Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Скальпель

А что такое "скальпель"?

Recommended Posts

а что такое "скальпель"?

Не смог пройти мимо такого вопроса.

Совершенно случайно в закромах обнаружилось. Материалы по теме от 2010 года.

 

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

 

В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

 

84_big.jpg

 

 

Родились братья на Рязанщине, в поселке Лашма на берегу Оки. В семье было еще два брата. Вклад этой семьи в оборону страны трудно переоценить. В 1941 году, окончив школу в городе Касимов, Владимир ушел на фронт и воевал всю войну от первого до последнего дня. Был связистом, и эта военная специальность привила ему особую ответственность. В войну он чудом остался жив. Закончилась она для Владимира Уткина в октябре 1945 года. А осенью 1946-го, по примеру братьев Николая и Алексея, поступил в Ленинградский Военмех. Жили братья дружно, но трудно, подрабатывали на железнодорожной станции. Разгружали уголь и не думали о том, что когда-нибудь им придется загружать вагоны стратегическими ракетами.

 

После окончания института Владимир Уткин был направлен в военную промышленность, где требовались новые, свежие умы. Ведь теперь, с приходом ”холодной войны”, линия фронта проходила через ”Южмаш”, Байконур, Арзамас-17 и другие предприятия ВПК. В октябре 1961 года с трибуны XXII съезда КПСС вдруг неожиданно, в характерной для него эмоциональной манере Н.С. Хрущев обрушил на весь мир сокрушительное сообщение: СССР испытал на Новой Земле водородную бомбу мощностью 50 миллионов тонн тротила - это больше, чем было взорвано тротила за шесть лет Второй мировой войны всеми ее участниками.

 

Этим сообщением был дан сигнал американцам: хотя вы и превосходите нас в 10 раз по носителям ядерного оружия, но одна только такая бомба, доставленная до территории США, обеспечит неизбежность возмездия. Это все так, но при всех своих преимуществах ракетно-ядерное оружие было все-таки уязвимо, и нашим потенциальным противникам давно были известны стартовые площадки межконтинентальных ракет. Взорвись водородная бомба над районом ракетного базирования или над аэродромами стратегической авиации, и от былого ядерного могущества мало бы что осталось. Доктрина неотвратимости возмездия затрещала по всем швам. И тогда гонка вооружения началась на новом уровне: созданием шахт для ракет, которые могли бы нанести ответный удар, перенос их на подводные лодки, на борт стратегических бомбардировщиков. Американцы прятали в шахты свои ”Титаны-2″, мы - ”Р-16″.

 

1.jpg

 

Но очень скоро стало ясно, что точно наведенная межконтинентальная ракета может достать цель и в шахте. Ракета ”Першинг-2″ способна была долететь к нам из Европы за 6-8 минут. Ровно столько времени требовалось, чтобы открыть 200-тонный люк нашей ракетно-ядерной шахты. Мы вовремя отвечали американцам, но они уже завершали создание ракет четвертого поколения ”Трайдент-2″, и никакая инженерная защита не помогла бы выжить ракетным системам в случае ракетного нападения. Поэтому было принято решение о создании мобильных ракетных систем.

 

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: ”Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?”

 

1231362243_0089aded89e53457712dcc9c308e8e65_full.jpg

 

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин - саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: ”А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!” Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре ”холодной войны”, и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ ”Южное” Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

 

Двигатель решили сделать на твердом топливе, но подобных разработок в КБ тогда не было. Несмотря на колоссальные трудности, такой двигатель был создан. Далее: ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не создавали. Тогда решили убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается головной обтекатель, без него нельзя - точности не будет, сперва сделали его надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов противоракетной обороны. Тогда сконструировали металлический складывающийся обтекатель!

 

1231362243_5fb1ec187d503bff22475fda5f01e1ee_full.jpg

 

А тем временем в КБ специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал уникальный космодром на колесах. На полигоне под Ленинградом начались испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца. Вопросов стояла масса: как отвести контактные провода на электрифицированных участках, как поднять ракету в вертикальное положение за считанные секунды, как обеспечить старт через две минуты после остановки поезда? И главное - старт. Как сделать, чтобы огненный хвост ракеты не сжег, как спички, шпалы, не оплавил бы рельсы своей адской температурой? И как решить эти вопросы? Решили! Пороховой двигатель выталкивает ракету на небольшую высоту, включается двигатель маневра ракеты, и газовая струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и железнодорожного полотна. Нашлось-таки главное решение, которое венчало все остальные и обеспечивало запас инженерной прочности на много лет вперед. Ведь к тому моменту никто в мире не смог создать ничего подобного. ”Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу, - позже сказал Владимир Федорович. - Мы должны были сделать этот ракетный поезд и мы сделали его!” Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987 году, последний - 12-й - сдан в 1992-м.

 

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

 

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения (”Сияние”) и молниезащиту (”Гроза”). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны (”Сдвиг”). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) - на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) - на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

 

1231362243_15e057201316196df092c5b2a7debc6a_full.jpg

 

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос.Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

 

К 1999 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерстввом путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебенкой.

