина? Планировали продолжать цикл без Вас или вообще хотели на этом закончить сериал? 
Каневский: Не знаю, что было у них на уме. Не исключено, что собирались завершать. Никто ведь не думал, что сериал вызовет такой интерес у публики и растянется на 24 дела. Сначала было заготовлено четыре серии. Предполагалось снять еще парочку. Однако, как только начиналась очередная серия, улицы пустели — вся страна прилипала к экранам. После моей гибели в восьмой серии из Владивостока пришла телеграмма: «Сообщите группу крови майора Томина. Мы пришлем в нужном количестве!» Потом нас стали заваливать возмущенными письмами: «Убьете майора Томина — разобьем телевизоры!» К моему удовольствию, сериал решили продолжать, а меня оставили в живых, хоть я и получил смертельное ранение. В живот. Но в следующей серии я появился в госпитале — и перевязанным у меня оказалось плечо. Словом, авторы пошли на поводу у зрителей.
культура: Почему на роль офицера милиции пригласили именно Вас? Ведь до этого Вы прославились в небольшой, но очень характерной роли контрабандиста в «Бриллиантовой руке». 
Каневский: Да, после гайдаевской комедии за мной закрепился образ отрицательного героя. Но после нескольких проб режиссер сериала Слава Бровкин решил утвердить именно меня. И тем самым выпустил джина из бутылки. Уже после второй серии народ начал в письмах благодарить телевизионное руководство за то, что оно наконец показало, какие прекрасные профессионалы работают в советских органах, какие умные и находчивые сыщики служат в угрозыске... 

 

Kanevskiy_Kult_05_04.jpg
 

культура: Слышал, что ваша тройка проходила перед съемками какие-то специальные милицейские курсы. Чему вас там учили?  
Каневский: Курсов мы не проходили. Но под видом практикантов из школы милиции присутствовали на допросах, выезжали на обыски. МУР для нас стал родным домом. В его кабинетах снимались многие сцены. Со многими сотрудниками мы подружились. Каждый искренне старался нам помочь. Однажды на допросе, на котором присутствовали мы с Георгием Мартынюком, игравшим Пал Палыча Знаменского, следователь долго чего-то добивался от подследственного, и все безуспешно. Тот проявлял удивительную бестолковость или упрямство. Следователь вышел из себя, начал кричать. Тогда подследственный повернулся к нам и сказал: «А вот следователь Знаменский никогда не повышает голос». Сотрудник устыдился и повел допрос в более спокойном тоне. 
культура: Да, такую, присущую некоторым сотрудникам манеру, как грубость, Вы в своем образе не использовали.  
Каневский: Разумеется. Зато я использовал другую. Чтобы вжиться в образ сотрудника МУРа, правдоподобнее изобразить своего героя, вбирал все, что замечал в сотрудниках милиции. Помню, привезли нас на обыск. Посадили в сторонке. Вошел следователь. Оперативник его спрашивает: «С чего начнем?» Следователь осмотрел квартиру, затем громко щелкнул пальцами и ответил: «С того угла!» И вот этот щелчок пальцами я взял на вооружение. Нашей задачей в наблюдении за работой правоохранителей было уловить человеческую сторону. До этого в кино существовал какой-то стандарт в показе милиционеров: один глуповатый, другой — умный. Но мы стремились показать на экране настоящих ребят, а не «мусоров», как в то время их порой называли, людей, которые служат честно, по-настоящему, понимают человеческую боль. Таких мы в МУРе видели достаточно.
культура: Вашим главным консультантом был очень сильный профессионал — замминистра внутренних дел Борис Викторов. 
Каневский: Не только консультантом, но и ярым поклонником, а также мечтателем. Хотел, чтобы в милиции работали такие же постоянные тройки — следователь, сыщик и эксперт. Чтобы они трудились рука об руку и понимали друг друга с полуслова. Он считал, что это будущее милицейской работы. На самом деле в органах в таком составе не работали. Но, возможно, Щелоков планировал такое осуществить. Однако не успел. Как известно, его сняли после смерти Брежнева. 

