Jump to content
Sign in to follow this  
Rizanin

Ладожские каналы.

Recommended Posts

В своих предыдущих работах я затрагивал тему древних (и не очень) каналов:
Древние дамбы и каналы Северной Америки
Лангедокский канал. Франция 
Великий китайский канал 
Вьетнамская «Венеция» 
Финляндия. Суворовские каналы 

И на нашей территории:
Каналы в дельте Волги 
Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры 
Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири 


И как бы больше попадающего под древность и одновременного грандиозного по масштабу строительства в этой теме, да еще на территории современной России - ничего нет. Как я ошибался (или просто не знал)!

В одном из комментариев userinfo.gif?v=17080?v=133.2wakeuphuman поделился вот такой картой:

113463_original.jpg
Как видно, от р.Волхов до р.Невы вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Или почему бы п.Волхов не соединить с р.Кобонь? Пусть даже через шлюзы? Это было бы намного короче. Давайте смотреть и разбираться. 

Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера – два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский:

136951_900.jpg
Вот пример их прохождения вдоль берега Ладожского озера. Ссылка на карту 

Читаем в википедии:

Ладожский, позднее Петровский или Староладожский канал — построенный в начале XVIII века 117-километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Неву. Конечные шлюзы расположены в Шлиссельбургеи Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладкиНоволадожского канала почти полностью зарос и пересох.

1200px-Ladogacanal.jpg
Еще одна карта этого канала

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу сБалтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

GR_Moravov.jpg
Вот так это представляют историки

После затягивания работ первоначальным подрядчиком Скорнякова-Писаревым и после его отстранения от этой стройки, летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и весной 1731 годапо нему начали ходить суда. Строительство и перестройка шлюзов шли вплоть до 1833 г.

В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал.


Новоладожский канал (Императора Александра II) - бесшлюзный водный путь вдоль южного берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов иНева. Построен за 5 лет, с 1861 по 1866 годы, параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхость Староладожскому каналу времён Петра I. ДоОктябрьской революции назывался именем императора Александра II Освободителя.
В 1826 году из-за сильной засухи судоходство по Старому Ладожскому каналу полностью прекратилось и поэтому были построены новыегранитные шлюзы в Шлиссельбурге. В Новой Ладоге установили паровые насосы (производительностью 310 м³ в сутки), которые перекачивали воду из Волхова в канал.
В том же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов углубления канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение работ. В связи с этим Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал своими силами, но уже без шлюзов и с габаритами: ширина по зеркалу ~36 м, по дну — 26 м, глубина при самом низком уровне в озере — 1,8 м.
Строительство началось 28 мая 1861 года, и 1 сентября 1866 года канал был открыт для движения судов. Новый канал был назван Новоладожским, он идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. Протяженность 110 км. Сметная стоимость 4,6 млн руб. В настоящее время Новоладожский канал используется для движения судов малого водоизмещения и отстоя более крупных судов в межнавигационный период.

New_Ladiga_Canal_Mouth.JPG 
Посмотрев по гугл-картам эти два канал, увидел, что они идут гораздо восточнее р.Вохов – до притоков р.Свирь! Получается, старые карты не точны или оба Старо-Ладожский канал продлили?

Но в любом случае - это уже сообщение с Онежским озером! Онежский канал идет вдоль южного берега озера! И проложен он до р.Вытегр, которая имеет отношение к Волго-Балтийскому каналу по реке Ковжа. Так же р.Вытегр (Ковжа) южнее, в районе оз.Белого имеет обводной канал и вокруг него (Белозерский канал). Южнее озера Белого течет р.Шексна, которая впадает в Рыбинское водохранилище. Ну, а это уже Волга! Вот такая водная транспортная система. И название есть: Мариинская водная система. Не вся она современная. Но об этих каналах я расскажу как-нибудь в следующий раз. А пока вернемся к Ладожским каналам. Добавлю лишь, что этот водный путь может проследить любой желающий. Да, и проплыть – не составит труда. Все судоходно.

Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал – это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто учавствовал в стройке – данных нет. И это настораживает.

Предлагаю проследить путь Ладожских каналов с востока, от р.Свирь до р.Невы (в обратную сторону их строительства).

136586_900.jpg
Полосатые поля – это мелиоративные каналы, осушение, а может быть и торфоразработки. Севернее – Новоладожский канал. Южнее - Староладожский. Ссылка на место

4199455.jpg
Вот такой вид в этом месте имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы учатками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально? 

Движемся на запад:

41893091.jpg

95428143.jpg
Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье 

6014884.jpg
Высота берегов – очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники!

95428133.jpg
А это мост через Ново-Ладожский канал в д.Загубье. 

14599704.jpg
Ново-Ладожский канал

65380079.jpg
Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19в. А это его начало! Объем строительства Беломор-канала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?