 

Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов. Еще в 60-х годах прошлого столетия американцы начали разработку аналогичных комплексов, но дело не шло. И уже после выхода ракетных поездов на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом ими были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчиками. Задумка американцев провалилась.

 

1231362243_9bec0a7fb94548fc58f62604f389d2f8_full.jpg

 

Но времена изменились, в начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в приятелей, правда, тоже потенциальных. Мы взрывали шахты, резали ракеты. А сейчас приглядываются к тому, как можно будет обезглавить наш ”Скальпель”. Ракетные железнодорожные космодромы гонять по всей стране было признано нецелесообразным, принято решение о переводе ”Скальпелей” на дежурство в закрытых зонах. Теперь, к радости американцев, все они там и находятся, и охраняют их разве что от грибников…

 

Да, американцы многого добились, они поставили условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет СС-18, ”ласково” ими называемых ”Сатана”, и уникальный ракетный поезд ”Скальпель”. Пришедший к власти Горбачев сразу же согласился, Ельцин последовал его примеру. Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Один за другим ракетные комплексы превращались в металлолом. Хотя на тех ракетах можно было запускать спутники, пригодные в народном хозяйстве. Ведь непростительно глупо уничтожать комплексы, над созданием которых трудился весь цвет отечественной науки в разных отраслях.

 

Зато сегодня Украина с гордостью несет звание безъядерной державы. От недавних событий остался лишь памятник ”Скальпелю” у Павлоградского механического завода, а в цехах днепропетровского ”Южмаша”, где 16 лет назад создавались ракеты, сейчас собираются троллейбусы. И откуда теперь, если понадобится, возьмутся новые ”Скальпели” - неизвестно.

 

Назначенный директором головного института ”ЦНИИМАШ” Владимир Уткин навсегда оставляет конструкторскую работу по созданию боевых ракетных комплексов, и судьба вновь сводит его с американцами, но теперь астронавтами. Встречаясь с ними, Владимир Федорович сказал: ”Космос - это поле, где мы должны сеять только мирные семена и не лезть в этот космос ни с чем другим. И оттуда научиться жить на Земле так хорошо, чтобы вы видели и думали: ”Чего они там, на маленькой Земле, делают? ” И эти слова - не отступление от прежних позиций, а понимание того, что все свои работы по разработке ракетных комплексов он создавал вынужденно, в ответ на угрозу со стороны противной стороны, в интересах защиты Родины. Создавал паритет, который в конечном итоге помог и помогает сохранить мир от термоядерной войны.

 

Владимир Федорович Уткин, дважды Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и Государственной премий, к сожалению, не дожил до своего 80-летия. В городах Рязани и Касимове, а также на Троекуровском кладбище Москвы, где похоронен Владимир Федорович, ему установлены памятники. 11 октября на родине в Лашме будет открыт бюст и памятная доска на доме, где жил великий конструктор, а 17 октября - памятная доска на здании института ”ЦНИИМАШ”.

 

Да, он был великим конструктором, но о нем знал лишь узкий круг людей. Владимир Уткин создал ракету СС-18 - самую мощную и надежную в мире, которая несет 10 ядерных боеголовок и 40 ложных целей. До сегодняшнего дня американцы не могут сделать ничего подобного.

 

С созданием ракетного комплекса железнодорожного базирования ”Скальпель” жизнь братьев Уткиных превратилась в легенду. Они удивительно талантливо, с невероятной изобретательностью выполнили порученное им страной дело.

 

Согласно договору СНВ-2, Россия должна была снять с вооружения (и уничтожить) все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. После одностороннего выхода США из договора по ПРО, Россия заявила о неактуальности этого соглашения. Однако в 2003—2005 годах все комплексы БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены.

 

1231362243_4efbedf8997e6829684f40f8f2058990_full.jpg

 

Новейшая военная история

 

В 2005 году боевой железнодорожный ракетный комплекс РС-22 /по классификации HАТО ”Скальпель”/ снимается с боевого дежурства в Ракетных войсках стратегического назначения. Об этом заявил сегодня журналистам командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов.

 

Командующий сообщил, что взамен железнодорожного комплекса с 2006 года в войска начнет поступать мобильный ракетный комплекс ”Тополь-М”. ”В октябре минувшего года руководство страны приняло решение о развертывании этого комплекса”, - сказал Соловцов. В настоящее время на боевом дежурстве в РВСH находятся пять полков ”Тополь-М” шахтного базирования. Предполагается, что ракеты этого типа шахтного и мобильного базирования составят основу боевой мощи РВСH в ближайшей перспективе. БЖРК находились на вооружении РВСH в течении 15 последних лет.

 

А что скрывается за официальным сообщением? Прежде всего то, что вместо 36 ракетных установок Скальпель, ракеты которых несут по 10 разделяющихся ядерных зарядов и местоположение которых до сих пор не удавалось раскрыть иностранной разведке, Россия будет иметь только легкие комплексы ”Тополя-М” автомобильного базирования. Ракета ”Тополь-М” несет только одну боеголовку. Сами ракетчики окрестили Тополь насмешливым прозвищем ”карандаш”.

 

16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования ”Скальпель” был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой ”Скальпели” снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.

 

Обидно конечно и то, что такое уникальное творение инженерной мысли будет уничтожено.