 

Kanevskiy_Kult_05_08.jpg
 

 

культура: Из-за этого же на семнадцатом деле приостановили сериал? 
Каневский: К сожалению телезрителей. Но в 1985-м возобновили. И популярность его из-за перерыва нисколько не уменьшилась. Более того, фильм оказал положительное влияние на многих людей. Много позже я встречал милиционеров в чине майоров, полковников. Они признавались, что пошли в милицию благодаря этому циклу. Многие граждане не видели разницы между нами, артистами, и героями, которых мы играли. К нам часто обращались люди со своими проблемами — как к сотрудникам милиции. Однажды возле театра ко мне подошла женщина. Рассказала, что приехала из Сухуми. Родственники хотят отобрать у нее квартиру, а местная милиция на ее жалобы не реагирует. Тогда ей сказали: езжай в Москву к майору Томину — он единственный, кто сможет помочь. Выслушав историю женщины, я направил ее к моему приятелю адвокату. И тот решил ее проблемы.
культура: Говорят, фильмы пользовались популярностью не только у честных советских граждан, но и у криминального элемента. Когда шла очередная серия, кривая преступности в стране резко шла вниз. 
Каневский: Насколько мы были популярны среди воров, можно судить по истории, которая произошла в Комсомольске-на-Амуре. Мы приехали туда с Мартынюком, нас встретили сотрудники местной милиции. Очень тепло — повели в баню, поскольку уже знали, что мы обожаем париться. И вот, сидим в парной, вдруг влетает начальник уголовного розыска, такой крупный здоровый мужик, и говорит, что благодаря мне поймали матерого преступника! Оказывается, только что в моем номере взяли с поличным вора. Не простого, а в законе, да еще который завязал. Его спросили: «Зачем ты влез к артисту? Что вообще можно у него украсть?» А он ответил: «Мне надо, чтобы звон по зоне пошел, что я грабанул «Знатоков». Словом, хотел прославиться.
культура: Какие серии были основаны на реальных событиях?  
Каневский: Да практически все. Наши сценаристы — супруги Лавровы — оба работали в органах. Александр — следователем, а Ольга — инспектором детской комнаты милиции. О том, что пишут, знали не понаслышке. В основу их сценариев всегда ложились какие-то реальные дела. 
культура: Но цикл подкупает не криминальной фабулой, а человечной атмосферой. Какие из сегодняшних милицейско-полицейских сериалов Вам близки?  
Каневский: Пожалуй, «Каменская». Он более спокойный. Там больше правдоподобности, нет стрелялок, мордобоя и надуманного «суперменства».  

 

Kanevskiy_Kult_05_03.jpg
 

 

 

культура: Известно, что моральный облик ваших героев находился под неусыпным контролем консультантов в погонах. Ходили слухи, что вам даже запрещали курить в кадре и вести амурные разговоры с актрисой Эльзой Леждей.  
Каневский: Курить действительно не рекомендовали, но и не запрещали. Также авторы планировали, что у Знаменского с Кибрит разовьется роман. Не исключено, что их в перспективе планировали поженить. Но потом решили отдать ее замуж на сторону, чтобы не ссорить Знаменского с Томиным. А мы остались холостяками. Авторы приняли такое решение после коллективного письма женщин с множеством подписей, в котором говорилось, что если Знаменский женится, то они возненавидят его жену.
культура: Что больше всего запомнилось на съемках сериала? 
Каневский: В нашем цикле снимались лучшие артисты страны — Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Лев Дуров, Леонид Куравлев, Николай Караченцов, Георгий Менглет, Валерий Носик, Леонид Марков и другие. В каждой серии замечательные исполнители. Это был праздник. Мы не просто играли, мы этим жили. В первый год мы отсняли сразу четыре серии. Их в течение года и показали. Потом серии выходили раз в полгода, но нас постоянно узнавали на улицах и было ощущение, что мы на экране каждый день.
культура: Я слышал, Вы были дружны с директором Елисеевского гастронома Юрием Соколовым, которого расстреляли в 1984 году...  
Каневский: Не дружил, но был с ним знаком. Пользовался тем, что был известным артистом, и иногда брал у него какой-то дефицит. Предвосхищу вопрос — на основе его криминального дела сценарий не писался. Но позже я о нем рассказал в документальном фильме «Следствие вели...» Я знал, что это был за человек. Прошел войну, его обожали на работе. Он был высоким профессионалом и настоящим мужиком. Но такое было время и так сложились обстоятельства, что он оказался на пике криминальной истории. 