15548082.jpg

136278_900.jpg
Каналы подходят к Ладожскому озеру

Многие фотографии Ново-Ладожского канала, представленные здесь, сделаны с теплохода Москва-212 в 2010г. В 2011г. здесь впервые за последние десятилетия прошел экскурсионный теплоход с проходом через всю Мариинскую систему каналов: от Волги до Невы

13817870.jpg
Старый канал 60° 21' 41.46" N 32° 40' 53.07" E

9300187.jpg
Новый канал

94072460.jpg
Мост между двух каналов. Ссылка на место

94072476.jpg
Старый канал в этом месте. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно – можно сделать его вполне судоходным для небольших судов

136094_900.jpg
Каналы, проходящие у Ладожского озера и множество мелиоративных мелких каналов в лесу. Может быть, это сейчас здесь тайга, а в прошлом были поля, как показано на карте в самом начале статьи? Ссылка на место

26375345.jpg
Вот такой вид в лесу имеют эти мелкие каналы

135690_900.jpg
Местами оба канала идут совсем близко друг к другу. Ссылка на место

15466314.jpg

 

 

http://sibved.livejournal.com/196887.html?page=1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Между двух каналов. Фотография июль 2008 года.

15466343.jpg

135434_900.jpg
Каналы пересекают реку Сясь

56015545.jpg
Старый канал в районе р.Сясь

53039667.jpg
На канале с т/х Москва-212

53039711.jpg
Еще западнее

53039674.jpg
Береговое укрепление на Новом канале

135385_900.jpg
Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место

22804858.jpg
Старый канал в районе Новой Ладоги

25582534.jpg

5772486.jpg

97364127.jpg
Новый канал в Новой Ладоге

22804872.jpg
Новоладожский канал, вид с понтонного моста

Двигаемся далее на запад:

22804840.jpg
Старый канал. Высота берегов большая, а значит и земляных работ

53572830.jpg

30401250.jpg
Старый канал

82384913.jpg
Новый канал. В этом месте почти не отличим от старого

30401216.jpg
И вот первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8' 45.72" N 32° 7' 27.72" E. Ссылка на карту

105289035.jpg
Написано, что это гранитный водоспуск

10967158.jpg
Водоспуск в Ладожское озеро в районе д.Дубно – Дубенский водоспуск

56553648.jpg
Ссылка на карту 

249782.jpg

5225353.jpg
Сумский водоспуск

http://sibved.livejournal.com/196887.html?page=1

Share this post


Link to post
Share on other sites

20568198.jpg

106432097.jpg
Новый канал

1229755.jpg

53304562.jpg

135044_900.jpg
В этом месте Старый канал обмелел. Ссылка на карту

107149034.jpg

13910116.jpg

3544140.jpg

4559571.jpg
А севернее Новый канал судоходен

86092918.jpg
Старый канал в Шлиссельбурге, откуда он и начинается

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%
Местами имеет гранитное обрамление

91187674.jpg
Новый канал рядом со Шлиссельбургом

Несколько фотографий Старо-Ладожского канала:

137.1._Len._obl._Nov.jpg
Шлюз

3669.jpg
Еще один

010568.jpg

%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%

original.jpg
Старый и Новый каналы

Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18в., да и в начале 19в. он тоже не кажется обычным, т.к. официально еще нет паровой землекопательной техники. Вручную, пусть даже силами тысч человек – это выкопать… я не представляю себе как! А ведь всех этих людей нужно не только прокормить, но и разместить на ночлег. Было много деревень? Возможно. Но вопросов к этому процессу грандиозной стройки – огромное количество. И к тому же, эту стройку 18в. опять приписали самому реформаторскуму царю всей истории России – Петру I. А объем земляных работ в Старо-Ладожском канале – соспоставим со строительством современного С-Петербурга.
***

Интересные мысли высказал userinfo.gif?v=17080?v=133.2bskamalov в своем посте

Так же он показал, что дноуглубительные работы на канале проводились в начале 20в.:

0_10a632_8521fa00_XXXL.jpg
1908г.

0_10a63b_37c011bf_XXXL.jpg
***

Дополнение.

3654_800.jpg
На этой карте Ладожский канал продолжается западнее: пересекает Ладожское озеро, а потом и Невский залив и поворачивает на юг, проходя все так же вдоль берега. Побывал его найти в Выборгском районе (или хотя бы какие-то его следы) – безуспешно. Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен? А Староладожский (а может быть и новый канал) – это расчищенные и восстановленные в 18-19 вв. древние каналы?

Перешел на берег Петергофа и… нашел: речку с бетонными берегами! Превращенная в канал. И у этого канала даже есть название, но мало кто знает, что он уходит от С-Петербурга на юг так далеко! И нашел информацию к чему его приспособили во времена строительства Петергофа. Но об этом в следующий раз.

 

http://sibved.livejournal.com/196887.html?page=1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен?

На протяжении всего текста у меня крепли некоторые подозрения относительно автора, но лишь в конце они подтвердились.

Edited by Protey10
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знаю, что так удивляет в объеме земляных работ? Да, много. Да, вручную. Так и что же?