 

1231362243_7759101e02888a4d54871ce11941f386_full.jpg

 

Устройство

 

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 ”Sсаlреl” Моd 3 (РL-4).

 

Наименование по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

 

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

- три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;

- командный модуль в составе 7 вагонов;

- вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;

- два тепловоза ДМ-62.

 

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

 

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

 

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

 

Пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД’а. Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные ”разгрузочные” устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

 

1231362243_00880f922cceada9e13304a6a420d843_full.jpg

 

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

 

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

 

Пусковая установка Вагон построен на Калининском заводе в 1986г.

 

Длина 23,6 м

Ширина 3,2 м

Высота 5,0 м

Масса около 200 т

 

Сконструирована на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн, оборудованного открывающейся крышей с гидравлическим приводом. Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

 

Дальность стрельбы 10100 км

Длина ракеты 23,0 м

Длина пускового контейнера 21 м

Максимальный диаметр корпуса ракеты 2,4 м

Стартовый вес ракеты 104.80 т

Масса ракеты с пусковым контейнером 126 т

 

Агрегат обеспечения Построен на Калининском заводе в 1986 году.

 

Длина 23,6 м

Ширина 3,2 м

Высота 5,0м

 

Оборудован четырьмя дизель-генераторами мощностью 100 кВт для обеспечения автономной работы пускового модуля а так же устройством для закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

 

Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.

 

Преимущества и недостатки

 

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России, и предпочтение мобильных установок на базе тягачей.

 

Также сторонники снятия комплекса приводят следующие аргументы:

Невозможность полной маскировки поезда в силу необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов*), которая, возможно, позволяет точно определять местонахождение комплекса современными средствами спутниковой разведки.

Низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или уничтожен ядерным взрывом в окрестности.

Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжёлый комплекс РТ-23УТТХ**.

 

*-очевидно, аргумент совсем спорный, так как сплотки из 2, 3 и даже четырех тепловозов на нагруженных магистралях - совсем не редкость

 

**-тоже далеко не довод. Одна секция тепловоза 2ТЭ116 весит 138 тонн при шести осях на секцию. На пусковом рефере скальпеля было 8 осей, что при массе в 200 тонн давало нагрузку на ось сопоставимую с нагрузкой на ось серийного магистрального тепловоза.

 

 

Сторонники использования БЖРК отмечают высокую мобильность поездов, способных передвигаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки и сотни км). Расчёты показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия), на участках железной дороги общей протяженностью в 120 тыс. км (что намного меньше протяжённости главного пути российских железных дорог), вероятность поражения БЖРК составляет всего 10% при использовании 150 МБР типа «Воевода».

 

1231362243_4c430e22e89b20c00f481698d96c0692_full.jpg

 

Послесловие

 

Если и принимать во внимание какую-то весомую причину отказа от боевых железнодорожных комплексов российским военным руководством, то это чрезмерные финансовые затраты на их эксплуатацию.

 

Из заявленных планов производства МБР ”Тополь-М” нетрудно предположить, что к 2015 г. новыми ракетами будут вооружены только две ракетные дивизии - 54 мобильных пусковых установок и 76 - шахтных. Возможен ли будет ответный удар после налета сотен ”Минитменов”, и не слишком ли расточительно мы односторонне сокращаем свой ракетно-ядерный потенциал?

 

Сохранение, пусть даже с проведением модернизации и испытаний, 36 пусковых установок БЖРК с ракетами, каждая из которых несла 10 боезарядов, превышающих по мощности в 25-27 раз сброшенные на Хиросиму, несмотря на все возможные коллизии, было бы далеко не худшим (по критерию эффективность-стоимость) вариантом. По крайней мере, он не имел бы в виду уничтожение одних вполне боеспособных ракет на фоне необходимости ускоренного производства других.

 

Сегодня один из БЖРК (без ракет) находится на ”последнем приюте” в экспозиции Центрального музея Октябрьской ж.д. на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. Наверное, это, все-таки, лучшая судьба чем еще у одной гордости советской науки и техники - многоразового корабля ”Буран”, превращенного то ли в развлекательный, то ли в ресторанный комплекс.

 

Армии необходимы новые, еще более совершенные комплексы, отвечающие самым высоким требованиям. К сожалению, на сегодняшний день объемы финансирования ”оборонки” все еще оставляют желать лучшего. И слезы на глазах офицеров, быть может, вызваны не уничтожением старых комплексов, а мыслью о том, что достойная смена им еще не подготовлена.

 

8564.jpg

 

PS:Отсюда:

Недавно 4-й ЦНИИ головной «по тарелочкам» в Минобороны - успешно отчитался по теме «Молодец», проведенной, как сказано, «в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аппарат технически великолепный,

практически уязвимый и отслеживаемый.

 

Можно привести десяток более выгодных способов размещения ракет. дешевле и скрытнее.

Как вариант - делать как Клаб, на базе больших морских контейнеров.