 

 

Kanevskiy_Kult_05_02.jpg
 

 

культура: Роль майора Томина как-то повлияла на Вашу творческую карьеру? 
Каневский: Думаю, скорее, на майора Томина повлияла моя творческая карьера (смеется). В первую очередь я театральный актер. Все остальное — съемки в фильмах, сериалах, документальных циклах — это потом. В театральной среде меня многие, как и Вы сейчас, часто спрашивают: «Не мешает вам майор Томин?» Нет, не мешает. Я с большим уважением отношусь к этому герою. Правда, было два случая, когда мне из-за него отказали в киноролях. Хотя в одной даже почти утвердили. Но большой начальник вынес вердикт, что меня нельзя брать: у зрителей я буду ассоциироваться с майором Томиным. По этой же причине худсовет не рекомендовал меня брать на роль господина Бонасье в картине «Д’Артаньян и три мушкетера». Но режиссер заявил: «Он мне нужен, и никого другого я в этой роли не вижу». Хотя многие видели нас с Мартынюком исключительно сотрудниками милиции. Помню, когда мы играли с ним в спектакле «Белые флаги» (по Нодару Думбадзе), то предстали перед зрителями в качестве заключенных. Увидев нас за решеткой, зал отреагировал очень бурно. Реакция была забавной — смех в сочетании с изумлением.
культура: Ваша нынешняя роль — ведущего в документальном цикле «Следствие вели...» — имеет что-нибудь общее с тем сериалом?  
Каневский: Ничего. Ассоциативно, что Каневский снова на экране, может быть. На самом деле, это мой рассказ — чем люди жили, как общались, что это было за время. А было оно драматическим и веселым, трагическим и счастливым. Мне интересно именно это. А криминальная составляющая — лишь зацепка для рассказа.

http://portal-kultura.ru/articles/data/128753-leonid-kanevskiy-tomina-voskresili-po-pismam-trudyashchikhsya/

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сценарий, подсказанный жизнью


11.02.2016
Александр АНДРЮХИН


Запутанная интрига многих серий «Знатоков» вызывала изумление зрителей: неужели это все правда? «Культура» выяснила, какие реальные истории легли в основу популярного сериала.

 

 

Korablev_Kult_05_02.jpg
 

 

— Дел о воровстве с овощных баз было настолько много, что непонятно, с какого именно Лавровы писали сценарий к фильму «Из жизни фруктов», — рассказывает председатель совета ветеранов УБХСС Виктор Кораблев. — Также постоянно возбуждались дела по хищениям из магазинов — продовольственных и промтоварных. Это легло в основу серий «Черный маклер», «До третьего выстрела» и «Пожар». А вот что касается фильма «Повинную голову», то за основу этого сценария Лавровы взяли реальное громкое дело — о махинациях в московских ресторанах «Серебряный бор» и «Узбекистан».
 

Преступление заключалось вот в чем: в этих ресторанах на банкетах недодавали до половины блюд, которые заказывали посетители. К примеру, тридцать человек заказывают банкет, оговаривают количество закусок, горячих блюд, напитков, заранее оплачивают. А в процессе банкета официанты многие деликатесы гостям не приносят. Народ уже хорошенько выпил, веселится, танцует и ни на что особого внимания не обращает. 
 

— Когда до нас дошла такая информация, — продолжает ветеран, — мы организовали контрольный банкет. Под видом научных работников, отмечающих защиту докторской одного из коллег, заказали в «Серебряном бору» стол и начали имитировать гульбу. При этом внимательно следили за списком и все фиксировали на карандаш. Нам не подали одно из горячих блюд, несколько салатов, ряд напитков. В салатах, которые приносили, мы замечали нехватку ингредиентов, например курицы, рыбы, оливок. Когда подали шашлык, увидели, что мяса на шампурах маловато. Когда взвесили, оказалось, что в порции 170 граммов, хотя должно быть 250. Потом выяснилось, что блюда, предназначенные для банкета, продавались другим посетителям. Это было громкое дело. Руководители ресторанов получили приличные сроки.

 

Korablev_Kult_05_04.jpg
 

 

Еще одна реальная криминальная история — дело о мусорной свалке, оно стало основой для двух фильмов: «Шантаж» и «Ответный удар». Конечно, в кино очень много придумано — введены новые персонажи, выстроены хитроумные линии расследования. 
 

— На самом деле, все было прозаичнее, — уверяет сыщик. — В СССР гражданам запрещалась торговля драгоценными металлами и ювелирными изделиями. Но тут наши сотрудники стали замечать на рынках и у комиссионных магазинов людей, предлагающих покупателям серебряные серьги, кольца, цепочки, браслеты. Когда сделали контрольную закупку, выяснилось, что все эти изделия изготовлены кустарным образом, однако серебро — высшей пробы. Спрашивается, откуда? Нами была проведена операция, в результате которой выяснилось, что совершенно разные, незнакомые друг с другом люди на дому изготовляли изделия из серебра. А где же они брали сырье? Все задержанные в один голос уверяли, что ничего ни у кого не воровали, а серебро нашли... на мусорной свалке.