Например: при строительстве Николаевской ж/д было перемещено почти 50 млн кубометров. И да, на стройке были заняты два четыре экскаватора, но их выработка составила менее 200 тыс. кубометров.

При длине 110 км, глубине 2 метра и ширине в 30 метров объем канала составляет всего 6,6 млн. кубометров. Это лишь 15% от объема выемки НЖД. Но никто же не предполагает, что железную дорогу построили древние русы?

Edited by Скальпель

Share this post


Link to post
Share on other sites
На этой карте Ладожский канал продолжается западнее: пересекает Ладожское озеро, а потом и Невский залив и поворачивает на юг, проходя все так же вдоль берега.

 

Через Копорье то он не мог идти. Высоко и далеко от берега. Карта очень приблизительна и на ней изображена дорога.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но никто же не предполагает, что железную дорогу построили древние русы?

Судя по этому рисунку канал строили древние укры (на переднем плане), угнетаемые петровским режимом:

GR_Moravov.jpg

А уж в способности древних укров к копанию, грех сомневаться! Что этот канал по сравнению с Чёрным морем :sarcastic:

Edited by Protey10
  • Thanks (+1) 1
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
На этой карте Ладожский канал продолжается западнее: пересекает Ладожское озеро, а потом и Невский залив и поворачивает на юг, проходя все так же вдоль берега. Побывал его найти в Выборгском районе (или хотя бы какие-то его следы) – безуспешно. Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен? А Староладожский (а может быть и новый канал) – это расчищенные и восстановленные в 18-19 вв. древние каналы?

 

Полный бред.Перепад высот устья Невы и Пулковских высот - 75. Высота берега в Стрельне - уже почти 15 метров. Перепад высот устья Невы и Пулковских высот - 75. Высота Копорья - более 100 метров. И какой смысл каналом дублировать Неву? Короче, автор не обуздал фантазию...

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен?

На протяжении всего текста у меня крепли некоторые подозрения относительно автора, но лишь в конце они подтвердились.

 

Нормальный рассказ о " древних строителях пирамид " Зато читатели усадьбы и я в том числе получили информацию о ладожских каналах. И врядли в усадбе есть люди которые прошли по обоим каналам и что-то изучили.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен?

На протяжении всего текста у меня крепли некоторые подозрения относительно автора, но лишь в конце они подтвердились.

 

Нормальный рассказ о " древних строителях пирамид " Зато читатели усадьбы и я в том числе получили информацию о ладожских каналах. И врядли в усадбе есть люди которые прошли по обоим каналам и что-то изучили.

 

Прошли - может и нет, но на Петровском я рыбачил не раз.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен?

На протяжении всего текста у меня крепли некоторые подозрения относительно автора, но лишь в конце они подтвердились.

 

Нормальный рассказ о " древних строителях пирамид " Зато читатели усадьбы и я в том числе получили информацию о ладожских каналах. И врядли в усадбе есть люди которые прошли по обоим каналам и что-то изучили.

 

Прошли - может и нет, но на Петровском я рыбачил не раз.

 

Завидую. Я не рыбачил.Уверен. Больше половины усадьбы вобще не слышали о каналах.

За то я рыбачил на Тихом Океане на 40 - 50 градусе южной широты. И имею представление как выглядит 120 тон ставриды. Вот это улов а все остальное мелочь по сравнению с пирамидами.

Edited by Rizanin

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

На этой карте Ладожский канал продолжается западнее: пересекает Ладожское озеро, а потом и Невский залив и поворачивает на юг, проходя все так же вдоль берега. Побывал его найти в Выборгском районе (или хотя бы какие-то его следы) – безуспешно. Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен? А Староладожский (а может быть и новый канал) – это расчищенные и восстановленные в 18-19 вв. древние каналы?

 

Полный бред.Перепад высот устья Невы и Пулковских высот - 75. Высота берега в Стрельне - уже почти 15 метров. Перепад высот устья Невы и Пулковских высот - 75. Высота Копорья - более 100 метров. И какой смысл каналом дублировать Неву? Короче, автор не обуздал фантазию...

 

ЗА ТО КАКОЙ РАЗМАХ !!!! ВОТ ГДЕ ПРАВДА ЖИЗНИ !!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вдоль побережья Ладожского озера, с юго-восточной до юго-западной части, на некотором удалении, протекают Старый и Новый ладожские каналы. Оба они параллельны между собой.

На данный момент Староладожский канал значительно зарос травой и камышом, а так же сильно загрязнён, и не пригоден для судоходства. В черте города Шлиссельбурга и в его окрестностях канал зарос менее всего, в отличие от остальной его части. Дно канала заилено не маленьким слоем, и практически не имеет проточного течения.
Длина канала – около 117 км. Исток - р. Паша, устье – р. Нева.