Синева влазит в два контейнера на раз, без превышения веса...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Году в 89-м видел такой поезд на ст.Реваж. Сначала обратил внимание на странный тепловоз, каких у нас не бывало, потом на состав из рефрижираторов с шарнирами по краям крыши, а после на солдат вокруг. Кстати, бочёнки датчиков слежения совсем недавно исчезли со столбиков вдоль путей, а вышки до сих пор стоят на Кивере и Светике.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Году в 89-м видел такой поезд на ст.Реваж. Сначала обратил внимание на странный тепловоз, каких у нас не бывало, потом на состав из рефрижираторов с шарнирами по краям крыши, а после на солдат вокруг. Кстати, бочёнки датчиков слежения совсем недавно исчезли со столбиков вдоль путей, а вышки до сих пор стоят на Кивере и Светике.

А чем странный тепловоз был? Штатно должна стоять сплотка из двух-трех (третий мог стоять в хвосте) ДМ62. Они внешне мало чем от М62 отличаются.

89050.jpg

 

А это обычный М62

bb1fab3d049d.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аппарат технически великолепный,

практически уязвимый и отслеживаемый.

 

Можно привести десяток более выгодных способов размещения ракет. дешевле и скрытнее.

Как вариант - делать как Клаб, на базе больших морских контейнеров.

Синева влазит в два контейнера на раз, без превышения веса...

Извечная тема - про демаскирующие косяки БЖРК. Не будем? Или будем? :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Году в 89-м видел такой поезд на ст.Реваж. Сначала обратил внимание на странный тепловоз, каких у нас не бывало, потом на состав из рефрижираторов с шарнирами по краям крыши, а после на солдат вокруг. Кстати, бочёнки датчиков слежения совсем недавно исчезли со столбиков вдоль путей, а вышки до сих пор стоят на Кивере и Светике.

А чем странный тепловоз был?

 

У нас только такие

 

300px-2ТЭ10М-0403.jpg

2ТЭ10 В/У

 

Других не видали. И ещё пассажирские ТЭП 70

Share this post


Link to post
Share on other sites

Там не демаскирующие косяки.

Там хуже.

Радар с синтезируемой апертурой вполне может отслеживать ВСЕ движущиеся по ЖД составы.

А идентифицировать их с РК можно разными путями. Итого - ты в каждый момент времени будешь знать, где что находится.

 

 

А, к примеру, разместил на байкале ракетные шахты - поплавки на 40 метрах - и никто не знает, где они.

дал сигнал - всплыли на поверку, оттащил на судне и притопил снова неизвестно где у берега.

Дешево и сердито.

 

то же самое - в контейнерах.

То же самое - в фурах.

 

Не надо усложнять АК-47.

Его достоинство в простоте.

Так и тут...

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Скальпель" -- "протух"

Твердое топливо имеет привычку рассыхаться и трескаться.

Так что -- нет предмета для разговора.

БЖРК теперь можно только сконструировать с нуля -- под новые ракеты и на новой элементарной базе

Share this post


Link to post
Share on other sites

Там не демаскирующие косяки.

Там хуже.

Радар с синтезируемой апертурой вполне может отслеживать ВСЕ движущиеся по ЖД составы.

А идентифицировать их с РК можно разными путями. Итого - ты в каждый момент времени будешь знать, где что находится.

 

 

А, к примеру, разместил на байкале ракетные шахты - поплавки на 40 метрах - и никто не знает, где они.

дал сигнал - всплыли на поверку, оттащил на судне и притопил снова неизвестно где у берега.

Дешево и сердито.

 

то же самое - в контейнерах.

То же самое - в фурах.

 

Не надо усложнять АК-47.

Его достоинство в простоте.

Так и тут...

Вы просто относитесь к координатам, как к чему-то быстро задаваемому. А чтобы перепрограммировать ракету на цель - ууууу. Там столько подготовишки сделать надо - за сутки бы управиться. По этому фура стоящая дольше суток - это косяк, это можно отследить, как и поезда, а вот поезд, который в размашку чешет на 1000 км за сутки - это по сути неуловимка.

А на основе фуры не делают по одной причине - слишком велика вероятность эксцессов:

1) неравномерное качество дорожного полотна, за которое отвечает СОТНИ, ТЫСЯЧИ РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

2) большая вероятность ДТП.

3) допуск. стоянку скальпеля охранять куда как легче, чем стоянку фур. меньший круг людей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Скальпель" -- "протух"

Твердое топливо имеет привычку рассыхаться и трескаться.

Так что -- нет предмета для разговора.

БЖРК теперь можно только сконструировать с нуля -- под новые ракеты и на новой элементарной базе

Есть сведения с испытаний или так, из ощущений. Поскольку рассыхайся, трескайся, а гореть топливо всё одно будет. Это не киросинка - перемешивать не надо - вся ракета сплошное сопло.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поскольку рассыхайся, трескайся, а гореть топливо всё одно будет. Это не киросинка - перемешивать не надо - вся ракета сплошное сопло.

 

гореть - будет

весь вопрос - как?

 

при наличие трещин в монолите скорость горения увеличивается многократно, в результате - взрыв.

всегда.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Там не демаскирующие косяки.

Там хуже.

Радар с синтезируемой апертурой вполне может отслеживать ВСЕ движущиеся по ЖД составы.

А идентифицировать их с РК можно разными путями. Итого - ты в каждый момент времени будешь знать, где что находится.