 

Оказалось, что один московский электрозавод регулярно вывозил туда магнитные пускатели к электродвигателям. Когда наши сотрудники прибыли на эту свалку, то онемели от удивления: десятки людей облепили эту кучу мусора и выискивают там магнитные пускатели. Контакты этих компонентов изготавливаются из серебра. Но почему же их выбрасывают? Дело в том, что едва они закоптятся, их не чистят, а меняют на новые, старые же с почти не изношенными серебряными контактами выбрасывали на свалку. Сообразительные москвичи выламывали контакты и продавали кустарям-ювелирам.
После этого Управление БХСС внесло предложение в Совет министров СССР: перед утилизацией старые контакты извлекать и официально приходовать как драгметалл. С тех пор предприятия не могли получить новые магнитные пускатели до тех пор, пока не сдадут серебро из старых. В итоге за один год электрозаводами страны было сдано на переработку более 14 тонн серебра.

 

Korablev_Kult_05_03.jpg
 

 

Реальная история лежит и в основе фильма «Подпасок с огурцом». Герой Николая Караченцова, талантливый ювелир, подделывает Фаберже так, что никакая экспертиза не отличит, ставит на фигурки настоящее клеймо мастера (украл у наследницы) и сдает барыге на продажу. Но затем раскаивается и пишет явку с повинной — зато теперь может свободно творить под собственным именем. Прототип героя — известный в питерских криминальных кругах Миша Монастырский — сам, как говорят, Фаберже не подделывал. Но организовал артель молодых ювелиров, которые штамповали фигурки знаменитого мастера — не отличишь от настоящих. Когда Мишу взяли, ему грозила высшая мера за контрабанду культурных ценностей в особо крупных размерах. Только это обстоятельство заставило его признать, что иностранным покупателям он продавал подделки. Часть работ, выполненных под его руководством (их называют «фальшберже» Монастырского), хранятся в фондах Московского Кремля и Эрмитажа. В общей сложности он провел за решеткой двадцать лет. В 90-х стал одним из самых известных и состоятельных коллекционеров страны, был депутатом Госдумы, мандат спас его от очередного срока. В 2000-м покинул Россию, приобрел шикарную виллу в Испании. Погиб во Франции в автокатастрофе, оставившей много загадок. А перед смертью, словно что-то предчувствуя, дал подробные показания испанской полиции по делу о «русской мафии». Но это, как говорится, совсем другая история...

http://portal-kultura.ru/articles/data/128756-stsenariy-podskazannyy-zhiznyu/

 

Edited by MGR

Share this post


Link to post
Share on other sites

/* Выразительно выражается не по-нашему */ пинто, пастуццо чачача трукаделло пиц!
- Заткнись!
/* Еще более выразительно выражется: */ порко мадонна ди ум бесто перь бако кастелла де мембрано хемаро инчесо сарвело чец хан дураля!
- Простите, погорячился...

 

Дальше следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А с серебром в контактах...

Да.

Было время, когда сам кустарил.

Давно.

Правда процентное содержание серебра так и не знаю.

Там есть примеси и внутри твердая основа, которую при переплавке надо было удалять.

И другие добавки металлов.

Но серебра там было изрядно.

Занимался этим, как хобби. Но желающих на мои изделия было больше, чем я мог сделать.

Тогда многие чем-нибудь занимались для души. Кто чеканкой, кто резьбой по дереву, кто радиотехникой...

Потом забросил. И наверное уже разучился.

До сих пор баночка с контактами где-то в гараже валяется.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А что это за должность - "сыщик"?

 

Это у кого "нюх как у собаки, а глаз, как у орла..."  :)

 

На самом деле, если отвлечься от Ш. Холмса, И. Путилина, Б. Колобков и прочих литературно-киношно-мультяшных персонажей, то наука утверждает что впервые слово "сыщик" появилось в 17 веке. 

 

 

"...Впервые слово «сыщик» упоминается в Соборном уложении 1649 года как постоянная инстанция в органах местного самоуправления — губных учреждениях, при этом слова «сыщик» и «обыщик» употреблялиськаксинонимы. Назначаемые на должности лица не только проводили процессуальные действия по расследованию преступлений и осуществляли правосудие, но и организовывали мероприятия по розыску, задержанию и доставлению преступников.