На Новоладожском канале в отличие от своего предшественника не столь печальная обстановка. Канал входит в состав Волго-Балтийского водного пути и поддерживается НЛРВПиС (Невско-Ладожский район водных путей и судоходства). Канал открыт для маломерных судов с небольшой осадкой. В 4-х километрах от устья расположен слип. Глубина и ширина канала от слипа до реки Невы позволяет проходить боле крупным судам. Берега частично заросли камышом, но стабильное течение поддерживает чистоту. В Шлиссельбурге левый берег канала оборудован причалами и круглогодично на них базируются суда речного флота. Новоладожский канал отдалён от Ладожского озера в среднем на 500 метров. 
Длина канала – около 110 км. Исток – р. Свирь, устье – р. Нева. 

Староладожский канал

Строительство канала началось в 1719 году, при царе Петре I. В то время намерение поддержки торговли через Балтику с Европой было проблематичным без расширения водных путей. Строительство Староладожского канала (Императора Петра Великого, Петровского) было предначертано буйным нравом Ладожского озера. Переход судов по озеру являлся одним из самых трудных и небезопасных — частые штормовые ветра на Ладоге были причиной гибели большого множества кораблей с грузом. На тонувших судах, кроме купеческих товаров, проходивших транзитом в Балтийское море, перевозились товары, необходимые для интенсивно застраивающейся в то время северной столицы. Петербургу были необходимы в больших количествах продовольствие и строительные материалы.

Длина Новоладожского канала по проекту составляла 111 км, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, в истоке Нева, где река берет своё начало из Ладожского озера. Канал проектировался без шлюзов, с глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера. 19 сентября 1718 г. Петр I издаёт указ по проведению подготовительного этапа стройки.

В указе сказано:

«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…»
.

Для строительства каналов планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд. Первые наброски проектирования были сделаны лично Петром I . Работа по строительству началась 22 марта 1719 г. По слухам Петр I лично наполнил землёй первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины. Изначально работами руководил генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. Ему поручили изыскание трассы и составление технического проекта. К строительству были привлечены тысячи людей. Из-за невероятно-тяжёлых условий труда на стройке была очень высокая смертность. Петр I посылал на строительство канала все новые и новые полки.

Протяженность канала составляла 104 версты (111 км), ширина 20- 25 м. Канал планировалось соорудить за два года, но шла затяжная Северная война, и денег в казне катастрофически не хватало. Петр I ввёл обязательный канальный налог: для крестьян он составлял 70 копеек с двора, а для купцов 5 копеек с каждого рубля от их доходов. Таким образом, вся Россия принимала участие в строительстве канала: кто-то – руками, а кто-то – деньгами. На строительство канала было привлечено более 60 тысяч человек: 15 тысяч казаков, 12 тысяч драгун и 35 тысяч вольнонаёмных людей. Было даже организовано «производственное обучение»: людей знавших грамоту, дополнительно обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики. Это была по настоящему народная стройка, третья по масштабу стройка в эпоху Петра I. Первые две стройки - это конечно же, Петербург и Кронштадт.

В 1721 г. на строительство канала были отправлены воинские части, но война с Персией вынудила отозвать эти части, да и внимание Петра I было отвлечено. Царский контроль над строительством ослаб. По возвращении из военного похода в феврале 1723 г. Петр I вновь уделил должное внимание строительству канала. Осенью 1723 г. Петр I лично посетил места строительства канала и осмотрел проведенные работы. Он был очень недоволен медленными темпами работ и многочисленными техническими нарушениями и просчетами. По результатам осмотра Григорий Скорняков-Писарев и шлюзовые мастера-немцы были отстранены от дел и арестованы за «неискусное ведение дел». На должность главного мастера и руководителя работ был назначен генерал-лейтенант Бурхарт-Христофор фон Миних.

С назначением Миниха исполнение всех земляных работ было возложено на военных. И уже летом 1725 г. к строительству канала были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). Бурхарт-Христофор фон Миних смог улучшить снабжение стройки, были значительно улучшены бытовые условия рабочих, стали вовремя выплачивать жалование. Строительные работы возобновились с прежней силой.

Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, предложил усовершенствовать проект канала. Для того, что бы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2.1 метра были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.

Строительство Староладожского канала, было второй крупной гидротехнической стройкой во времена Петра I.

Канал питался водой из рек и специально устроенных с его южной стороны прудов-резервуаров. В некоторых местах укреплённые работой берега были уложены плиткой. Регулирующие водоспуски строили речные, «зюйдские» (с южной стороны канала) и озерные, «нордские» (с северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска излишней воды осенью в ладожское озеро. «Зюйдские» водоспуски строили на реках впадающих в канал и каналах прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору. На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков. Все водоспуски служили мостами на «бечевнике». «Бечевником» называлась дорога для лошадей, которых впоследствии использовали на канале для проводки судов и барж. Водоспуски отличались друг от друга конструктивными и архитектурными особенностями. При некоторых водоспусках в конце XVIII века были построены двухэтажные каменные караульные дома. Так же, в течении XVIII века, обновлялись и заменялись новыми шлюзы, водоспуски, мосты. Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитными блоками и приобрели архитектурное изящество. Эти сооружения украсили близлежащие ландшафты, которые до этого были совсем дикими.