 

 

А, к примеру, разместил на байкале ракетные шахты - поплавки на 40 метрах - и никто не знает, где они.

дал сигнал - всплыли на поверку, оттащил на судне и притопил снова неизвестно где у берега.

Дешево и сердито.

 

то же самое - в контейнерах.

То же самое - в фурах.

 

Не надо усложнять АК-47.

Его достоинство в простоте.

Так и тут...

Если бы кто знал, сколько в инете стратегов, гениальных дипломатов, изобретателей супероружия... Жаль что все они работают таксистами, грузчиками, парикмахерами или ходят в школу...)

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Скальпель" -- "протух"

Твердое топливо имеет привычку рассыхаться и трескаться.

Так что -- нет предмета для разговора.

БЖРК теперь можно только сконструировать с нуля -- под новые ракеты и на новой элементарной базе

Есть сведения с испытаний или так, из ощущений. Поскольку рассыхайся, трескайся, а гореть топливо всё одно будет. Это не киросинка - перемешивать не надо - вся ракета сплошное сопло.

твердое топливо должно быть однородно по составу и по плотности, это необходимо для того чтобы поверхность горения была постоянна и равномерна.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Там не демаскирующие косяки.

Там хуже.

Коллега, отложим дискуссию на завтра, ок? А то уже почти два... :hi:

Итак, если есть желание - вернемся к вопросу?

Вот Вы говорите про радиолокационное синтезирование апертуры. Не вдаваясь в глубокие детали, давайте выясним - кто, чем и когда и как?

С вопросом "кто" двусмысленностей нет - заклятые друзья.

Чем? Очевидно, что оптический контроль тут вообще не рассматривается, а радиолокационный - только с орбитальной группировки, ибо "авианесомые" РЛС по понятным причинам рассматривать смысла нет.

Вот здесь есть неплохой труд - "Радиолокационные системы землеобзора космического базирования". Радиотехника. 2010. Писали, по стилистике, явно наши военные, так что в определенной степени доверять можно. Труд весьма подробный, хотя и насыщен техническими деталями. Я вчера углубился на часок... многое непонятно, но кое-какие выводы сделать можно.

А именно: у заклятых друзей есть КА, которые могут выполнять предполагаемые функции. Однако количество их ограничено, полоса захвата контролируемой поверхности (при существующем разрешении) узка, объем передаваемой информации велик, а каналы связи недостаточно широки. Из всего этого следует, что непрерывный контроль перемещения по столь обширной территории пары десятков объектов, которые по радиолокационной сигнатуре и по поведению очень близки к тысячам аналогичных объектов - практически невозможна. Перефразируя - она возможна только при гарантированной непрерывности нахождения объекта в фокусе контроля и неизменности радиолокационной сигнатуры. А вот это как раз обходится очень легко - сходу можно предположить пару вариантов маскировки, начиная от ЭМ-генераторов, которые просто будут периодически менять сигнатуру объекта.

Далее - вопрос точности открыт. Это сотни метров по дальности и еще больше - по азимуту. Даже при наличии он-лайн коррекции (чего пока нет и вряд ли предвидится, так как нужна качественно большая орбитальная группировка и гораздо более толстые каналы связи) целеуказания на ракете, которая нацелена на наш бронепоезд - этого недостаточно для конвенционного заряда, поскольку цель еще и движется с приличной скоростью. Только если тактический ядерный, как минимум. Ну а если наводить по статическим координатам, то вообще говорить не о чем - поезд уедет.

Кстати, ЭПР сложных объектов (а поезд - это сложный объект для радиолокации) сильно меняется в зависимости от его геометрии. Огрубляя: достаточно поезду заехать в кривую и его ЭПР изменилось. Поезд встал рядом с другим поездом - это стал другой объект, так как отделить один от другого - недостаточно разрешающей способности. А если это парк отправления какой-нибудь большой станции? Там будет одна жирная клякса.

И да - еще погода. От нее тоже много зависит, хотя казалось бы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

О"К, начали.

 

Я не буду детально разбирать Ваш пост, ибо мои знания ТОЧНО уступают знаниям автора книги.

 

Я готов признать, что СЕЙЧАС надежное отслеживание невозможно.

Вы же признаете, что отслеживание КА - сейчас реально.

 

Идем дальше.

Нужны толстые каналы связи. Есть принципиальные ограничения? Не вижу.

При предварительной обработке сигнала там и каналы не нужны, ессно, но это вопрос расчета, что выгоднее.

 

Нужны допспутники. Вы сомневаетесь, что их цена будет падать? Я - нет. Будет, как у сотовых телефонов.

Только с разными скоростями..

 

Нужны методики анализа ЭПР. Я не спец, но просто собрал бы данные по входу поездов в поворот

и получил бы модель. Для разных поездов.

 

Нужно бороться с ЭМ генераторами. Это очень интересно. Маскировать можно все под все. Но - если ты отслеживаешь ВСЕ поезда вокруг, то появление грузового состава вместо рефрижераторного в заблуждение не введет.

Ессно, можно ставить ЭМ и на ВСЕ поезда, я ппросто хочу показать возможности.