 

В «Новоуказанных статьях о татебных, разбойных и убийственных делах» 22 января 1669 года вводятся специальные должности сыщиков с целью расследования и суда по уголовным делам. «А ведать в городах разбойные и татинныя и убийственные дела Сыщиком и Губным старостам по наказам из Разбойного приказа.». Назначались они центральной властью из числа дворян и боярских детей, не пригодных к военной службе, и имели статус чиновников. Согласно этому правовому акту губные старосты переходили в подчинение сыщикам и становились им подсудны: «...а указ о том чинить Сыщиком и приказывать им Губным старостам, чтоб они делали правду...».

 

Избранных старост приводил к присяге сыщик, они не ездили в Москву для утверждения в должности. Сыщикам предписывалось иметь свой аппарат, в который входили губные дьячки, стрельцы и наемная стража для тюрем, кроме этого, в городах, посадах, уездах, во всех станах и в волостях для оказания помощи в борьбе с преступностью проводить выборы сотских, пятидесятских и десятских из числа добрых и прожиточных людей. Перед последними стояла задача: «татей и разбойников и смертных убийц и всякихворовскихлюдей и ведунов у себя не таили, и не укрывали, а брали и приводили тех воров к Сыщикам безо всякой сноровки». Для задержания выявленных преступников сыщики посылали губных старост, «чтоб тех воров переловить всех». Сами же сыщики принимали участие в «великих делах» по розыску и задержанию преступников.

 

Законодателем вXVII веке перед сыщиками была поставлена задача по розыску беглых крестьян и холопов. Принятый Боярской думой 2 марта 1683 года «Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов» дал правовую основу институту сыщиков и стал постоянно действующим. В соответствии с Наказом в обязанность сыщикам вменялись две функции:

 

1) заниматься розыском беглых крестьян и солдат, 

2) проводить расследование общеуголовных преступлений. 

 

Объединение в одних руках двух важных государственных функций является не случайным, поскольку побеги крестьян нередко сопровождались нанесением ущерба господскому имуществу и убийством самих господ. В тот период времени беглые являлись питательной средой для воров и грабителей. Сыщики прибывали на место со штатом канцелярских чиновников — дьяков и подьячих, а вооруженную силу получали от воевод.

 

В дальнейшем, согласно Указу от 27 ноября 1679 года, все дела в уездах, кроме уголовных, были переданы воеводам, а в последующем — и все уголовные дела, согласно Указу 1688 года, от сыщиков передаются воеводам. В 1682 году Разбойный приказ переименовали в Разбойный сыскной приказ, в 1683 году — в Сыскной приказ, в 1687 году — в приказ Сыскных дел. ..."

 

Журнал "Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России", Введенский Андрей Юрьевич, Королев Борис Иванович "РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XV-XVII ВЕКАХ" 2011 г.

 

 

Сегодня такой должности, естественно нет. Но между собой опера уголовного розыска частенько его употребляют как ироничное обозначение профессии. Сотрудников ОБХСС (ОБЭП, УЭБиПК), кстати, никто и никогда, кроме журналистов, сыщиками не называл. Это все же больше относится к угрозыску.  

 

Bremenskie-2.jpg

Edited by Mic47

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как-то, лет 10 назад, сериал перепоказали по ящику. После того, как во второй серии "знатоки" разоблачили иностранного шпиёна, косившего под бомжа и надеявшегося после отсидки получить подлинный советский паспорт, смотреть бросил. Не пошло, наверное, в силу профессиональной деформации.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как-то, лет 10 назад, сериал перепоказали по ящику. После того, как во второй серии "знатоки" разоблачили иностранного шпиёна, косившего под бомжа и надеявшегося после отсидки получить подлинный советский паспорт, смотреть бросил. Не пошло, наверное, в силу профессиональной деформации.

 

Это не деформация. Просто со стороны людей, профессионально занимавшихся борьбой с преступностью, это воспринималось как сказка для широких масс. Миф, оторванный от жизни, даже теории, не говоря про практику. Чем, собственно говоря, на самом деле этот сериал и являлся. Эдакая СОГ на постоянном выезде, когда всегда есть транспорт, нет текучки и занимаешься работой по одному единственному делу, будучи свободным от остальных, весьма многочисленных, служебных обязанностей. Ляпота и недостижимая мечта. 

 

Но у сериала и не было цели рассказать "как на самом деле". Была задача развлекательная, познавательная для кого-то и пропагандистская как основная. Получилась лубочная картинка, но цели своей она достигала. А мы посмеивались, естественно, особенно над универсальной дамой-экспертом во всем областях и сыщиком, обладавшим безбрежными агентурными возможностями...

 

Кино... вино и домино...  :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×