В октябре 1724 г . Петр I посетил канал и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал.

После смерти Петра I на престол вступила Екатерина I , темпы работ на канале несколько замедлились. И только благодаря неустанным стараниям Миниха летом 1728 г. удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала – от реки Кобоны до Невы. Этот участок оказался самым трудным - грунты на этом участке были очень каменистыми. Из-за чего, лишь к ноябрю 1730 г. рытьё и отделка канала были завершены в Шлиссельбурге. Параллельно этому велись работы на уже готовом участке канала: в Кобоне появился шлюз, для выпуска судов из готового участка канала в Ладожское озеро, проводилось укрепление береговой полосы от сползания водоносных грунтов. Канал начали эксплуатировать, и постепенно окупать вложенные в его постройку средства.

За неустанные заботы о строительстве канала и значительные успехи на заключительном этапе постройки канала Екатерина I пожаловала Миниху деревню Леднёво и старый путевой дворец в Новой Ладоге.

22 октября 1730 г. строительство было закончено. Весной 1731 г. уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге. По каналу начали ходить суда. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.

Эксплуатация Староладожского канала
С вводом в эксплуатацию Староладожского канала значительно возросло значение Вышневолоцкой системы, сооружение которой было начато в 1709 году. Значительно возрос речной грузооборот по внутренним российским водным системам сопредельных губерний. Южный берег получил стимул для развития торговли, ремесел, народных промыслов, рыболовства. Выросло население, увеличились посевные площади. Основным занятием населения стал судовой промысел – проводка судов по каналу с помощью лошадей и другие виды обслуживания судоходства. Так же, канал дал ощутимый толчок в развитии системы местных поселений. Уже в начале XVIII века численность населения значительно увеличилась, в том числе и за счет бывших строителей канала. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания.

После десяти лет эксплуатации, без надлежащего контроля и ухода шлюзы и водоспуски стали постепенно разрушаться, обваливались различные откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. По ложному обвинению Миниха незаконно осудили и отправили в сибирскую ссылку. Назначенный в 1759-1762 гг. директором канала А.П. Ганнибал, «арап Петра Великого», не сумел исправить неполадки на канале. И лишь Миних, возвращенный из ссылки Екатериной II в 1762 году и назначенный на должность генерал-директора канала, смог получить средства на восстановление гидротехнических сооружений и расчистку русла канала. В 1765 году Екатерина II прибыла на осмотр Петровского канала. Убедившись в трудности вхождения в него судов, императрица приказала построить новый вход. Впоследствии этот вход был прорыт и назван Екатерининским устьем канала Петра Великого. В 1790 году тоже самое было сделано и в Шлиссельбурге для спуска плотов из бревен – «гонок».

Повысилась пропускная способность канала. Навигация продолжалась от 100 до 200 дней в году в зависимости от погоды. В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. В главном управлении Путей сообщения учредили «Комитет по благоустройству нового Ладожского канала». После постройки Новоладожского канала, Староладожский стал выполнять вспомогательную функцию. Он использовался для проводки плотов, барок с сеном и судов-порожняков возвращавшихся из столицы.

Первоначально водный путь обслуживали два батальона Коломенского гарнизонного полка, но в 1735 году по прошению Миниха был сформирован особый батальон из прибалтийских полков и бурлаков – добровольцев, составлявший 4 роты численностью более 700 человек. Слободы батальона равномерно размещались вдоль канала через каждые 24 версты. У солдат и офицеров даже была особая форма – зелёные кафтаны с красными нашивками. Петровский канал был приравнён к военным стратегическим объектам. В 1782 году канал перешёл в ведение Казённой палаты, и Военная коллегия расформировала батальон, преобразовав его в рабочую команду, которая была упразднена в 1810 году после перехода канала в распоряжение Ведомства путей сообщения. Все водные сообщения осуществлялись с помощью конной (бечевой) тяги, редко с помощью бурлаков. Лошади шли по береговым булыжным дорогам (бечевникам) с обеих сторон канала в зависимости от того, в каком направлении двигалось судно. В XVIII - XIX вв. по каналу ходили трешкоты – специальные плоскодонные лодки, достигавшие в длину 12 м и предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. У трешкотов были высокие леера вдоль бортов и один коридор сбоку судна. Они имели 4 каюты, были рассчитаны на 50 человек, но всегда были переполнены. Самые бедные пассажиры находились на верхней палубе, открытые ветрам и дождям. Трешкот имел одну мачту и приводился в движение парой лошадей. Транспортное значение каналов резко упало в 1904 г. с вводом в строй железной дороги, которая пролегала через Волхов и связывала Петербург с Череповцом и Вологдой. Старый канал сняли с баланса Волго-Балтийского водного пути в 1962 году.