 

Встали рядом два поезда, потом разошлись. Серьезно. Не как фуры или контейнеры под крышей, но серьезно.

Но введите еще и спутник оптической разведки и поставьте его в пару к РЛС группировке - селекция ложных целей упростится на порядок.

 

А видеокамеры, которые стоят у дороги и скидывают шифроизображение на спутник пакетом? Причем только отдельную картинку, не видео, толстый канал не нужен. Их ТЫСЯЧИ поставить можно.

 

ЭТО Я НЕ К ТОМУ, что сие есть реальные пути развития КА.

Это я к тому, что если сегодня надежность определения поезда 20 проц. то завтра она будет выше - 25 или 95, но выше.

Это не СОИ, где принципиально невозможно навести ядерный лазер. Это - недорешенная техническая задача.

 

а еще про поражение поезда.

 

Напр., КР, лидер-разведчик, который определяет поезд по характерным чертам , пока летит НАД колеей, а потом наводит неядерное оружие, следующую КР?

 

Я еще и не подумал, но это как пойти работать проституткой жене мэра на главную магистраль города.

Все всё увидят.

Работать надо в тишине, на съемной квартире, приезжать с пересадками.

Контейнер или фура - идеально...

 

Кстати, вариант - на древнюю плодоовощную базу или склад заходит несколько фур, там готовят к пуску ракету и палят.

Все под крышей, все ПРИНЦИПИАЛЬНО неузнаваемо, хоть сколько камер по дорогам рассуешь - они заехали, тентами поменялись и пошли дальше. Крытых мест отстойки до хрена, в отличие от вагонов, следов точно не найдешь.

ПРОЩЕ надо, как михаил тимофеевич и сергей павлович.

Share this post


Link to post
Share on other sites

О"К, начали.

 

Я не буду детально разбирать Ваш пост, ибо мои знания ТОЧНО уступают знаниям автора книги.

 

Я готов признать, что СЕЙЧАС надежное отслеживание невозможно.

Вы же признаете, что отслеживание КА - сейчас реально.

 

Идем дальше.

Нужны толстые каналы связи. Есть принципиальные ограничения? Не вижу.

При предварительной обработке сигнала там и каналы не нужны, ессно, но это вопрос расчета, что выгоднее.

 

Нужны допспутники. Вы сомневаетесь, что их цена будет падать? Я - нет. Будет, как у сотовых телефонов.

Только с разными скоростями..

 

Нужны методики анализа ЭПР. Я не спец, но просто собрал бы данные по входу поездов в поворот

и получил бы модель. Для разных поездов.

 

Нужно бороться с ЭМ генераторами. Это очень интересно. Маскировать можно все под все. Но - если ты отслеживаешь ВСЕ поезда вокруг, то появление грузового состава вместо рефрижераторного в заблуждение не введет.

Ессно, можно ставить ЭМ и на ВСЕ поезда, я ппросто хочу показать возможности.

 

Встали рядом два поезда, потом разошлись. Серьезно. Не как фуры или контейнеры под крышей, но серьезно.

Но введите еще и спутник оптической разведки и поставьте его в пару к РЛС группировке - селекция ложных целей упростится на порядок.

 

А видеокамеры, которые стоят у дороги и скидывают шифроизображение на спутник пакетом? Причем только отдельную картинку, не видео, толстый канал не нужен. Их ТЫСЯЧИ поставить можно.

 

ЭТО Я НЕ К ТОМУ, что сие есть реальные пути развития КА.

Это я к тому, что если сегодня надежность определения поезда 20 проц. то завтра она будет выше - 25 или 95, но выше.

Это не СОИ, где принципиально невозможно навести ядерный лазер. Это - недорешенная техническая задача.

 

а еще про поражение поезда.

 

Напр., КР, лидер-разведчик, который определяет поезд по характерным чертам , пока летит НАД колеей, а потом наводит неядерное оружие, следующую КР?

 

Я еще и не подумал, но это как пойти работать проституткой жене мэра на главную магистраль города.

Все всё увидят.

Работать надо в тишине, на съемной квартире, приезжать с пересадками.

Контейнер или фура - идеально...

 

Кстати, вариант - на древнюю плодоовощную базу или склад заходит несколько фур, там готовят к пуску ракету и палят.

Все под крышей, все ПРИНЦИПИАЛЬНО неузнаваемо, хоть сколько камер по дорогам рассуешь - они заехали, тентами поменялись и пошли дальше. Крытых мест отстойки до хрена, в отличие от вагонов, следов точно не найдешь.

ПРОЩЕ надо, как михаил тимофеевич и сергей павлович.

Коллега, но давайте смотреть на реальные возможности, а не на гипотетические? Мы же говорим о "сейчас", а не послезавтра.

 

Сейчас реально: фиксация сигнатуры и ее анализ, но не слежение в режиме сопровождения цели. Для статических целей - пойдет, для мобильных - нет.

 

Каналы связи: Есть принципиальные ограничения. Спутники не на геостационарных орбитах. Как пишут, окно передачи для конкретного спутника может не превышать 8 минут за виток - иначе нужны достаточно густая сеть всяких ретрансляторов. Просто доп.спутниками не обойтись. Второй лимит - объем памяти самого спутника (SAR Lupe - 128 Gb, например). Хотя казалось бы, да?

