"Збоншинское выдворение" евреев 1938 г., прелюдия к холокосту
Выдворении (нем. Polenaktion) евреев из Германии, которых в Польше лишили гражданства.
В этот период на территории Германии проживало 50 тысяч евреев с польскими паспортами, и ещё 10 тысяч жили в Австрии. Польское правительство опасалось, что в результате давления и принуждения к эмиграции со стороны властей Третьего рейха эти евреи приедут в Польшу.
31 марта президент Польши подписал закон о лишении гражданства польских граждан, проживавших за пределами страны более 5 лет. Затем была введена норма, согласно которой с 15 по 30 октября все граждане Польши за пределами страны должны были предъявить свои паспорта в местные консульства. В сентябре 1938 года польское правительство издало декрет о необходимости обмена польского паспорта гражданам, постоянно проживающим за границей, для сохранения польского гражданства. В противном случае, с 1 ноября 1938 года эти люди лишались гражданства Польши. Большинство польских евреев, проживавших в Германии, эти указы проигнорировали.
Не желая появления в Германии большого числа евреев без гражданства, германское правительство арестовало 28 и 29 октября около 20 тысяч немецких евреев с польскими паспортами либо евреев из Польши, лишённых немецкого гражданства, доставило их поездами на германско-польскую границу и начало насильственную депортацию.
Депортация оказалась для польских властей полной неожиданностью[12]. Утром 29 октября немцы сообщили на таможенный пункт в Збоншине о следующем из Германии в Польшу «специальном поезде». К удивлению польских таможенников и пограничников, в поезде оказались польские евреи, паспорта которых должны были утратить свою силу через 2 дня.
31 октября в 15:30 польские власти объявили о закрытии выезда из района Збоншина вглубь Польши. Полиция заблокировала выезды из города и взяла под контроль железнодорожный вокзал[3]. Депортированные были временно размещены в различных зданиях в городе[19]. Население Збоншина было в несколько раз меньше, чем количество прибывших в город евреев[13].
Большинство депортированных оказалось на польской территории без каких-либо средств к существованию. В течение нескольких месяцев тысячи людей жили в чрезвычайно тяжёлых условиях.
Четыре тысячи депортированных получили разрешение на въезд в Польшу, а остальные были вынуждены оставаться на границе. Польский МИД выдвинул Германии ультиматум, что в случае продолжения депортаций аналогичные действия будут предприняты в Польше против немцев без польского гражданства. После этого оставшихся на нейтральной полосе депортированных евреев германские власти отправили в концлагеря.
Среди тех, кто был изгнан из Германии, была семья Зенделя и Рифки Гриншпан, польских евреев, которые эмигрировали из Царства Польского в 1911 году и поселились в Ганновере. Их семнадцатилетний сын Гершель жил в это время в Париже с дядей. Гершель получил открытку от своей сестры из Польши, описывающую высылку семьи: «…Хотя нам не сказали, что случилось, но мы видели, что всё уже решено. … Мы без гроша. Не могли бы вы с дядей прислать что-нибудь в Лодзь?». Гриншпан получил открытку от 3 ноября 1938 года. Он в отчаянии купил револьвер и убил немецкого дипломата Эрнста фом Рата. Смерть фом Рата, в свою очередь, стала поводом для «Хрустальной ночи» — серии еврейских погромов по всей Германии в ночь с 9 на 10 ноября.
Recommended Comments
There are no comments to display.
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now