 

Новоладожский канал

Со временем, грузопоток по Староладожскому каналу увеличился настолько, что он перестал справляться со своей задачей. И было принято решение о строительстве нового канала. Так же была угроза засухи канала.

В Новой Ладоге были установлены паровые насосы (производительность насосов 310 м? в сутки), с помощью которых перекачивали воду из р. Волхов в Староладожский канал. В этом же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов по углублению канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение этих работ. Вследствие чего Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал взамен старому.

Новоладожский канал (канал Императора Александра II) был спроектирован уже в уровень с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т.д.). Но вместе с этим канал лишился и «архитектурных излишеств», которые украшают Петровский канал. Канал имел ширину 50- 60 метров при глубине 2,5 метра. Вдоль берегов канала была проложена широкая дорога для лошадей – основной тягловой силы для проводки барж и плотов.

Работы по строительству канала начались 28 мая 1861 г., но этот канал (в отличии от Староладожского) начали строить со стороны Шлиссельбурга. Канал строили артели Белорусских землекопов из Ковенской, Витебской и Виленской губерний, а также тверские, смоленские и вологодские крестьяне. Сметная стоимость 4,6 млн. руб.. Иногда упоминается, что на этом канале существовал сбор (мыто) в размере 0,5% от стоимости груза.

Новоладожский канал был проложен севернее Петровского, значительно ближе к черте берега Ладожского озера.

Впадающие в Ладогу реки пересекают Новоладожский канал в один уровень с ним и далее стекают в озеро.

Новоладожский канал строился 5 лет и был открыт 1 сентября 1866 г. в присутствии императора Александра II , именем которого он и был назван.

 

http://shlisselburg.com/history_old-and-new-chanels.php

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

53970_428818810510697_1994699313_o.jpg

 

Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен?[/size]

 

 

 

 

На протяжении всего текста у меня крепли некоторые подозрения относительно автора, но лишь в конце они подтвердились.

Нормальный рассказ о " древних строителях пирамид " Зато читатели усадьбы и я в том числе получили информацию о ладожских каналах. И врядли в усадбе есть люди которые прошли по обоим каналам и что-то изучили.

Прошли - может и нет, но на Петровском я рыбачил не раз.

Завидую. Я не рыбачил.Уверен. Больше половины усадьбы вобще не слышали о каналах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Протяженность канала составляла 104 версты (111 км), ширина 20- 25 м. Канал планировалось соорудить за два года, но шла затяжная Северная война, и денег в казне катастрофически не хватало. Петр I ввёл обязательный канальный налог: для крестьян он составлял 70 копеек с двора, а для купцов 5 копеек с каждого рубля от их доходов. Таким образом, вся Россия принимала участие в строительстве канала: кто-то – руками, а кто-то – деньгами. На строительство канала было привлечено более 60 тысяч человек: 15 тысяч казаков, 12 тысяч драгун и 35 тысяч вольнонаёмных людей. Было даже организовано «производственное обучение»: людей знавших грамоту, дополнительно обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики. Это была по настоящему народная стройка, третья по масштабу стройка в эпоху Петра I. Первые две стройки - это конечно же, Петербург и Кронштадт.

В 1721 г. на строительство канала были отправлены воинские части, но война с Персией вынудила отозвать эти части, да и внимание Петра I было отвлечено. 

http://shlisselburg.com/history_old-and-new-chanels.php

 

Есть сведенья о технических средствах кроме каличества людей?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

Есть сведения о технических средствах кроме количества людей?

 

dntknw.gif да как то не загонялся по этому вопросу. Тут надо к питерским аборигенам, кто любит историю своего края.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ладога. Варашев камень

Ледник растаял, льда и мерзлоты в грунте тоже стало меньше. Это, кстати, подтверждают и реки в то время. Они были более полноводные и паводки у них были мощнее

 

Оригинал взят у chispa1707 в Варашев камень

Варашев камень Огромной камень довольно правильной формы параллелипипеда, лежащий на берегу Ладоги.

Воды стало заметно меньше.

 

Варашев камень прежде...

 

515327_original.jpg

 

 

515356_original.jpg

 

4505.jpg?url=http%3A%2F%2Fwww.aroundspb.

 

23184.jpg?url=http%3A%2F%2Fwww.votpusk.r

Виден уровень воды, который скрывал камень ранее почти наполовину

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Старо-Петергофский канал.

 

22174748.jpg

В статье ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ была показана одна из масштабнейших искусственных водных систем России 18-19 вв. Вопросов, связанных с ее строительством было поставлено не мало. Например: истинная численность рабочих при строительстве обоих каналов; наличие/отсутствие механизации; отсутствие фотографий работ при прокладывании Новоладожского канала в 19в., вопрос необходимости дублирования старого канала и т.д. И есть даже версия, что это все восстановление прежних каналов, более древних.

 

Ведь, взглянув на эту карту:

3654_800.jpg
мы видим, что Ладожский канал в районе современного Шлиссельбурга (на карте он называется Нотебург или Орешек), уходит в Выборский район, потом через Финский залив уходит на юго-запад к Копорью. Может быть, попробывать его поискать на гугл-картах?