 

Анализ ЭПР: Верно, но для этого нужен образец не поезда вообще, а вполне конкретного. Но кто же его демонстрировать в целях калибровки анализатора ЭПР заклятого партнера будет? А когда поезд "вообще" - так и на здоровье.

 

Отслеживание ВСЕГО: исходя из этого не поможет ни одно оружие. Ибо его появление будет отслежено еще до рождения его конструктора. Это не может быть аргументом, согласитесь ведь? При том, что ВСЕ отслежено быть не может по излагаемым причинам.

 

Оптическая разведка: Те же грабли. Это только в фильме "Враг государства" дядя с джойстиком, сидя в Пентагоне так может. Реальность куда менее технологична.

И что делать ночью и в плохую погоду? Вот у нас, на северо-западе, среднее количество солнечных дней в году - 100. А в остальное время?

 

КР: А кто же ее пустит лететь "над колеей"? Если допускать такую возможность, то тут и говорить не о чем. Впрочем, редкая КР долетит до середины Днепра.

 

Контейнер: Контейнер для МБР? Но, черт возьми, Холмс - КАК?©

 

Что касается технических средств слежения:

TecSAR, Израиль. Группировка - 1. Эллиптическая орбита. 40 снимков за виток. Как вы понимаете - орбита неизменяемая, соответственно, все, что не попадает в зону оптимального угла обзора фиксируется с худшим качеством. Следовать "над колеей" он не может в принципе.

Terra-SAR X, Германия. Группировка - 1. 12 витков в сутки. Ширина полосы наблюдения - 622 км в максимуме. При наилучшем разрешении в 3 метра полоса съемки - 287 км.

SAR-Lupe, Германия. Группировка - 3. Полоса съемки в наилучшем разрешении (до метра) - 6 км, в высоком разрешении - 60 км. Время реакции на исполнение запроса - 19 часов.

RadarSAT-2, Канада, Группировка - 1. Полоса съемки в наилучшем разрешении (3 метра) - 20 км, максимальная (разрешение 100 метров) - 500 км. Время реакции на исполнение запроса - 19 часов. Витков в день - 14.

Впрочем, я Вас отошлю лучше к главе 13.3 "Обзор развития космических РСА" (особенно к табл.13.8, стр.609) упомянутого исследования - там очень детально расписаны текущие возможности данной технологии, из которых можно сделать совершенно однозначный вывод - непрерывный мониторинг столь обширного полигона и столь подвижных и изменчивых объектов в реальной обстановке затруднен технически и невозможен по экономическим соображениям - слишком большая спутниковая группировка нужна в виду узкой полосы слежения и отсутствия круглосуточного контроля полигона. Вопросы скорости обработки и ее точности при этом можно даже не обсуждать.

Кстати, стоит упомянуть, что в связи с особенностями орбиты "луч" съемки движется по поверхностью со скоростью до 10 км/с, что практически ставит крест на съемке в режиме сопровождения цели из-за малых пределов изменения углов наводки антенны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я сразу изложу свою точку зрения, потом постараюсь доказать.

 

Если сейчас - возражений нет. Пока отслеживание всех поездов нереально.

Если в перспективе, скажем. лет через 10 - давайте рассмотрим.

B z chfpe ghtlkfufk hfccvfnhbdfnm 'nj d ,kb;fqitv ,eleotv/

И я сразу предлагал рассматривать это в ближайшем будущем.

Тем более, что поездов сейчас таких нет. Уничтожены.

 

 

Сейчас реально: фиксация сигнатуры и ее анализ, но не слежение в режиме сопровождения цели. Для статических целей - пойдет, для мобильных - нет.

 

Насколько я понимаю физику, отследить движущийся предмет в определенных углах обзора просто, тем более, что сигнал фона будет снижен. Допплер. То есть можно определять объект по подписи, а можно предварительно вычленить его по скорости. Поправьте меня. если я ошибаюсь. Если сигнатура включает в себя мобильную составляющую, то спор о терминах. Но это бы было нелогично.

Даже если нет постоянного слежения, определение положения объектва раз в сутки-час уже существенно.

 

Каналы связи: Есть принципиальные ограничения. Спутники не на геостационарных орбитах. Как пишут, окно передачи для конкретного спутника может не превышать 8 минут за виток - иначе нужны достаточно густая сеть всяких ретрансляторов. Просто доп.спутниками не обойтись. Второй лимит - объем памяти самого спутника (SAR Lupe - 128 Gb, например). Хотя казалось бы, да?

 

А пчму? Спутник-ретранслятор чем плох? Про объем памяти - закон Мура действует везде, особо в финансах. Даже космическая память дешевеет. То есть я не вижу раальных ограничителей в будущем.

 

 

 

Анализ ЭПР: Верно, но для этого нужен образец не поезда вообще, а вполне конкретного. Но кто же его демонстрировать в целях калибровки анализатора ЭПР заклятого партнера будет? А когда поезд "вообще" - так и на здоровье.

 

Потом. Работать надо.

 

 

Отслеживание ВСЕГО: исходя из этого не поможет ни одно оружие. Ибо его появление будет отслежено еще до рождения его конструктора. Это не может быть аргументом, согласитесь ведь? При том, что ВСЕ отслежено быть не может по излагаемым причинам.

 

Оптическая разведка: Те же грабли. Это только в фильме "Враг государства" дядя с джойстиком, сидя в Пентагоне так может. Реальность куда менее технологична.

И что делать ночью и в плохую погоду? Вот у нас, на северо-западе, среднее количество солнечных дней в году - 100. А в остальное время?

 

КР: А кто же ее пустит лететь "над колеей"? Если допускать такую возможность, то тут и говорить не о чем. Впрочем, редкая КР долетит до середины Днепра.

 

Контейнер: Контейнер для МБР? Но, черт возьми, Холмс - КАК?©

 

Что касается технических средств слежения:

TecSAR, Израиль. Группировка - 1. Эллиптическая орбита. 40 снимков за виток. Как вы понимаете - орбита неизменяемая, соответственно, все, что не попадает в зону оптимального угла обзора фиксируется с худшим качеством. Следовать "над колеей" он не может в принципе.

Terra-SAR X, Германия. Группировка - 1. 12 витков в сутки. Ширина полосы наблюдения - 622 км в максимуме. При наилучшем разрешении в 3 метра полоса съемки - 287 км.

SAR-Lupe, Германия. Группировка - 3. Полоса съемки в наилучшем разрешении (до метра) - 6 км, в высоком разрешении - 60 км. Время реакции на исполнение запроса - 19 часов.

RadarSAT-2, Канада, Группировка - 1. Полоса съемки в наилучшем разрешении (3 метра) - 20 км, максимальная (разрешение 100 метров) - 500 км. Время реакции на исполнение запроса - 19 часов. Витков в день - 14.

Впрочем, я Вас отошлю лучше к главе 13.3 "Обзор развития космических РСА" (особенно к табл.13.8, стр.609) упомянутого исследования - там очень детально расписаны текущие возможности данной технологии, из которых можно сделать совершенно однозначный вывод - непрерывный мониторинг столь обширного полигона и столь подвижных и изменчивых объектов в реальной обстановке затруднен технически и невозможен по экономическим соображениям - слишком большая спутниковая группировка нужна в виду узкой полосы слежения и отсутствия круглосуточного контроля полигона. Вопросы скорости обработки и ее точности при этом можно даже не обсуждать.

Кстати, стоит упомянуть, что в связи с особенностями орбиты "луч" съемки движется по поверхностью со скоростью до 10 км/с, что практически ставит крест на съемке в режиме сопровождения цели из-за малых пределов изменения углов наводки антенны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поскольку рассыхайся, трескайся, а гореть топливо всё одно будет. Это не киросинка - перемешивать не надо - вся ракета сплошное сопло.

 

гореть - будет

весь вопрос - как?

 

при наличие трещин в монолите скорость горения увеличивается многократно, в результате - взрыв.

всегда.

Именно по этому периодически "отстреливают" одну-две ракеты - проверяют "протухли" или нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Скальпель" -- "протух"

Твердое топливо имеет привычку рассыхаться и трескаться.

Так что -- нет предмета для разговора.

БЖРК теперь можно только сконструировать с нуля -- под новые ракеты и на новой элементарной базе

Есть сведения с испытаний или так, из ощущений. Поскольку рассыхайся, трескайся, а гореть топливо всё одно будет. Это не киросинка - перемешивать не надо - вся ракета сплошное сопло.

твердое топливо должно быть однородно по составу и по плотности, это необходимо для того чтобы поверхность горения была постоянна и равномерна.

Равномерна - да, постоянно - хренушки там, она постоянно увеличивается, расходясь от шнура к внешнему корпусу. ))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Скальпель" -- "протух"

Твердое топливо имеет привычку рассыхаться и трескаться.

Так что -- нет предмета для разговора.

БЖРК теперь можно только сконструировать с нуля -- под новые ракеты и на новой элементарной базе

Есть сведения с испытаний или так, из ощущений. Поскольку рассыхайся, трескайся, а гореть топливо всё одно будет. Это не киросинка - перемешивать не надо - вся ракета сплошное сопло.

Поинтересуйтесь внешним видом топливного заряда. Узнайте - зачем там проточки, центральное отверстие, что такое бронирование заряда

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Скальпель" -- "протух"

Твердое топливо имеет привычку рассыхаться и трескаться.

Так что -- нет предмета для разговора.

БЖРК теперь можно только сконструировать с нуля -- под новые ракеты и на новой элементарной базе

Есть сведения с испытаний или так, из ощущений. Поскольку рассыхайся, трескайся, а гореть топливо всё одно будет. Это не киросинка - перемешивать не надо - вся ракета сплошное сопло.

твердое топливо должно быть однородно по составу и по плотности, это необходимо для того чтобы поверхность горения была постоянна и равномерна.

Равномерна - да, постоянно - хренушки там, она постоянно увеличивается, расходясь от шнура к внешнему корпусу. ))))

верно, но площадь либо константа, либо увеличивается закономерно. Иначе не ракета, а шутиха. И придется придумывать про "кондиционер"))))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

×