Все, кто был в Петергофе, знают, что от Петродворца в невский залив вытекает вот такой канал:

1541627.jpg

78283146.jpg
Работают фонтаны. На территории Верхнего парка и Нижнего сада Большого Петергофского дворца общей площадью 117 га расположено свыше 150-ти фонтанных сооружений. А как они работали раньше, без насосов и электричества? Оказывается, через канал, самотеком и по системе труб – в фонтаны.

Вот официальная историческая информация о наличии водовода-канала для снабжения водой фонтаноф Петергофа:

Строительство водовода начиналось вместе с началом возведения самого Петергофа, которое предположительно стартовало в 1709 году. Толчком к организации на этом месте фонтанного ансамбля послужил тот факт, что неподалеку, в 20-ти км от места будущей застройки, располагались две деревни, от которых можно было наладить подачу воды. А поскольку жидкость шла самотеком, то это оказалось выгоднее всех остальных способов. Немного позднее с целью эффективного расходования воды и обеспечения постоянной ее циркуляции был создан накопительный пруд. Однако две реки, в него впадавшие, не могли обеспечить необходимым количеством жидкости. И тогда было обнаружено место, находящееся на расстоянии чуть более двух десятков километров, которое благодаря своему наклону обеспечивало самотек воды. Результатом этих изысканий стало строительство Ропшинского (ныне Стар-Петергофского) канала, прокладываемого на глубине 2 м. Источник питания фонтанов стал Английский пруд, используемый как водохранилище. От него был проложен Верхнесадский канал в Квадратные пруды. После окончания строительства система была впервые опробована в 1721 году, но полноценно функционировать она стала только двумя годами позднее. 

font1-1316630607-10090.jpg
Схема Петергофского водовода. Источник

Предлагаю виртуально пройтись этим каналом:

14537109.jpg
Петергоф. Канал около Ольгиного пруда

74482350.jpg

14536974.jpg

91831291.jpg

27438244.jpg
Для поддержания уровня воды в канале сделана дамба

33247253.jpg
В одной части канала идут трубы для снабжения водой фонтанов

46942419.jpg
Самсоновский водовод, как его еще называют

52176973.jpg

4980637.jpg
Изначально, это был именно канал. Позже по нему проложили трубы. И не гниют, умели делать

74222353.jpg

10568788.jpg
Даже ни следа ржавчины

92594047.jpg

61020018.jpg
Почему канал сделан двойной?

51785731.jpg
Доходим до Лугового парка с системой прудов. Из этих прудов, кстати, вытекает еще один канал, но по виду как прямая речка, которая идет к верхнему парку Петергофа:

118194947.jpg

Переходящая в речку, протекающая через Английский парк

Но вернемся к основному каналу:

51785697.jpg
В районе Лугового парка канал становится шире и имеет два русла

51785656.jpg

53622560.jpg

110198198.jpg

 

http://sibved.livejournal.com

Share this post


Link to post
Share on other sites

Второе русло

74222381.jpg
Ремонт канала Мельничного пруда. Май 2012

14574250.jpg
Слева берег, «одетый» в бетон

53622543.jpg

23861116.jpg

23861006.jpg
Южнее, у п.Низино, канал сужается и похож на ручей

137501_900.jpg
Озеро у Низино обходит с северного и западного берегов

52787625.jpg
Здесь построено гидротехническое сооружение, которое регулирует объем воды в канале. В этом районе канал уже называют Старо-Петергофский

2432502.jpg
Бетонные, а может быть и каменные берега (на фотографии плохо видно)

52787629.jpg
Стыков в каменной структуре не видно – скорее всего бетон

36519972.jpg

110384867.jpg
Еще один шлюз выше по течению

111350692.jpg
Южнее, речка (а здесь ее называют уже Шингарка) протекает под автодорогой, КАДом

0_6f37d_b3a46c36_XL.jpg

22108870.jpg

110385284.jpg
И примерно через четыре километра у нее опять начинаются бетонные берега

5712983.jpg
Бетонные берега идут участками

52787633.jpg

4273952.jpg

4273956.jpg

4273960.jpg
Укрепление берегов выполнено вот из таких вертикально поставленных плит. Видимо, делали это не так давно

137286_900.jpg

 

http://sibved.livejournal.com

Share this post


Link to post
Share on other sites

Речка-канал огибает Порзоловское болото и идет вдоль просеки ЛЭП несколько прямолинейными участками. Эти абсолютно прямолинейные участки продолжаются и выше по течению.

111352344.jpg
Чуть севернее п.Оржицы речка превращается в ручей и теряется в этом месте 

А до Копорья по прямой остается еще 40 км. Даже какого-нибудь ручья, водной системы с этого места не доходит.

Но вот что удалось найти у копрской крепости. Прямо к ней подходит вот такой глубокий овраг:

97705398.jpg

А в нем течет ручей с небольшими водопадами:

97704053.jpg

97703973.jpg

Но этот ручей, уходя на восток – тоже теряется. И имеет странные прямолинейные участки.

Вот здесь можно посмотреть, что от него расходится система прямолинейных оврагов, напоминающие ирригационные каналы:

136997_900.jpg
Южнее - овраг с ручьем, а к северу расходятся прямолинейные овраги

С учетом того, что балтийский щит поднимается. Об этом было в этих статьях: ДРЕВНИЕ ПОРТОВЫЕ КРЕПОСТИ, УДАЛЁННЫЕ ОТ СОВРЕМЕННОГО МОРЯ и КОПОРСКАЯ КРЕПОСТЬ Суша поднимается, море отступает, вероятно всего, меняются и водные системы: пересыхают, исчезают и т.д. И если и был канал, идущий от берега Финского залива к Копорью, то найти его вот так легко через гугл-карты уже не получится.

Дополнительно посмотреть фотографии Старо-Петергофского канала (р.Шингарка), можно по этим источникам (включая и видео):
[Нажмите, чтобы прочитать]

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Полосатые поля – это мелиоративные каналы, осушение, а может быть и торфоразработки. Севернее – Новоладожский канал. Южнее - Староладожский. Ссылка на место" Осушение для с/х сто процентов, классическая схема регулярной открытой осушительной сети, да и в лесу  тоже мелиоративные каналы в той местости - осушительные, нерегулярные либо нагорные либо ловчие. Но это все современное, а не петровское.

Edited by sanek_75

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знаю, что так удивляет в объеме земляных работ? Да, много. Да, вручную. Так и что же?

Например: при строительстве Николаевской ж/д было перемещено почти 50 млн кубометров. И да, на стройке были заняты два четыре экскаватора, но их выработка составила менее 200 тыс. кубометров.

При длине 110 км, глубине 2 метра и ширине в 30 метров объем канала составляет всего 6,6 млн. кубометров. Это лишь 15% от объема выемки НЖД. Но никто же не предполагает, что железную дорогу построили древние русы?

добавь сюда народ с тачками чтобы вывозить грунт от центра значит плотников,кузнецов,конечно охрану, возьми количество населения в то время,в том месте(а людей в то время берегли)...Плюс, после смерти Петра стройка должна быть продолжена,отсюда главный вопрос,...накуя?  P.S копать армией дешевле,покапал лето и дембель))

Edited by xbizzy

Share this post


Link to post
Share on other sites
На картах 1734 и 1749 г.г. не видно следов "допотопного канала". Интересно, что на карте 1734 г. канал "останавливается" недалеко от Шлиссельбурга. Думали, не продолжить ли по Черной речке и Оккервиль до б. Ниеншанца вместо Невы? Хотя довольно неправдоподобно... В 1749 показана Песчаная (Петровская) дорога. Здесь как-будто старый канал показан на месте нового...
 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Глубина канала около 3-4 м в райноне Петрокрепости, лишь в самые засушливые года глубина может опускаться до 2-х метров. Его видимо сразу таким сделали. Он и вправду впечатляет. В некоторых местах есть огромные валуны, сдвинуть хотя бы один из которых огромный труд. Проще было бы наверное, обогнуть их, чем переместить. Но канал идеально ровный и глубокий. И дно у него в районе бухты Петрокрепость не песчаное, как можно было бы ожидать, а покрыто дерном и торфом. Кроме того, если бы этот канал был совершенно новый, то мы увидили бы следы вырубки леса по бокам, но их нет. Такое впечатление, что канал по большей части был уже готов, но его расчищали от мусора и ила, который при высыхании не дал высоких берегов, а лишь чуть-чуть их приподнял. Хотя по бокам на том же уровне - белый намывной песок. Видимо, дно заиливалось и зарастало после строительноства канала, и изначально он был глубже. Сделать такой канал - огромный труд, который вызывает огромное уважение. В некоторых местах есть горы валунов, не таких уж и больших, но их много. Мне казалось, что уровень воды несколько веков назад должен был быть выше, т.к. южнее каналов болотистые места и под торфом чистый белый песок. Т.е. несколько тысяч лет назад там была вода. Мне кажется, что возможно изначально новоладожский канал был не каналом, а дорогой, проложенной по болотам. По одну сторону была Ладога, а по другую - болота. Учитывая, что на территории Санкт-Петербурга люди жили очень давно, неудивительно, что за такой длительный период времени людям понадобилась дорога по заболоченным местам и канал водоль нее, и не раз. Без ухода канал быстро зарастает и покрывается илом, за 100 лет без ухода его не узнать, что и произошло с Петровским каналом. Видимо, эти каналы были и раньше, в каком-то виде. При Петре, а потом и при Александре, их в основном расчищали, скорее всего, а не сторили заново. Вот и сейчас, Петровский канал можно расчистить и углубить. Там не нужна масшатбная вырубка леса, т.к. лес в этом месте не растет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×